Сколько стоит отсрочка платежа?

?

Предоставление скидки с цены товара, указанной в прайс-листе, и отсрочки платежа — два наиболее распространенных в отечественном фармацевтическом бизнесе приема стимулирования оптовых продаж. При получении скидки выгода компании-покупателя, выраженная в сэкономленной сумме денежных средств, очевидна. В то же время отсрочка платежа также фактически снижает стоимость лекарственных препаратов, отпускаемых дистрибьюторской фирмой. Количественно оценить экономию покупателя и потери продавца при реализации фармацевтической продукции на  условиях отсрочки платежа помогут методы современного финансового менеджмента.

Сто гривень — не всегда сто гривень

Одним из основных принципов в современном управлении корпоративными финансами является принцип изменения стоимости денег во времени. В соответствии с этим принципом сумма денежных средств, полученная фирмой сегодня, оценивается выше, чем та же сумма, но полученная по истечении определенного времени. Это происходит по трем основным причинам:

инфляция (девальвация): через определенное время реальная стоимость денег может уменьшиться из-за роста инфляции или девальвации национальной валюты;

риск неплатежа: при предоставлении отсрочки выплат всегда существует риск невозврата суммы долга (риск может быть минимальным, однако полностью избежать его нельзя, особенно в условиях экономической нестабильности);

гарантированная (необходимая) доходность: денежные средства, полученные сегодня, могут быть вложены в низкорисковые проекты, например в банк, и по окончании срока инвестирования, равного периоду отсрочки платежа, помимо основной суммы принести проценты (дивиденды, доход). Отечественные дистрибьюторы могут использовать эти средства и для финансирования жизненно важных для фирмы проектов.

Таким образом, предоставляя отсрочку платежа, операторы фармацевтического рынка, работающие в его оптовом секторе, фактически предлагают своим клиентам дополнительную скидку. И чем больше период отсрочки, тем больше денежных средств недополучит оптовая компания (даже в том случае, если выплаты будут осуществлены своевременно и в полном объеме).

Считаем деньги

Перед тем как перейти к количественной оценке потерь дистрибьюторов (экономии покупателей) при предоставлении отсрочки платежа, необходимо сделать важную оговорку: приведенные ниже расчеты можно применять на практике при относительно устойчивой ситуации в экономике Украины, т.е. в периоды между кризисами, например в первой половине 1998 или 1999 г.

Пример. Компания «Фарм-дистрибьютор» предоставляет клиенту — компании «Минимед» скидку 10% и отсрочку платежа на три месяца (90 дней) при приобретении партии медикаментов стоимостью 20 000 грн. С учетом скидки компания «Минимед» обязана оплатить поставщику

Опл = Цп·(1–? С/100)=18 000 грн.,

где Опл — фактическая сумма к оплате;

Цп — цена по прайс-листу (без скидок);

С — величина скидки, %.

Эти средства должны поступать на счет фирмы «Фарм-дистрибьютор» через три месяца. Однако если бы эти деньги поступили сегодня, компания-поставщик могла бы, как минимум, положить их на банковский депозит (с помесячным начислением процентов) и через три месяца получить помимо основной суммы вклада еще и проценты по нему (средства также могли быть вложены в другой доходный проект). Поэтому недополученные проценты (дивиденды, доход) следует расценивать как потери фирмы-поставщика.

Средняя ставка украинских банков по депозитам для юридических лиц в настоящее время составляет 30% годовых или 2,5% в месяц. Величина 2,5% (или 0,025 в относительных числах) и составит дисконтную ставку. Таким образом, текущая стоимость будущих платежей (по окончании периода отсрочки) составит

Ст = Опл/(1+Д)n = 16 715 грн.,

где Ст — текущая стоимость будущих платежей;

Опл — фактическая сумма денежных средств к оплате (в нашем случае — 18 000 грн.);

Д — дисконтная ставка за расчетный период (в нашем случае — 0,025);

n — количество периодов (в нашем случае — три месяца).

Текущая стоимость будущих платежей в нашем примере составляет 16 715 грн.

Таким образом, в результате предоставления отсрочки платежа на три месяца компания «Фарм-дистрибьютор» при совершении сделки с фирмой «Минимед» недополучила 1285 грн. Фактическая скидка с первоначальной цены составила около 16,5%, при этом 10% — объявленная скидка, 6,5% — недополученные гарантированные доходы компании-продавца.

Из приведенного примера следует, что потери оптовой компании–дистрибьютора (недополученные доходы) только при совершении одной сделки составили 6,5% от первоначальной стоимости партии лекарственных препаратов. И это при условии, что платеж фирмой «Минимед» был осуществлен точно в срок. В расчете на квартал или на год недополученные дистрибьюторскими компаниями доходы могут составлять значительные суммы.

Извечный вопрос

«Проблема отсрочки платежа» как феномен украинского фармацевтического рынка, обсуждается давно. Представители дистрибьюторских компаний говорят о том, что неплатежи или задержки в расчетах за поставленную продукцию, замедление оборачиваемости оборотных средств, их замораживание в дебиторской задолженности наносят им серьезный урон.

Можно говорить о сложившейся тенденции: после каждого обострения экономической ситуации часть операторов, работающих в оптовом секторе рынка, заявляют о необходимости согласованного перехода к расчетам на условиях предоплаты. Однако с восстановлением относительного экономического равновесия все возвращается на круги своя. Во многом это происходит из-за сильного противостояния аптек, не желающих менять удобные для них условия поставок с отсрочкой платежа.

В такой ситуации наиболее реальными представляются два пути перехода к тем формам расчетов, которые учитывали бы интересы как оптовых фирм, так и аптечных учреждений.

Первый — интеграция, дальнейшее превращение оптовых компаний в оптово-розничные с собственной сетью аптек. Как показывает практика, в последнее время в этом направлении «движутся» не только крупные дистрибьюторские компании, но и оптовые фирмы «второго эшелона».

Второй подход, с помощью которого можно существенно улучшить ситуацию с платежами на фармацевтическом рынке Украины, — подключение банковского сектора к краткосрочному кредитованию аптечных учреждений. При наличии имущественных гарантий погашения кредита (например, залога, гарантии третьего лица и др.) многие украинские банки согласятся кредитовать торговые операции аптечных учреждений на срок 3–6 месяцев. Кроме того, существуют кредитные линии Европейского банка реконструкции и развития, других международных организаций, которые финансируют малый частный бизнес на льготных условиях под весьма низкие проценты (около 1,5% в месяц в валюте от суммы кредита). При использовании банковского капитала аптеки получили бы возможность покупать препараты по более низким ценам, предлагая поставщикам немедленную оплату, а дистрибьюторы — рассчитывать на «живые» деньги, которые поступят на счет до поставки медикаментов покупателям или сразу после нее.

?

Денис Олейников

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Наталия 06.09.2018 2:22
Добрый день. Ст = Опл/(1+Д)n = 16 715 грн., где Ст — текущая стоимость будущих платежей; Опл — фактическая сумма денежных средств к оплате (в нашем случае — 18 000 грн.); Д — дисконтная ставка за расчетный период (в нашем случае — 0,025); n — количество периодов (в нашем случае — три месяца). Ошибки в формуле нет? не выходит такой итог

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті