СПЕЦВЫПУСК

1874 г.
Провизор Мортен Ниегаард (Morten Nyegaard) создает компанию Nycomed. Название компании происходит от «Nyegaard&Co» («Nyco»).

1913 г.
Nycomed начинает собственное производство обезболивающих таблеток под маркой Globoid.

1937 г.
Количество сотрудников компании — около 100 человек.

1984 г.
В компании уже 500 штатных сотрудников. На рынок СССР выводится антигипоксант Актовегин, ускоряющий процессы метаболизма и заживления тканей. Препарату, популярность которого не утратится спустя четверть века, предстоит стать классикой нейрометаболической терапии.

1993 г.
Открывается представительство компании Nycomed в Украине.

1998 г.
Выведение на украинский рынок препаратов Називин (капли в нос) и Конкор (антиангинальное, противоаритмическое средство).

2000 г.
На украинский рынок выводится средство для профилактики остеопороза — Кальций-Д3 Никомед.

2005 г.
Выведение на украинский рынок препаратов Кардиомагнил (для профилактики состояний, сопровождающихся повышенной агрегацией тромбоцитов), Ксефокам (нестероидное противовоспалительное средство класса оксикамов), Глюкофаж (препарат для лечения сахарного диабета II типа) .

Компания вступает в фазу стремительного роста на украинском рынке.

2006 г.
Nycomed представляет на украинском рынке Цераксон — инновационный препарат для лечения нарушений мозгового кровообращения. Препарат станет очередным бестселлером в неврологическом портфеле компании.

2007 г.
Приобретение компанией Nycomed немецкой компании «ALTANA Pharma». Nycomed входит в топ-30 крупнейших фармацевтических компаний мира.

Присоединение «ALTANA Pharma» не только способствует расширению продуктового портфеля, но и приносит компании новые исследовательские мощности. Это позволяет снова запустить R&D-направление и возобновить разработку новых инновационных препаратов.

Для украинского представительства присоединение «ALTANA Pharma» приносит в продуктовый портфель препарат Контролок — ингибитор протонной помпы.

2008 г.
15-летний юбилей компании

Nycomed демонстрирует максимальные темпы прироста продаж лекарственных средств среди топ-20 маркетирующих организаций в Украине. В Украине 1-е место в топ-листе брэндовых препаратов по объемам аптечных продаж в денежном выражении в июне 2008 г. (согласно данным системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН») занимает Актовегин, Цераксон входит в тридцатку.

В Киеве проходит «partner days» компании, приуроченый к этому торжественному событию. С разных уголков мира прибыли партнеры компании для обсуждения стратегических планов. Украина является весьма интересным инвестиционным рынком по заверению большинства гостей мероприятия.


Nycomed — 15 лет успеха в Украине

Юбилей, будь то в жизни человека или представительства компании, — это всегда праздник. Однако, что гораздо важнее, — это также повод для подведения итогов, построения планов, определенный рубеж, прохождение которого позволяет юбилярам смело шагнуть в будущее, а друзьям, партнерам, коллегам — порадоваться успехам и вспомнить значимые события, которые были пройдены вместе. С момента основания в 1874 г. в Норвегии Nycomed занимается производством и реализацией лекарственных средств, широко известных и применяемых в разных областях медицины. 15-летний юбилей представительства компании в Украине — значимое событие для всей фармацевтической и медицинской общественности. О достижениях и планах компании корреспонденту «Еженедельника АПТЕКА» рассказали люди, работа которых и привела компанию к успеху — это топ-менеджеры Nycomed и ее украинского представительства, первое слово его главе Евгению Заике.

Е. Заика

— 15 лет — это солидная дата для представительства западной компании в Украине, соизмеримая с возрастом нашей страны. Расскажите, как все начиналось?

— Представительство Nycomed в Украине открыто в 1993 г. Но фактически наша компания пришла на украинский рынок в середине 80-х годов ХХ в., когда направляла в СССР большие объемы медикаментов. Препараты под нашим брэндом поставлялись по контракту с объединением «Фармация» и были хорошо известны врачам — например Актовегин.

Ранний старт позволил компании занять лидирующие позиции на фармацевтическом рынке стран — членов СНГ — в Украине, России, Казахстане. К тому моменту, когда на рынок начали выходить другие компании, у Nycomed было представительство и велась налаженная работа.

Не менее важно, что в момент кризиса в странах СНГ компания не оставила их рынки, а только оптимизировала деятельность. Как и во всех странах постсоветского пространства, в нашей стране система лекарственного обеспечения в 90-х годах ХХ в. переживала глубокий кризис, связанный с разрушением системы централизованного государственного управления.

При этом в Nycomed четко верили в то, что такой трудный момент пройдет и не свернули деятельности, а наоборот — активность промоции не ослабевала, грамотный менеджмент позволил компании не потерять своих позиций.

Такая стратегия полностью оправдала себя — фармрынок Украины показал стабильное поступательное развитие. Процессы гармонизации нормативной базы с законодательством ЕС и внедрения этих норм в практику здесь проходят наиболее активно по сравнению с большинством других стран — учасниц СНГ.

Растет объем внутреннего фармацевтического производства. Отечественные предприятия активно осваивают рынки ближнего зарубежья. Постоянно увеличивается количество лекарственных средств, зарегистрированных в Украине. И, что очень важно, нашей компании постоянно удается показывать очень высокие темпы роста.

— Евгений Эдуардович, Вы возглавляете представительство Nycomed в Украине 3,5 года. Именно на этот период пришелся бурный рост компании. Поделитесь секретами успеха!

— Я долгое время работал в крупной европейской фармацевтической компании и для меня было относительно несложно в профессиональном и человеческом плане начать работать в компании Nycomed, которая по принципам менеджмента и развития во многом соответствует классическим большим фармацевтическим группам, входящим в тoп-10 мировых компаний.

Сейчас Nycomed — уже не тот, которым был раньше. Этому есть ряд причин. Еще несколько лет назад он был небольшой скандинавской компанией. Сегодня Nycomed, штаб-квартира которого из Копенгагена переехала в Цюрих, входит в топ-30 ведущих фармацевтических компаний мира.

Компания развивается очень динамично. Присоединение такого крупного предприятия как «ALTANA Pharma» также принесло весомые плоды — компания поменяла многие стратегические направления, расширился продуктовый портфель.

Если говорить о внутренних факторах, то следует отметить, что все небывалые успехи компании воплотились в жизнь благодаря нашему сплоченному высокопрофессиональному коллективу (медицинским представителям, брэнд-менеджерам, специалистам по дистрибьюции, маркетингу и т.д.). Наш профессионализм и опыт делают компанию Nycomed привлекательным и надежным партнером.

Я с гордостью могу сказать, что в представительстве создана такая атмосфера, что сюда хочется приходить ежедневно и задерживаться подольше. Между сотрудниками очень теплые отношения, нет глобальных конфликтов, показатели текучести кадров очень низкие.

Я начал работать в компании с 1 февраля 2005 г. Nycomed на момент моего прихода был небольшой компанией, замыкающей двадцатку в рейтингах, для многих специалистов это была терра инкогнита — Nycomed знали по 2 препаратам — Актовегин и Кальций-Д3 Никомед. Львиную долю оборота составлял один продукт — Актовегин. Для роста и развития представительства в Украине предпринимались решительные действия, осуществлялись концептуальные преобразования, в том числе ряд шагов по реструктуризации. Сегодня можно смело утверждать, что все настроено и работает, как часовой механизм.

Результаты действительно впечатляющие — объемы продаж компании увеличились в 8 раз, при том, что количество сотрудников увеличилось в 4 раза.

Особенно серьезный рывок мы сделали в госпитальном сегменте рынка, стартовав буквально с нулевой отметки и представив ряд новых продуктов. Это и сурфактант для новорожденных с респираторным дистресс-синдромом Куросурф, и гемостатический препарат Тахокомб, рентгенконтрастные средства Визипак, Омнипак и Омнискан.

Хочется отметить и тот факт, что Nycomed — компания с эффективно действующей системой постоянного обучения и повышения квалификации. Каждый сотрудник (от медицинского представителя до президента) обязан постоянно повышать свой профессиональный уровень, приветствуются самообразование, самообучение, стремление к карьерному росту. Профессионализм каждого из нас и преданность своему делу — большой вклад в развитие и совершенствование работы компании в дальнейшем, поэтому комплекс мер, которые предпринимает Nycomed, позволяет компании уверенно смотреть в будущее, в полной мере используя свой потенциал на благо здоровья людей.

Мы постоянно внедряем новые технологии — пытаемся быть первыми на рынке как в обеспечении работы внешней службы, так и маркетинга. Это новые IT-технологии: CRM-система (Customer relationship management), внедрение автоматизированных систем анализа, персонализированные торговые территории и т.д.

— Какие взаимоотношения представительства компании с центральным офисом? Удается ли реализовывать все поставленные задачи, достигать целей?

В Nycomed особый тип управления. Огромное количество полномочий делегируется на места. Здесь принятие решений не затягивается на недели и месяцы. Структура организации — плоская, нет сложной иерархической системы, когда между главным исполнительным директором и главой представительства находится еще десяток менеджеров. Вопросы любой сложности решаются в течение одного дня, что позволяет быстро реагировать на изменения рынка.

Именно гибкость — один из важнейших факторов успеха компании как в Украине, так и в мире. Так, отдел бизнес-развития, который занимается поиском новых продуктов для продвижения, зная специфику и потребности рынка в каждой конкретной стране может подобрать такой продуктовый портфель, который максимально удовлетворит потребности пациентов и врачей, причем успешными удается сделать даже нишевые продукты. В разных регионах мира портфель может отличаться очень существенно — до 80% препаратов может не совпадать, хотя, конечно, есть базовые препараты, формирующие имидж и лицо компании, и они представлены во всех странах.

Аналогичная ситуация и в маркетинге. Основные маркетинговые стратегии должны быть универсальными и удовлетворять «нужды» продукта практически во всех странах. Однако наш опыт работы в отдельной стране и разработанные стратегии помогают в продвижении новых препаратов с учетом местных реалий. Для реализации этих планов в Украине у нас есть все возможности.

Очень важно также, что у нас есть возможность принимать решения для каждого региона отдельно, в то же время производить гибкий обмен опытом. Это рождает синергичное взаимодействие представительств и повышает успешность компании.

Такая гибкость позволяет выводить на рынок большое количество новых продуктов — 4–6 новых препаратов в год (и это действительно перспективные лекарственные средства, появление которых нередко меняет отношение к фармацевтической группе, становится настоящим событием для медицинской общественности).

Цели и планы, которые ставит перед украинским представительством центральный офис, очень амбициозны, и планка, установленная для России, Украины и Казахстана, обусловлена, прежде всего, достижениями прошлых лет. Никто не ждет показателей роста ниже, чем исчисляющиеся двузначными числами и, конечно же, мы должны расти быстрее рынка. Увеличение товарооборота — это тот показатель, по которому судят об успешности менеджмента и коллектива в целом. Среди рынков стран СНГ в Украине у нас самый высокий рост и самые большие перспективы: если раньше мы продавали меньше, чем представительство в Казахстане, то теперь — значительно больше, и продолжаем расти быстрее.

— Однако рост рынка замедляется, многие компании ставят себе задачу хотя бы удержать те позиции, которые удалось завоевать во время стремительного роста фармрынка. Неужели в ваших планах все наоборот, вы собираетесь расти и дальше?

—Конечно! Начиная со II кв. 2007 г. компания Nycomed постоянно демонстрирует максимальные темпы прироста объема продаж лекарственных средств в денежном выражении среди топ-20 маркетирующих организаций по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет. Однако мы не собираемся останавливаться на достигнутом — в наших планах еще больше ускорить свое развитие. Могу сказать, что мы передвинули финансовые планы, которых собирались достичь в 2010 г., на 2009 г. В таких решениях меня полностью поддерживает коллектив, мы все с азартом беремся за такие, казалось бы, невыполнимые задания, и еще ни разу не случилось такого, чтобы мы не добились своего! Всегда присутствует внутренняя уверенность в том, что нам все под силу, и если мы за что-то беремся, то всегда боремся до победы!

— Давайте несколько абстрагируемся от Украины. Какие события последних лет определяют позиции Nycomed в мире?

—Конечно из наиболее значимых следует отметить объединение с «ALTANA Pharma». Это событие действительно очень сильно сказалось на позициях компании в мире. Речь идет не только о том, что в результате слияния Nycomed и «ALTANA Pharma» — получился действительно крупный игрок. Произошли ощутимые количественные и качественные изменения.

Мы начинаем более гибко работать с внешними партнерами, фокусируемся на проектах, имеющих подлинный медицинский потенциал, беремся за разработку не только потенциальных блокбастеров.

В свое время компанией Nycomed было принято очень важное решение — отказаться от исследовательских мощностей и сделать ставку на лицензирование продуктов. У нас очень много таковых. Это, естественно, повышает скорость выведения на рынок, и если компании из первой мировой пятерки могут себе позволить выводить на рынок 1–2, иногда 3 новых продукта в год, а небольшие компании вообще проводят лончи инновационных препаратов раз в несколько лет, то мы получаем многообещающие продукты от наших партнеров и ежегодно представляем на рынке по меньшей мере 1–2. Такая стратегия действительно принесла весомые плоды.

Однако сегодня, благодаря тому, что с «ALTANA Pharma» мы получили и исследовательские мощности, компания возвращается к активной работе в сфере исследований и разработок новых продуктов. Могу отметить, что уже сейчас в работе очень многообещающие лекарственные средства.

Так, финальные фазы исследования проходит препарат Daxas для лечения хронической обструктивной болезни легких — патологии, представляющей в последние годы существенную проблему для мирового здравоохранения. Daxas — это ингибитор фосфодиэстеразы-4. Принимается препарат перорально, 1 раз в сутки, оказывает противовоспалительное действие на все типы клеток, вызывающих хроническую обструктивную болезнь легких. Daxas претендует на то, чтобы стать первым на рынке ингибитором фосфодиэстеразы-4.

Если препарат подтвердит все надежды, которые на него возлагают исследователи, то его ожидает многомиллиардный рынок в мире, это действительно многообещающий блокбастер.

В новой для себя нише — лечение заболеваний дыхательных путей — компания разрабатывает еще несколько препаратов, среди которых можно отметить Venticute — новый сурфактантный препарат для лечения респираторного дистресс-синдрома.

Инновационный продукт Инстанил (интраназальный фентанил) купирует значительно выраженные болевые приступы у больных онкологического профиля, состояние которых относительно стабильно и которые в целом адекватно реагируют на постоянные болевые ощущения. Препарат в форме назального спрея действует достаточно быстро, максимально соответствуя типичной продолжительности острого болевого приступа.

Помимо этих лекарственных средств у компании есть еще несколько новых продуктов, которые готовит подразделение R&D. В стадии регистрации у Nycomed находятся три препарата — Omnaris для лечения аллергического ринита, противопростудное средство ZyComb и снотворное Circadin.

— Получается, еще один компонент в формуле успеха Nycomed — это высококлассные инновационные препараты?

— Да, это действительно так. Основа успешной деятельности компании Nycomed — это, прежде всего, ее сотрудники, следующий по значимости фактор — продукты, которые продвигают эти специалисты. Я думаю, мы в действительности еще не понимаем, какой огромный потенциал роста заложен в нашем портфеле, сфокусированном на реалиях рынка и действительно одном из наиболее сбалансированных.

Подавляющее большинство препаратов компании занимает свои ниши на рынке, многие имеют очень большой потенциал роста.

Яркий пример — лекарственное средство Цераксон. Ему с самого начала предрекалось большое будущее, однако весь потенциал препарата не смогли предугадать даже мы.

Это лекарственное средство, предназначенное для лечения социально значимой патологии, — инсульта — высокоэффективно, о нем положительно отзываются специалисты. Препарат применяют в острой фазе ишемического инсульта. Согласно результатам исследований и уже богатому опыту клинического применения, если его вводят в первые сутки, зона инсульта достоверно уменьшается. Кроме того, Цераксон облегчает процесс реабилитации.

— Какие продуктовые сегменты являются приоритетными для компании?

— Препараты для лечения заболеваний нервной системы, сахарного диабета, патологии щитовидной железы, для помощи новорожденным, а также влияющие на сердечно-сосудистую систему (Конкор, Кардиомагнил), диагностические и рентгенконтрастные средства. В следующем году планируем работать с препаратами для лечения онкологических заболеваний.

— Крупные промышленные зоны сегодня в основном ассоциируются с развивающимися странами. Однако производство того же АКТОВЕГИНА происходит в Австрии. Как здесь, в центре Европы, из которой большая часть производителей стремится вывести свои предприятия, удается поддерживать совершенно обратную тенденцию — развивать крупную промышленную зону?

— Действительно, большие производственные мощности компании находятся в разных уголках Европы. Актовегин, как и несколько других препаратов, производится в австрийском городе Линц. То, что Линц является промышленным центром Австрии, сразу и не скажешь — в городе живут чуть менее 200 тыс. человек. И довольно значительная часть из них занята непосредственно на производстве. Здесь находится крупная производственная зона, в которой выделяется сталелитейное производство, и около 40 компаний химического производства, одна из которых — Nycomed.

При этом, по показателю чистоты воздуха Линц второй после Вены город в Австрии. Естественно, для того, чтобы добиться этого, проводится постоянный и очень строгий контроль состояния окружающей среды. Предприятия, расположенные в Линце, соответствуют самым серьезным требованиям — в Европе это не пустой звук.

Это касается и производственных мощностей компании Nycomed. Процесс изготовления продукции здесь практически полностью автоматизирован. Сотрудникам компании отведены, как и на многих подобных предприятиях, в основном контрольные функции. Остальную работу выполняет техника. Операторы контролируют все промежуточные стадии производства, отбраковывая испорченные упаковки. Стадий контроля на конвейерной линии более десятка. Выбраковку проводят как сотрудники, так и сама техника, делая, например, проверку ампул на наличие посторонних частиц, а также на вес (процент брака весьма низкий).

Оборудование, задействованное в технологическом процессе на Nycomed, представлено разными производителями. Есть и сравнительно старые установки, причем происходит постоянное их переоснащение, как только делают очередные коррективы в правилах производства. В основном оборудование совсем новое, а срок его службы составляет около 12 лет. Суммарные инвестиции в переоборудование только завода в Линце за последние 5 лет составили около 60 млн евро.

— Мы уже упоминали о таком важном событии в истории компании Nycomed, как покупка у химического концерна «Altana AG» его фармацевтического подразделения. С приобретением «ALTANA Pharma» Nycomed получил ее научно-исследовательскую базу, а также один из ее главных продуктов — препарат для лечения язвы Pantoprazole (КОНТРАЛОК) и еще ряд брэндов и перспективных разработок, а также несколько производственных площадок. Сумма сделки составила около 4,6 млрд евро и существенно повысила рейтинг Nycomed в мире. Расскажите об «ALTANA Pharma», ведь это тоже производитель с историей.

— Действительно, «ALTANA Pharma» — это немецкий производитель с более чем вековой историей. Компания основана в Берлине еще в 1873 г. доктором Хейнрихом Быком, и занималась она химическим производством. Спустя 70 лет, в 1943 г., во время бомбежек Второй мировой войны производственный комплекс компании, которая к тому моменту уже называлась «Byk-Gulden», был сильно поврежден. Все, что можно было сохранить, вывезено в Констанц поездом. Это было сравнительно безопасное место — граница с хранившей нейтралитет Швейцарией совсем рядом.

После войны новую площадку решили не искать и основали компанию практически заново прямо в Констанце. Война меньше всего отразилась на этом пограничном регионе.

Сегодня только это бывшее подразделение концерна «ALTANA Pharma», некогда уместившегося в нескольких вагонах, представляет собой серьезный производственный комплекс.

После присоединения «ALTANA Pharma» Nycomed сформулировал новую стратегию объединенной компании в области научных разработок и новые операционные задачи, направление R&D снова начало развиваться и приносить плоды.

— Участвует ли представительство компании Nycomed в Украине в проведении многоцентровых клинических испытаний?

— Да, у нас функционирует медицинский отдел и есть сотрудники, занимающиеся многоцентровыми исследованиями. Сейчас как раз завершается исследование применения Актовегина в терапии диабетической нейропатии, результаты которого будут представлены в сентябре. Все, что касается этого испытания, мы делали сами — это огромный поток больных и большая работа. При этом у нас уже был проведен аудит, и качество полученных данных было признано одним из самых высоких в компании Nycomed. Надеемся, что дальше наша активность в этом направлении будет расти, как снежный ком, ведь компания очень активно проводит исследования. Хотя все еще может измениться в силу больших структурных изменений.

Сейчас также рассматривается вопрос участия Украины еще в трех проектах: по остеопорозу, резекции толстого кишечника, синдроме короткой тонкой кишки.

— Чего ожидать от компании Nycomed в дальнейшем?

— Роста и развития. Как специалисты медицины, так и пациенты могут всегда рассчитывать на нас. Компания ставит перед собой высокую планку качества во всех направлениях деятельности. Надежным партнером нас делает два ключевых фактора — сплоченный профессиональный коллектив и сбалансированный высококлассный продуктовый портфель. Сотрудничая с Nycomed вы всегда можете рассчитывать на успех!


Nycomed — формула успеха

Йостейн Дэвидсен

Об основных стратегических задачах компании в странах СНГ рассказал Йостейн Дэвидсен, старший вице-президент Nycomed Group, президент Nycomed Россия-СНГ:

— Nycomed — европейская фармацевтическая компания, деятельность которой охватывает производство широкого спектра лекарственных средств различных ценовых категорий, применяющихся во многих отраслях медицины. Проведение исследований и разработка новых препаратов позволили Nycomed занять достойное место на фармацевтическом рынке. Немаловажным в деятельности компании также является продвижение продуктов наших партнеров.

— Каждый год как на мировой, так и на локальные рынки Nycomed выводит новые препараты. Как удается поддерживать такую активность?

— Сегодня специфика мирового фармбизнеса такова, что R&D-деятельность по плечу только крупным международным компаниям. Поэтому во всем мире существует тенденция к активному развитию партнерских отношений и передаче эксклюзивных прав на определенные брэнды в рамках отдельных географических территорий.

Именно такое направление до недавнего времени и было стратегическим приоритетом компании. Значительный научно-исследовательский потенциал, умение строить партнерские отношения с различными представителями фармацевтического рынка позволили компании Nycomed быстро занять лидирующие позиции в Северной Европе и странах СНГ.

Хорошая репутация Nycomed и привлекательные для потенциальных партнеров условия соглашений обеспечивают компании динамичное развитие в этом направлении.

Присоединение «Altana Рharma» расширило возможности Nycomed как исследовательской компании — мощное R&D-подразделение уже в ближайшее время выведет на мировой рынок инновационные препараты, обещающие стать настоящими блокбастерами. Анализируя коммерческий потенциал продуктов, находящихся на начальной и средней стадиях разработки, специалисты компании выбирают среди них наиболее перспективные, чтобы после проведения клинических испытаний вывести новые лекарственные средства на рынки многих стран. При этом, кроме коммерческих, оцениваются еще и медицинские, а также регуляторные аспекты.

Богатый опыт в продвижении препаратов различных терапевтических групп во всем мире теперь будет применятся к собственным инновационным разработкам, что позволит компании получить мощный толчок к дальнейшему развитию.

— Позиции Nycomed на рынке СНГ очень сильны, ранний старт компании в этом регионе во многом позволил сформировать здесь надежный фундамент для работы. Сегодня компания продолжает динамично развиваться в Украине, насколько приоритетным является этот рынок?

— Действительно, Nycomed начал поставки медикаментов в этот регион еще в советские времена. После начала экономических реформ бизнес стал более сложным и конкурентным, но при этом и более интересным.

Когда я оглядываюсь на прошедшие 15 лет, испытываю исключительно позитивные эмоции. Конечно, это были далеко не самые простые годы как для постсоветских стран, так и для компании. Но когда достигаешь поставленных целей, редко вспоминаешь, как был тернист путь к ним.

Принятая штаб-квартирой Nycomed стратегия фокусирования на быстрорастущих рынках, в том числе региона Россия — СНГ, принесла свои плоды. Далеко не каждая европейская компания уделяет такое большое внимание деятельности на фармацевтических рынках государств постсоветского пространства, как Nycomed, для которой этот рынок — второй по объему продаж. Тому есть исторические причины, однако сегодня мы высоко оцениваем дальнейшие перспективы этих рынков и стремимся к расширению и упрочнению нашего присутствия на них, придерживаясь довольно активной стратегии развития. Даже самые амбициозные задачи, которые мы ставим перед нашими представительствами, зачастую не просто выполняются, а перевыполняются либо же опережают поставленные сроки. Яркий пример — украинское представительство нашей компании, высокопрофессиональная работа которого сделала Nycomed самой быстрорастущей фармацевтической компанией в Украине в последнем полугодии.

Все эти достижения — результат органического роста Nycomed, а не следствие процесса слияний и поглощений. Всего этого мы добились своими силами.

Главные инвестиции в развитие компании были сделаны в 2001–2002 гг., хотя этого вообще могло не случиться. Я всегда вспоминаю экономический кризис 1998 г. как главную битву в своей жизни — битву за спасение компании, которую я строил 10 лет, и битву с головным офисом, который я убеждал сохранить представительства Nycomed в странах СНГ. И я преуспел в обоих этих делах: совет директоров поверил нам, и в результате мы вышли на уровень безубыточности. Возможно, это было одно из лучших решений, одно из лучших вложений, которые собственники компании когда-либо совершали. Это как на бирже: вы покупаете, когда акции стоят дешево, и ждете, когда они будут в цене. Ставка сыграла: за последние 8 лет объемы продаж компании выросли здесь более чем на 1500%. Рынок СНГ стал вторым по величине для Nycomed Group после Германии.

Такой показатель — хорошая иллюстрация роста, но я считаю, что это только начало большого пути. Прошедшие 15 лет были временем закладки фундамента для будущего роста компании. Я рассчитываю, что в ближайшие 5 лет Nycomed Россия — СНГ будет занимать прочную позицию в пятерке лидеров рынка и к 2012 г. станет компанией с оборотом в 1 млрд дол. США.

Но это лишь прогноз на ближайшую перспективу. Пик роста фармрынков стран СНГ я надеюсь увидеть не скоро и рассчитываю, что еще долгие годы это развитие будет продолжаться столь же высокими темпами. Значительной динамикой фармрынка гордиться особенно приятно. Ведь производители лекарств служат высокой цели — работают на благо пациентов. И наш рост — это отражение подъема всего здравоохранения.

— В чем, по Вашему мнению, специфика работы на рынках стран СНГ?

— Наверное, в первую очередь, работа на фармацевтическом рынке любой страны отличается организацией и финансированием системы здравоохранения.

Реализовывать лекарственные средства высокой ценовой категории мы можем преимущественно в Западной Европе и США, потому что там система здравоохранения имеет устоявшуюся и достаточно прозрачную организацию, хорошо финансируется. Структура продаж в странах постсоветского пространства существенно отличается, и существует масса причин этому: особые традиции, недостаточное развитие страховой медицины, несовершенство систем государственного снабжения препаратами, недостаточное финансирование.

В то же время Nycomed очень давно работает в странах постсоветского пространства, а высокая гибкость компании способствует адаптации к условиям конкретного рынка. В странах постсоветского пространства у компании Nycomed обширный портфель, включающий, преимущественно, оригинальные препараты, но также и генерики.

— Можно ли говорить о том, что украинский рынок существенно отличается от российского?

— Конечно, условия работы на этих рынках различны: украинский рынок примерно в 3–4 раза меньше по объему, он более однородный. Российский рынок огромен территориально, он охватывает 9 часовых поясов, неоднороден и имеет большие культурные отличия. Продуктовые портфели, с которыми мы работаем на этих рынках, отличаются некоторыми технологиями маркетинга, мониторирования продаж и др.

В то же время много общего в культурных, ментальных особенностях народов этих стран, что служит хорошим поводом для обмена опытом между представительствами, помогает в разработке общих рекламных концепций.

— Что позволяет компании добиваться успеха?

— В своей работе мы стараемся сохранить и развить скандинавские традиции качества, которые в полной мере воплощены в нашей продукции. Мы предлагаем высокотехнологичные препараты для лечения людей с серьезными заболеваниями. Высококачественные продукты компании становятся надежной опорой как для профессионалов медицины, так и для пациентов.

Еще одним из важных слагаемых успешной деятельности компании является четкая ориентация на конкретный рынок, высокая гибкость в работе. Мы постоянно следим за тенденциями развития рынка, изучаем потребности наших клиентов, чтобы в соответствии с этими факторами адаптировать собственную стратегию.

Мы предъявляем высокие требования к уровню подготовки и квалификации наших сотрудников, стремимся достичь непревзойденного мастерства в менеджменте, работе внешней службы и выведении на рынок новых продуктов.

Хокан Бьёрклунд

Президент Nycomed Group Хокан Бьёрклунд:

— Деятельность нашей компании в Украине началась задолго до открытия представительства — Nycomed представляла свои препараты еще в советские времена, начиная с 1987 г. Однако с момента открытия представительства прошло полтора десятка лет, и это — значимая дата, хороший повод для подведения итогов, встречи с партнерами компании.

Украина — динамичный и быстрорастущий фармацевтический рынок. Из всех стран СНГ он и сегодня один из наиболее перспективных. За время работы представительства менялась и экономическая ситуация в Украине: экономический коллапс начала 1990-х годов, затем бурный рост экономики страны, в том числе и фармацевтического рынка, сегодня — стабилизация, замедление роста, переход от количественного к качественному развитию. И хотя уже не происходит бурного роста рынка, однако повышается стабильность, привлекательность для инвесторов. Появляется возможность занять более широкие ниши, так как с улучшением благосостояния профессионалы и потребители отдают предпочтение компаниям, представляющим более качественные препараты.

Компания Nycomed ориентирована на требовательный европейский рынок и располагает высокотехнологичным производством, все мощности которого сертифицированы в соответствии со стандартами GMP. Подавляющее большинство препаратов мы производим в Европе: Норвегии, Дании, Финляндии, Австрии, Бельгии и Эстонии.

В своем развитии мы всегда делали и делаем ставку на производство инновационных препаратов для таких сфер, как кардиология, неврология, гастроэнтерология, пульмонология и др.

В этом году мы второй раз провели конференцию партнерских компаний «Partner days», на этот раз в Киеве, приуроченную к юбилею нашего представительства в Украине. «Partner days» — специальное мероприятие, призванное собрать наших партнеров, обсудить стратегические направления работы компании в различных регионах. Многие наши международные партнеры с радостью откликнулись на это предложение и получили большое удовольствие от посещения столицы Украины — одного из самых красивых европейских городов. «Partner days» — это отличная возможность показать наши успехи в Украине всем заинтересованным партнерам компании Nycomed. Многие из приехавших впервые побывали в Украине, и ранее они не знали, что это страна, благоприятная для инвестиций, а фармрынок здесь еще далеко не раскрыл весь потенциал роста.

В России и других странах СНГ проживают свыше 250 млн потенциальных потребителей. Тот, кто не работает здесь активно, просто недальновиден. С 2000 по 2007 г. объемы продаж Nycomed Group на этом рынке увеличились в 15 раз, достигнув показателя 367 млн дол.

Нужно отметить, что особенно быстро растет наш бизнес в Украине — с 2005 г. объемы продаж увеличились в 8 раз и Nycomed вошла в топ-10 фармацевтических компаний — лидеров рынка. Это произошло благодаря двум составляющим: высококлассные препараты, которые являются надежной опорой для врачей и их пациентов, и команда профессионалов, которые работают в нашем представительстве. Именно люди — один из наиболее важных факторов успеха компании. Понимая, что кадры решают все, мы уделяем очень большое внимание проведению тренингов, обучающих программ для наших сотрудников.

Nycomed как развитая европейская компания с большим опытом готова вкладывать крупные инвестиции в развитие украинского фармацевтического рынка. Для нас важно построение долговременных партнерских взаимоотношений с его участниками, приносящих обоюдную пользу здравоохранению и компании. Nycomed будет развиваться вместе с фармрынком Украины.

Мы уверены, что компания Nycomed — лучший партнер для всех, начиная от инвесторов, профессионалов медицины и заканчивая пациентами, ради здоровья которых и существует фармацевтический бизнес.


NYCOMED — пример социально ответственной компании

Рассказ о компании был бы неполным без раскрытия темы социальной активности Nycomed. Социальная ответственность бизнеса — это добровольный вклад в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, напрямую связанный с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума. Яркий пример такой работы — стипендиальная программа Nycomed в Украине.

В 2008 г. компания начинает целевую стипендиальную программу поддержки студентов медицинских вузов Украины. Главная цель программы, по замыслу Nycomed, — поощрять верность профессии и, как следствие, — содействовать развитию медицины, а также повышению уровня оказания медицинской помощи в нашей стране.

«Работая в Украине с 1993 г., мы понимаем важность помощи тем, кто формирует золотой резерв будущих медицинских работников страны, поэтому будем делать все возможное, чтобы программа «Nycomed — золотые кадры медицины» помогла студентам медицинских вузов в углублении своих профессиональных знаний. Считая программу основой социальной политики нашей компании, мы нацелены на ее постоянное развитие и надеемся на то, что проект «Nycomed — золотые кадры медицины» станет поддержкой на нелегком и ответственном пути получения медицинской профессии. Мы рады внести вклад в будущее украинской медицины, которое мы видим в каждом из вас», — говорит Евгений Заика.

«Nycomed — золотые кадры медицины» — это целый комплекс мероприятий, направленных на помощь новому поколению медицинских кадров в получении образования должного уровня, а именно:

– стипендиальная программа в 6 медицинских вузах Украины;

– поддержка наиболее талантливых студентов, стимулирование продолжения образования;

– научно-образовательные мероприятия (конференции, форумы, семинары, мастер-классы, научные кружки);

– главная цель долгосрочной программы – это поддержка молодых специалистов государственных медицинских вузов Украины в получении профессионального медицинского образования и содействие в их профессиональном развитии.

Участник стипендиальной программы: что для этого нужно?

– желание стать стипендиатом программы или принять участие в отдельных акциях проекта «Nycomed — золотые кадры медицины»;

– стремление продолжать обучение и стать профессионалом;

– желание работать по специальности;

– активное участие в общественной и научной жизни вуза и профессиональных мероприятиях;

– ответственность по отношению к своей профессиональной и учебной деятельности.

Подробную информацию
о стипендиальной программе вы сможете
получить по тел.: (044) 200-38-18 или
факсу: 200-38-16


Nycomed глазами профессионалов

Юбилей компании Nycomed послужил хорошим поводом пообщаться с ведущими специалистами в различных областях медицины, узнать о самых актуальных вопросах современного здравоохранения.

Александр Возианов

Александр Возианов, директор Украинского НИИ урологии и нефрологии, президент АМН Украины, академик НАН Украины, доктор медицинских наук, профессор:

— Александр Федорович, АМН Украины была создана 15 лет назад, ее возраст сродни возрасту нашего независимого государства. Все процессы становления медицины происходили при участии АМН. Чего удалось достигнуть за этот период?

— Cоздание нашей Академии было необходимым и одновременно закономерным этапом развития медицинской науки. В переходный период становления независимой державы нельзя было позволить исчезнуть тем славным традициям медицинской науки, которые существовали в Украине, ведь в нашей истории были такие фигуры европейского масштаба, как Нестор Максимович-Амбодик, братья Шумлянские, Данила Самойлович. Служение созданным ими традициям продолжили наши знаменитые соотечественники: Н.И. Пирогов, И.И. Мечников, В.П. Образцов, Д.К. Заболотный, А.А. Богомолец, Н.Д. Стражеско и многие другие.

Мы с несколькими ведущими учеными страны — Б.Е. Патоном, Н.М. Амосовым, А.А. Шалимовым, В.В. Фролькисом — добились в 1993 г. организации АМН Украины — самостоятельной и независимой структуры, главная задача которой — заниматься развитием медицинской науки и технологий с целью поддержания на должном уровне здравоохранения страны.

Академия способна эффективно решать такие задачи, как определение приоритетных направлений развития медицинской науки, проведение на высоком научном и методическом уровне фундаментальных и прикладных исследований, содействовать интеграции академической, вузовской и отраслевой медицинской науки, формировать единую политику в этой сфере.

— В состав Академии входит 36 институтов, среди которых Институт сердечно-сосудистой хирургии, Институт педиатрии, акушерства и гинекологии, Институт эндокринологии и обмена веществ, Институт урологии и многие другие. Какие институты, на Ваш взгляд, внесли особый вклад в отечественную медицину?

— Конечно, в состав Академии входят разные институты, однако все они служат одной цели, и не хотелось бы выделять какие-либо из них. Очень важно, что большинство наших институтов известны не только в Европе, но и во всем мире, с мнениями наших специалистов считаются. Научная работа, ведущаяся в наших учреждениях, находится на передовой современной научной мысли и, что самое важное, помогает множеству наших пациентов обрести здоровье, вернуться к полноценной жизни, а именно это и является главным показателем нашей работы.

— Во всем мире отмечена тенденция к объединению институтов и медицинских учреждений для проведения многоцентровых исследований. Украина также не является исключением и принимает участие во многих испытаниях. Каковы перспективы этого процесса в нашей стране?

— Международные связи — неотъемлемая составляющая деятельности отечественных институтов, плодотворность которых основывается на сотрудничестве с иностранными партнерами. Многие зарубежные фармкомпании обращаются в наши научные институты для проведения исследований по апробации новых препаратов, украинские центры включают во многоцентровые международные исследования. Отечественные ученые работали со своими коллегами из других стран: Франции, Японии, Германии, Бельгии, Швейцарии, США; они регулярно выезжают за рубеж на стажировку в известные европейские и американские клиники, а также для участия в конгрессах и конференциях. Ряд институтов Академии сотрудничает со Всемирной организацией здравоохранения и подписывает с нею соглашения при выполнении общих проектов.

Это очень важный процесс, ведь если проведение исследований у нас находится на должном уровне, это говорит о том, что уровень науки и клинической медицины в наших институтах также мало уступает зарубежным. Нельзя также забывать о том, что проведение исследований — это шанс на выживание для многих пациентов; ведь у них появляется возможность получить самое современное и качественное лечение.

— За последние полтора десятилетия существенно изменилась ситуация на фармрынке, стал доступным широкий ассортимент высококачественных лекарственных средств. Во многом это заслуга фармкомпаний, работающих в нашей стране. Как сегодня можно оценить эту ситуацию с точки зрения практической медицины, какие сложности и перспективы?

— Хочу отметить, что институты АМН являются теми форпостами, через которые идет апробация и внедрение самых передовых лечебных технологий с использованием новых лекарственных средств. Практически во всех областях медицины наши институты являются организаторами фундаментальных научных конференций с зарубежным участием, где и происходит обмен опытом и анализ новых технологий лечения. Фармацевтические производители – как отечественные, так и зарубежные — стали надежными партнерами Академии за эти 15 лет.

—Компания Nycomed на украинском рынке присутствует 15 лет. Представительство компании было организовано в один год с АМН Украины, они ровесники, и их работа сопровождала все трудности и перипетии развития отечественной медицины. Что Вы можете сказать об этой компании?

— Скандинавская фармацевтическая компания Nycomed, отмечающая свое 15-летие, известна нам еще со времен СССР, благодаря поставкам ряда лекарственных средств через централизованную систему обеспечения. За время работы компании в Украине она стала одним из самых надежных партнеров многих институтов и Академии в целом. Лично я, как практикующий хирург-уролог, постоянно имею в операционной Тахокомб, позволяющий быстро и эффективно остановить кровотечение из паренхиматозных органов, а большинство рентгенологических исследований мы проводим с контрастированием при помощи Визипака — одного из самых современных средств контрастной визуализации. Хочу отметить, что компания Nycomed всегда активно помогает институтам АМН в проведении международных научных конференций и семинаров. Желаю компании активного развития на благо пациентов, новых открытий и лекарственных средств. Уверен, что и далее мы будем надежными партнерами!

Екатерина Амосова

Екатерина Амосова, заведующая кафедрой госпитальной терапии № 1 Национального медицинского университета им. акад. А. А. Богомольца, член-корреспондент АМН Украины, доктор медицинских наук, профессор:

— Екатерина Николаевна, как давно Вы сотрудничаете с компанией Nycomed? Чем, на Ваш взгляд, интересна ее работа в Украине?

— С этой компанией я сотрудничаю последние несколько лет, особенно активно — с того момента, когда ее возглавил Евгений Заика. Руководитель представительства компании, как и любой другой организации, — это ее лицо. И в первую очередь хочу отметить высокие личностные и деловые качества Евгения Эдуардовича. Молодые, активные, толковые бизнесмены — это будущее Украины. Когда видишь работу таких профессионалов, появляется уверенность в том, что в сфере здравоохранения в Украине могут произойти перемены к лучшему.

Глубоко трогает неравнодушие Nycomed к проблемам медицины страны. Яркий пример — это усилия, прилагаемые компанией для того, чтобы обратить внимание государства на проблемы новорожденных. Речь идет о поставках препарата Куросурф, который представляет собой натуральный легочный сурфактант и применяется для профилактики, а также лечения респираторного дистресс-синдрома у новорожденных. Это лекарственное средство необходимо для раскрытия легких ребенка в случаях, когда вследствие определенных причин малыш не может вдохнуть самостоятельно.

Как это часто бывает, высокоэффективный препарат также является и дорогостоящим. Компания проявляет настойчивость в том, чтобы новорожденные, родители которых не могут позволить себе покупать такие лекарственные средства, получали необходимую помощь. Такая активность уже спасла жизнь многим маленьким украинцам.

Это очень хороший пример социальной ответственности бизнеса перед обществом. Хотелось бы, чтобы в нашей стране такому примеру последовало как можно больше компаний, у которых есть возможность помогать тем, кто в этом нуждается.

— В портфеле компании Nycomed есть препараты кардиологической группы. Хотелось бы узнать Ваше видение проблем современной кардиологии, и какие из них удается решить?

— Это действительно очень важная тема. Об актуальности проблемы сердечно-сосудистых заболеваний не говорил и не писал, наверное, только ленивый. Однако, к сожалению, словами проблему решить не удается.

Сегодня смертность вследствие этой патологии находится на очень высоком уровне не только в Украине, но и во всем мире. Продолжительность жизни людей в развитых странах на 50% определяется наличием заболеваний сердечно-сосудистой системы. Это то немногое, что роднит медицинские проблемы нашей и более развитых стран мира.

Сейчас много разговоров идет о вымирании украинской нации, непродолжительности жизни. Это напрямую связано с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Государство должно обратить внимание на данную проблему, поскольку ситуация действительно очень печальная и в негативном ракурсе демонстрирует отношение правительства к медицинским проблемам. Если, например, в Германии (Мюнхен) средняя продолжительность жизни женщин составляет 85 лет, а мужчин — 82,5, то в Украине (Киев) — на 20 лет меньше. 20 лет жизни — это, согласитесь, очень и очень много.

Однако не все так плохо. Например, значительно улучшилась ситуация с доступностью лекарственных средств, что напрямую связано с деятельностью фармкомпаний. Могу привести такой пример.

Успехи в кардиологии вызвали ситуацию, когда спасение пациентов с инфарктом миокарда приводит к увеличению количества больных с сердечной недостаточностью. И это становится одной из главных проблем мировой кардиологии, ведь таких пациентов становится все больше и больше. А по влиянию на продолжительность и качество жизни эту проблему можно сравнить с тяжелыми онкологическими заболеваниями.

Блокаторы b-адренорецепторов — препараты, которые продлевают жизнь пациентов с этой патологией, одним из лучших представителей лекарственных средств этой группы является препарат Конкор (бисопролол). Рекомендовать его своим пациентам я начала еще до того, как он появился в Украине. Тогда, узнав из мировой литературы об успехах, которых удается достичь на Западе врачам с помощью этого препарата, я могла лишь сообщить больным о его существовании, а они сами искали способы привезти его из-за границы. Сегодня этот препарат можно купить в любой аптеке.

Nycomed представляет еще один кардиологический препарат — Кардиомагнил. Это препарат ацетилсалициловой кислоты, предназначенный для лечения и профилактики сердечно-сосудистой патологии, связанной с тромбозом.

Ацетилсалициловая кислота на протяжении многих лет является золотым стандартом профилактики осложнений сердечно-сосудистых заболеваний у больных, входящих в группу повышенного риска. Можно смело сказать, что она сделала переворот в области профилактической медицины.

Препараты ацетилсалициловой кислоты принимают в профилактических целях очень продолжительный период — 20, 30 лет. Именно поэтому к ним предъявляются повышенные требования по безопасности. Кардиомагнил отвечает таким требованиям, при этом обладает хорошим соотношением цена/качество, что очень важно для многих украинцев, так как обеспечение населения препаратами в нашей стране оставляет желать лучшего.

Благодаря деятельности Nycomed препарат получил достаточную информационную поддержку в Украине и сейчас широко назначается врачами.

Это, кстати, еще один важный момент в работе фармацевтических компаний в Украине. Благодаря их усилиям врачи получают необходимую информацию, выполняется просветительская функция, широкий круг специалистов знакомится с существующими в мире стандартами по диагностике и лечению сердечно-сосудистых заболеваний.

Такая просветительская работа с врачами имеет большое значение. Есть крылатое выражение: «Не тот помог, кто накормил рыбой, а тот, кто дал удочку и научил ловить». Именно в этом и заключается важность миссии компаний — не только предоставить качественные и эффективные препараты, но и дать необходимую информацию, научить правильному их применению.

Тамара Мищенко

Тамара Мищенко, главный специалист МЗ Украины по специальности «Неврология», руководитель отдела сосудистой патологии головного мозга Института неврологии, психиатрии и наркологии АМН Украины, заслуженный деятель науки и техники Украины, доктор медицинских наук, профессор:

— В последнее время в условиях изменения структуры населения в сторону постарения проблема профилактики и лечения сосудистых заболеваний мозга приобрела особую остроту. Как Вы считаете, достаточно ли мер, предпринимаемых сегодня, для решения этой задачи?

— Действительно, цереброваскулярная патология сегодня является медико-социальной проблемой, а значит, для ее решения сил только медицинской общественности недостаточно, необходим ряд государственных решений. Прежде всего, необходимо наладить систему эффективной профилактики. Это наиболее перспективное направление. Например, качественное лечение артериальной гипертензии в течение 3–4 лет может привести к снижению заболеваемости инсультом на 45–50%. Несмотря на то что в последние годы арсенал антигипертензивных средств значительно расширился и знания врачей стали более масштабными, результаты далеки от желаемых. Кроме проблем, связанных с несовершенной пока системой здравоохранения, существенно влияет на ситуацию и отношение общества в целом к лечению и профилактике заболеваний. Так, например, чрезвычайно низка приверженность пациентов лечению. У подавляющего большинства людей нет твердой установки на здоровый образ жизни, правильного отношения к сохранению своего здоровья.

Инсульт является одной из лидирующих причин заболеваемости и смертности в мире, второй по распространенности причиной деменции, наиболее частой причиной эпилепсии у взрослых и депрессии. В последнее время благодаря проведению фундаментальных исследований доказано, что инсульт является неотложным состоянием. Концепция «время — мозг» означает, что помощь при инсульте должна быть экстренной.

Задержки оказания экстренной помощи при инсульте обнаруживаются на различных уровнях: на уровне населения — cвязаны с неспособностью распознать симптомы инсульта и обратиться за экстренной помощью; на уровне скорой помощи и ее персонала — связаны с задержкой первоочередной госпитализации пациентов с инсультом; на уровне стационара — связаны с задержкой выполнения нейровизуализации и неэффективной стационарной помощью.

— Как изменилась в последние годы ситуация с точки зрения возможностей диагностики и медикаментозной терапии?

— Чтобы правильно лечить пациента, нужно точно знать, какова причина его заболевания. За последние годы клинические, фундаментальные дисциплины, посвященные различным аспектам цереброваскулярной патологии, безусловно, достигли значимых результатов.

Это в полной мере относится к такой важнейшей медико-социальной проблеме, как инсульт. За последние 10–20 лет в понимании этого заболевания произошел прорыв, раскрыто многообразие причин его возникновения, расшифрованы молекулярные механизмы формирования ишемии мозга. Благодаря этому стало непреложным правилом строить терапевтическую стратегию с учетом конкретного механизма развития патологии.

— Какие основные терапевтические группы препаратов применяют в настоящее время для лечения заболеваний нервной системы?

— Патогенез многих заболеваний центральной и периферической нервной системы обусловлен ишемией и гипоксией, формирующимися в результате поражения магистральных сосудов или сосудов микроциркуляторного русла. Именно это звено патогенеза — одна из основных целей фармакологической терапии, так как важной задачей является сохранение жизнеспособности максимального количества нервных клеток поврежденного участка нервной системы.

Нейропротекторы, ноотропы, антигипоксанты — эти группы препаратов заняли заслуженную нишу в арсенале врачей многих специальностей, но особенно неврологов, нейрохирургов и психиатров. Нейропротекторы незаменимы, поскольку, вмешиваясь в каскад патохимических реакций, они позволяют ишемизированной ткани «пережить» период, необходимый для восстановления кровотока. Перечень имеющихся лекарственных средств достаточно широк, и исследования в этой области проводятся постоянно.

Как и в любой группе препаратов, здесь есть свои фавориты, завоевавшие доверие врачей благодаря высокой эффективности. Такие лекарственные средства представлены и в портфеле компании Nycomed. Особенно хочу выделить препараты Цераксон и Актовегин.

Ввиду фармакологических свойств и клинических возможностей нейропротекторный препарат Цераксон применяют при лечении заболеваний, сопровождающихся повреждением нейронов ишемического, травматического или дегенеративного характера. Появление такого эффективного препарата в арсенале врачей намного расширило возможности в терапии цереброваскулярной патологии. Благодаря стабилизирующему действию на мембрану препарат проявляет противоотечные свойства, уменьшает отек мозга. Цераксон уменьшает выраженность симптомов церебральной дисфункции после таких патологических процессов, как черепно-мозговая травма или острые нарушения мозгового кровообращения, снижает уровень амнезии, улучшает состояние при когнитивных расстройствах, также уменьшает выраженность симптомов, которые отмечают при гипоксии и ишемии мозга, включая ухудшение памяти, эмоциональную лабильность, нарушение способности выполнять обычные действия по самообслуживанию. Такие эффекты препарата и определяют его востребованность и широкую популярность.

Актовегин можно назвать классическим препаратом нейрометаболической терапии, доказавшим свою эффективность годами практического применения. И, что важно, он остается актуальным и сегодня.

Присутствие на рынке высококачественных и действительно эффективных препаратов позволяет врачам быть уверенными в проводимой терапии, а пациентам дарит обоснованную надежду на более быстрое и полноценное выздоровление.

Поздравляю компанию Nycomed с юбилеем работы ее представительства в Украине! Такое событие — праздник не только для компании, но и для медицинской общественности, имеющей надежного партнера, на препараты которого можно положиться в терапии даже самой сложной патологии, а также для пациентов, многим из которых удалось вернуться к полноценной жизни благодаря лекарственным средствам от Nycomed.

Евгений Педаченко

Евгений Педаченко, главный нейрохирург МЗ Украины, член-корреспондент АМН Украины, заслуженный деятель науки и техники, доктор медицинских наук, профессор:

— Хочу поздравить Nycomed с 15-летним юбилеем. Это событие выходит за рамки корпоративного торжества — все эти годы наши пациенты получали высококачественные лекарственные средства компании. Препараты Nycomed можно характеризовать кратко: с ними работать надежно. Очень приятно, что в портфеле компании одно из ведущих направлений занимают средства для лечения нейрохирургической патологии.

В нашей стране очень актуальна проблема черепно-мозговой травмы — в год регистрируется около 200 тыс. случаев. Также одной из основных проблем нейрохирургии (100–130 тыс. пациентов ежегодно) является цереброваскулярная патология — мозговые инсульты. Подобная статистика переводит вопрос в плоскость медико-социальных проблем, решать которые приходится врачам.

В последние годы терапия черепно-мозговых повреждений и цереброваскулярной патологии в Украине изменилась качественным образом — повысилась доступность препаратов, сегодня специалисты получили возможность назначать высококачественные лекарственные средства. Медикаментозная терапия — основа любого подхода к лечению и профилактике. И важно, чтобы развитие этого направления с позиций доказательной медицины не останавливалось.

— Каковы основные сложности в терапии заболеваний этого профиля?

— Эффективность и исход лечения напрямую зависят от того, насколько быстро и точно были установлены диагноз и причина развития патологического процесса. Например, инсульт весьма разнороден по своей этиологии. Выделяют геморрагический инсульт, при котором происходит внутричерепное кровоизлияние, и ишемический инсульт, при котором происходит размягчение мозга в связи с закупоркой сосуда, питающего мозговую ткань. Эти два состояния изначально требуют совершенно разных и, более того, взаимоисключающих подходов к лечению. Кроме того, существуют и смешанные варианты. Поэтому действовать в случае подозрения на инсульт нужно очень быстро: терапевтическое окно, в течение которого принятие экстренных мер может спасти мозг от значительного повреждения и сохранить его важнейшие функции, составляет не более 3–6 ч. Своевременная диагностика является залогом правильного выбора тактики лечения и во многом определяет его эффективность. И если в случае оперативного вмешательства очень многое зависит от квалификации и практических навыков хирурга, то при консервативной терапии все зависит, главным образом, от эффективности применяемых лекарственных средств.

Очень радует, что арсенал терапевтических средств, доступных врачам, расширяется из года в год. Например, такой препарат, как Цераксон, который на украинском рынке появился всего несколько лет назад, благодаря высокой эффективности хорошо зарекомендовал себя на практике и быстро завоевал уважение у врачей. Цераксон применяют и для лечения нарушений мозгового кровообращения, и при черепно-мозговой травме и ее последствиях. Хотелось бы отметить, что компания Nycomed представляет средства, которые являются надежной опорой в терапии неврологической патологии. Нельзя не вспомнить и такой популярный препарат, как Актовегин, который проверен временем и положительными результатами лечения многих пациентов.

— Какие направления сотрудничества с фармацевтическими компаниями способны улучшить оказание помощи пациентам?

— Сегодня важным вопросом доказательной медицины является проведение клинических исследований, способных углубить знания о препаратах и всех аспектах их терапевтического применения. В Украине есть все условия для проведения таких исследований, и одним из самых перспективных партнеров для этого в отрасли нейрохирургии является компания Nycomed, выпускающая современные инновационные препараты, способные изменить жизнь множества пациентов к лучшему. Думаю, что такая работа позволяет повысить компетентность врачей, расширить знания о лекарственных средствах, а многие пациенты получают возможность проведения адекватной терапии.

Наталия Харченко

Наталия Харченко, заведующая кафедрой гастроэнтерологии, диетологии и эндоскопии Национальной медицинской академии последипломного образования им. П.Л. Шупика, заслуженный деятель науки и техники Украины, доктор медицинских наук, профессор:

— Поздравляю компанию Nycomed с юбилеем представительства в Украине. Желаю успехов в бизнесе, а также чтобы компания не изменяла своим традициям — поставляла на украинский рынок высококачественные препараты, являющиеся надежной опорой для врачей разных специальностей. Ведь наша общая цель — помогать больным, а это возможно, только если мы вооружены эффективными и качественными лекарственными средствами. Особенно это актуально для терапевтических специальностей, где от названных характеристик препаратов напрямую зависит результат лечения.

— Какова ситуация с заболеваниями органов пищеварения в Украине сегодня?

— Современная гастроэнтерология — наука, которая активно развивается и за последние десятилетия обогатилась принципиально новыми открытиями. Это позволило углубить наши знания об этиологии, патогенезе, диагностике, подходах к лечению и прогнозах у пациентов с заболеваниями органов пищеварения.

Актуальность проблемы современной гастроэнтерологии (не только в Украине, но и во всем мире) связана с повышением заболеваемости и распространенности патологии органов пищеварения, их прогрессирующим течением, что приводит к ухудшению качества жизни, инвалидизации и смерти больных. Патология органов пищеварения занимает одно из первых мест в структуре заболеваемости внутренних органов и не уступает сердечно-сосудистой патологии. Количество пациентов, у которых диагностируются такие заболевания, очень большое, и оно продолжает увеличиваться с каждым годом.

— В портфеле компании Nycomed представлен препарат Контролок, ингибитор протонной помпы. Какое место он занимает в лечении патологии органов пищеварения?

— Контролок — один из лучших блокаторов протонной помпы, представленных на рынке; его широко применяют в мире, а также и в нашей стране для лечения такой патологии, как язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки и желудка, рефлюкс-эзофагит, синдром Золлингера — Эллисона и другие патологические гиперсекреторные состояния. В комбинированной терапии применяется с определенными антибиотиками для эрадикации Helicobacter pylori у пациентов с пептической язвой, вызванной этим микроорганизмом, с целью уменьшения количества рецидивов язвы желудка и двенадцатиперстной кишки.

Одним из самых актуальных гастроэнтерологических заболеваний является гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (ГЭРБ). Сегодня факт широкой распространенности ГЭРБ общепризнан и не вызывает сомнений. По данным ряда исследователей, она достигает среди взрослого населения 50%. Тенденция к повышению заболеваемости ГЭРБ стала основанием для провозглашения на 6-й Европейской гастроэнтерологической неделе (Бирмингем, 1997) лозунга: «XX в. — век язвенной болезни, XXI в. — век ГЭРБ».

ГЭРБ относят к группе хронических заболеваний с длительным течением, трудно поддающимся коррекции. Целью ее лечения является устранение жалоб, повышение качества жизни пациентов, предотвращение или устранение осложнений. Поэтому разработка лекарственных средств, эффективных в лечении этой патологии, является важной задачей фармакологии. Хочу также отметить высокую эффективность Контролока в лечении ГЭРБ и ее симптомов (таких как изжога, заброс кислого содержимого желудка, боль при глотании).

Надеюсь, что компания Nycomed не оставит свою традицию ежегодно выводить на рынок Украины несколько новых препаратов и порадует нас новыми качественными и высокоэффективными препаратами для применения в гастроэнтерологии!


Основа успеха — грамотное продвижение препаратов

Наталию Заго

Подробнее о применяющихся в компании маркетинговых технологиях мы попросили рассказать Наталию Заго, менеджера по маркетингу:

— Сколько препаратов компании Nycomed сейчас находится в активном продвижении?

— Если еще несколько лет назад ответить на этот вопрос не представляло труда, поскольку в промоции находилось немного продуктов, то сегодня уже трудно сразу подсчитать количество препаратов в нашем портфеле. Каждый год на рынок Украины мы выводим несколько новых лекарственных средств. Одни брэнды исчезают, другие появляются. Мы пытаемся добиться сбалансированного состава нашего портфеля. В подборе новых препаратов очень помогает отдел развития бизнеса, который держит связь как с нашими институтами по поиску и испытанию новых лекарственных молекул, так и с другими фармацевтическими компаниями. Ведь помимо препаратов собственного производства Nycomed представляет на рынке Украины продукты таких известных компаний-партнеров, как «Merck Serono», «GE Healhcare», «Grupo Ferrer», «LEO Pharmaceuticals», «Chiesi Pharmaceuticals», «Orphan Europe», «Gilbert Laboratories», «Axellus» и т.д.

Одним из наиболее ярких примеров такого сотрудничества стал вывод на отечественный рынок препарата Цераксон, производства наших испанских партнеров — компании «Grupo Ferrer», объемы продаж которого превысили все наши ожидания.

— Появление Цераксона действительно стало настоящим событием на украинском рынке! Наверное, можно смело утверждать, что в неврологии давно не появлялось такого яркого препарата?

Да это так. Nycomed всегда имел сильные позиции в неврологии благодаря обширному портфелю препаратов для лечения нарушений мозгового кровообращения. Цераксон пополнил наш арсенал в октябре 2006 г. Мы всегда возлагали на него большие надежды, поскольку на сегодняшний день это нейропротектор с самой сильной доказательной базой в области терапии острых ишемических поражений мозга. Однако никто не мог предположить, что нишевый, дорогостоящий препарат, применяемый для лечения довольно узкого спектра заболеваний, станет столь востребованным. Это действительно блестящий вывод продукта и подтверждение его высокой эффективности. Сегодня Цераксон входит в топ-30 самых продаваемых препаратов в Украине по результатам I полугодия 2008 г. (таблица).

Таблица
Топ-лист брэндовых препаратов по объемам аптечных продаж в денежном выражении в июне 2008 г. с указанием позиции в рейтинге в аналогичный период 2006–2007 гг. *

Брэнд-нейм № п/п
2008 г. 2007 г. 2006 г.
АКТОВЕГИН 1 2 2
ЭССЕНЦИАЛЕ 2 1 1
МИЛДРОНАТ 3 5 7
ПРЕДУКТАЛ 4 4 4
ЭНАП 5 11 8
МЕЗИМ 6 10 10
ЦЕФТРИАКСОН 7 3 3
НО-ШПА 8 6 5
НАТРИЯ ХЛОРИД 9 8 11
КЕТАНОВ 10 7 12
ТРАУМЕЛЬ С 11 19 27
ЛИОТОН 12 12 21
ДЕТРАЛЕКС 13 15 24
ЛАЗОЛВАН 14 20 18
ЛИНЕКС 15 9 19
КАНЕФРОН 16 33 57
ФЕЗАМ 17 21 13
ВИАГРА 18 16 14
ПРОСТАМОЛ УНО 19 25 16
ЦЕРЕБРОЛИЗИН 20 18 28
АУГМЕНТИН 21 28 55
ДИКЛОБЕРЛ 22 17 15
ЭНТЕРОСГЕЛЬ 23 26 35
МОВАЛИС 24 30 33
ВИТРУМ 25 27 20
ТИОТРИАЗОЛИН 26 31 34
ДУФАСТОН 27 29 26
ЦЕРАКСОН 28 53
ЦИТРАМОН 29 24 22
ДОЛАРЕН 30 32 39

Кстати, 1-е место в этом рейтинге занимает препарат, с которым у многих врачей и ассоциируется компания Nycomed — это Актовегин. На этот препарат приходится почти половина всего ампульного производства компании (в 2007 г. выпущено 166 млн ампул). Он же возглавляет и топ-5 стерильных продуктов компании.

— Какими принципами Вы руководствуетесь в построении маркетинговых стратегий?

— Мы стараемся быть гибкими в выборе маркетинговой стратегии и для каждого препарата стараемся найти наиболее правильные пути продвижения. Вы, конечно, знаете, что способы продвижения рецептурных и безрецептурных лекарственных средств очень отличаются. Сейчас более 70% нашего портфеля составляют рецептурные препараты. Здесь основной акцент делается на работе с врачами. Nycomed хорошо знают врачи самых разных специальностей — это неврологи и кардиологи, хирурги и неонатологи, эндокринологи и гастроэнтерологи, акушеры-гинекологи и терапевты, педиатры, отоларингологи, травматологи и многие другие.

Мы — активные участники всех крупных медицинских форумов. Регулярно информируем врачей о новинках мировой медицины. Помогаем делиться опытом врачам смежных специальностей. Многие знают, что Nycomed стал организатором неврологических клубов в разных регионах Украины. Мы стараемся быть надежными партнерами для украинских врачей и благодарны им за поддержку и доверие.

С другой стороны, Nycomed является активным игроком госпитального рынка Украины, который ежегодно увеличивается. Большие надежды мы связываем с введением обязательного медицинского страхования, которое призвано улучшить качество оказания медицинской помощи населению и, безусловно, дать мощный толчок развитию фармацевтического рынка Украины.

Сейчас самое время подумать о фармакоэкономических обоснованиях в назначении лекарственных средств — ведь высокая стоимость препарата не всегда равнозначна самой дорогой стоимости лечения. За счет более высокой эффективности, исключения полипрагмазии конечная стоимость терапии зачастую оказывается ниже.

Группа безрецептурных препаратов требует совершенно другой маркетинговой политики. Здесь акцент делаем на работе с аптеками, а особенно с аптечными сетями, которые сейчас активно развиваются в Украине. В работе с этими препаратами мы широко используем рекламу на телевиденье, радио, в прессе, а также в местах, где можем встретить нашего клиента. К примеру, готовясь представить новую форму витаминного комплекса Геримакс Драйв, мы провели исследование для определения конечного потребителя этой продукции. Результаты показали, что наши потенциальные покупатели — молодые люди, в основном мужчины, ведущие активный образ жизни. Был предложен успешный ход — рекламная акция на автозаправочных станциях. Образцы Геримакс Драйв с дозой для однократного приема раздавали симпатичные девушки в оригинальной, сшитой на заказ форме. Иногда для рекламы привлекаем знаменитостей. Все больший вес в последнее время набирает интернет-ресурс.

Таким образом, мы стараемся умело использовать все известные способы продвижения товаров и максимально адаптировать их к своим препаратам, проводим широкий спектр маркетинговых исследований, постоянно повышаем профессиональный уровень наших сотрудников.

— Есть ли общая для Nycomed стратегия рекламных компаний, на сколько свободны Вы в принятии решений?

— Безусловно, существуют принципы, которые являются общепринятыми в корпорации Nycomed. Это, прежде всего, соблюдение законодательных и этических норм промоции, поддержание на высоком уровне имиджа компании, соблюдение партнерских обязательств и т.д. Представительство Nycomed всегда придерживалось этих правил, тем более, что недавно мы, являясь членом ЕВА в Украине, вместе c другими фармацевтическими компаниями подписали пакт об этичной промоции лекарственных средств.

В остальном мы пользуемся достаточно большой свободой выбора. Nycomed не настаивает на использовании одного имиджа, поскольку в каждой стране есть свои особенности восприятия, основанные на различиях культуры и традиций. Существует много примеров того, что рекламные ролики, рассчитанные на европейских потребителей, не согласуются с особенностями нашей ментальности. Конечно, по ряду препаратов есть определенные корпоративные требования, которые мы стараемся соблюдать.

Наши менеджеры по продуктам проводят достаточно времени в поликлиниках и больницах, чтобы получить обратную связь от врачей и понять, правильно ли были выбраны методы и инструменты продвижения препаратов.

— Как Вы оцениваете результаты собственной работы?

— Объективно результаты работы всей команды очень хорошие! Это подтверждают данные независимых исследовательских компаний. Практически в каждой терапевтической группе есть продукты, увеличившие свою долю на рынке или занявшие лидирующие позиции. Врачи воспринимают Nycomed как надежного и серьезного партнера, а фармацевтические компании — как высокопрофессионального игрока.

Наш богатый опыт в сфере сотрудничества с органами здравоохранения, вывода новых препаратов, использования креативных маркетинговых подходов, правильного управления организацией дает нам возможность каждый год добиваться все более значимых результатов. Думаю, что нынешние успехи компании — это только начало нашего пути, впереди еще много побед и достижений!


Nycomed в цифрах

Сегодня существует достаточное количество инструментов для измерения рынка лекарственных средств (ЛС), которые позволяют достаточно точно определить положение любой компании или препарата на рынке. Более того, все эти цифры не только позволяют проанализировать настоящее и сравнить его с прошлыми достижениями. Самое главное, что исследования позволяют приоткрыть завесу тайны, то, к чему испокон веков стремится человечество, — заглянуть в будущее. Графики в аналитических обзорах наглядно показывают динамику деятельности компаний, а именно динамика, подвижность и определяют существование рынка. Особенно приятно, когда линии, связывающие точки на графиках, устремляются вверх, символизируя рост, развитие. Итак, давайте вместе рассмотрим несколько объективных фактов деятельности компании, представляем вам Nycomed в цифрах!*

В разрезе маркетирующих организаций по объемам аптечных продаж ЛС в денежном выражении в начале 2004 г. удельный вес компании Nycomed составлял около 1–1,5%. Однако общая картина изменилась уже в сентябре 2006 г. — доля компании стала активно увеличиваться. Причем уже в июле 2008 г. на отечественном рынке ЛС этот показатель превысил отметку 2,5% (рис. 1). Таким образом, за весьма непродолжительный период компания Nycomed продемонстрировала увеличение объема продаж более чем в 2 раза.

Рис. 1. Доля компании Nycomed по объемам аптечных продаж ЛС в денежном выражении в разрезе маркетирующих организаций в 2004–2008 гг.

Рис. 1. Доля компании Nycomed по объемам аптечных продаж ЛС в денежном выражении в разрезе маркетирующих организаций в 2004–2008 гг.

Чем же обеспечен столь динамичный рост активности компании? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратить внимание, как изменились объемы продаж лидирующих брэндов компании.

Напомним, что по итогам I полугодия 2008 г. наибольшую выручку аптечным учреждениям в денежном выражении обеспечил Актовегин, что само по себе является хорошим достижением. Впечатляет тот факт, что в период с июня 2006 по май 2007 г. по сравнению с июнем 2005 – маем 2006 г. в разрезе скользящей годовой суммы (СГС) темпы прироста объема продаж лидера рынка стали опережать таковые рынка ЛС в целом (рис. 2). Причем с марта 2007 – февраля 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2006 –2007 гг. это опережение стало еще более ярко выраженным. В результате в августе 2007 – июле 2008 г. темпы прироста СГС Актовегина составили 50% по сравнению с аналогичным периодом 2006–2007 гг. , тогда как по рынку ЛС этот показатель находился на уровне 33,4%.

Рис. 2. Прирост скользящей годовой суммы (СГС) объема аптечных продаж ЛС и Актовегина в январе 2005 – июле 2008 г.

Рис. 2. Прирост скользящей годовой суммы (СГС) объема аптечных продаж ЛС и Актовегина в январе 2005 – июле 2008 г.

Также в портфеле компании есть препарат Цераксон, который был выведен на украинский рынок в ноябре 2006 г. В июле 2008 г. его доля на рынке ЛС составила уже 0,43% общего объема розничной реализации ЛС в денежном выражении (рис. 3). Следует отметить, что доля препаратов — лидеров рынка — около 1%. Это позволило Цераксону войти в топ-30 брэндов ЛС по обьему аптечных продаж в денежном выражении в июне 2008 г.

Рис. 3. Доля препарата Цераксон компании Nycomed в общем объеме аптечных продаж ЛС в денежном выражении в 2007–2008 гг.

Рис. 3. Доля препарата Цераксон компании Nycomed в общем объеме аптечных продаж ЛС в денежном выражении в 2007–2008 гг.

Таким образом, компания Nycomed, динамично развиваясь и, располагая обширным продуктовым портфелем, уверенно укрепляет свои позиции на украинском фармацевтическом рынке.

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*