|
Давайте отвлечемся от пафоса компаний-производителей, регулярно объявляющих о выпуске новых препаратов. Реакция читающей аудитории на подобную информацию может быть различной, но вряд ли вызовет ликование. Дистрибьютор займет стандартно-логичную позицию: будут заказы — буду брать у производителя. В случае повышенной лояльности к производителю дистрибьютор может нехотя согласиться взять минимальное количество продукта (предварительно оговорив все возможные риски, связанные с его нереализацией), тем самым, обозначив его в своем прайс-листе. Аптека займет свою привычно-аргументированную позицию: будут назначения — буду заказывать. В случае повышенной лояльности к медицинскому представителю или же менеджеру дистрибьютора аптека может дать согласие на заказ единицы продукта (также оговорив все возможные риски), тем самым обеспечив наличие препарата на своих полках. Наконец, врач, узнав об очередных инновационных усилиях отечественного производства, выразит критичное отношение к голословно-листовочным декларациям, сухо сообщит медицинскому представителю о загруженности и недостатке времени, потребности в предоставлении образцов «на пробу» и пр. Возможно, мы несколько сгущаем краски, отражая эмоции профессиональной среды, но речь не о них. С профессионалами обсудим самый важный и значимый вопрос: «А какую пользу мне принесет этот новый продукт?». С этой позиции и должны даваться оценки, уже затем переходящие в эмоции. Но анализ пользы всегда следует первым.
НОВЫЕ ЛЕКАРСТВА — НОВЫЕ НАДЕЖДЫ
|
Задумаемся над актуальностью ценовой доступности препарата для дистрибьюторов и аптек. В развитых странах при выведении на рынок дешевого генерического препарата он начинает активно вытеснять оригинальный. Дистрибьюторы и аптеки не имеют возможности увеличить «натуральные» объемы реализации в сегменте, так как количество потребителей существенно не изменяется, и объемы продаж всех препаратов сегмента в денежном выражении закономерно снижаются.
Так, в Великобритании выведение на рынок генерической комбинации амоксициллина и клавулановой кислоты привело к снижению объема продаж всех препаратов данного сегмента в денежном выражении (рис. 1). Подобная ситуация, безусловно, выгодна пациенту, но как оценят ее участники рынка, получающие прибыль от реализации медикаментов?
ГЕНЕРИК И ЭКОНОМИКА АПТЕКИ
|
На самом деле все не так однозначно, и в Украине ситуация развивается с точностью до наоборот. Ввиду отсутствия системы возмещения стоимости лекарственных средств (reimbursement), а также низкой покупательной способности населения спрос на оригинальные препараты изначально весьма невелик. В этой ситуации брэнд живет своей, практически независимой жизнью, порой неразличимой по количеству проданных упаковок, но более значительной в денежном выражении. Генерики формируют огромный дополнительный сегмент рынка, развивающийся параллельно с сегментом брэнда. Приведенные данные об объемах розничной реализации брэнда и генерика флуконазола в Украине (натуральном выражении) иллюстрируют это утверждение (рис. 2).
Рассматривая диаграммы, зададимся вопросом: каково соотношение пациентов, принимающих оригинальный препарат и покупающих генерики? Оставим в стороне риторический вопрос: «А сколько пациентов могут покупать брэндовый препарат»? Сформулируем как аксиому: в большинстве случаев именно генерик обеспечивает повышение доступности (возможность назначать, принимать препараты) фармакотерапии, соответствующей современным стандартам. При этом соблюдение надлежащего качества выпускаемых генерических препаратов налагает особую ответственность на производителя.
«Делать эффективное доступным» — прописная, но очень верная истина. Оказывается, понятие «доступное» имеет не только этико-социальные, но и четкие экономические корни: для врача оно означает новых пациентов, получающих современное лечение, а для аптечных учреждений и дистрибьюторов — дополнительную прибыль от реализации данного товара.
Именно поэтому эпиграф актуален не только для производителя, а и для всех, кто дальше работает с препаратом.
|
Юрий Федорчук, «Фармацевтическая компания «Здоровье»
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим