Перспективы аптечного бизнеса на селе

Проблема медикаментозного обеспечения населения, проживающего в сельской местности, стоит в нашей стране очень остро. Есть ли будущее у аптечного бизнеса на селе? Какие факторы способствуют его развитию, а какие — сдерживают? Об этом корреспондент «Еженедельника АПТЕКА» беседовал с председателем кировоградской организации работодателей в медицине и фармации, генеральным директором производственной фирмы «Ацинус» Григорием Урсолом.

— Григорий Николаевич, как Вы оцениваете ситуацию, сложившуюся в настоящее время с обеспечением лекарствами сельского населения?

Григорий Урсол

Григорий Урсол, председатель кировоградской организации работодателей в медицине и фармации, генеральный директор производственной фирмы «Ацинус»

— К сожалению, ситуация очень сложная. Как известно, согласно существующему законодательству, в сельской местности разрешено реализовывать лекарственные средства через фельдшерско-акушерские пункты (ФАП) по договору с  центральной районной аптекой. Однако не в каждом селе есть пункты, полностью укомплектованные постоянным штатом. Вообще кадровая проблема является центральной в вопросе обеспечения сельского населения медикаментами. Врачи и  фармацевты из городов не хотят работать в селах, а те, кто проживает в сельской местности, зачастую оставляют свою работу, поскольку она не может обеспечить средства к существованию. В  итоге в Украине сейчас существует немало сел, в  которых медикаменты приобрести негде.

В районных центрах медикаментозное обеспечение населения осуществляют центральные районные аптеки, которые зачастую являются монополистами в этой сфере. Отсутствие конкуренции приводит к тому, что цены в этих аптеках нередко более высоки, чем в областных центрах или в столице. Я могу понять руководителей этих аптек, поскольку им необходимо содержать достаточно большой штат сотрудников, обеспечивать нормальное функционирование учреждения, оплачивать коммунальные услуги, аренду помещения и т.п. Наряду с этими структурами в районных центрах действуют и частные компании по реализации медикаментов. Преимуществами таких компаний являются мобильность, возможность быстро реагировать на рыночные изменения, большая «маневренность» в кадровом вопросе, гибкость в  ценообразовании.

— В проекте правил торговли лекарственными средствами, который широко обсуждался на страницах «Еженедельника АПТЕКА», установлено, что минимальная площадь аптеки в сельской местности может составлять 50 кв. м. Как Вы оцениваете такое изменение в существовавших ранее нормативах?

— Те, кто обеспечивает медикаментами сельское население, давно говорили, что норма, существовавшая ранее для всех аптек, в том числе сельских, не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Развитие рынка дистрибьюторских услуг и  необходимость иметь больше оборотных средств обусловили тот факт, что в аптеке сейчас невыгодно держать большие товарные запасы. Да в  этом и нет необходимости, поскольку в любой момент можно заказать и получить нужные медикаменты. Такие аптеки, работающие, что называется, «с колес», могут иметь меньшие площади. Это выгодно, поскольку экономятся средства на аренде помещения, оплате коммунальных услуг, содержании штата. Соответственно, у этих аптек больше шансов «выжить» и приносить владельцам прибыль. В своих предложениях к проекту правил торговли лекарственными средствами мы указывали, что функции заведующих и их заместителей в таких аптеках могут выполнять люди со средним фармацевтическим образованием.

Да, сокращение минимально необходимой площади аптеки является прогрессивным шагом, который может сделать медикаментозную помощь для сельских жителей более доступной. Однако есть очень много населенных пунктов, где даже такую аптеку содержать невыгодно. В таких селах было бы целесообразно открывать аптечные киоски, реализующие лекарственные средства безрецептурной группы. Поставка медикаментов и  изделий медицинского назначения в киоски должна осуществляться из аптеки или аптечного склада, структурными подразделениями которых являются такие киоски. Вообще я считаю, что на данном этапе развития украинского фармацевтического рынка не следует отказываться от аптечных киосков как одной из форм работы по медикаментозному обеспечению населения, в особенности, на селе. Мы еще не «доросли» до того, чтобы вычеркнуть аптечный киоск из списка эффективно работающих бизнес-структур.

— К чему привело бы решение о ликвидации аптечных киосков?

Если в  настоящее время принять решение о ликвидации аптечных киосков, то это будет иметь негативные последствия как для потребителей медикаментов, так и для предпринимателей, которые занимаются реализацией лекарств на рынке. В этом случае количество аптечных учреждений сразу уменьшится примерно на треть, и пострадают от этого практически все. Во-первых, потребитель лишится возможности приобрести лекарственные средства в  нужный момент и в нужном месте. Каждый, кому срочно понадобилось какое-либо лекарство, будет вынужден искать аптеку или больницу, где расположен аптечный пункт. А как объяснить сельским жителям — людям пожилого возраста, одиноким, инвалидам, приезжим, — которым необходимо в срочном порядке приобрести и  принять необходимое лекарство, что нужно искать больницу или стационарную аптеку?

Во-вторых, наряду с потребителями ликвидация аптечных киосков затронула бы и интересы предпринимателей, поскольку некоторые «малые структуры» бизнеса, торговая сеть которых состоит преимущественно из аптечных киосков, сразу же «обвалятся», и очень много людей со  специальным образованием останется без работы. На мой взгляд, нужно стремиться не к отказу от аптечных киосков, а к тому, чтобы аптечное дело в  них было организовано надлежащим образом. В  частности, можно составить перечень препаратов и  изделий медицинского назначения, которые было бы разрешено реализовать в аптечных киосках, описать условия, соблюдение которых необходимо при их хранении и реализации. Очень важно, чтобы эти условия были выполнимы и обеспечивали сохранение надлежащего качества медикаментов.

— Вы упомянули о кадровой проблеме. Кто же будет работать в этих киосках?

— Действительно, это очень важный вопрос. На мой взгляд, проблему с кадрами для работы в сельских аптечных киосках можно решить, если будет разрешена реализация медикаментов в сельской местности специалистами не только с  фармацевтическим, но и с медицинским образованием. Учитывая, что в киосках продаются препараты безрецептурной группы, а также изделия медицинского назначения широкого потребления (бинты, вата, пластырь и др.), думаю, что человек с  медицинским образованием, в том числе, средним, будет достаточно компетентен. Возможно, это не идеальное решение, но, принимая его, следует учитывать все «за» и «против», подумать, что лучше: когда требуемый безрецептурный препарат пациенту продаст медсестра или когда больной человек вынужден ехать или даже идти пешком за ним в районный центр. Конечно, можно иметь дома необходимый запас медикаментов, но, во-первых, домашние аптечки не всем сейчас по карману, а во-вторых, всего предусмотреть нельзя, и вряд ли человек может уверенно прогнозировать, какое именно лекарство ему может понадобиться завтра, послезавтра или через неделю.

Хотелось бы обратить внимание еще на один аспект. Не секрет, что многие люди обращаются за врачебной помощью, когда обойтись без нее уже не могут. Не слишком внимательное отношение к собственному здоровью — это, к сожалению, наша суровая реальность. Если даже люди, проживающие в крупных городах, не всегда находят время посетить поликлинику, то представьте, как обстоит дело в селах, жителям которых до ближайшего врача еще нужно ехать десятки километров. Зачастую тот, кто работает в  сельском аптечном киоске, является единственным консультантом жителей села в вопросах, связанных со здоровьем. Если у этого человека будет медицинское образование, то это совсем неплохо. Разумеется, советы такого специалиста не должны выходить за рамки его компетенции. Например, заметив, что какой-то житель села часто приобретает препараты от головной боли, работник аптечного киоска может рассказать, что головная боль может быть вызвана целым рядом причин, и  порекомендовать обратиться к врачу. Рискну предположить, что совет человека «в белом халате» будет воспринят серьезно, побудит человека задуматься о проблемах со здоровьем и  обратиться к врачу, а не глотать годами таблетки, пытаясь устранить симптомы заболевания, при котором, возможно, необходимо системное лечение. Не следует забывать, что если человек не получает адекватного медицинского, в том числе медикаментозного лечения, то нишу официальной медицины и легального аптечного бизнеса занимают разного рода целители. Конечно, не все они заслуживают критики, но немало шарлатанов, которые зарабатывают деньги на болезнях и  невежестве людей.

— Каков опыт ведения аптечного бизнеса в сельской местности у руководимой Вами компании?

— Недавно мы отмечали 10-летний юбилей компании. «Ацинус» — одна из наиболее крупных профильных частных компаний Кировоградской области. Из небольшой частной клиники мы «выросли» в структуру, располагающую 26 торговыми подразделениями и  обеспечивающую эффективную медикаментозную помощь населению области, в том числе и  проживающему в сельской местности. Эти торговые точки расположены во многих районах Кировоградской области, а расстояние между ними достигает 500 км.

Компания строго выполняет лицензионные условия и все требования контролирующих органов, хотя, скажу честно, на  селе обеспечить это очень непросто. При формировании портфеля препаратов мы учитываем то, насколько они востребованы, как быстро продаются. Если в крупном городе аптека может себе «позволить» иметь в ассортименте часть лекарственных средств, скорость оборачиваемости которых не очень высока, то на селе такая «роскошь» непозволительна. Поэтому в компании очень тщательно подбирают ассортимент медикаментов, представленных в сельских аптечных киосках или ФАПах. Как я уже говорил, особенно остро стоит проблема с кадрами. У нас есть опыт, когда мы даже объявили конкурс в одном из сел и направили его победительницу на платное обучение по специальности «фармация».

Сложно вести бизнес в условиях, когда постоянно меняются правила игры, поэтому хотелось бы пожелать государственным структурам разных уровней, создающим нормативно-правовую базу в сфере реализации фармацевтической продукции, чтобы принятие новых законов и нормативных актов способствовало стабильности на рынке, а регулирование деятельности бизнес-структур строилось на разумных принципах целесообразности. Для того чтобы аптечный бизнес на селе выжил и развивался, необходимы более либеральные требования к организации процесса реализации медикаментов. Да, фармацевтический рынок должен быть цивилизованным и  ориентированным в своем развитии на нормы, существующие в европейских странах. Но следует учитывать и реалии нашей страны, требования сегодняшнего дня. В сельской местности проживает треть населения Украины. Это люди, которые, как и  все остальные, болеют и нуждаются в  медикаментозной помощи. И есть фирмы, которые хотели бы эту помощь предоставлять. Налицо нормальная рыночная ситуация, когда есть потребность в услуге и готовность ее оказывать. Механизмы регулирования на всех уровнях власти должны помогать развитию социально ориентированного бизнеса. n

Виктория Матвеева, фото Евгения Чорного

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

АНАТОЛІЙ 23.03.2010 12:01
МЕНЕ ЦІКАВИТЬ ІНФОРМАЦІЯ ПРО ВІДКРИТТЯ АПТЕКИ В СЕЛІ,ЗВОНІТЬ ХТО МОЖЕ ДОПОМОГТИ 050-171-44-21

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті