Рынок витаминов, минералов и диетических добавок: новые горизонты

В условиях постоянно растущей конкуренции фармацевтические компании ищут новые пути, которые позволят им расширить присутствие на рынке и получать дополнительный доход. Для достижения этой цели они инвестируют в R&D, разрабатывают новые подходы к промотированию лекарственных средств, предоставляют новые услуги и расширяют продуктовые портфели. В последние годы наряду с ростом расходов на препараты активно развивается рынок витаминов, минералов и диетических добавок — продуктов, широко представленных в аптеках. В этой публикации будут рассмотрены основные мировые тенденции и изменения на ключевых региональных рынках витаминов, минералов и диетических добавок, а также вызвавшие их факторы.

Рынок витаминов, минералов и диетических добавок: новые горизонтыВо всем мире потребление витаминов, минералов и диетических добавок продолжает расти. Темпы прироста доходов от их продаж в различных сегментах варьируют в пределах 5–15%. При этом одними из наиболее динамично развивающихся являются рынки США, ЕС, Китая, Индии и Японии.

Согласно данным, опубликованным в отчете «Global Vitamins, Minerals&Supplements Review 2011» компании «Nicholas Hall», объем мирового рынка витаминов, минералов и диетических добавок в 2010 г. увеличился на 3,9% по сравнению с 2009 г. Но при этом на некоторых локальных рынках отмечается уменьшение объема продаж, например, в Японии, основной причиной которого стало снижение доходов от продаж диетических добавок в жидкой форме. Следует отметить, что основными драйверами роста мирового рынка витаминов, минералов и диетических добавок выступили продажи кальцийсодержащих добавок и средств на основе рыбьего жира. Уменьшение объема продаж было отмечено для иммуномодуляторов растительного происхождения, продуктов для улучшения состояния суставов и большинства поливитаминов. На объем продаж продукции этого сегмента в значительной мере повлиял экономический спад, поскольку она одной из первых была исключена из списка расходов домохозяйств.

Однако общий рост рынка витаминов, минералов и диетических добавок был обеспечен продажами последних, поскольку возросла заинтересованность потребителей в сохранении своего здоровья, повышении работоспособности и уменьшении количества времени, проведенного на больничном. Кроме того, заботясь о своем здоровье, потребители стремились сэко­номить средства, поскольку это предупреждало увеличение расходов на препараты. Повышение спроса на эту продукцию среди потребителей старшего возраста оказало значительное влияние на увеличение ее объема продаж. Особого внимания также заслуживает тот факт, что ужесточение конт­роля и процесса регистрации, которые отмечаются во всем мире, способствуют росту доверия потребителей к данной продукции.

Ситуация на рынке косметических средств и товаров для здоровья приведет к увеличению объема продаж витаминов. Кроме того, на повышение этого показателя позитивно повлияет рост популярности спортивного питания, появление инновационных концепций питания, изменение образа жизни, а также увеличение спроса на вещества, способствующие повышению продуктивности умственной и физической деятельности. Согласно информации, опубликованной в отчете «Vitamins: A Global Strategic Business Report» аналитической компании «Global Industry Analysts Inc.», прогнозируется, что мировой рынок витаминов может достичь 3,3 млрд дол. США уже к 2015 г.

Изменение структуры потребительских расходов, обусловленное недавним экономическим кризисом, прослеживается все четче. Увеличивается количество покупателей, воздерживающихся от импульсивных приобретений и предпочитающих использовать средства, которые позволяют им избежать расходов на дорогостоящее лечение в будущем. В последние годы отмечается тенденция к устойчивому увеличению объема продаж диетических добавок и витаминов, обусловленная в первую очередь ростом осведомленности потребителей о преимуществах этой продукции. Следует отметить, что это произошло именно в начале экономической рецессии. Еще одним фактором, способствующим тому, что потребитель делает выбор в пользу диетических добавок, является повышение стоимости лекарственных средств.

Позитивные тенденции на рынке косметических продуктов и товаров для здоровья благоприятно повлияли и на объем продаж витаминов. Создание инновационных концепций здорового питания, повышение значения правильного питания во время занятий спортом также способствовали этому. Изменение образа жизни привело и к увеличению объема продаж биологически активных диетических добавок. Также значительный спрос на витамины и диетические добавки обеспечивают производители косметической продукции, которые приобретают данные товары в качестве компонентов косметики, что обусловлено ростом популярности продуктов, обладающих антиоксидантным свойством. Ожидается, что в ближайшие годы будет отмечен скачек объема продаж диетических добавок и витаминов.

Еще 10 лет назад основными производителями витаминов были западные компании. При этом на рынке витаминов отмечался значительный уровень консолидации. Однако сейчас большая часть витаминов производится в Китае и Индии. Усиление конкуренции в этом сегменте способствовало изменению маркетинговых стратегий. Производители сделали ставку на получение дохода за счет больших объемов продаж и предоставления дополнительных сервисов. Большое внимание компании продолжают уделять снижению производственных расходов, что должно позволить им повысить конкурентоспособность на рынке. Некоторые из них пересмотрели основные технологические подходы к производству витаминов. Все вышеприведенное дало возможность значительно снизить стоимость упомянутой продукции, особенно изготовляемой китайскими компаниями. Производители из стран Азии доминируют на рынке водорастворимых витаминов, в том числе витаминов В и С.

Европейский рынок витаминов является самым крупным в мире. Вторую позицию занимает США. При этом прогнозируется, что дальнейший рост мирового рынка витаминов будет обеспечен за счет Азиатско-Тихоокеанского региона, который станет самым быстрорастущим в ближайшие несколько лет (до 2015 г.).

В разрезе структуры рынка витаминов наибольшую долю объема продаж аккумулирует витамин Е. Однако, согласно прогнозам, к 2015 г. ожидается значительное увеличение объема продаж мультивитаминных комплексов.

Одними из ведущих компаний этого сегмента являются: «Adisseo France S.A.S», «Aland (Jiangsu) Nutraceutical Co. Ltd.», «Archer Daniels Midland Co.», «BASF SE, Cargill Inc.», «Cognis Corp.», «DSM Nutritional Products Ltd.», «Lonza Group Ltd.», «North China Pharmaceutical Group Corp.», «Pharmavite LLC».

США — один из крупнейших рынков витаминов, минералов и диетических добавок

Согласно информации, опубликованной аналитической компанией «TABS Group Inc.», рынок витаминов, минералов и диетических добавок США в 2008–2010 гг. увеличился более чем на 20%. При этом его объем оценивается в 11 млрд дол. США. Для сравнения: некоторые аналитические компании оценивают этот показатель на уровне свыше 20 млрд дол. Причиной увеличения объема продаж продуктов этого сегмента послужило расширение ассортимента товаров. Согласно информации, опубликованной в докладе «Nutritional and Dietary Supplements Market in the US — Opportunities and Future Outlook» аналитической компанией «AM Mind Power Solutions», в 2010 г. объем продаж витамина D, который занимает лидирующие позиции среди витаминов, увеличился на 11,5% по сравне­нию с 2009 г. и составил 369,8 млн дол. По итогам первой половины 2011 г. объем продаж витаминов, минералов и диетических добавок увеличился на 8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и при сохранении такого темпа прироста может достичь 12 млрд дол. в этом году (рисунок). Кроме того, в отчете «Vitamins and Minerals Market in North America to 2014» отмечено, что рынок витаминов и минералов Северной Америки к 2014 г. достигнет 4,5 млрд дол., а среднегодовой показатель прироста в период 2009–2014 гг. будет находиться на уровне 2,4%. Для сравнения: объем этого сегмента рынка в 2009 г. оценивался в 4 млрд дол. при среднегодовом приросте 3,6% в 2004–2009 гг. В структуре продаж в США в денежном выражении лидируют минералы, аккумулируя 40,1% объема продаж, 2-ю и 3-ю позиции занимают мультивитамины и витамины с долей рынка 36,1% и 18,7% соответственно. Лидером по объему продаж в денежном выражении стала компания «Wyeth», аккумулировав при этом долю рынка в размере 10,2%.

Рисунок
Объем рынка витаминов, минералов и пищевых добавок США в 2006–2010 гг. с указанием среднегодовых показателей прироста, а также прогноз на 2011 г.
Объем рынка витаминов, минералов и пищевых добавок США в 2006–2010 гг. с указанием среднегодовых показателей прироста, а также прогноз на 2011 г.
Источник: доклад «Nutritional and Dietary Supplements Market in the US — Opportunities and Future Outlook» компании «AM Mind Power Solutions» и информация, опубликованная аналитической компанией «TABS Group Inc.»

Великобритания —зеркало Европы

Объем рынка витаминов, минералов и диетических добавок Великобритании по показателю МАТ (апрель 2008 — март 2009 г.) сократился на 8,5% и составил 374,8 млн фунтов стерлингов (427 млн евро). Увеличение объема продаж витаминов, минералов и диетических добавок в этой стране обычно происходит на фоне экономического роста, а также имеет сезонный характер — отмечается осенью. В разрезе структуры продаж витамины аккумулировали 35% рынка, что на 4% больше, чем в предыдущий отчетный период. Таким образом, согласно показателю МАТ (апрель 2008 — март 2009 г.) на диетические добавки приходится 65% рынка.

Ожидается, что тенденция к старению населения Великобритании приведет к дальнейшему увеличению объема продаж витаминов, минералов и диетических добавок, поскольку их потребление повышается с возрастом. Прослеживается тенденция к созданию комплексов, включающих витамины и вещества, которые способствуют снижению степени проявления возрастных патологий и оказывают адресное действие (на орган зрения, сердце, мозг и суставы).

Одними из самых успешных продуктов, согласно объему продаж в денежном выражении, в последние годы стали глюкозамины, коэнзим Q10, а также омега-3 жирные кислоты рыбьего жира. Положительно может повлиять на объем продаж витаминов, минералов и диетических добавок стремление населения к здоровому образу жизни и повышение уровня дохода людей пожилого возраста. Однако публикации о результатах научных исследований, согласно которым нет необходимости в использовании упомянутой продукции, могут негативно повлиять на этот показатель.

Кроме того, в 2002 г. была принята директива ЕС «Food Supplements Directive» (FSD), которая регламентирует утверждение максимальной суточной дозы для всей продукции, относящейся к витаминам, минералам и диетическим добавкам. В соответствии с этим документом маркетирование продукции, дозировки которой не будут одобрены к 2010 г., будет запрещено.

Львиная доля продаж витаминов, минералов и диетических добавок осуществляется через аптеки, однако разрыв между ними и супермаркетами продолжает сокращаться. Следует отметить тенденцию к увеличению доли продаж через интернет и с помощью средств почтовой связи.

Восточная Европа — ближе к телу

В последние годы экономические показатели большинства стран Центральной и Восточной Европы значительно улучшились. В условиях повышения уровня доходов населения и изменения образа жизни отмечен рост потребления витаминов, минералов и диетических добавок. Этот сегмент рынка является достаточно перспективным. И многие фармацевтические компании уже включили упомянутую продукцию в свой ассортимент. Одними из наиболее продаваемых диетических добавок во всем мире являются хондро­протекторы, кардиопротекторы, пробиотики, витамины и минералы, а также некоторые средства растительного происхождения (экстракты женьшеня, гинкго билоба, зеленого чая и т.д.).

Более либеральное законодательство в отношении витаминов, минералов и диетических добавок по сравнению с препаратами ОТС-группы способствует быстрому росту этого рынка, основными драйверами которого выступают старение населения, промотирование при помощи средств массовой информации, популяризация здорового образа жизни и правильного питания. Кроме того, повышение расходов на здравоохранение стимулирует потребителей следить за своим здоровьем с тем, чтобы предупредить возникновение заболеваний.

Согласно информации, опубликованной в статье А. Стоименовой (A. Stoimenova) «Food supplements in Central and Eastern European countries», к наиболее динамично развивающимся рынкам витаминов, минералов и диетических добавок в Восточной Европе относятся: Литва Венгрия, Чехия, Эстония и Латвия. Это ведущие страны в Восточной Европе по показателю расходов на эту продукцию на душу населения. Наиболее быстрорастущими являются рынки России и Украины, а среди стран Юго-Восточной Европы — Румынии, Болгарии и Хорватии.

Наибольший объем продаж в этом сегменте аккумулируют мультивитамины. По итогам 2008 г. этот показатель превысил 800 млн дол., 2-е и 3-е места разделили комбинированные средства и минеральные вещества, объем продаж которых составил более 250 и 200 млн дол. соответственно. В группе витаминных препаратов наибольший объем продаж зафиксирован для витамина С — почти 150 млн дол., объем продаж витамина В — несколько меньше.

P.S. Рынок витаминов, минералов и диетических добавок является достаточно перспективным, особенно в свете популяризации здорового образа жизни и стремления населения сократить расходы на лекарственные средства.

Евгения Лукьянчук,
по материалам www.prweb.com, www.medun.acad.bg,
www.massmarketretailers.com, www.researchandmarkets.com,
www.reportbuyer.com
(©) Gcphototaker\Dreamstime.com\Dreamstock.ru
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті