И производителю, и дистрибьютору

?

В условиях нестабильного, развивающегося рынка стратегический маркетинг необходим всем

АНАЛИЗ

Таблица

Лекарственные препараты, наиболее часто выпускаемые фармацевтическими предприятиями Украины*

№ п/п

Действующее вещество, входящее в состав препарата

Форма выпуска препарата

Число предприятий, выпускающих препарат

1

Спирт этиловый

Жидкость

27

2

Бриллиантовый зеленый

Р-р спирт.

22

3

Йод

Р-р спирт.

19

4

Настойка боярышника

Настойка

19

5

Настойка валерианы

Настойка

18

6

Перекись водорода

Р-р

18

7

Кислота салициловая

Р-р спирт.

17

8

Настойка пустырника

Настойка

17

9

Настойка календулы (ноготков лекарственных)

Настойка

16

10

Кислота борная

Р-р спирт.

14

11

Натрия хлорид

Р-р д/ин., р-р инф.

14

12

Декстроза (глюкоза)

Р-р д/ин., р-р инф.

13

13

Сера осажденная

Мазь

13

14

Кислота борная

Мазь

12

15

Сульфаниламид (стрептоцид)

Линимент, мазь

12

16

Метамизол натрий (анальгин)

Табл.

11

17

Аммониевая соль сульфокислот сланцевого масла (ихтиол)

Мазь

11

18

Настойка эвкалипта

Настойка

11

19

Цветки ромашки

Цветки

11

20

Настойка календулы (ноготков лекарственных)

Мазь

10

21

Кислота аскорбиновая

Драже, табл.

10

22

Ампициллин

Табл.

10

23

Аммиак

Р-р

10

24

Кислота ацетилсалициловая

Табл.

10

25

Прокаин (новокаин)

Р-р д/ин., р-р инф.

10

* Анализ номенклатуры, дублируемой отечественными фармацевтическими предприятиями, выполнен в ООО “Морион” с  использованием поисково-справочной системы “Лекарственные средства”. В список включены монокомпонентные (с одним действующим веществом) препараты, выпускаемые предприятиями Украины, с  действительной по состоянию на 01.10.1999 г. регистрацией.

Прежняя система централизованного планирования в Украине разрушена, а новая пока еще не создана. Мало того, вся промышленная вертикаль осталась «один на один» с собственными проблемами. Наглядным примером этого служит фармацевтическая отрасль. Несколько десятков украинских фармацевтических заводов, которые в прошлом работали по планам, «спускаемым сверху», в нынешней ситуации нередко оказываются в положении слепого. До сих пор в оценке деятельности некоторых фармзаводов преобладает прежний подход, базирующийся на определении эффективности работы предприятия по количеству произведенной, а не проданной продукции. Отделы маркетинга, существующие на фармацевтических предприятиях, занимаются только рекламой и продвижением выпускаемых продуктов. Специалистов, способных оценивать и прогнозировать состояние рынка, — нет. Раньше в них не было необходимости, поэтому система образования даже не предполагала подготовку таких специалистов.

Это привело к тому, что система рыночного планирования на украинских предприятиях отсутствует. Многие выпускают (зачастую на оборудовании, приобретенном за кредитные средства) те лекарственные препараты, которые уже в избытке представлены на фармацевтическом рынке. Заводы недополучают запланированную прибыль и некоторые из них оказались на пороге банкротства. В определении стратегической политики предприятия руководители исходят из принципа: «… что сейчас хорошо продается, то мы и будем выпускать». Однако к моменту завершения всех необходимых для выпуска работ, рыночный сегмент уже оказывается занятым аналогичной продукцией такого же фармзавода-конкурента.

На рынке в настоящее время сложилась ситуация, когда одно и то же лекарственное средство выпускают несколько отечественных заводов (см. таблицу. — Ред.). Таких препаратов на сегодняшний день 327. Это приводит к тому, что уже произведенную продукцию пытаются сбыть за любую цену, зачастую ниже себестоимости, разрушая тем самым все устои фармацевтического рынка. В конечном счете предприятие разоряется само и закрывает на какой-то период доступ на рынок аналогичных препаратов по реальной для конкретного лекарственного средства цене от производителей, работающих в условиях цивилизованного рынка.

Оптовые поставщики фармацевтической продукции также должны уметь пользоваться аналитической информацией о рынке и четко планировать на ближайшее и отдаленное будущее потребности в препаратах на местах. В отличие от заводов, у этих компаний вообще отсутствуют отделы маркетинга и специалисты, способные квалифицированно оценивать последствия деятельности компании на рынке. Это существенно повлияло на состояние рынка в период финансового кризиса осенью 1998 года. Так, большинство компаний, быстро усвоив широко распространенный в мире бизнеса принцип приобретения продукции на условиях отсрочки платежа, начали им активно пользоваться без учета сведений о реальных потребностях рынка.

В то время зарубежные предприятия отгружали украинским оптовикам продукцию нарастающими темпами, давая все бoльшие и бoльшие отсрочки платежей. Это привело к своего рода «перегреву» рынка. «Встряска» рынка в сентябре 1998 года привела к лавинообразно возникающему кризису неплатежей и невозврату огромного количества инвестиций как в создание препаратов, так и в компании. В результате некоторые зарубежные производители, которые не учли отсутствие принципов рыночного планирования у украинских оптовиков, вынуждены были вообще уйти с фармацевтического рынка или значительно сократить штат своих представителей в стране.

Печальный итог — пострадали как украинские, так и зарубежные компании. В конечном счете это серьезно отразилось на потребителях лекарственных средств, которые сразу ощутили дефицит качественных препаратов.

Умение использовать и анализировать информацию о рынке должно быть присуще также системе государственного здравоохранения. В нынешнее время объемы бюджетного финансирования со стороны государства резко сокращены и в этих условиях как никогда важно четко представлять структуру потребления лекарственных препаратов в регионах, зависимость потребления медикаментов от структуры заболеваемости. На основании этих данных органы здравоохранения могли бы осуществлять инвестиционное планирование средств, выделяемых государством. Поскольку этого не делается, возникающие в обеспечении лекарственными средствами перекосы сказываются на качестве работы лечебных учреждений.

Иными словами, от недостатка текущей информации о рынке, от незнания структуры потребления лекарственных препаратов, от неумения пользоваться уже имеющейся информацией о фармацевтическом рынке страдают все. Наибольший ущерб от нецивилизованного рынка был нанесен украинским предприятиям. Зарубежные компании, отлично подготовленные к ведению конкурентной борьбы в условиях цивилизованного рынка, тоже часто оказываются беспомощны в ситуациях, складывающихся на развивающемся рынке Украины.

Для формирования цивилизованного рынка необходимо создание системы планового подхода в выборе рыночной стратегии. Основой ее развития является прежде всего информация о структуре потребления лекарственных средств, ценообразовании, анализ конкуренции с учетом географических и экономических особенностей сегментов рынка.

Людмила Сасина,
начальник отдела маркетинга

Фармацевтической маркетинговой группы
компании «Бизнес Кредит»

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті