?
В условиях нестабильного, развивающегося рынка стратегический маркетинг необходим всем
АНАЛИЗ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица Лекарственные препараты, наиболее часто выпускаемые фармацевтическими предприятиями Украины*
* Анализ номенклатуры, дублируемой отечественными фармацевтическими предприятиями, выполнен в ООО “Морион” с использованием поисково-справочной системы “Лекарственные средства”. В список включены монокомпонентные (с одним действующим веществом) препараты, выпускаемые предприятиями Украины, с действительной по состоянию на 01.10.1999 г. регистрацией. |
Прежняя система централизованного планирования в Украине разрушена, а новая пока еще не создана. Мало того, вся промышленная вертикаль осталась «один на один» с собственными проблемами. Наглядным примером этого служит фармацевтическая отрасль. Несколько десятков украинских фармацевтических заводов, которые в прошлом работали по планам, «спускаемым сверху», в нынешней ситуации нередко оказываются в положении слепого. До сих пор в оценке деятельности некоторых фармзаводов преобладает прежний подход, базирующийся на определении эффективности работы предприятия по количеству произведенной, а не проданной продукции. Отделы маркетинга, существующие на фармацевтических предприятиях, занимаются только рекламой и продвижением выпускаемых продуктов. Специалистов, способных оценивать и прогнозировать состояние рынка, — нет. Раньше в них не было необходимости, поэтому система образования даже не предполагала подготовку таких специалистов.
Это привело к тому, что система рыночного планирования на украинских предприятиях отсутствует. Многие выпускают (зачастую на оборудовании, приобретенном за кредитные средства) те лекарственные препараты, которые уже в избытке представлены на фармацевтическом рынке. Заводы недополучают запланированную прибыль и некоторые из них оказались на пороге банкротства. В определении стратегической политики предприятия руководители исходят из принципа: «… что сейчас хорошо продается, то мы и будем выпускать». Однако к моменту завершения всех необходимых для выпуска работ, рыночный сегмент уже оказывается занятым аналогичной продукцией такого же фармзавода-конкурента.
На рынке в настоящее время сложилась ситуация, когда одно и то же лекарственное средство выпускают несколько отечественных заводов (см. таблицу. — Ред.). Таких препаратов на сегодняшний день 327. Это приводит к тому, что уже произведенную продукцию пытаются сбыть за любую цену, зачастую ниже себестоимости, разрушая тем самым все устои фармацевтического рынка. В конечном счете предприятие разоряется само и закрывает на какой-то период доступ на рынок аналогичных препаратов по реальной для конкретного лекарственного средства цене от производителей, работающих в условиях цивилизованного рынка.
Оптовые поставщики фармацевтической продукции также должны уметь пользоваться аналитической информацией о рынке и четко планировать на ближайшее и отдаленное будущее потребности в препаратах на местах. В отличие от заводов, у этих компаний вообще отсутствуют отделы маркетинга и специалисты, способные квалифицированно оценивать последствия деятельности компании на рынке. Это существенно повлияло на состояние рынка в период финансового кризиса осенью 1998 года. Так, большинство компаний, быстро усвоив широко распространенный в мире бизнеса принцип приобретения продукции на условиях отсрочки платежа, начали им активно пользоваться без учета сведений о реальных потребностях рынка.
В то время зарубежные предприятия отгружали украинским оптовикам продукцию нарастающими темпами, давая все бoльшие и бoльшие отсрочки платежей. Это привело к своего рода «перегреву» рынка. «Встряска» рынка в сентябре 1998 года привела к лавинообразно возникающему кризису неплатежей и невозврату огромного количества инвестиций как в создание препаратов, так и в компании. В результате некоторые зарубежные производители, которые не учли отсутствие принципов рыночного планирования у украинских оптовиков, вынуждены были вообще уйти с фармацевтического рынка или значительно сократить штат своих представителей в стране.
Печальный итог — пострадали как украинские, так и зарубежные компании. В конечном счете это серьезно отразилось на потребителях лекарственных средств, которые сразу ощутили дефицит качественных препаратов.
Умение использовать и анализировать информацию о рынке должно быть присуще также системе государственного здравоохранения. В нынешнее время объемы бюджетного финансирования со стороны государства резко сокращены и в этих условиях как никогда важно четко представлять структуру потребления лекарственных препаратов в регионах, зависимость потребления медикаментов от структуры заболеваемости. На основании этих данных органы здравоохранения могли бы осуществлять инвестиционное планирование средств, выделяемых государством. Поскольку этого не делается, возникающие в обеспечении лекарственными средствами перекосы сказываются на качестве работы лечебных учреждений.
Иными словами, от недостатка текущей информации о рынке, от незнания структуры потребления лекарственных препаратов, от неумения пользоваться уже имеющейся информацией о фармацевтическом рынке страдают все. Наибольший ущерб от нецивилизованного рынка был нанесен украинским предприятиям. Зарубежные компании, отлично подготовленные к ведению конкурентной борьбы в условиях цивилизованного рынка, тоже часто оказываются беспомощны в ситуациях, складывающихся на развивающемся рынке Украины.
Для формирования цивилизованного рынка необходимо создание системы планового подхода в выборе рыночной стратегии. Основой ее развития является прежде всего информация о структуре потребления лекарственных средств, ценообразовании, анализ конкуренции с учетом географических и экономических особенностей сегментов рынка.
Людмила Сасина,
начальник отдела маркетинга
Фармацевтической маркетинговой группы
компании «Бизнес Кредит»
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим