|
|
В большинстве своем тренинги касаются психики человека и поэтому в идеале должны проводиться профессионалами в этой области. Есть мнение, например, что тренинги для фармкомпаний должны проводить врачи. Я с этим соглашусь. Но только в том случае, если это тренинги по вопросам медицины, фармакологии и другим специальным вопросам. Но если это тренинг продаж или другой тренинг для сотрудников внешней службы, я буду категорически против такого суждения. Разве может врач знать, что именно в данный момент происходит в сознании, а еще круче — в подсознании или бессознательном обучаемого? Разве провел врач массу времени, изучая психологию влияния? Разве врач имеет длительный опыт работы с продажами и т.п. Никогда! Специализированные тренинги должны проводиться суперпрофессионалами в их узких отраслях. И это может быть медицина и врачи. Но если тренинг касается социальных навыков и умений, то его должны проводить только психологи. Здесь, думаю, уместно будет немного раскрыть тайну и рассказать, чем отличаются различные специалисты с приставкой «психо-» друг от друга и, возможно, снять некоторые опасения, часто возникающие у людей, когда дело доходит до общения с психологами.
Психологи — это такие люди, которые в университете или институте были обучены науке о закономерностях поведения человека в той или иной среде под влиянием тех или иных обстоятельств. Здесь речь идет, в первую очередь, об инстинктах, стимулах, реакциях и т.п. Психологи знают очень многое о функционировании психики человека и умеют объяснить практически любое поведение. Часто у нас они специализируются на делении людей на типы, управлении персоналом и индивидуальном психологическом консультировании.
Следующие «психоспециалисты» — это психотерапевты. Они бывают двух типов. Медицинские психотерапевты — подготовленные медицинскими вузами, выросшие, как правило, из психиатров. Гуманитарные психотерапевты — подготовленные различными общественными организациями согласно стандартам авторитетных европейских и мировых институтов по подготовке специалистов в области индивидуальной и групповой психотерапии. Эти два вида отличаются своими взглядами. Первые в основном склонны считать отклонения психики болезнью, а вторые — индивидуальной особенностью, поддающейся коррекции. Эти люди «заточены» на психотерапевтическую помощь. Именно к ним обычно идут с неврозами, депрессиями, пограничными состояниями психики и т.п. Именно они любят кольнуть иголочкой в самое наболевшее и заставить рыдать над собственной судьбой. Но и именно они умеют облегчить состояние клиента без применения лекарственных средств. Словом и участием.
Третья группа «психо-», с которой мы познакомились в основном в последние десятилетия, — психоаналитики. Это они выросли из дедушки Фрейда. Это они ведут прием на пресловутой кушетке и ищут источники всех проблем в бессознательном и подсознании. Но на самом деле ничего такого сверхъестественного у них, кроме Фрейда, конечно, нет. Психоаналитик — это психотерапевт, практикующий в рамках психоаналитической (или психодинамической) теории. Обратите внимание, психоаналитик — это психотерапевт. Психотерапевты бывают очень разные: гештальт-терапевты, гипнотерапевты, клиентцентрированные психотерапевты, системные семейные психотерапевты, психодраматерапевты, символдраматерапевты, процессуальные психотерапевты, арттерапевты, психоаналитики и многие-многие другие терапевты, работающие с психикой человека.
И еще одна «психогруппа» — психиатры — люди, имеющие прямое отношение к болезням психики и пациентам психиатрического профиля. Это они «кормят» «неадекватный» народ таблеточками: транквилизаторами и нейролептиками. Именно они и только они могут выписывать препараты на розовых бланках. Они стоят на страже психического здоровья нации. И именно они способны справляться с психозами и прочими болезнями психики. Никто, кроме них, не может сделать этого. Кстати, лечение алкоголизма и наркомании — тоже их удел. Правда, в последнее время им пытаются в этом помогать психотерапевты, но я бы не сказал, что очень успешно.
Есть еще одна, последняя, группа людей, работающих с психикой, — это консультанты. И их бывает огромное множество. В соответствии с действующим законодательством Украины психиатрическая деятельность является лицензионным видом деятельности и требует соответствующей государственной лицензии. А психологической деятельностью можно заниматься без лицензии. К сожалению, сегодня нет четкой грани между психологической и психотерапевтической деятельностью в законодательстве. Отсутствует закон о психологической/психотерапевтической помощи. И никто не может гарантировать качество психологической помощи, предоставляемой консультантом. Так как никто не знает, чему именно и как был обучен этот человек. Но спрос на подобные услуги у нас высок. Высок потому, что цены у консультантов ниже, страх, что упекут в психлечебницу у пациента меньше, а потребность высказаться высока. Кстати, лучшим психотерапевтом у нас является кухня, соседка или подружка, а для мужиков — застольная компания. Именно таким образом, к сожалению, наш народ зачастую компенсируется и снимает напряжение. Именно поэтому на Западе так распространены психотерапевты — с алкоголем там борются, а поговорить им, буржуям, кроме как с психотерапевтом, больше не с кем.
О самой последней группе людей, имеющих отношение к работе с психикой, я говорить не хочу, так как коллегами их не считаю. Скажу только, что их много и к ним я отношу: многих астрологов, гадалок, предсказателей, народных целителей и сектантов. Последние наиболее опасны, так как работать с психикой они умеют виртуозно, а последствия их работы трудноизлечимы.
Здесь возникает вопрос о личности тренера. Тренер-профессионал в сотрудничестве со службой персонала помогает прояснению имеющихся в компании потребностей в обучении того или иного контингента. Его работа способствует «опознаванию» организацией своих стратегических целей и конкретных ближайших задач в области обучения персонала. Как следствие, формируется более ясный, мотивированный запрос на тренерские услуги и одновременное вытеснение с рынка «диких» тренингов, берущихся разрешить за два дня любые проблемы и обучить кого угодно и чему угодно.
Необходимые профессиональные установки возможны только при наличии профессионального сообщества: нормы, стандарты и исследования собственной деятельности вырастают из цеховых интересов. Допустим, тренер провел тренинг, результатами которого заказчик не доволен. В медицине этот вопрос может быть разрешен привлечением экспертов-профессионалов — конечно же, врачей! — которые оценивают действия коллеги, дают заключение. В ситуации тренера сплошь и рядом, к сожалению, заключение дают «родственники больного» — заказчики. Логика развития в направлении к профессионализации тренерской работы рано или поздно потребует и появления института супервизии, и каких-то форм взаимного обучения, и установления отношений сотрудничества даже с теми коллегами, которые являются прямыми конкурентами на рынке тренерских услуг.
Типичный тренинг
Хотелось бы описать типичный тренинг, например, для сотрудников внешней службы компаний. Как правило, это:
День первый
- коллективное заселение на базу проведения тренинга;
- ужин (брызги радости допоздна разлетаются во все стороны).
День второй
- начало тренинга (затягивается минут на 30);
- знакомство (все скороговоркой знакомятся посредством произнесения вслух собственных анкетных данных);
- зачитывание теории (сонное позевывание не совсем свежих лиц);
- выполнение вытекающего из теории группового упражнения (вялая агрессия и желание не напрягаться и по-быстрому «исчезнуть»);
- выбор презентатора (как правило, самого тихого и слабого);
- оживление в момент презентаций (кажется, утро таки началось);
- часовой рассказ и пояснения тренера;
- ОБЕД (наконец-то!);
- послеобеденное размышление о происходившем в первой половине дня (работать не хочется);
- упражнение, призванное расшевелить группу (несколько подпортило процесс переваривания пищи — группа оживилась);
- рефлексия упражнения (оказалась не по силам нескольким похрапывающим и чуть было не падающим со стула участникам, зато очень повеселила бодрствующих);
- групповая дискуссия, чередующаяся с получасовыми вставками тренера и блоками теории;
- обмен мнениями о том, как всем понравилось сегодня находиться здесь на этом замечательном тренинге;
- ужин (плавно перетекающий в банкет, танцы, салют, бильярд и прочие развлечения).
День третий
- начало тренинга (затягивается минут на 30);
- знакомство друг с другом (в новом групповом измененном сознании в состоянии бодуна);
- теория, упражнения и разъяснения (беспокоят значительно меньше, чем чувство жажды, сменяемое чувством голода и головной болью);
- дальше все, как в день второй (за исключением того, что банкет заменили шашлыками, а салют — сауной).
День четвертый
- начало тренинга (затягивается минут на 30);
- знакомство друг с другом (в другом после сауны ракурсе);
- заключительный видеотренинг, на котором нужно демонстрировать, что вы чему-то научились (беспокоит значительно больше, чем чувство жажды, сменяемое чувством голода и головной болью);
- групповое веселье при виде чужих ошибок сменяется отрицанием и защитой собственных;
- обед и сбор вещей;
- очень интересно, а что же этот тренер хотел-таки нам сказать?
- несколько участников, в количестве половины группы, покидают тренинг (поезд ждать не будет!);
- скучное созерцание лиц оставшихся (навевает тоску по родине и жене);
- тренер сообщает, что коль энтузиазм у оставшихся иссяк, он смилостивится и не будет возражать против того, чтобы раньше сегодня закончить тренинг;
- обмен мнениями о том, как всем понравилось все эти три дня находиться на этом замечательном тренинге;
- веселые, жизнерадостные и полные мотиваций и знаний участники разъезжаются по домам.
Идеальный тренинг
Идеальный тренинг представить себе невозможно, так как все они различны по методике и структуре проведения. Несколькими наиболее важными критериями качественного тренинга могут быть: активность и открытость участников, недирективность тренера и подхода, постоянная обратная связь, интерактивность и пр. Но, учитывая очень большую разницу в форматах проведения, описать идеальный тренинг без понимания цели обучения невозможно. Невозможно уже потому, что непонятно, какой тренинг нужно описывать: бизнес-тренинг или социально-психологический, или, может, НЛП-тренинг, или авторский. Только из понимания цели обучения вытекает тип и, соответственно, формат и форма тренинга. А для облегчения понимания разницы в форматах тренингов я предложу таблицу, где была сделана попытка сравнить по нескольким параметрам форматы различных тренингов.
Таблица | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сравнение тренингов, исходя из отдельных характеристик и применяемых методик | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
В заключение я хотел бы сказать следующее: для того, чтобы обучить сотрудников чему-то, нужно четко представлять, чему вы их хотите научить. Постановка задачи — это первый этап. Его результатом является четко описанная на бумаге задача, которую вы хотите решить, а также условия, например, в какие сроки и какими средствами. А уже согласно задачам обучения необходимо подбирать формат тренинга и его вид. Для всех форматов есть место под солнцем, но каждый из них нужно использовать по его прямому назначению. Еще один вопрос: как и когда после проведения тренинга вы сможете узнать о том, что успешно решили поставленные задачи? Четко определите для себя, что, когда и как должно измениться в вас или вашей организации. С помощью каких показателей вы сможете оценить оперативность и качество решения задач. И как вы узнаете о том, что количественные показатели, которые вы оцениваете, изменились в результате проведения тренинга, а не случайных внешних изменений на рынке. Если это тренинг продаж, тогда оценивать результаты легко, а если это формирование команды? В этом случае можно брать косвенные показатели, например, уменьшение количества конфликтов, текучести кадров и т.д.
Тренингов существует огромное количество. Выбор тренинга — достаточно сложная и разноплановая задача. И эту задачу рано или поздно компании придется решать. n
Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим