Конкурентная среда препаратов ЛОРАТАДИНА

Данная публикация является продолжением серии статей, направленных на исследование и отображение характерных особенностей конкурентной среды для группы препаратов с одной и той же активной фармацевтической субстанцией. При подготовке материала использованы данные системы исследований рынка «Фармстандарт» ООО «Морион», а также сведения об объемах средств, затраченных на телевизионную рекламу, любезно предоставленные компанией «GfK-USM».

Продолжая изучать конкурентную среду препаратов, имеющих принципиально похожую направленность действия и принадлежащих к одной подгруппе АТС-классификации, мы предлагаем вашему вниманию результаты такого исследования на примере препаратов, проявляющих комплексную противоаллергическую, антиэкссудативную и противозудную активность и содержащих в качестве активного вещества лоратадин.

Необходимо указать на некоторые изменения в методологии, описанной в других публикациях (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 10 (431) от 15 марта 2004 г.). Все данные по денежным показателям, как и в предыдущих публикациях данной серии, приведены в розничных средневзвешенных ценах. Все расчеты основаны на данных за 2003 г. Для определения ценовых ниш и их пределов были задействованы методы регрессионного статистического анализа, которые позволяют отображать тенденции, а также прогнозировать дальнейшие изменения данных с помощью стандартных математических графических зависимостей. Методология сбора и обработки информации о рекламных затратах на телевидении была подробно описана ранее (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 16 (437) от 26 апреля 2004 г.).

Согласно АТС-классификации (ВОЗ, 2004) препараты лоратадина относятся к группе R — «Средства, действующие на респираторную систему». В группе R препараты лоратадина представлены в двух подгруппах, R01A — «Противоотечные и другие препараты для местного применения при заболеваниях полости носа» и R06A — «Антигистаминные средства для системного применения». Подгруппа R01A включает препараты лоратадина в форме геля для местного применения, в то время как подгруппа R06A — средства для системного применения (таблетки, суппозитории, сироп).

В виду характерного отсутствия конкурентных связей между препаратами, отличающимися по принципу применения, целесообразно сузить предметную область анализа до препаратов лоратадина, предназначенных для системного применения.

Являясь абсолютным лидером по объему аптечных продаж в денежном выражении среди препаратов группы R06A — 3295,6 тыс. дол. США или 29,68% (рис. 1), — препараты лоратадина также занимают 3-е место в этой группе по объему продаж в натуральном выражении — 1381,96 тыс. упаковок или 10% (рис. 2).

Структура розничных продаж препаратов группы R06A АТС-классификации в денежном выражении по итогам 2003 г.

Рис. 1. Структура розничных продаж препаратов группы R06A АТС-классификации в денежном выражении по итогам 2003 г.

Структура розничных продаж препаратов группы R06A АТС-классификации в натуральном выражении по итогам 2003 г.

Рис. 2. Структура розничных продаж препаратов группы R06A АТС-классификации в натуральном выражении по итогам 2003 г.

Кроме того, препараты лоратадина отличаются самой высокой промоционной активностью на телевидении в R06A-подгруппе (рис. 3). В общем объеме затрат на рекламу по итогам рекламной кампании на украинских каналах телевидения в 2003 г. доля препаратов лоратадина составила 37,06% (774,5 тыс. дол. США), при этом отечественные препараты не рекламировались.

Структура затрат на рекламу препаратов группы R06A АТС-классификации по итогам рекламной кампании на украинских каналах телевидения в 2003 г.

Рис. 3. Структура затрат на рекламу препаратов группы R06A АТС-классификации по итогам рекламной кампании на украинских каналах телевидения в 2003 г.

В результате экспертной оценки ценового распределения в изучаемом сегменте фармацевтического рынка было предложено разделение входящих в него препаратов на две ценовых ниши: низко- и высокостоимостную. Определены также их ценовые пределы (табл. 1).

Таблица 1

Ценовые ниши группы препаратов лоратадина

Ниша

Дол. США

Грн.

нижняя граница

верхняя граница

нижняя граница

верхняя граница

Низкостоимостная

0,051

0,263

0,272

1,402

Высокостоимостная

0,264

0,520

1,403

2,772

В основу оценки был положен пересчет цен на препараты с учетом Daily Defined Dose (DDD), то есть «установленная суточная доза», составляющая для препаратов лоратадина 10 мг, выступает в качестве минимальной ценовой единицы (ATC INDEXE WITH DDDs, WHO Collaborating Centre for Drug Statistics Methodology, Oslo, Norway, 2004). Использование цен, пересчитанных на DDD, представляется наиболее оптимальным для отображения реальных ценовых показателей, позволяя избежать возникновения погрешностей номинальных значений.

В результате использования вышеописанных методов статистического анализа и математической обработки данных установлено разделение данного сегмента фармацевтического рынка на две стоимостные ниши (рис. 4).

Определение ценовых ниш группы препаратов лоратадина

Рис. 4. Определение ценовых ниш группы препаратов лоратадина

Исходя из данных, представленных в табл. 2, очевидно, что среди препаратов лоратадина сохраняется традиционная ситуация преобладания отечественных препаратов по сравнению с импортными по натуральным объемам продаж (рис. 5).

Удельный вес в общем объеме розничных продаж препаратов лоратадина в натуральном и денежном выражении в 2003 г.

Рис. 5. Удельный вес в общем объеме розничных продаж препаратов лоратадина в натуральном и денежном выражении в 2003 г.

Удельный вес ценовых ниш группы препаратов лоратадина в натуральном и денежном выражении по объемам продаж в 2003 г.

Рис. 6. Удельный вес ценовых ниш группы препаратов лоратадина в натуральном и денежном выражении по объемам продаж
в 2003 г.

Таблица 2

Структура розничных продаж по группе препаратов лоратадина в разрезе ценовых ниш в 2003 г.

Ниша

Препараты зарубежного производства

Препараты отечественного производства

Всего

тыс. дол. США

тыс. упаковок

тыс. дол. США

тыс. упаковок

тыс. дол. США

тыс. упаковок

Низкостоимостная

252,40

109,86

1 634,59

932,97

1 886,99

1 042,83

Высокостоимостная

1 408,60

339,14

1 408,60

339,14

Всего

1 661,00

449,00

1 634,59

932,97

3 295,59

1 381,97

По денежным объемам продаж наблюдается приблизительно равное соотношение долей производителей в разрезе «отечественный/зарубежный». Разница между удельным весом украинских и импортных препаратов составляет всего 0,8% в пользу зарубежных.

Низкостоимостная ниша препаратов лоратадина характеризуется доминированием над высокостоимостной как в денежном, так и в натуральном выражении (рис. 6), причем продажи препаратов отечественных производителей в этой нише преобладают над таковыми импортных и в денежном (86,66%), и в натуральном (89,46%) объемах. Тем не менее, наблюдается абсолютное доминирование препаратов зарубежных производителей в высокостоимостной нише, что согласуется с итогами, представленными в наших предыдущих публикациях.

Динамика объемов продаж препаратов группы лоратадина в денежном выражении в разрезе ценовых ниш в 2003 г.

Рис. 7. Динамика объемов продаж препаратов группы лоратадина в денежном выражении в разрезе ценовых ниш в 2003 г.

При детализированном анализе конкурентных связей среды препаратов лоратадина (табл. 3) выяснилось, что среди лекарственных средств с таблетированными формами выпуска лидирующие позиции по объемам продаж занимают в основном препараты отечественного производства, где лидером является ЛОРАТАДИН-КМП производства компании «Киевмедпрепарат». Отметим также, что препараты лоратадина в форме ректальных суппозиториев представлены только препаратом ЛОРАТАДИН-М компании «Монфарм». Среди этой группы лекарственных средств сиропы отечественного производства не представлены.

Таблица 3

Удельный вес объемов продаж препаратов лоратадина в разрезе ценовых ниш в 2003 г.
(в порядке убывания суммарных объемов продаж в денежном выражении по каждой форме выпуска)

№ п/п

Наименование

Форма выпуска

Компания-
производитель

Ниша

низкостоимостная, %

высокостоимостная, %

в денежном выражении

в натуральном выражении

в денежном выражении

в натуральном выражении

1

ЛОРАТАДИН-КМП

табл.10 мг

Киевмедпрепарат

59,04

64,74

2

АГИСТАМ

табл.10 мг

Концерн Стирол

15,05

15,57

3

КЛАРИТИН®

табл. 10 мг

Schering-Plough

76,08

76,31

4

ЛОРАТАДИН

табл. 10 мг

Лекхим-Харьков

0,02

0,01

5

ЛОРАТАДИН 10-СЛ

табл. 10 мг

Slovakofarma

2,52

2,64

6

ЛОРАТАДИН

табл.10 мг

Фармак

11,74

8,42

7

ЛОРАНО

табл. 10 мг

Hexal AG

8,41

6,24

8

ЭРОЛИН®

табл. 10 мг

Egis

1,03

0,56

9

ЛОРФАСТ

табл. 10 мг

Cadila

0,81

0,64

10

ЛОРАТАДИН

табл. 10 мг

Rusan Pharma

0,30

0,21

11

КЛАРИФЕР

табл.10 мг

Брынцалов-А

0,26

0,20

12

ЛОРАТАДИН-СТОМА

табл.10 мг

Стома

0,15

0,19

13

ЛОРАТАДИН

табл.10 мг

Витамины

0,08

0,10

14

ЛОРАТАДИН-АВАНТ

табл. 10 мг

Seda Pharma

0,04

0,05

15

КЛАРИТИН®

сироп фл. 120 мл

Schering-Plough

13,54

10,15

16

КЛАРИТИН®

сироп фл. 60 мл

Schering-Plough

8,77

11,77

17

ЭРОЛИН®

сироп фл. 120 мл

Egis

1,61

1,77

18

ЛОРАТАДИН-М

супп. ректал. 0,01 г

Монфарм

0,54

0,44

Сезонность показателей продаж среды препаратов лоратадина имеет свою специфику, выражающуюся в увеличении объемов продаж весной, летом и в начале осени (рис. 7). В октябре 2003 г. произошло значительное увеличение объемов аптечных продаж в низкостоимостной и одновременно уменьшение — в высокостоимостной нише данного сегмента фармацевтического рынка. В результате в этом месяце отмечена большая разница по суммам продаж между денежными объемами различных ниш (114,33%). Возникновение этой разницы связано с различными причинами ситуативного характера, требующими отдельного рассмотрения. В остальном характер кривых, описывающих сезонную зависимость, повторяется (с некоторыми отклонениями) для обеих ценовых ниш.

Топ-5 препаратов лоратадина в общем объеме продаж лекарственных средств группы R06A за 2003 г.

Рис. 8. Топ-5 препаратов лоратадина в общем объеме продаж лекарственных средств группы R06A за 2003 г.

Оригинальным препаратом в анализируемой группе является КЛАРИТИН производства компании Schering-Plough. Этот препарат в Украине промотируется в двух лекарственных формах — таблетки и сироп. Несмотря на наличие большого количества генериков, препараты, объединенные под брэндом КЛАРИТИН, являются лидерами в денежном выражении (рис. 8), что в условиях достаточно жесткой конкуренции с более дешевыми генериками является весьма показательным фактом. Пожалуй, одним из факторов успеха является рекламная активность компании-производителя по продвижению КЛАРИТИНА. Так, увеличение объемов продаж согласуется с периодами максимальной рекламной активности на телевидении (рис. 9).

Динамика затрат на рекламу на украинских каналах телевидения и денежных объемов продаж препарата КЛАРИТИН компании Schering-Plough в 2003 г.

Рис. 9. Динамика затрат на рекламу на украинских каналах телевидения и денежных объемов продаж препарата КЛАРИТИН компании Schering-Plough в 2003 г.

Кроме того, препараты лоратадина производства компании Schering-Plough позиционируются исключительно в высокостоимостной нише, где занимают 1-е место как в денежном, так и в натуральном объеме продаж, соответственно 98,39% и 98,23%.

Среди пяти лидирующих брэндов (см. рис. 8) второе, третье и четвертое места принадлежат препаратам украинских производителей, что косвенно указывает на высокий спрос на отечественные препараты.

Преобладание потребления в количественном выражении низкостоимостных препаратов над высокостоимостными, содержащих в качестве активной фармацевтической субстанции лоратадин, представляется весьма существенным для формирования ассортимента в аптечных учреждениях.

Препараты отечественных производителей прочно заняли низкостоимостную нишу данного сегмента фармацевтического рынка. Количество проданных упаковок приблизительно в два раза превышает таковое на препараты высокостоимостной ниши, представленной исключительно продукцией зарубежного производства.

В целях оптимизации ассортимента необходимо учитывать промоционную активность производителей, имеющую существенное значение для стимуляции положительных потребительских предпочтений.

Важную роль для правильного формирования ассортимента играет сезонный фактор. Поэтому следует предусмотреть максимальное насыщение рынка препаратов лоратадина в весенний и летний периоды.

Потребительский спрос является важнейшим фактором, определяющим формирование ассортимента в аптечных учреждениях. Результаты экспертного анализа свидетельствуют о том, что для удовлетворения широкого потребительского спроса структура ассортимента должна включать различные лекарственные формы, в данном случае таблетки, сироп и суппозитории.

Для привлечения максимальных объемов потребительских ресурсов аптечным предприятиям следует иметь, по крайней мере, по одному препарату лоратадина, принадлежащему к каждой из ценовых ниш, и, по возможности, каждой формы выпуска. Минимально достаточный ассортиментный ряд должен состоять из 4–5 препаратов: в форме сиропа — 1, в форме ректальных суппозиториев — 1, а также 2–3 препарата из разных ценовых ниш в форме таблеток, в зависимости от предпочтений потребителя.n

Евгений Кунда

По всем вопросам относительно системы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться по тел.: (044) 569-44-70 или по e-mail: [email protected]

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті