«ГлаксоСмитКляйн» в Украине: миссия выполнима

Фармацевтический гигант «ГлаксоСмитКляйн» (Великобритания), который был создан в январе 2001 г. в результате слияния компаний «ГлаксоВеллком» и «СмитКляйн Бичем», является одним из бесспорных мировых лидеров в области научных исследований, разработки и производства лекарственных средств. Приоритетные фармакотерапевтические направления — антибактериальные средства, препараты для лечения заболеваний центральной нервной, дыхательной систем и пищеварительного тракта, а также метаболических расстройств. Кроме того, «ГлаксоСмитКляйн» располагает солидным портфелем ОТС-препаратов, средств для использования в стоматологии и нутрицевтиков.

Котировка акций «ГлаксоСмитКляйн» осуществляется на Нью-Йоркской и Лондонской фондовых биржах, доля компании на мировом фармрынке сегодня составляет около 7%. Штат сотрудников компании в разных странах превышает 100 тыс. человек, из них около 40 тыс. задействованы в области маркетинга и торговли (самый мощный торговый дивизион среди мировых фармацевтических компаний), более 42 тыс. — в  производстве (99 заводов в 39 странах). Более 16 тыс. человек заняты научными исследованиями и  разработкой лекарственных средств (24 научных центра в 7 странах). На эти цели ежегодно выделяется около 4 млрд долл. США. Согласно данным последнего годового отчета, в 2002 г. общие продажи компании «ГлаксоСмитКляйн» составили 31,8 млрд долл. США (в том числе около 27 млрд — продажи рецептурных препаратов), общая прибыль — 9,7 млрд долл. Увеличение объема продаж продукции «ГлаксоСмитКляйн» в I квартале 2003 г. составило 26%.

О сегодняшнем и завтрашнем дне, ближайших и долгосрочных перспективах деятельности компании «ГлаксоСмитКляйн» на  украинском фармацевтическом рынке корреспондент «Еженедельника АПТЕКА» беседует с  главой ее украинского представительства Дэвидом Причардом.

Дэвид Причард, глава представительства компании «ГлаксоСмитКляйн»
в Украине

— Каковы нынешние позиции, основные задачи и миссия компании «ГлаксоСмитКляйн»?

— Сегодня «ГлаксоСмитКляйн» занимает второе место по объемам продаж среди глобальных лидеров фармацевтического рынка и наши усилия сосредоточены на обеспечении внутреннего роста согласно собственному плану развития компании, расширении ассортимента лекарственных средств, формировании портфеля ключевых брендов.

На нынешнем этапе расширение ассортимента продукции достигается двумя путями. «ГлаксоСмитКляйн» является фармацевтической компанией, стержнем философии и основой деятельности которой всегда был и остается выпуск инновационных лекарственных средств. Стратегический, приоритетный путь — проведение научных исследований и разработка новых лекарственных молекул — рассчитан на долгосрочную перспективу. В настоящее время на последних стадиях разработки находится целый ряд препаратов компании «ГлаксоСмитКляйн» для лечения сердечно-сосудистых заболеваний и злокачественных новообразований, бронхиальной астмы и сахарного диабета. Их выход на рынок, который запланирован на 2006 г., станет без преувеличения кардинальным шагом в борьбе человечества с названными видами патологии. До этого времени — на протяжении ближайших нескольких лет «инновационного промежутка» — компания «ГлаксоСмитКляйн» рассматривает возможность лицензионного выпуска перспективных препаратов, разработанных другими компаниями (второй путь увеличения портфеля — тактический). Пример — разработанный компанией «Байер АГ» (Германия) препарат для лечения эректильной дисфункции Левитра (варденафил), продвижение которого на международный рынок совместно с компанией «ГлаксоСмитКляйн» уже началось. В ближайшее время начнется совместное продвижение Левитры на украинский рынок нашим представительством в Украине совместно с компанией «Оникс-Фарм», представляющей интересы «Байер АГ» в Украине, России и других странах СНГ.

Среди приоритетов «ГлаксоСмитКляйн» — оптимизация показателей финансово-экономической деятельности, проведение активной и гибкой инвестиционной политики в соответствии со стратегией, предусматривающей наращивание производственных мощностей компании «ГлаксоСмитКляйн» в разных регионах планеты.

Следует подчеркнуть, что в Центральной и Восточной Европе компания «ГлаксоСмитКляйн» работает не только с высокотехнологичными инновационными препаратами: значительное число препаратов-генериков выпускается на заводах компании в Польше (Познань), Румынии, других странах. Производство высококачественных и доступных генерических препаратов повышает привлекательность компании и ценность ее продукции для населения разных стран, создает дополнительные преимущества для выполнения нашей миссии во всем мире: высококачественные лекарственные средства компании «ГлаксоСмитКляйн» помогают человеку добиваться большего, чувствовать себя лучше, жить дольше.

— Вы возглавили украинское представительство компании в прошлом году. Какие трудности пришлось испытать, какие выводы сделать, каких результатов достичь?

— С момента моего назначения в 2002 г. на должность руководителя представительства компании «ГлаксоСмитКляйн» в Украине прошло достаточно времени для того, чтобы составить представление о реалиях украинского фармацевтического рынка. По мере ознакомления с особенностями украинского рынка крепла убежденность в том, что организационная структура и принципы деятельности представительства компании «ГлаксоСмитКляйн» требуют качественных изменений — таких, которые в итоге позволят значительно повысить эффективность работы на рынке и в сжатые сроки улучшить количественные показатели…

— Каковы эти изменения? Сводятся они к внутренним преобразованиям в  представительстве или к совершенствованию внешних, в частности маркетинговых, стратегий?

— Если говорить о маркетинговых стратегиях, то предстоит изменить многое, кроме одного: нашей целевой аудиторией были, есть и останутся фармацевты и провизоры — работники украинских аптек, а также медицинские работники. В тесном сотрудничестве с ними я усматриваю ту платформу, на которой наша компания достигнет желаемых результатов деятельности на украинском рынке. В этой связи новая концепция работы представительства «ГлаксоСмитКляйн» сводится к тому, чтобы продвигать меньше лекарственных средств, но делать это более активно и более качественно, обеспечивая аптечных и медицинских работников самой свежей и полной, самой объективной и подробной информацией о наших препаратах. Мы должны каждый день спрашивать себя: «Что «ГлаксоСмитКляйн» делает для фармацевтов и врачей Украины? Какие их профессиональные интересы не учитывает? Какие из их требований не удовлетворяет ..»

«Недифференцированное» продвижение продукции по принципу «все для всех», попытки выполнить все задачи сразу не оправдывают себя. Сегодня в основу деятельности представительства положены иные принципы — адресная работа по отдельным бизнес-направлениям и концентрация усилий на маркетинге и реализации ограниченного количества ключевых брендов, потенциальные возможности и перспективы которых на рынке не вызывают сомнений.

Результатом реструктуризации стало создание в составе представительства четырех бизнес-юнитов. Два подразделения напрямую связаны с медицинскими работниками и занимаются продвижением рецептурных лекарственных средств: бизнес-юнит по препаратам для лечения заболеваний дыхательной системы и антибактериальным средствам и бизнес-юнит по препаратам для лечения сердечно-сосудистой и неврологической патологии, а также метаболических расстройств. Третий бизнес-юнит занимается тендерными и госпитальными закупками и продвижением вакцин, четвертый — специализируется на ОТС-препаратах и препаратах-генериках. Мы надеемся, что благодаря описанной дифференцированной конфигурации бизнес-процесса, четкому разграничению стратегических направлений будет достигнуто более полное понимание позиции и методов работы представительства со стороны партнеров, более глубокое осознание преимуществ лекарственных средств компании «ГлаксоСмитКляйн» со стороны украинских потребителей.

Изменение организационной структуры представительства потребовало пересмотра функциональных задач и ключевых должностных обязанностей персонала. Этому процессу сопутствовал тщательный, взвешенный и прозрачный подбор кандидатур для новой команды: с этой целью проводились внутренний и внешний конкурсы на замещение штатных должностей. В настоящее время штат «ГлаксоСмитКляйн» в Украине на две трети состоит из новых сотрудников, профессионализм каждого из которых соответствует самым высоким требованиям. Думаю, именно в этом залог будущей успешной работы представительства.

— Каковы ближайшие планы и  долгосрочные перспективы компании «ГлаксоСмитКляйн» в Украине?

— Как и любая зарубежная компания, «ГлаксоСмитКляйн» не имеет права на ведение хозяйственно-экономической деятельности, а пока лишь имеет свое представительство на территории Украины. Безусловно, это не дает возможности развивать в стране «полнокровный» бизнес, в том числе связанный с производственной деятельностью.

Сегодня в украинской фармацевтической отрасли вообще и в фармацевтическом производстве в частности накопилось немало проблем: в период активного развития инвестиционные вложения со стороны крупных западных компаний могли бы оказать ощутимую помощь. Компания «ГлаксоСмитКляйн» весьма заинтересована в развитии украинской фармацевтической промышленности и со своей стороны рассматривает возможности и ведет поиск деловых партнеров для создания инвестиционных проектов, связанных с производством в Украине лекарственных средств. Украинский фармацевтический рынок представляется нам и привлекательным, и перспективным. По моему мнению, его потенциал сопоставим с потенциалом рынка такой европейской страны, как Франция. Вопрос в том, когда украинский рынок начнет развиваться соответственно своему потенциалу…

— Каковы, на ваш взгляд, основные препятствия на пути достижения такого соответствия?

— В недостаточном уровне инвестиционной активности, в слабом развитии форм и методов возмещения стоимости лекарственных средств и медицинского страхования… Для таких компаний, как «ГлаксоСмитКляйн», которые вкладывают колоссальные средства в научные исследования и разработку новых препаратов, а затем реализуют их на международном рынке (а это связано с высоким финансовым риском!), одним из чрезвычайно актуальных вопросов является защита прав интеллектуальной собственности. В Украине же этот вопрос пока остается открытым и требует более глубокого изучения на разных уровнях. На мой взгляд, было бы целесообразно обсудить проблему защиты прав интеллектуальной собственности и другие злободневные вопросы функционирования фармацевтической отрасли в Украине в рамках международного промышленного форума. Несмотря на активную конкуренцию, в условиях которой мы сегодня живем и работаем, существуют проблемы, решать которые следует только сообща.

Филипп Снегирев
Фото Евгения Чорного

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті