До самых до окраин. Аптечные продажи в регионах Украины: итоги 2007 г.

Развитие рынка аптечных продаж в регионах Украины связано со множеством факторов. В первую очередь — это, конечно же, уровень их социально-экономического и демографического развития. От этих характеристик отталкиваются в своей деятельности и компании-производители, и оптовые, и розничные операторы. Напомним, что итоги их работы на фармацевтическом рынке в целом по Украине в 2007 г. увенчались множеством успехов. Разумеется, все они заслуживают более пристального внимания в региональном разрезе. При подготовке публикации использовались данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН», а также показатели средней численности населения Украины по данным Государственного комитета статистики Украины (www.ukrstat.gov.ua).

Напомним, что по итогам 2007 г. общий объем розничного фармрынка Украины в ценах конечного потребителя составил 12,4 млрд грн. за 2,0 млрд упаковок, увеличившись на 31,3% в  денежном и  6,4% в натуральном выражении по сравнению с 2006 г. (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 7 (628) от 18.02.2008 г.). В это же время доля лекарственных средств (ЛС) в общем объеме аптечных продаж уменьшилась и составила 83,6% в денежном и 63,2% в натуральном выражении. То есть, продажи ЛС в абсолютных значениях составили 10,3 млрд грн. за 1,2 млрд упаковок. Наиболее преуспевающими категориями товаров в  «аптечной корзине» в 2007 г. были косметика и  биологические активные добавки (БАД), продажи которых в денежном выражении продемонстрировали темпы роста на уровне 70%.

Безусловно, такие успехи отечественного фармрынка — это целостное отображение результата работы всех его операторов. В разрезе же различных регионов Украины развитие фармрынка имело исключительно дифференцированный характер.

По результатам 2007 г., 13,8% общего объема розничного фармрынка в денежном выражении обеспечила столица (рис. 1). Однако по сравнению с 2006 г. ее вклад уменьшился на 1,0%. Такие изменения в первую очередь обусловлены увеличением темпов роста аптечных продаж в регионах, и, соответственно, уменьшением доли Киева с весны 2007 г. (рис. 2). Именно в этот период столица передала эстафету динамичному развитию рынка аптечных продаж за счет других регионов Украины. Представленные данные свидетельствуют, что именно в тот период, когда для Киева начали отмечать снижение темпов прироста рынка аптечных продаж, темпы прироста таковых в Киевской обл., напротив, значительно повысились. Очевидно, что престиж «загородной» жизни внес свои коррективы в развитие рынка аптечных продаж Киевской обл.

Удельный вес (%) регионов                                     в общем объеме рынка аптечных продаж в денежном                                     выражении в 2007 г.

Рис. 1. Удельный вес (%) регионов в общем объеме рынка аптечных продаж в денежном выражении в 2007 г.

Динамика прироста                                     объема рынка аптечных продаж в денежном                                     выражении в г. Киеве, Киевской обл. и в целом по                                     другим регионам Украины в январе 2006 – декабре                                     2007 г. по сравнению с аналогичными периодами                                     предыдущих лет

Рис. 2. Динамика прироста объема рынка аптечных продаж в денежном выражении в г. Киеве, Киевской обл. и в целом по другим регионам Украины в январе 2006 – декабре 2007 г. по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет

В 2007 г. максимальные темпы прироста рынка аптечных продаж демонстрировали Киевская обл. и другие крупные регионы Украины

В 2007 г. вторым и третьим по объемам аптечных продаж, как и годом ранее, были Донецкая и Днепропетровская области, удельный вес которых в исследуемый период увеличился на 1,1 и  0,6% соответственно и достиг 10,7 и 8,8% общего объема аптечных продаж страны. Еще для 8 регионов Украины в исследуемый период было отмечено увеличение доли рынка. Это — Запорожская, Одесская, Луганская, Киевская, Николаевская, Житомирская, Закарпатская и Волынская области. Именно для этих регионов были отмечены более высокие темпы прироста аптечных продаж, чем в целом по Украине. Следовательно, они и  были драйверами всего рынка.

Отметим, что доля одной области — Винницкой — осталась неизменной по сравнению с  2006 г. — 2,5%. Для 14 остальных регионов в  2007 г. было отмечено уменьшение доли рынка.

Анализируя рынок аптечных продаж, необходимо отметить, что его распределение между областным центром и областью во всех регионах значительно отличается. Причем эти отличия, бесспорно, накладывают свой отпечаток на структуру продаж и тенденции их развития. Так, по итогам 2007 г. максимальный удельный вес областного центра в общем объеме аптечных продаж по области в денежном выражении отмечен в Киевской обл., где доля Киева составила 82,4% (рис. 3). Отметку 50% по этому показателю областные центры превысили также в Харьковской, Николаевской, Запорожской, Одесской и  Черновицкой областях. Минимальная доля областного центра зафиксирована традиционно в  курортных регионах — Закарпатской обл. и  АР Крым — 13,3 и 19,4% соответственно.

Доля областного центра                                     в общем объеме рынка аптечных продаж по области в                                     денежном выражении за 2007 г.

Рис. 3. Доля областного центра в общем объеме рынка аптечных продаж по области в денежном выражении за 2007 г.

Немалое влияние на динамику развития региональных рынков сегодня оказывают сопутствующие категории товаров «аптечной корзины». По итогам 2007 г. их вклад максимален в структуре столичного рынка аптечных продаж. Доля сопутствующих категорий товаров в 2007 г. составила 23,0% общего объема розничного фармрынка Киева в денежном выражении (табл. 1). Причем по сравнению с 2006 г. этот показатель увеличился на 4,7% (с 18,3%). Наиболее существенный вклад в развитие сопутствующих категорий товаров на рынке аптечных продаж столицы внесла косметика. Доля этой категории здесь увеличилась на 3,5% и достигла 10,2%. А это максимальный показатель на фоне всех регионов Украины. Для БАД в  Киеве также отмечен наибольший удельный вес — 4,3%.

Таблица 1

Объем розничных продаж в регионах Украины по категориям товаров «аптечной корзины» в денежном выражении в целом за 2007 г.

Регион ЛС ИМН Косметика БАД
Млн грн. Удельный вес категорий, % Млн грн. Удельный вес категорий, % Млн грн. Удельный вес категорий, % Млн грн. Удельный вес категорий, %
г. Киев 1325,6 77,0 146,2 8,5 174,7 10,2 74,5 4,3
Донецкая обл. 1095,5 81,9 128,5 9,6 75,7 5,7 37,3 2,8
Днепропетровская обл. 915,1 84,5 85,1 7,9 50,6 4,7 31,9 2,9
АР Крым 714,3 88,4 50,9 6,3 23,6 2,9 19,7 2,4
Харьковская обл. 694,7 78,3 102,1 11,5 61,3 6,9 29,5 3,3
Львовская обл. 567,5 85,6 54,8 8,3 26,4 4,0 14,2 2,1
Запорожская обл. 499,2 84,2 52,3 8,8 22,7 3,8 18,9 3,2
Луганская обл. 493,3 88,6 39,7 7,1 10,4 1,9 13,4 2,4
Одесская обл. 481,4 81,3 57,1 9,6 32,4 5,5 21,1 3,6
Полтавская обл. 314,4 87,6 21,3 5,9 12,2 3,4 11,1 3,1
Киевская обл. 304,4 83,0 34,0 9,3 15,6 4,2 12,7 3,5
Винницкая обл. 260,4 84,6 24,4 7,9 16,5 5,3 6,9 2,2
Ивано-Франковская обл. 245,1 89,7 16,8 6,2 6,5 2,4 4,7 1,7
Черкасская обл. 241,4 88,0 21,6 7,9 5,6 2,0 5,6 2,1
Черниговская обл. 238,5 87,3 20,4 7,5 9,1 3,3 5,2 1,9
Хмельницкая обл. 235,9 90,4 13,9 5,4 5,4 2,1 5,4 2,1
Херсонская обл. 208,0 84,0 23,7 9,6 9,5 3,8 6,5 2,6
Николаевская обл. 200,3 87,3 17,5 7,6 6,5 2,8 5,3 2,3
Житомирская обл. 177,4 88,0 16,2 8,0 4,0 2,0 4,1 2,0
Ровенская обл. 170,5 85,0 19,2 9,6 6,8 3,4 4,0 2,0
Сумская обл. 166,6 83,5 17,7 8,9 8,9 4,4 6,3 3,2
Тернопольская обл. 166,1 89,5 11,8 6,3 4,7 2,5 3,1 1,7
Закарпатская обл. 164,0 85,4 16,4 8,5 6,9 3,6 4,9 2,5
Черновицкая обл. 162,7 84,7 16,9 8,8 6,9 3,6 5,6 2,9
Кировоградская обл. 157,2 87,2 15,8 8,8 3,1 1,7 4,2 2,3
Волынская обл. 150,1 80,1 23,0 12,3 8,4 4,5 5,8 3,1
Всего 10349,6 83,6 1047,3 8,5 614,4 5,0 361,9 2,9

В других областях сопутствующие категории товаров составляют от 9,5% объема аптечных продаж в Хмельницкой до 21,7% в Харьковской обл. Доля ИМН в общем объеме аптечных продаж в  различных регионах колебалась от 5,4% в  Хмельницкой до 12,3% в Волынской обл., косметики (за исключением Киева) — от 1,7% в  Кировоградской до 6,9% — в Харьковской обл., БАД (также без учета столицы) — от 1,7% в Тернопольской до 3,6% в Одесской обл.

Естественно, соотношение ЛС и сопутствующих категорий товаров в различных регионах Украины изменилось по сравнению с 2006 г. И если в целом по рынку аптечных продаж отмечено увеличение доли сопутствующих категорий товаров, то в разрезе регионов это утверждение справедливо для Киева и 19 областей. Однако, в АР Крым и  5 областях Украины (Харьковская, Луганская, Николаевская, Ровенская и Кировоградская) в общем объеме розничного фармрынка по итогам 2007 г. по  сравнению с 2006 г. увеличилась доля ЛС.

Максимальные темпы прироста аптечных продаж сопутствующих категорий товаров в денежном выражении отмечены в Днепропетровской, Киевской и Донецкой областях. По итогам 2007 г. продажи таковых здесь увеличились на 83,7; 79,1 и 76,0% соответственно (рис. 4). Минимальный прирост объемов реализации сопутствующих категорий товаров зафиксирован в Ровенской, Сумской и Кировоградской областях — 14,4; 13,0 и 12,1%.

Прирост объема продаж                                     ЛС и сопутствующих категорий товаров «аптечной                                     корзины» (ИМН, косметики и БАД) в денежном                                     выражении по регионам Украины в 2007 г.                                     по сравнению с 2006 г.

Рис. 4. Прирост объема продаж ЛС и сопутствующих категорий товаров «аптечной корзины» (ИМН, косметики и БАД) в денежном выражении по регионам Украины в 2007 г. по сравнению с 2006 г.

Продажи ЛС в целом по Украине в 2007 г. увеличились по сравнению с 2006 г. на 28,4% в денежном и 1,8% в натуральном выражении. Важно отметить, что к таким изменениям рынок аптечных продаж подтолкнули многие крупные регионы, такие как Киевская, Одесская, Луганская, Донецкая, Запорожская, Николаевская и другие области, в которых темпы прироста объемов реализации ЛС значительно превысили таковые в  целом по рынку (рис. 5). Всего же для 11 регионов в исследуемый период отмечено превалирование показателя прироста аптечных продаж ЛС над таковыми в целом по Украине.

Объем аптечных продаж                                     ЛС в денежном выражении по регионам Украины                                     в 2005–2007 гг. с указанием процента прироста по                                     сравнению с предыдущим годом

Рис. 5. Объем аптечных продаж ЛС в денежном выражении по регионам Украины в 2005–2007 гг. с указанием процента прироста по сравнению с предыдущим годом

Максимально по  итогам 2007 г. продажи ЛС увеличились в Донецкой обл. – на 315 млн грн.

Отметим, что темпы прироста объемов реализации ЛС из аптек в денежном выражении в разрезе всех регионов варьировали от 0,9% в Сумской до 49,0% в Киевской обл. Для Сумской области также отмечена максимальная убыль объемов продаж ЛС в натуральном выражении — на 16% (рис. 6). Тогда как наибольший прирост этого показателя зафиксирован в Николаевской области — на  24,6%.

Объем аптечных продаж                                     ЛС в натуральном выражении по регионам Украины в                                     2005–2007 гг. с указанием процента прироста/убыли по                                     сравнению с предыдущим годом

Рис. 6. Объем аптечных продаж ЛС в натуральном выражении по регионам Украины в 2005–2007 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Примечательно, что в Киеве продажи ЛС по  итогам 2007 г. увеличились по сравнению с  2006 г. на 15,8% в денежном выражении, а в натуральном — уменьшились на 8,7%. Таким образом, в  исследуемый период по темпам развития рынка аптечных продаж ЛС столица стала одним из «отстающих» регионов. Очевидно, что сегодня рассматривать развитие фармрынка столицы следует в контексте с областью.

Важно отметить, что лидером по объемам аптечных продаж ЛС в натуральном выражении в  2007 г. стала Донецкая обл., опередив по этому показателю Киев. Так, если в столице продажи этой категории товаров составили 115,0 млн упаковок, то в Донецкой обл. они увеличились до 124,4 млн упаковок.

Вторым городом в Украине после Киева по  величине объемов аптечных продаж ЛС в денежном выражении в 2007 г. был Харьков (рис. 7). Однако продажи этой категории товаров здесь были в 3 раза меньшими, чем в столице, и составили 425,1 млн грн. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в Харькове была также значительно ниже, чем в Киеве — 9,6 грн. против 11,5 грн. Максимальная же средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в разрезе крупнейших городов Украины по итогам 2007 г. зафиксирована в Донецке, где она составила 13,2 грн. А это более чем в полтора раза превышает показатель как в целом по Донецкой обл., так и по Украине (8,8 и 8,3 грн. соответственно).

Объем аптечных продаж                                     ЛС в крупных городах Украины (за исключением г.                                     Киева) в 2007 г. с указанием средневзвешенной                                     стоимости 1 упаковки ЛС

Рис. 7. Объем аптечных продаж ЛС в крупных городах Украины (за исключением г. Киева) в 2007 г. с указанием средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС

Следует отметить, что в разрезе всех регионов Украины по итогам 2007 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС повысилась по сравнению с предыдущим годом, что во многих случаях было обусловлено увеличением объемов продаж более дорогостоящих препаратов (рис. 8). Темпы прироста этого показателя в различных регионах Украины колебались в рамках от 10,0% в Николаевской до 48,2% в Волынской обл. Без учета Киева в  2007 г. она достигла от 5,9 грн. в Житомирской обл., где велика доля отечественных препаратов, до 9,5 грн. в Запорожской обл. (рис. 8). Отметим, что эти показатели в значительной степени коррелируют со структурой и динамикой продаж зарубежных и отечественных препаратов.

Средневзвешенная                                     стоимость 1 упаковки ЛС в регионах Украины в 2006 и                                     2007 гг. и ее прирост в 2007 г. по сравнению с 2006 г.

Рис. 8. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в регионах Украины в 2006 и 2007 гг. и ее прирост в 2007 г. по сравнению с 2006 г.

Региональная структура розничной реализации ЛС в разрезе отечественного и зарубежного производства, безусловно, отличается. По  итогам 2007 г., как и годом ранее, в общем объеме аптечных продаж наибольшая доля зарубежных препаратов в денежном выражении отмечена в столице — 81,0% (табл. 2). Еще для других 8 регионов доля ЛС зарубежного производства была выше, чем в  целом по рынку. Причем в их число попали преимущественно крупные регионы. В большинстве областей, где продажи ЛС невелики, напротив, доля отечественных производителей выше, чем в целом по рынку. В общем объеме продаж ЛС в денежном выражении отечественные производители наибольшую долю получили в Луганской, Кировоградской, Житомирской, Волынской, Ровенской и Черкасской областях.

Таблица 2

Объем аптечных продаж ЛС зарубежного и отечественного производства
в денежном и натуральном выражении по регионам Украины в целом за 2007 г.

Регион Объем продаж ЛС
зарубежного производства отечественного производства зарубежного производства отечественного производства
Млн грн. Удельный вес, % Млн грн. Удельный вес, % Млн упаковок Удельный вес, % Млн упаковок Удельный вес, %
г. Киев 1073,3 81,0 252,3 19,0 48,4 42,0 66,6 58,0
Донецкая обл. 870,7 79,5 224,7 20,5 50,1 40,3 74,3 59,7
Днепропетровская обл. 703,5 76,9 211,6 23,1 39,2 37,2 66,1 62,8
АР Крым 539,8 75,6 174,5 24,4 34,4 36,3 60,3 63,7
Харьковская обл. 525,3 75,6 169,4 24,4 30,5 35,6 55,1 64,4
Львовская обл. 430,4 75,8 137,2 24,2 26,8 36,3 47,0 63,7
Запорожская обл. 378,3 75,8 120,9 24,2 18,8 35,6 34,0 64,4
Луганская обл. 321,8 65,2 171,5 34,8 16,6 28,1 42,5 71,9
Одесская обл. 359,9 74,8 121,5 25,2 19,6 35,5 35,5 64,5
Полтавская обл. 232,5 73,9 81,9 26,1 13,5 35,5 24,6 64,5
Киевская обл. 221,1 72,6 83,4 27,4 12,4 32,9 25,2 67,1
Винницкая обл. 197,6 75,9 62,8 24,1 10,6 36,4 18,5 63,6
Ивано-Франковская обл. 196,5 80,2 48,6 19,8 11,8 44,4 14,7 55,6
Черкасская обл. 168,2 69,7 73,2 30,3 11,2 30,7 25,3 69,3
Черниговская обл. 178,1 74,7 60,4 25,3 9,6 36,5 16,8 63,5
Хмельницкая обл. 172,7 73,2 63,1 26,8 12,2 35,8 21,8 64,2
Херсонская обл. 147,3 70,8 60,7 29,2 8,3 31,8 17,8 68,2
Николаевская обл. 144,6 72,2 55,8 27,8 9,1 33,4 18,1 66,6
Житомирская обл. 118,6 66,8 58,8 33,2 8,5 28,3 21,6 71,7
Ровенская обл. 118,6 69,6 51,8 30,4 9,1 32,3 19,1 67,7
Сумская обл. 119,5 71,7 47,1 28,3 7,0 32,1 14,8 67,9
Тернопольская обл. 122,8 73,9 43,3 26,1 8,6 35,3 15,8 64,7
Закарпатская обл. 116,9 71,3 47,1 28,7 8,6 34,5 16,4 65,5
Черновицкая обл. 121,9 74,9 40,8 25,1 7,0 36,9 12,0 63,1
Кировоградская обл. 103,8 66,1 53,3 33,9 7,2 28,6 18,0 71,4
Волынская обл. 100,6 67,0 49,6 33,0 7,5 30,4 17,2 69,6
Всего 7784,3 75,2 2565,3 24,8 446,6 35,8 799,1 64,2

Как и в целом по рынку, удельный вес ЛС украинского производства в натуральном выражении в 2007 г. превалировал над зарубежными абсолютно во всех регионах Украины. Причем в  3 из них он составил более 70%. Следует отметить, что наибольшая доля зарубежных препаратов в общем объеме продаж ЛС в натуральном выражении отмечена в Киеве, Донецкой и Ивано-Франковской областях — свыше 40%.

По итогам 2007 г. изменение объемов продаж ЛС в разрезе украинского и зарубежного производства было дифференцированным во всех регионах. В целом в Украине продажи зарубежных препаратов в денежном выражении увеличились на 30,9% по сравнению с 2006 г., а в натуральном — на 11,0%. Продажи отечественных ЛС в  денежном выражении увеличились на  21,3%, а в  натуральном, напротив, уменьшились на  2,7%. В  денежном выражении для всех областей, за исключением Сумской, отмечено увеличение объема продаж и отечественных и зарубежных препаратов (рис. 9). В Харьковской, Черкасской и Черновицкой областях прирост объемов реализации отечественных ЛС в денежном выражении был выше, чем зарубежных, и в целом по рынку, что свидетельствует об увеличении доли отечественных препаратов в этих регионах.

Прирост/убыль объемов                                     продаж ЛС зарубежного и отечественного                                     производства в денежном выражении по регионам                                     Украины в 2007 г. по сравнению с 2006 г.

Рис. 9. Прирост/убыль объемов продаж ЛС зарубежного и отечественного производства в денежном выражении по регионам Украины в 2007 г. по сравнению с 2006 г.

Несмотря на уменьшение объемов продаж отечественных ЛС в натуральном выражении в целом по рынку по сравнению с 2006 г. в Донецкой, Днепропетровской, Харьковской, Запорожской, Одесской, Полтавской и Черкасской областях было отмечено увеличение таковых (рис. 10). Максимально — в Николаевской обл. — на 19,3%.

Прирост/убыль объемов                                     продаж ЛС зарубежного и отечественного                                     производства в натуральном выражении по                                     регионам Украины в 2007 г. по сравнению с 2006 г.

Рис. 10. Прирост/убыль объемов продаж ЛС зарубежного и отечественного производства в натуральном выражении по регионам Украины в 2007 г. по сравнению с 2006 г.

Не удивительно, что ценовая структура рынка ЛС в различных регионах Украины неоднородна. Особого внимания она заслуживает на фоне общерыночных тенденций к стремительному увеличению доли высокостоимостных препаратов (стоимость которых превышает 26,0 грн.). Напомним, что по итогам 2007 г. в целом по рынку в общем объеме продаж ЛС в денежном выражении их доля превысила низко- и среднестоимостные, составив 45,8%. Аналогичная рыночной ситуация развивалась в менее чем половине регионов. Причем по итогам 2007 г. в 3 регионах — Киеве, Запорожской и Винницкой областях — в общем объеме аптечных продаж ЛС в денежном выражении доля высокостоимостных препаратов превысила отметку 50% (рис. 11). А ведь еще недавно — по итогам 9 мес 2007 г. — такую ситуацию отмечали только в Киеве. В Донецкой, Днепропетровской, Харьковской, Луганской, Одесской, Черниговской, Херсонской, Сумской и Черновицкой областях в  2007 г. объем продаж высокостоимостных препаратов теперь больше, чем среднестоимостных.

Удельный вес (%) ценовых                                     ниш в общем объеме аптечных продаж ЛС в денежном                                     выражении по регионам Украины в 2007 г.

Рис. 11. Удельный вес (%) ценовых ниш в общем объеме аптечных продаж ЛС в денежном выражении по регионам Украины в 2007 г.

В исследуемый период несколько сюрпризов приготовил региональный рейтинг 5 крупнейших по объемам аптечных продаж в денежном выражении брэндов ЛС. Традиционный лидер общеукраинского рейтинга — ЭССЕНЦИАЛЕ — возглавил региональные топ-листы в 9 областях (табл. 3). Однако по-прежнему в Луганской и Волынской обл. он не вошел в состав топ-5 брэндов. По итогам 2007 г. наибольшую выручку аптечным учреждениям в 8 регионах обеспечил ЦЕФТРИАКСОН, а в 4 — АКТОВЕГИН.

Таблица 3

Топ-5 брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении по регионам Украины в целом за 2007 г.

Регион 1 2 3 4 5
г. Киев АРБИДОЛ ЭССЕНЦИАЛЕ ВИТРУМ ЭНТЕРОСГЕЛЬ ВИАГРА
Донецкая обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ ЛАЗОЛВАН МЕЗИМ
Днепропетровская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ АКТОВЕГИН ЦЕФТРИАКСОН МЕЗИМ ЛАЗОЛВАН
АР Крым ЭССЕНЦИАЛЕ МЕЗИМ ВИТРУМ МИЛДРОНАТ ПРЕДУКТАЛ
Харьковская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ ПРЕДУКТАЛ АКТОВЕГИН МИЛДРОНАТ ЦЕФТРИАКСОН
Львовская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ ЦЕФТРИАКСОН МИЛДРОНАТ МЕЗИМ ЛАЗОЛВАН
Запорожская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ ПРЕДУКТАЛ ЦЕФТРИАКСОН
Луганская обл. ХУМОДАР НАТРИЯ ХЛОРИД АКТОВЕГИН ЦЕФТРИАКСОН ФАРМАСУЛИН
Одесская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ ЦЕФТРИАКСОН НАТРИЯ ХЛОРИД НО-ШПА
Полтавская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ АКТОВЕГИН ЦЕФТРИАКСОН МИЛДРОНАТ ПРЕДУКТАЛ
Киевская обл. ЦЕФТРИАКСОН ЭССЕНЦИАЛЕ ЛАЗОЛВАН НО-ШПА НАТРИЯ ХЛОРИД
Винницкая обл. ЭССЕНЦИАЛЕ МЕЗИМ ПРЕДУКТАЛ МИЛДРОНАТ ЦЕФТРИАКСОН
Ивано-Франковская обл. ЛАЗОЛВАН МЕЗИМ ЭССЕНЦИАЛЕ ЭНАП АКТОВЕГИН
Черкасская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ МЕЗИМ ПРОСТАМОЛ УНО НИМЕСИЛ НАТРИЯ ХЛОРИД
Черниговская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ ЦЕФТРИАКСОН МИЛДРОНАТ ПРЕДУКТАЛ
Хмельницкая обл. ЦЕФТРИАКСОН ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ ЦЕРЕБРОЛИЗИН КЕТАНОВ
Херсонская обл. ЦЕФТРИАКСОН НАТРИЯ ХЛОРИД АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ
Николаевская обл. ЦЕФТРИАКСОН ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ НАТРИЯ ХЛОРИД АКТОВЕГИН
Житомирская обл. ЦЕФТРИАКСОН ЭССЕНЦИАЛЕ НАТРИЯ ХЛОРИД ЛАЗОЛВАН ПРЕДУКТАЛ
Ровенская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ АКТОВЕГИН ЦЕФТРИАКСОН НАТРИЯ ХЛОРИД КОЛДРЕКС
Сумская обл. ЦЕФТРИАКСОН ЭССЕНЦИАЛЕ АКТОВЕГИН НАТРИЯ ХЛОРИД ПРЕДУКТАЛ
Тернопольская обл. МЕЗИМ ЭССЕНЦИАЛЕ АКТОВЕГИН ФЕЗАМ ЭНАП
Закарпатская обл. ЦЕФТРИАКСОН ПРЕДУКТАЛ ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ МЕЗИМ
Черновицкая обл. ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ ЦЕФТРИАКСОН АКТОВЕГИН НАТРИЯ ХЛОРИД
Кировоградская обл. ЦЕФТРИАКСОН АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ НАТРИЯ ХЛОРИД БЕРЛИПРИЛ
Волынская обл. НАТРИЯ ХЛОРИД ЦЕФТРИАКСОН МИЛДРОНАТ ЦЕФОТАКСИМ АКТОВЕГИН

Как по итогам I кв. и I полугодия, так и в целом за весь 2007 г. лидером по объемам продаж в  Киеве стал АРБИДОЛ, который в общеукраинском рейтинге брэндов ЛС занимает 31-е место. По всей видимости, его компания-производитель всерьез взялась за освоение столичного фармрынка.

В целом по рынку по итогам 2007 г. пальма первенства среди маркетирующих организаций по объемам аптечных продаж ЛС в денежном выражении принадлежит компании «Berlin-Chemie/Menarini Group». Она стала лидером по объемам реализации ЛС в 20 регионах Украины (табл. 4). Компания «sanofi-aventis», занявшая 2-е место в  общеукраинском рейтинге, возглавила топ-лист в 3 крупных регионах. Украинские фармпроизводители стали лидерами рынка в Ровенской, Волынской (корпорация «Артериум») и Луганской («Луганская ФФ») областях.

Таблица 4

Маркетирующие организации — лидеры по объемам продаж ЛС в денежном выражении по регионам Украины в целом за 2007 г.

Маркетирующая организация Регион
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) Донецкая, Днепропетровская области, АР Крым, Львовская, Запорожская, Полтавская, Киевская, Винницкая, Ивано-Франковская, Черниговская, Хмельницкая, Черкасская, Николаевская, Херсонская, Сумская, Черновицкая, Закарпатская, Житомирская, Тернопольская и Кировоградская области
sanofi-aventis (Франция) г. Киев, Харьковская, Одесская области
Луганская ФФ (Украина) Луганская обл.
Корпорация Артериум (Украина) Ровенская и Волынская области

Целостную картину развития розничного фармацевтического рынка в региональном разрезе наилучшим образом позволяют представить данные об объемах продаж ЛС на душу населения. Согласно сведениям Государственного комитета статистики средняя численность населения Украины за январь–декабрь 2007 г. составила 46,5 млн чел. В целом по стране в 2007 г. объем продаж ЛС на  душу населения увеличился до 223 грн., что примерно на 30% больше, чем в  2006 г. Максимальное количество средств, затраченных на  приобретение ЛС, традиционно зафиксировано в Киеве (рис. 12). В среднем на одного жителя столицы затраты на приобретение ЛС составили 486 грн. (96 дол. США), а это больше на 14,8% чем в  2006 г. Еще в 5 регионах среднемесячное потребление ЛС на душу населения превысило таковое в целом по Украине (АР Крым, Запорожская, Днепропетровская, Харьковская, Донецкая области). Минимальный объем продаж ЛС на душу населения был отмечен в Закарпатской обл. — 132 грн. А максимальный прирост этого показателя — в  Киевской — на 50,1% до 175 грн.

Объем аптечных продаж                                     ЛС на душу населения по регионам Украины в                                     денежном выражении в 2006 и 2007 гг. и его прирост в 2007                                     г. по сравнению с 2006 г.

Рис. 12. Объем аптечных продаж ЛС на душу населения по регионам Украины в денежном выражении в 2006 и 2007 гг. и его прирост в 2007 г. по сравнению с 2006 г.

Аптечные продажи ЛС на душу населения в Украине по итогам 2007 г. составили 223 грн. Максимальным этот показатель является для столицы – 486 грн.

Итак, развитие рынка аптечных продаж в  регионах Украины традиционно имеет дифференцированный характер. Наиболее существенным изменением 2007 г. стало снижение темпов роста аптечных продаж в Киеве. Сегодня столичный розничный фармрынок развивается благодаря дорогостоящим ЛС и сопутствующим категориям товаров. Доля последних в этом регионе уже составляет практически четверть общего объема аптечных продаж. Немалое влияние на этот процесс, очевидно, оказывает развитие открытых форматов торговли аптек, высокая концентрация частных лечебно-профилактических учреждений, более активное, чем в целом по Украине, развитие страховой медицины.

Особого внимания заслуживает тот факт, что по темпам прироста объемов аптечных продаж сегодня Киев как отдельный регион уступает всем областям Украины за исключением Сумской. Очевидно, что с 2007 г. развитие розничного фармрынка столицы следует рассматривать в  контексте мегаполиса. Доказательство этому — максимальные темпы прироста фармрынка в  Киевской обл., которая стала своего рода эпицентром событий. Вместе с ней бразды правления динамичным ростом украинского фармрынка в 2007 г. взяли в  свои руки и  другие крупные регионы. В частности, высочайшими темпами прироста аптечных продаж ЛС отличились Одесская, Луганская, Донецкая области. Эти регионы заявили о себе как о наиболее перспективных рынках. Позволим себе предположить, что в  2008 г. они оправдают возложенные на них надежды. Очевидно также, что со временем к ним присоединятся другие регионы, которые сегодня пока еще наращивают свой потенциал. n

Екатерина Кармалита, Оксана Сергиенко

Напомним, что при проведении исследования использовались данные об объемах аптечных продаж в ценах конечного потребителя. Подробнее о методологии отображения сведений о розничном фармрынке Украины читайте в «Еженедельнике АПТЕКА» № 13 (584) от 2 апреля 2007 г. По всем вопросам относительно системы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail: [email protected]

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?[email protected]

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті