Необъятные российские просторы страховой медицины

Продолжая тему обязательного медицинского страхования в  России, проанализируем его достижения за последние годы. Закон «О медицинском страховании граждан РСФСР» прошел путь длиною в 12 лет. Это достаточный период для того, чтобы взвесить все «за» и «против».

На сегодняшний день четко вырисовались как положительные, так и  отрицательные стороны медицинского страхования. Российский опыт поучителен, тем более, что корни у нашего здравоохранения одни.

Принятие обязательного медицинского страхования стало положительным моментом 1991 года, когда распался Советский Союз и все напоминающее о старом стало неприемлемым. В разряд отживших элементов попала и система здравоохранения.

В поисках альтернативы «набившему оскомину» здравоохранению оглянулись вокруг. Западная Европа выбрала социальное страхование, Великобритания — государственное. Со счетом 1:0 победил метод Западной Европы, хотя бы потому, что само слово «государственный» не воспринималось.

Что дало обязательное медицинское страхование России? Одним из главных его преимуществ является использование средств от собранных взносов непосредственно на развитие медицины. Не приходится, как раньше, «клянчить» у государства, которое с завидной упорностью финансировало медицину по остаточному принципу. Теперь все деньги в одном кармане и остается только расходовать их с умом. Идеальная схема работы медицинского страхования — все четко организовано, все вовремя платят взносы. К сожалению, на деле не все так. Но об отрицательном поговорим позже, сначала — о положительных аспектах медицинского страхования.

Итак, с принятием Закона застрахованные получили право выбора врача, поликлиники и страховой компании, что было необычным для российского гражданина, ранее «закрепленным» за одной поликлиникой и одним врачом. Застрахованному гарантировано бесплатное предоставление практически всех видов медицинской помощи по всей территории России. Бесплатность медицинского обслуживания избавляет застрахованного от дилеммы «быть или не быть» — вызывать или не вызывать скорую помощь в экстренных случаях. На территории России скорая помощь бесплатно предоставляется всем, включая граждан других государств.

Медицинское страхование предполагает непосредственную связь «страховая компания — медицинское учреждение — врач». Раньше, в государственной системе здравоохранения, медицинский персонал не был материально заинтересован в конечном результате своей работы. Сейчас количество и качество оказанных медицинских услуг — прямой показатель дохода медицинского учреждения. Таким образом медицинское страхование выполняет роль определенного стимула для медицинского персонала. Появились стабильный источник для выплаты заработной платы, возможность оснастить кабинеты новым лечебным и диагностическим оборудованием, изменить внешний и внутренний вид клиник — сделать кабинеты уютными, холлы — светлыми и вечнозелеными. Постоянные страховые «вливания» повышают качество медицинских услуг, совершенствуют лечебно-диагностическую базу медицинских клиник.

Возможность выбора пациентом медицинской клиники и врача способствует созданию конкуренции между медицинскими учреждениями. Клиникам выгодно обслуживать большее число клиентов. Оплата медицинских услуг за каждого застрахованного пациента положительно влияет на качество медицинской помощи.

Страховые компании несут ответственность за каждого клиента, контролируют оказание медицинской помощи, прослеживают путь каждого рубля во взаиморасчетах с медицинскими клиниками. Хочется верить, что на сегодняшний день покончено с приписками и необоснованным использованием взносов застрахованных. Контроль повышает ответственность. При выборе метода лечения врач анализирует и взвешивает все «за» и «против».

Застрахованный имеет право обжаловать действия врача или медицинского учреждения. Если раньше пациент был предоставлен самому себе, то сейчас страховая компания стоит стеной за него. Именно страховая компания приобретает для своих клиентов медицинскую услугу, в дальнейшем контролируя качество ее предоставления.

Медицинское страхование стоит на страже интересов застрахованных. Юристы, менеджеры страховых компаний готовы отстаивать права клиентов и помогать в сложных ситуациях. Эксперты страховых компаний анализируют жалобы застрахованных, отправляют запрос в лечебное учреждение для выяснения той или иной конфликтной ситуации. Всячески поддерживая и защищая своих клиентов, страховые компании выполняют обязанности гида в сложном медицинском мире. С этой целью создаются справочно-информационные службы, которые предоставляют всем клиентам информацию о медицинской помощи, а также о наличии лекарств в аптечных учреждениях.

Страховая медицина — действительно актуальная, финансово устойчивая система, существенно влияющая на качество медицинского обслуживания. Но жизнь вносит коррективы.

Что же происходит на самом деле? К сожалению, на практике часто оказывается, что забыли учесть национальные особенности, исторически сложившуюся безответственность «…И что важнейшая наука для царей: знать свойство своего народа и выгоды земли своей» (Крылов И.А. Воспитание льва). В случае с введением страховой медицины не все предусмотрели заранее, рассчитывали на русское «авось», поспешили с выполнением, чтобы вовремя отраппортовать.

Изначально медицинское страхование задумывалось как негосударственная рыночная система. Но в 1993 г. были внесены поправки — созданы фонды (http://wbase.duma.gov.ru). Данные нововведения не позволили медицинскому страхованию уйти в «свободное рыночное плаванье». Государственные организации, фонды создали централизованную модель медицинского страхования, подобную прежней государственной медицине. Путь к цивилизованным рыночным отношениям оказался закрыт.

Просчитались с размером страхового взноса — 3,6% фонда оплаты труда (http://www.budgetrf.ru/), которого едва хватает на оплату медицинских расходов для работающего населения (не говоря о не работающих). А ведь старики, дети, инвалиды больше всех нуждаются в медицинской помощи.

Взносы медицинского страхования оплачиваются несвоевременно, с задержками, некоторые государственные структуры вообще игнорируют оплату. Если предприниматели и предприятия в основном платят за своих рабочих и служащих, то проблема неплатежей за неработающее население особо актуальна. Отрицательную динамику страхового фонда усилит сокращение бюджетного финансирования здравоохранения, что создаст и укрепит тенденцию «хронической» неуплаты.

Цепочка неуплаты тянется к больницам и поликлиникам. Постоянные неплатежи взносов «рикошетом» бьют по расчетам с медицинскими учреждениями и прямой наводкой — по пациентам. Больницы и поликлиники не получают заработанных денег, поэтому задерживаются выплаты врачам, недостаточно средств для приобретения современного медицинского оборудования, а пациенты ощущают на себе все несовершенство медицинского страхования. Эпизодически ситуацию «оздоравливает» только «теневой» рубль в кармане врача.

К сожалению, медицинское страхование одной рукой предоставляет выбор застрахованному, другой — отбирает. Нарушаются права, гарантированные Законом. Фактически нет выбора медицинских клиник, а значит отсутствует их конкуренция. Нет конкуренции — грош цена качеству медицинских услуг. Часто пациенты могут обратиться лишь в поликлинику по месту жительства (что уж говорить о жителях сельской местности) или лишь в ту больницу, которая дежурит по району (городу). Если пациент зарегистрирован в одной поликлинике, он не может обратиться к окулисту или к невропатологу другой. Зачастую врач игнорирует основы медицинской деонтолгии. А к другому врачу, заслуживающему доверие, пойти нельзя, поскольку у него уже «полный комплект» застрахованных.

С введением медицинского страхования пациенты потеряли интерес к здоровому образу жизни. Им даже выгодно болеть — за лечение они не платят, а за пребывание на больничном листе получают деньги. Ситуация напоминает прежнюю государственную медицину без каких-либо положительных изменений.

Система медицинского страхования функционирует таким образом, что состояние здоровья застрахованных никак не влияет на размер взносов. Для страховой компании не имеет значения, тянется ли за клиентом шлейф хронических болезней (которые он отягощает гиподинамией, избыточной массой тела и курением) или он ведет здоровый образ жизни (утро начинается с зарядки, заканчивающейся холодным душем, ежедневный контроль массы тела, сбалансированное питание). Система медицинского страхования не стимулирует стремление пациента к здоровому образу жизни.

Возвращаясь к оплате взносов на медицинское страхование, необходимо отметить следующее. Изначально предусматривалось содержание страховых компаний за счет взносов. Размер страхового взноса определяли с учетом немедицинских выплат. Тогда не предполагалось, что будут созданы фонды как дополнительное звено в системе медицинского страхования. Затраты на содержание фондов удвоили немедицинские расходы. И это еще не все. В управлениях здравоохранения созданы целые отделы, контролирующие работу медицинского страхования на уровне государства. Часть взносов расходуется на обеспечение этих структур. Если вычесть все немедицинские расходы, остается небольшая сумма на оплату медицинских услуг.

К сожалению, с введением медицинского страхования не произошло положительных изменений в сторону снижения цен на медицинские услуги. Клиники, предоставляющие помощь застрахованным, постепенно повышают стоимость своих услуг. Хотя должно быть наоборот — при оптимальных рыночных отношениях медицинские клиники постепенно снижают цены, таким образом привлекая застрахованных. Повышение стоимости сказывается на том, что выплаты страховых компаний еще более задерживаются. Это вполне объяснимо, ибо фонды не всегда вовремя производят расчет. Образуется замкнутый круг.

Страховые компании стремятся улучшить обслуживание своих клиентов. Но на практике заключают договоры не с лучшими медицинскими учреждениями, а с теми, куда их клиентам удобно обращаться. К сожалению, пока не обходится без продолжительного ожидания пациентами очереди на прием к врачу или проведение исследования. Не всегда клиника оснащена необходимым медицинским оборудованием для своевременной диагностики и лечения. Тем не менее, страховые компании всегда готовы отстаивать права своих клиентов.

Не надо быть специалистом, чтобы понять отягощенность структуры обязательного медицинского страхования в России. Да, именно перенасыщенная структура «тянет» вниз, не давая полного хода всей системе. Или фонды, или страховые компании должны «выпасть» из системы медицинского страхования, поскольку дублируют некоторые функции, к тому же требуются дополнительные затраты на их содержание. Заметим, что в странах Западной Европы (например, в Германии, Франции) на страховом рынке присутствуют только больничные кассы, объединяющие функции фонда и страховой компании. Максимальное упрощение медицинского страхования должно дать положительный результат — снижение немедицинских затрат, повышение вклада социального страхования в охрану здоровья застрахованных.

Сегодня в России актуален вопрос о реформировании обязательного медицинского страхования. Система находится на полпути (и бросить жалко, и продолжать начатое нет возможности). Поэтому лучшее из решений — проанализировать все положительные и отрицательные аспекты страхования, чтобы не на бумаге, а на деле гарантировать гражданам России право на получение полноценной медицинской помощи.

Оксана Терсина

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті