Экспертный анализ в центре закупок лекарственных средствчислом, суммой или частотой?

Представляем углубленное исследование данных рейтинга «ФармЭксперт — Экспертный профиль», в рамках которого был проведен опрос работников центров закупок лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для их розничной реализации. Респондентам было предложено оценить вес критериев, характеризующих работу дистрибьюторских компаний. Сбор информации осуществлялся методом телефонного опроса экспертов, которых рекомендовали сами компании-дистрибьюторы (подробнее см. «Еженедельник АПТЕКА», № 9 (380) от 10.03.2003 г.). Анкета, помимо раздела, касающегося определения лучших дистрибьюторов исходя из наиболее важных для респондентов критериев, содержала целый ряд вопросов, которые ранее не анализировались. Ответы на эти вопросы и  легли в основу отдельного углубленного экспертного анализа, позволившего оценить значение (ответ на поставленный вопрос) и  взаимосвязь ряда факторов (поставленные в анкете вопросы), не вошедших в результаты рейтинга «ФармЭксперт — Экспертный профиль». В данной статье вниманию читателей представлен анализ части этих данных.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Задачей экспертного анализа данных (часть опросной анкеты), собранных для проведения отдельного (углубленного) исследования, является установление наличия статистически значимой корреляционной взаимосвязи мнений экспертов по следующим оцениваемым факторам/признакам (П) (результатам ответов на поставленные вопросы):

1. Количество торговых точек в аптечной сети (Сколько торговых точек в Вашей сети )П 1;

2. Количество дистрибьюторов, поставляющих лекарственные препараты в аптеку (Сколько поставщиков (дистрибьюторов) регулярно поставляют медикаменты и товары медицинского назначения в Вашу аптеку (сеть)) — П 2;

3. Частота осуществления заказов (Как часто Вы осуществляете заказы?):

3.1. в день — П 3,

3.2. в неделю — П 4,

3.3. в месяц — П 5;

4. Средняя сумма одного заказа (Можете ли Вы назвать среднюю сумму одного заказа?) — П 6.

Цель исследования — оценить значимость и тесноту корреляционной связи между факторами, оказывающими влияние на взаимоотношения специалиста — эксперта центра закупок лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения и дистрибьютора.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫБОРКИ

Чтобы получить надежные результаты выборочных исследований, изучаемая выборка должна быть однородной и репрезентативной. В нашем случае выборка формировалась таким образом, чтобы охватить лучших экспертов — не просто работников центров закупок лекарственных препаратов, а квалифицированных специалистов, прошедших скрининговый опрос и получивших наибольшее количество рекомендаций. Что это значит? Результаты исследования позволяют ориентироваться на деятельность ведущих специалистов центров закупок лекарственных средств, а не на подходы, характерные для всей генеральной совокупности, и характеризуют «поведение» тех экспертов, с которыми работает большинство ведущих дистрибьюторов Украины.

Для того чтобы процедура отбора экспертов была действительно объективной, факт рекомендации дистрибьютором конкретного специалиста рассматривали как повод для внесения его в базу данных. Затем проводили скрининг респондентов, в ходе которого определяли соответствие профессионального уровня эксперта полученной рекомендации. Поскольку существует такое понятие, как структура выборки, опрос проводили с учетом ее величины и региональных особенностей. В целом, выборка экспертов составила 500 респондентов.

МЕТОДОЛОГИЯ

Учитывая, что распределение полученных данных не соответствует нормальному закону распределения (распределение Гаусса), для исследования значимости и тесноты взаимосвязи интересующих признаков (наличие статистически значимой связи между анализируемыми факторами) применен один из непараметрических методов корреляции (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, r). Полученные результаты удобнее всего представить в виде матрицы коэффициентов парной корреляции (табл. 1). В связи с довольно большим объемом выборки (n = 500) для проверки значимости коэффициента ранговой корреляции методом Спирмена использовали t-критерий (табл. 2). Расчеты выполнены посредством программного обеспечения Microsoft Excel с использованием дополнительных подпрограмм, изложенных в практическом руководстве «Статистика в науке и бизнесе» (Лапач С.Н., Чубенко А.В., Бабич П.Н., 2002). Там же приведена методология проведения расчетов. Подобный методологический подход был нами использован и при оценке ряда положений, которыми руководствуются работники аптечных учреждений (провизоры первого стола) в работе с покупателями (см. статью «ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ В АПТЕКЕ. Мне хочется знаний — в них сила моя» («Еженедельник АПТЕКА», № 18–19 (339–340) от 13.05.2002 г.)1.

Таблица 1

Матрица коэффициентов парной корреляции (метод Спирмена) (сумма квадратов разностей рангов S = 10840847,5)

 

П 1

П 2

П 3

П 4

П 5

П 6

П 1 (количество торговых точек)

1

0,262

0,038

0,052

0,004

0,308

П 2 (количество поставщиков)

0,262

1

0,164

-0,060

-0,019

0,178

П 3 (частота заказов в  день)

0,038

0,164

1

-0,714

-0,058

-0,029

П 4 (частота заказов в  неделю)

0,052

-0,060

-0,714

1

-0,028

0,133

П 5 (частота заказов в  месяц)

0,004

-0,019

-0,058

-0,028

1

-0,018

П 6 (сумма заказа)

0,308

0,178

-0,029

0,133

-0,018

1

Прямая значимая корреляционная связь – выделена полужирным шрифтом; обратная значимая корреляционная связь – выделена курсивом.

ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ

Логико-смысловое моделирование

В экспертной оценке определения факторов, характеризующих взаимоотношения центров закупок и дистрибьюторов, использован метод логико-смыслового моделирования (Голубков Е.П., 2000). Процедура выявления факторов включает формирование каталога факторов (корреляционная матрица) с последующей структуризацией в виде построения графа (формального отображения структуры проблем). Граф проблем представляет собой связное и логически обоснованное описание последовательности взаимосвязи всей совокупности факторов с учетом значимых корреляционных связей (t табличное — не менее 1,96474048; табл. 1, 2) и диалектического закона причинно-следственных взаимоотношений.

Таблица 2

Значимость коэффициентов ранговой корреляции (t-критерий) (t табличное – не менее 1,96474048)

 

П 1

П 2

П 3

П 4

П 5

П 6

П 1 (количество торговых точек)

Не опр.

6,077

0,866

1,182

0,108

7,242

П 2 (количество поставщиков)

6,077

Не опр.

3,729

-1,358

-0,441

4,043

П 3 (частота заказов в  день)

0,866

3,729

Не опр.

-22,777

-1,303

-0,657

П 4 (частота заказов в  неделю)

1,183

-1,359

-22,777

Не опр.

-0,638

2,998

П 5 (частота заказов в  месяц)

0,109

-0,441

-1,304

-0,638

Не опр.

-0,419

П 6 (сумма заказа)

7,243

4,043

-0,658

2,998

-0,419

Не опр.

На рисунке показана взаимосвязь изучаемых факторов. Цифрами обозначена корреляционная связь между этими факторами. П 1 — П 6 — исследуемые факторы, определяющие сферу взаимоотношений работника центра закупок лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для розничной реализации (эксперта) с дистрибьютором. Следует подчеркнуть, что если коэффициент корреляции между анализируемыми факторами положительный, то это указывает на прямую связь (синим цветом выделены прямые значимые связи), а если отрицательный — на обратную (красным цветом выделены обратные значимые связи). Во внимание принимали тот факт, что для любой пары взаимосвязанных факторов проблема, решаемая ранее, должна быть причиной (одной из причин) возникновения проблемы, которая решается позже (причинно-следственная связь).

Рисунок. Граф, построенный на основании корреляционной матрицы и отображающий значимые связи признаков (факторов), характеризующие взаимоотношения центров закупок лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для аптечных предприятий с поставщиками (дистрибьюторами)

Собственно анализ

На построенном графе определяется основное (иерархическое) ядро (П 6 — П 2 — П 1), которое характеризует взаимоотношения центра закупки и поставщика.

Статистически значимая корреляционная связь (0,262) между количеством поставщиков (П 2) и количеством торговых точек (П 1) может свидетельствовать о том, что при увеличении количества розничных точек в аптечной сети увеличивается число дистрибьюторов, с которыми сотрудничает центр закупки. Можно предположить, что по мере увеличения количества торговых точек возрастают запросы аптечной сети в целом. Поэтому дистрибьюторы, с которыми сотрудничает центр закупок, уже не в состоянии полностью удовлетворить потребности аптечной сети. Другими словами, ассортимент нескольких дистрибьюторов подчас не может «покрыть» реально востребованную широту ассортимента аптечной сети.

Средняя сумма одного заказа (П 6) статистически значимо связана с количеством торговых точек в сети (П 1). Теснота связи 0,308. Увеличение средней суммы одного заказа при увеличении количества точек реализации выглядит вполне закономерно.

Количество поставщиков коррелирует со средней суммой одного заказа (статистически значимая взаимосвязь П 2 — П 6 (0,178)). Чем это объяснить? Возможно, существуют эмпирически сформировавшиеся группы товаров (например, по производителям, терапевтическому действию и т.д.), которые эксперт традиционно закупает у одних и тех же поставщиков. Рост розничной сети сопровождается не только увеличением количества разнообразных товарных групп (а следовательно, увеличением числа дистрибьюторов), но и увеличением средней суммы одного заказа у традиционных поставщиков. Диверсификация источников поступления товара, вероятно, по мнению отвечающего за закупки специалиста, должна снижать риски ценовых, дефектурных и других «проколов», что реально отражается на логистической нагрузке самого эксперта центра закупок. И здесь есть о чем подумать дистрибьюторам.

Наличие сильной статистически значимой отрицательной связи (-0,714) между факторами П 3 и П 4 может свидетельствовать о том, что в аптеках и розничных сетях установилась определенная периодичность формирования заказов исходя из внутренних логистических правил. Большинство (76,0%) опрошенных экспертов центров закупок ежедневно заказывают товар. Чем выше частота осуществления закупок, тем с большим количеством поставщиков контактирует эксперт (связь П 3 — П 2), а при формировании заказов раз в неделю естественно увеличивается средняя сумма заказа (связь П 4 — П 6). Правильность этого предположения подтверждается тем, что фактор П 5 — осуществление заказа 1 раз в месяц — не коррелирует ни с одним из анализируемых признаков.

Таким образом, число дистрибьюторов, осуществляющих поставки товара в аптеки или розничные сети, связано с количеством точек реализации в аптечной сети и ее оборотом, косвенным признаком которого является средняя сумма одного заказа. Количество поставщиков увеличивается при повышении частоты заказов, но определяющим фактором для частоты заказов является внутренняя организация работы центра закупок лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Что дальше?

Результаты анализа наводят на мысль о необходимости дальнейшей обработки данных с тем, чтобы выяснить, можно ли разделить исследуемую выборку центров закупок лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения на несколько подгрупп, наиболее однородных по своим характеристикам, например, в зависимости от количества торговых точек, лояльности к определенным дистрибьюторам и т.д. Такой подход представляется возможным, а полученные результаты послужат материалом для последующих публикаций.

Для чего?

Основная цель углубленного экспертного анализа дополнительных данных, полученных в ходе сбора информации для рейтинга «ФармЭксперт — Экспертный профиль», — помочь провизорам, закупающим лекарственные препараты и изделия медицинского назначения для аптек, и поставщикам (дистрибьюторам) эффективно взаимодействовать. В связи с этим немаловажной является внешняя обратная связь. Редакция «Еженедельника АПТЕКА» надеется на активность со стороны читателей, специалистов центров закупок и дистрибьюторов. Ждем ваших комментариев, пожеланий и замечаний.

Максим Плошенко

Коллектив «Еженедельника АПТЕКА» и издательство «МОРИОН» выражают особую благодарность Павлу Бабичу за участие и помощь в разработке методологии исследования и в обработке информации, а также компаниям «SC DOM», «Мединформ» и «Софтинформ» за помощь в проведении анкетирования, сбора и обработке данных.

ЛИТЕРАТУРА

Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. — М.: Финпресс, 2000. — 464 с.

Лапач С.Н., Чубенко А.В., Бабич П.Н. Статистические методы в медико-биологических исследованиях с использованием Excel. — К.: Морион, 2001. — 408 с.

Лапач С.Н., Чубенко А.В., Бабич П.Н. Статистика в науке и бизнесе. — К.: МОРИОН, 2002. — 640 с.

Хеттмансенспергер Т. Статистические выводы, основанные на рангах. — М.: Финансы и  статистика, 1997. — 334 с.


1 Обычно для исследования корреляционных связей между двумя факторами, в том случае если данные не соответствуют нормальному закону распределения, используют как метод Спирмена (r), так и метод Кендалла (t). Поскольку r придает больший вес инверсиям тех рангов, которые отстоят дальше, то обычно r по абсолютной величине больше t. Может показаться, что r указывает на большую согласованность ранжировок значений исследуемых признаков, чем t, но это различие — артефакт, порожденный строением r и t (Хеттмансенспергер Т., 1997). Таким образом, данное утверждение послужило достаточным основанием для применения метода оценки коэффициента ранговой корреляции по Спирмену с целью обработки и последующего анализа полученных данных.

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті