Le Charme Discret De La Bourgeoisie*. 14-я ежегодная конференция Института Адама Смита

Le Charme Discret De La Bourgeoisie. 14-я ежегодная конференция Института Адама СмитаМеждународные конференции института Адама Смита на протяжении многих лет пользуются высоким авторитетом у представителей различных отраслей экономики во многих странах. Не так давно, 20–22 мая 2008 г. в стенах малого зала филармонии им. Д.Д. Шостаковича в  Санкт-Петербурге состоялся 14-й ежегодный Российский фармацевтический форум Института Адама Смита. В этом году, впрочем, как и в  предыдущем, в центре внимания был фармацевтический рынок России. С докладами, посвященными различным его аспектам, выступили менеджеры крупнейших российских и международных компаний фармсектора. Более 40 опиньон-лидеров отрасли поделились своим видением будущего российского фармацевтического рынка, обсудили некоторые вопросы стратегического планирования развития бизнеса и повышения его инвестиционной привлекательности. Традиционно конференцию Адама Смита посетил и корреспондент «Еженедельника АПТЕКА», чтобы из первых уст рассказать нашим читателям о жизни такого близкого, но все более отдаляющегося с точки зрения развития фармацевтического рынка, соседа.

Российский фармрынок. Состояние перемен…

Развитие российского фармрынка находится под пристальным вниманием всех его операторов. По результатам мониторинга в 2007 г., общий объем российского фармацевтического рынка увеличился по сравнению с 2006 г. на 16% и составил 14,3 млрд дол. США в ценах конечного потребителя (включая как коммерческие продажи лекарственных средств (ЛС) и  парафармацевтической продукции, так и сектор государственного финансирования закупок ЛС). Такие данные представил в своем докладе Александр Кузин, генеральный директор «DSM Group», подчеркнув, что произошедшие в прошлом году изменения свидетельствуют о снижении темпов роста российского фармрынка, а это в  значительной степени обусловлено уменьшением объемов государственного сектора (на 3% по  сравнению с предыдущим годом). Основным же драйвером развития российского фармрынка в  прошлом году был коммерческий сегмент, благодаря значительному повышению спроса на дорогостоящие препараты. При этом следует отметить, что за последние 3 года в России объем продаж дешевых препаратов (стоимостью менее 2 дол.) уменьшился на  четверть.

А. Кузин подчеркнул, что в  дистрибьюторском секторе российского фармрынка в руках топ-10 компаний уже сконцентрировано более 90% оборота, а высокие темпы развития бизнеса демонстрируют отнюдь не топ-3 или топ-5 компаний, а участники, занимающие 3–6-е места («Роста», «Катрен», «Alliance Healthcare»). Лидерам на  замедлившем темпы роста фармрынке, в свою очередь, развиваться становится все сложнее.

Для российских производителей ЛС сегодня важным этапом является переход к  стандартам GMP. По мнению докладчика, в будущем российскому фармацевтическому рынку это принесет дополнительный рост за счет повышения цен на дешевые препараты. Однако на емкость рынка это никак не повлияет. Введение системы обязательного медицинского страхования, которое сегодня бурно обсуждается в России, также может отразиться на динамике его развития.

В целом за последние 10 лет российский фармрынок значительно изменился. Так, по словам Марии Денисовой, генерального директора «RMBC», в 1998 г. фармрынок переживал кризис, в 2002 г. был введен НДС на ЛС, в 2005 г. — запущена программа дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). С 2000 г. по 2003 г. темпы прироста объема фармрынка в пересчете на рубли были выше, чем в  долларовом эквиваленте. Однако уже в 2003–2007 гг. ситуация изменилась: темпы прироста объема российского фармрынка в пересчете на рубли уступают таковым в долларовом выражении. Докладчица отметила, что в предыдущем году потребление ЛС на душу населения в России составило 87 дол. (в ценах конечного потребителя). А средневзвешенная стоимость 1 упаковки таковых достигла 2,74 дол. В общем объеме продаж ЛС в денежном выражении доля зарубежных производителей составила 78%.

Значительное влияние на  развитие российского фармрынка вполне закономерно оказывают структура заболеваемости, изменение численности населения и другие факторы. По словам Алины Лаврентьевой, директора налогового отдела компании «PricewaterhouseCoopers» в  России, выявлена тревожная статистика в области ряда заболеваний (рак легкого — худший показатель в сравнении со странами большой семерки («Е7»)). Кризисной можно назвать демографическую ситуацию. Возраст населения и  виды распространенных заболеваний становятся все более схожими с аналогичными показателями развитых стран. Николай Демидов, генеральный директор компании «Фармэксперт», отметил, что за последние 5 лет население Российской Федерации (РФ) уменьшилось со 145,3 до 141,9 млн человек. Однако прогнозируется, что в 2010–2020 гг. количество населения в России будет увеличиваться.

Сегодня для поддержания здоровой конкурентоспособной среды в  фармацевтическом секторе правительству России необходимо принять ряд мер. Андрей Младенцев, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в  сфере здравоохранения и социального развития, такими мерами назвал четкость и прозрачность законодательного регулирования, совпадение интересов бизнеса и власти, обеспечение постоянного конструктивного диалога между участниками фармацевтического рынка.

Также А. Младенцев рассказал о проектах, направленных на развитие фармрынка России. Это — подготовка стратегии развития системы здравоохранения как составляющей стратегии развития страны, стратегии развития российской фармацевтической промышленности и  лекарственного обеспечения. Уже сегодня в России готовится проект внедрения стандартов GMP и  происходят изменения в законе «О лекарственных средствах», Правительственной комиссией по  административной реформе ведется работа по  созданию системы управления качеством оказания государственных услуг и осуществления государственных функций, идет подготовка государственной Фармакопеи.

Сегодня страховая система в  России представлена хорошо всем известной программой ДЛО. Елена Тельнова, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в  сфере здравоохранения и социального развития, проинформировала о состоянии, проблемах и  перспективах реализации программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан (ОНЛС/она же ДЛО). Программа стартовала еще в 2005 г. За два года по  состоянию на 31.12.2007 г. было отпущено более 350 млн рецептов ЛС на сумму 164 млрд руб. По словам докладчицы, программа дала импульс модернизации здравоохранения в целом, жизненно важные ЛС стали более доступными, снизилась смертность, повысилось качество жизни пациентов по ряду нозологий, снизилась нагрузка на госпитальный сегмент системы здравоохранения, значительно активизировалась отечественная промышленность. К тому же программа ДЛО оказала серьезное влияние на фармацевтический рынок в целом.

Уже в начале 2007 гг. программа ДЛО столкнулась с главной проблемой — долги по оплате за отпущенные ЛС в 2006 г. Разбалансированность поставок привела к  дефектуре некоторых препаратов, значительной доле рецептов отсроченного отпуска, снижению уровня запасов ЛС в субъектах РФ, отсутствию системы управления товарными запасами, финансовыми ресурсами и выпиской ЛС. Многие «льготные» пациенты в результате покинули Программу. Кроме того, получение денежной компенсации для людей стало выгоднее лекарственного обеспечения. Программа ДЛО требовала комплексного подхода к организации обеспечения ЛС в России, закрепления границ прав и ответственности федерального центра и  региональных властей в этой сфере, постоянного государственного контроля и ответственности субъектов обращения ЛС.

Уже в 2008 г. мероприятия, направленные на модернизацию программы ДЛО, стали делегироваться субъектам РФ в части полномочий по проведению аукционов на  размещение государственного заказа на поставку ЛС, необходимых отдельным категориям граждан, в  виде набора социальных услуг. Были вычленены в  отдельную группу обеспечения необходимыми ЛС пациенты с заболеваниями, требующими проведения дорогостоящей терапии. Также внедрили методы стандартизации медицинской помощи, что позволит повысить прогнозируемость затрат на медицинскую помощь, оптимизировать лекарственное обеспечение и закрепить гарантии доступности качественной медицинской помощи для граждан РФ. Усовершенствованы и контрольно-надзорные мероприятия.

Таким образом, сегодня лекарственное обеспечение населения РФ делится на две части: централизованные (7 нозологий) и  региональные закупки. Несколько изменилась и  схема лекарственного обеспечения. Полномочия по  обеспечению ЛС делегируются субъектам РФ, при этом объем финансирования увеличивается. Закупки препаратов (как централизованные, так и  региональные) осуществляются в соответствии с  законодательством посредством аукциона.

Е. Тельнова назвала возможные пути реализации программы ДЛО в 2009–2010 гг. По ее словам, следует продолжать работу по  совершенствованию организации обеспечения ЛС отдельных категорий граждан, а роль и  ответственность субъектов РФ за качество лекарственного обеспечения должна быть повышена. Необходима разработка принципов медицинского страхования с привлечением средств бюджетов различного уровня, работодателей и  граждан. Также необходимо проводить активную подготовку к внедрению системы частного медицинского страхования с проведением разъяснительной работы.

Место на карте

Йостен Давидсон, генеральный директор «Nycomed» в России и СНГ, поделился своим видением долгосрочных факторов успеха на  российском фармацевтическом рынке. Вести бизнес в России не сложнее, чем в Мексике, Италии, Франции или других странах. Однако следует взглянуть на основные мировые тенденции: западные страны демонстрируют замедление темпов экономического развития. Основной же рост происходит на зарождающихся рынках. Объем ВВП в  развивающихся странах, таких как Китай, Индия и  Россия к 2020 г. увеличится более чем в 3 раза. Неудивительно, что сегодня фармкомпании стремятся на динамично развивающиеся рынки, где велики шансы на успех. Даже невзирая на то, что деятельность здесь требует больше ресурсов и  времени.

«Похоже, что эра блокбастеров подходит к концу», — отметил Й. Давидсон. Если заглянуть в будущее, то в 2015 г. около 40% оригинальных ЛС, большинство из которых — блокбастеры, будут подвергаться конкуренции со  стороны генериков. Это основное изменение на  мировом фармацевтическом рынке.

По словам докладчика, объемы продаж блокбастеров топ-5 ведущих мировых фармкомпаний уменьшаются. И если сегодня они отвечают за 70% общего объема мирового фармрынка, то к 2010 г. их вклад снизится до 50%. В свою очередь, это приведет к изменению стратегий развития фармацевтических компаний, необходимости иного подхода к ведению бизнеса. Основные усилия будут направлены на тех, кто платит за ЛС, а учитывая, что все больше внимания уделяется системе здравоохранения, и на тех, кто принимает решение о покупке и закупке таковых. В то же время, меньше внимания будет уделяться розничным продажам, врачам общей практики, появятся новые специалисты по продажам.

В перспективе неминуемо снизится активность фармкомпаний, направленная на исследования и разработку новых препаратов. Начиная с 1995 г., во всем мире средства, которые инвестировали в исследования, увеличились с 15 до 45 млн дол. в 2006 г. (включая биологические исследования). В 1996 г. при инвестициях в  исследования около 17 млн дол. было получено порядка 55 молекулярных форм, одобренных FDA (Food and Drug Administration). Уже в 2006 г. количество таких форм составило всего около 22, а инвестиции увеличились более чем в 2,5 раза.

Как эти тенденции сказываются на российском фармрынке? По мнению докладчика, Россия — наиболее привлекательна для инвестиций среди стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай). В РФ потребление ЛС на душу населения достаточно низкое по сравнению с  центрально-европейскими и скандинавскими странами. Однако ожидается, что этот показатель повысится в несколько раз. Если это произойдет, то к 2012 г. объем российского фармрынка может достичь 25 млрд дол. Вместе с этим должна увеличиться и доля расходов на здравоохранение в  общем объеме ВВП. В 2007 г. этот показатель в России увеличился до 3,8% (для сравнения в Дании он составляет 9%).

Докладчик предположил, что российский фармрынок будет развиваться в ногу с  общемировыми тенденциями. Однако, чтобы в  ближайшие 10–15 лет сохранить и укрепить свои позиции на российском фармрынке, компаниям необходимо иметь здесь свои производственные мощности.

Всестороннюю оценку развивающимся рынкам стран БРИК дала Францис Клод, директор «Nomura Code Securities Limited» (Великобритания). Так, БРИК — достаточно фрагментированные рынки стран с большим количеством населения, быстрым ростом ВВП и  развивающимся фармрынком. Они привлекательны для транснациональных компаний, производящих генерические препараты.

Бразилия — это самая большая страна в Латинской Америке. Сегодня здесь отмечают очень стремительный экономический рост. С точки зрения системы здравоохранения Бразилия считается развитым рынком, несмотря на то что всего лишь четверть ее населения имеет медицинскую страховку. В  Латинской Америке Бразилия — вторая по объему фармацевтического рынка после Мексики. По итогам 2007 г. объем фармацевтического рынка Бразилии составил 14,4 млрд дол.

В России в настоящее время достаточно низкий процент расходов ВВП на  здравоохранение, который, по словам докладчицы, будет уменьшаться. Страховая программа не доступна для большинства населения РФ, поскольку в ней основным игроком выступает государство. Это заметно отличает Россию от других стран БРИК. В РФ генерические препараты составляют большую долю в общем объеме продаж на фармрынке, в  отличие от Бразилии. В долгосрочной перспективе факторы роста российского фармрынка будут зависеть от уровня дохода населения. Активно будет развиваться рынок генерических препаратов.

Что касается Индии, прогнозируется, что примерно к 2030 г. количество населения этой страны превысит таковое в Китае. По итогам 2007 г., в Индии расходы на  здравоохранение составили 3,5% ВВП. Докладчица отметила, что этот показатель согласно предварительным прогнозам, будет снижаться. Тем не менее индийские компании увеличивают объем экспорта продукции в другие страны. И если раньше они поставляли продукцию на нерегулируемые рынки, то сегодня все больше поставок осуществляется в США. Несколько лет назад индийские производители вышли и на европейские рынки. Традиционно насыщен индийскими препаратами был и российский фармрынок.

Разумеется, следует учитывать, что производственные мощности в Индии не направлены на реализацию продукции на локальном рынке, в отличие от российского и бразильского фармрынков. Сегодня индийские компании интересуют инновационные препараты, а усилия местных игроков сосредоточены на экспорте продукции.

Китай — страна с огромным населением и быстро растущим средним классом. Расходы на здравоохранение в 2007 г. здесь составили 5% ВВП. Согласно прогнозам этот показатель также будет снижаться. На  фармацевтическом рынке Китая сегмент генерических препаратов демонстрирует высокие темпы развития. Здесь сконцентрировано большое количество местных производителей. Хотя регуляторная система здравоохранения в Китае улучшается, все же в некоторой степени она хаотична. В Китае сосредоточен большой объем инвестиций со стороны транснациональных компаний. Обусловлено это дешевой рабочей силой и невысокой стоимостью исследований. Кроме того, Китай является большим рынком потребления ЛС и  имеет мощный потенциал дальнейшего развития для генерических препаратов. Как и в Индии, китайские фармпроизводители много экспортируют, инвестируют в исследования, разрабатывают новые ЛС и «поглядывают» на биотехнологию.

Таким образом, рынки стран БРИК имеют много общего, но и много различий. По итогам 2007 г., объем фармацевтического рынка стран БРИК составил около 56,1 млрд дол. Общий объем продаж по  сравнению с 2006 г. увеличился на 12,6%. Тогда как в  США этот показатель составил 8%, в Европе — 4,8%, а в Японии была отмечена убыль объемов фармрынка на 0,7%.

По оценкам аналитиков компании «Nomura Code Securities Limited», в будущем наиболее быстрорастущей среди стран БРИК будет Бразилия. С другой стороны, размеры рынков Китая и России свидетельствуют о большом потенциале для роста. Есть смысл развивать местный рынок производства генерических препаратов для каждой из стран. Особенно когда это касается недорогих препаратов. В целом же когда транснациональные компании анализируют эти рынки, они оценивают уровень развития каждой из них и выбирают более подходящий способ инвестирования.

Тюган Геккер, глава по  Восточной и Центральной Европе «Hoffmann-La Roche», добавил, что начиная с 1999 г. объем продаж на  развивающихся фармрынках стран БРИКМКТ (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Мексика, Корея, Турция) планомерно увеличивается. Согласно предварительным прогнозам к 2012 г. он составит около 30% общего объема мирового фармрынка (столько же будет аккумулировать Северная Америка). При этом среднегодовой темп роста объема фармрынка стран БРИКМКТ на ближайшие 5 лет будет составлять 12%.

14-я ежегодная конференция Института Адама Смита
14-я ежегодная конференция Института Адама Смита
14-я ежегодная конференция Института Адама Смита
14-я ежегодная конференция Института Адама Смита
14-я ежегодная конференция Института Адама Смита

Докладчик озвучил также прогнозы компании «IMS-Health» — к 2012 г. Китай станет 5-м по величине фармрынком в мире, Бразилия будет на 10-м месте, Россия — на 11-м, а Индия — на 12-м. Другими словами, рынки стран БРИК войдут в  топ-15 крупнейших фармацевтических рынков мира. Осуществление этого прогноза зависит от того, насколько открытыми будут эти страны, как операторам рынка удастся выстроить диалог с их правительством, преодолеть целый ряд ограничений и т.д.

Следует также учитывать, что на  этих рынках доля инновационных препаратов невелика. Поэтому если говорить о выведении новых препаратов на рынки БРИКМКТ, они должны соответствовать реальным потребностям населения. Т. Геккер подчеркнул особую важность исследований, направленных на выявление потребностей населения и формирования продуктового портфеля, для компаний, которые планируют свою работу на развивающихся рынках. Выводить на рынок новые продукты становится все сложнее, поэтому важно, чтобы исследовательская деятельность велась более концентрированно и  сфокусированно. Тем более, когда речь идет о генерическом сегменте, где конкурируют фармкомпании. Докладчик предложил также инвестировать в исследовательские компании в  странах БРИК. Это поможет ускорить появление на  таких рынках препаратов, в которых нуждаются пациенты.

Конечно же, существует множество факторов, от которых зависит жизнедеятельность фармацевтической компании в  России. Ее будущее и конкурентоспособность на  рынке определяет стратегический маркетинг. Поэтому необходимо правильно оценить перспективы компании на ближайшие 5–15 лет. Развивающиеся рынки, по мнению Милоша Петровича, главы представительства «Hoffmann-La Roche» в России, непредсказуемы. Для зарубежных фармкомпаний рынок безрецептурных препаратов в  России сегодня более привлекателен. Однако, судя по всему, рынок будет трансформироваться в  соответствии с мировой моделью развития, где превалируют рецептурные ЛС.

Основным драйвером развития мирового фармрынка в последнее время были инновационные препараты. В России же наибольшая доля инновационных ЛС по итогам I полугодия прошлого года была отмечена в сегменте ДЛО — 29%. В госпитальном и розничном сегментах российского фармрынка инновационные препараты составили 17 и 8% соответственно. В целом по рынку доля инновационных ЛС достигла 12%. Пересмотр списков препаратов, отпускаемых в рамках программы ДЛО с целью замещения дорогих инновационных ЛС более дешевыми генерическими копиями, позволяет сделать прогноз о возможном сокращении доли инновационных ЛС на рынке в  ближайшей перспективе. Что, в принципе, уже и  произошло по сравнению с 2006 г.

По мнению М. Петровича, в России следует концентрировать усилия на генерических препаратах. При этом, по словам докладчика, четкие правила вхождения в состав лидеров рынка в России отсутствуют. Для этого необходимо иметь хорошую «фантазию», тяжело трудиться и  придерживаться правильного маркетинга.

Дмитрий Ефимов, генеральный директор «Нижфарм» и вице-президент компании «Stada», представил участникам конференции инвестиционную карту фармотрасли. Она состоит из двух секторов: стратегических и финансовых инвестиций. В обоих случаях инвестиции направляются в исследования, промоцию, дистрибьюцию и т.д. Кроме того, их объединяют общие цели — объем продаж и гибкие (минимальные) риски. Отличие же заключается в том, что в стратегический сектор инвесторы приходят всерьез и надолго. Они стремятся увеличить продажи и доход, прийти и получить долю рынка, приветствуют синергизм и имеют ряд инвестиционных решений. Финансовые же инвесторы стремятся получить возврат инвестиций в рамках определенного интервала времени, они используют диверсификацию инвестиционного портфеля и  инвестируют только в существующий бизнес.

Как инвесторы оценивают российский фармрынок? Демонстрируя высокие темпы прироста объема продаж, он является одним из самых быстрорастущих в мире. Однако учитывая низкое по сравнению с развитыми странами потребление ЛС на душу населения в РФ, по сути, предложить инвесторам российский фармрынок может только высокие темпы прироста объема продаж — единственная существенная причина, по которой стратегические инвесторы ищут возможность быть представленными в России. Сегодня большинство инвесторов просто «покупают билет» на рынок. Тем не менее дальнейшее развитие государственных программ в области здравоохранения и страховой медицины создаст дополнительное ценовое давление и снижение маржи для фармацевтических компаний.

Д. Ефимов подчеркнул, что уже сегодня значительное количество игроков на  рынке ограничивает реальные инвестиционные возможности российских компаний. Для того чтобы исправить ситуацию, необходимо завершить введение GMP, решить проблемы законодательства и  установить преимущества для экспортеров ЛС.

Актуальные вопросы

Серж Скотто (Serge Scotto), региональный генеральный менеджер компании «IMS-Health», выступив модератором одной из сессий на  форуме, начал беседу с докладчиками со слов: «Россия — это рынок, на котором мы должны быть сегодня!». Рассуждая о российском фармрынке, С. Скотто дал ему общую характеристику: рынок растет быстрыми темпами, здесь концентрируется большое количество компаний, 3 года назад в  России была запущена программа ДЛО и уровень внедрения этой концепции достаточно высок. Есть заявления правительства РФ о том, что в течение следующих 2 лет инвестиции в систему здравоохранения страны увеличатся до 6% ВВП, что совпадает с рекомендациями ВОЗ. По его мнению, мультинациональные и локальные компании должны предлагать решения для усовершенствования системы здравоохранения, работать в синергии с правительственными организациями.

«Как управлять компаниями в  России, и стоит ли иностранным фармкомпаниям инвестировать в российский фармбизнес » — поинтересовался С. Скотто. «В любой организации процесс планирования деятельности должен быть постоянным и последовательным! Он должен быть систематичным и ненавязчивым», — ответил Й. Давидсен. Нет большой разницы между тем, чтобы быть лидером в России или другой стране. Что касается управления талантами (кадрами), здесь также нет особых отличий. Однако, с другой стороны, компании-лидеры на развивающихся фармацевтических рынках должны принимать активное участие в формировании различных сегментов. Необходимо непосредственно участвовать в делах бизнеса, понимать, как он работает, как соответствовать требованиям фармрынка и действовать более напористо, чем в  других странах.

При покупке российской компании зарубежные фармпроизводители должны учитывать, в первую очередь, прозрачность бизнеса, отметили участники дискуссии. Для транснациональной компании такое приобретение согласуется с общей стратегией в отношении увеличения доли на рынке и быстрого создания производственных мощностей. Таким образом, покупка согласуется со структурой продуктового портфеля зарубежной компании. При этом приобретаемая компания должна разделять те ценности, которыми руководствуется зарубежная. Конечно же, необходимо проанализировать качество производства, прозрачность бизнеса компании и соблюдение существующих нормативных требований. Если все эти факторы удовлетворили инвестора, можно говорить о сделке. Следует также учитывать, что иногда необходимость реорганизации и реконструкции приобретенной компании, особенно если это производитель ЛС, делает покупку неоправданной. Порой легче купить землю, построить новый завод и работать по тем правилам, которые устанавливает зарубежная компания.

Почему же никто из пятерки крупных мировых игроков еще не инвестировал в  производственные мощности на территории России, как это делается в Китае и Индии? Для того чтобы построить завод в России, необходимо руководствоваться экономическими принципами. Сегодня объем продаж препаратов транснациональных компаний на фармацевтическом рынке России не делает строительство завода рациональным. Конечно, для некоторых фармкомпаний это имеет смысл с точки зрения логистики препаратов. К тому же производство ЛС в  России будет дешевле и существует вероятность адаптации продукта к местному рынку, причем не только к российскому, но и к рынкам других стран СНГ. Но ведь для того чтобы производить в России, необходимо учесть расходы на амортизацию заводского оборудования, выйти на определенный уровень объема продаж, без которого стоимость производства будет высокой.

Майкл Кроу, генеральный директор компании «GlaxoSmithKline Export Ltd», сообщил, что еще в 1997 г. на территории России была открыта линия по производству вакцин. «Мы очень довольны, как работает эта линия, хотя это не самая большая фабрика по производству вакцин в мире. Это было сделано в соответствии с общей стратегией развития компании», — отметил он.

Конечно же, открытие производственных мощностей требует соответствия общей стратегии зарубежной компании и должно быть экономически целесообразным. Построить завод — это лишь начало пути. Однако и это начало требует от 2 до 4 лет. Далее возникает проблема поиска квалифицированных сотрудников, которых достаточно сложно найти. Особенно когда производство находится за пределами крупных мегаполисов. n

Продолжение следует…

Оксана Сергиенко

Редакция «Еженедельника АПТЕКА» выражает искреннюю благодарность организаторам конференции за предоставленные фотоматериалы


*Скромное обаяние буржуазии (в переводе с фр.)

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті