«Стиролфарм»: кто на новенького?

?

Компания «Стиролфарм» (Горловка, Донецкая обл.) в отличие от большинства предприятий химико-фармацевтической индустрии Украины, промышленный и  научно-исследовательский потенциал которых создавался десятилетиями, возникла относительно недавно. Впервые компания предложила потребителям свою продукцию в 1996 г. И сегодня, являясь весьма заметной фигурой на  фармацевтическом рынке, продолжает динамично развиваться.

На специализированной выставке «Здравоохранение-99» состоялась беседа корреспондента «Еженедельника АПТЕКА» с  коммерческим директором фирмы «Стиролфарм» Юрием Костовским (Ю.К.) и директором по маркетингу Геннадием Агафоновым (Г.А.).

— Компании «Стиролфарм» неполных четыре года. Кому принадлежала идея создания нового фармацевтического производства?

Ю.К. Инициатива создания современного химико-фармацевтического завода в Горловке исходила от руководителей ОАО «Концерн «Стирол» — крупнейшего предприятия химической промышленности, известного далеко за пределами Украины. Собственно говоря, фирма «Стиролфарм» начиналась с маленького подразделения «Фармторг», существовавшего в структуре концерна. Первоначально эта служба занималась сбытом закиси азота (производства ОАО «Концерн «Стирол»), которую используют в медицинских целях.

В 1995 г. было решено создать производство лекарственных препаратов на базе промышленных площадей концерна, а год спустя новый завод компании «Стиролфарм» выпустил первую продукцию. Нельзя также не отметить, что канадские партнеры ОАО «Концерн «Стирол» — фирма «Western Industrial Group» — обеспечили сдачу этого объекта «под ключ» всего за восемь месяцев.

Директор по маркетингу компании «Стиролфарм» Геннадий Агафонов:

— Нам не всегда хватает опыта работы на рынке, ведь заводу неполных четыре года. Поэтому приходится учиться практически всему — производству лекарственных средств в соответствии со стандартами GMP, рекламе и PR, организации сбыта. Хотя отсутствие опыта является в определенном смысле и преимуществом — у нас нет наследия, которое многие наши заводы вынуждены «тащить за собой». Я имею в виду устаревшее оборудование, технологии, персонал, привыкший работать «по-советски».

Еще одно препятствие, с которым приходится сталкиваться компании «Стиролфарм», — удаленность от крупных украинских фармацевтических и медицинских центров (Киева, Харькова, Львова). Но мы и с этим пытаемся справиться, активно и целенаправленно формируя положительное паблисити предприятия. Это достигается в том числе путем участия в  различных выставках — со своей экспозицией представители завода успели побывать не только в  Украине, но и в Казахстане, Китае, Чехии, Болгарии, странах Балтии.

Г.А. Специалисты из Канады (Институт Фармации, г. Торонто) также разрабатывали технологию изготовления наших первых препаратов, которые сегодня получили широкую известность на рынке — ТАБЛЕТКИ «ВИТАМИН С 500 мг АПЕЛЬСИНОВЫЙ», ТАБЛЕТКИ «АСПИРИН 325 мг», ТАБЛЕТКИ «ПАРАЦЕТАМОЛ 325 мг»/КАПСУЛЫ «ПАРАЦЕТАМОЛ 325 мг».

На сегодняшний день в ОАО «Концерн «Стирол» работают два производства фармацевтического направления: производство закиси азота и завод, выпускающий лекарственные препараты в форме таблеток и капсул. Персонал компании «Стиролфарм» насчитывает более 170 человек. Помимо производственных участков, в структуре фирмы работает научно-исследовательский центр и коммерческая служба, занимающаяся сбытом и маркетингом.

— Какими принципами вы руководствуетесь при формировании номенклатуры выпускаемой продукции?

Г.А. Сегодня мы предлагаем на рынке около 15 наименований лекарственных средств под торговой маркой «Стирол». Однако уже в ближайшее время (возможно, к концу этого года) планируем довести их количество до 25. Документы на некоторые препараты-новинки уже находятся на завершающих этапах регистрации.

Отдел маркетинга компании при расширении ассортимента принимает во внимание три основных критерия. Во-первых, уровень заболеваемости — необходимо, чтобы лекарственное средство, производство которого предполагается освоить, было востребовано рынком. Во-вторых, экономическая целесообразность — мы самостоятельная хозяйственная единица, поэтому должны работать только с прибылью. Третьим важнейшим фактором является уровень конкуренции среди производителей данного препарата.

В поле зрения ученых нашего научно-исследовательского центра и работников коммерческой службы находится примерно 120–150 препаратов. Они изучают интерес к ним врачей, пациентов, дистрибьюторских фирм, аптек и производят технико-экономические расчеты. В процессе этих исследований будут определены наиболее привлекательные для внедрения на рынок препараты. Мне кажется, что именно системный подход к освоению новой продукции, в основе которого лежит ключевой принцип маркетинга: «производить то, что можно продать», станет залогом успешной деятельности компании «Стиролфарм» и в будущем.

Лидерами по объему продаж среди препаратов компании «Стиролфарм» являются ТАБЛЕТКИ «ВИТАМИН С 500 мг АПЕЛЬСИНОВЫЙ», ТАБЛЕТКИ «АСПИРИН 325 мг», ТРАМАЛГИН (трамадол).

Кроме того, мы поставляем на рынок еще целый ряд наименований лекарственных средств. Среди рецептурных большим спросом пользуются противоязвенный препарат ОМЕПРАЗОЛ, противоаллергическое лекарственное средство АГИСТАМ (лоратадин). На мой взгляд, неплохие перспективы на рынке имеет и ПИПЕМИДИН (пипемидовая кислота) — препарат для лечения заболеваний мочеполовой системы, а также некоторые другие лекарственные средства.

Более подробно хотелось бы рассказать о производстве биологических добавок. В этом году мы начали массовый выпуск пищевых добавок на основе спирулины (водоросли, произрастающей в естественных водоемах). В настоящее время спрос на них уже превысил объемы производства. Поэтому мы будем наращивать темпы выпуска пищевых добавок и планируем освоить производство новых наименований этой продукции.

Основное преимущество пищевых добавок на основе спирулины, производимых компанией «Стиролфарм», — оригинальное сырье. Технологически «урожая» спирулины можно добиться и в искусственных водоемах в Украине, однако лечебные свойства полностью сохраняют только те водоросли, которые произрастают в естественной среде обитания. Поэтому мы сознательно идем на дополнительные издержки, закупая сырье в Китае.

Коммерческий директор компании «Стиролфарм» Юрий Костовский:

— Наша стратегическая цель в  2000–2001 гг. — войти в первую пятерку украинских предприятий фармацевтической отрасли по объемам реализации лекарственных препаратов. По качеству продукции, я думаю, мы уже в числе лидеров, дело за количеством.

Конечно, достичь поставленной цели будет непросто. Прежде всего потому, что ассортимент продукции компании «Стиролфарм» пока еще недостаточно широк. Кроме того, конкуренция на украинском рынке в сегменте лекарственных средств, которые мы выпускаем, очень серьезная.

И все же я убежден, что приверженность нашей фирмы концепции обеспечения общего качества (высококлассное сырье, качественная продукция, профессионализм персонала) принесет позитивные финансовые результаты. Но главное, пожалуй, то, что наша ежедневная работа является своего рода «кирпичиком» в фундамент здоровья нации.

— Как вы охарактеризуете положение компании «Стиролфарм» на украинском рынке в сравнении с другими отечественными химико-фармацевтическими заводами?

Ю.К. По данным Госкомстата Украины, за I квартал 1999 г. по объемам выпуска лекарственных средств мы вышли на девятое место среди украинских химико-фармацевтических предприятий. Такой прогресс был в значительной мере обусловлен субъективными факторами — наши препараты лучше всего покупают зимой, в летние же месяцы наблюдается уменьшение объема продаж. Впрочем, в подобной ситуации оказывается большинство предприятий отрасли.

Хочу отметить, что коммерческая служба компании «Стиролфарм» при оценке деятельности фирмы руководствуется в первую очередь объемом реализации продукции, а не объемом производства. В настоящее время мы продаем лекарственных препаратов на сумму 300–350 тыс. долларов США в месяц. Если же принимать во внимание еще и закись азота, то эта цифра составит 400–500 тыс. долларов в месяц.

Стоит также особо упомянуть такой показатель, как темпы роста продаж. Здесь мы уверенно сохраняем первое место в Украине — объемы реализации продукции компании ежегодно увеличиваются в 4–5 раз.

— Компания «Стиролфарм» первой в Украине получила сертификат GMP. Как вам удалось этого добиться, ведь приведение производства в соответствие со стандартами Надлежащей производственной практики требует серьезных инвестиций?

Г.А. Руководители ОАО «Концерн «Стирол», который является крупнейшим предприятием химической промышленности Украины и ведущим экспортером крупнотоннажной химической продукции, изначально стремились к созданию производства, соответствующего европейским стандартам.

Контракт на сооружение «под ключ» завода «Стиролфарм» был заключен в 1995 году, задолго до опубликования постановления Госкоммедбиопрома о приведении предприятий отечественной химико-фармацевтической промышленности в соответствие с нормами GMP до 2002 года.

Практически весь производственный персонал завода «Стиролфарм» проходил обучение за границей (в Италии и Великобритании). Наши сотрудники работали на фармацевтических фирмах, где производство немыслимо без полного и ежедневного соблюдения стандартов GMP. Поэтому персонал компании привык каждый шаг сверять с нормами и требованиями, предусмотренными GMP и стандартами ISO 9002.

Денис Олейников

Фото Евгения Кривши

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті