Можно ли предпринимателю обойтись без риска?

?

Благодаря своему опыту, образованию и, возможно, публикации в предыдущем номере «Еженедельника АПТЕКА», читатели знают о неизбежности возникновения различных рисков в предпринимательской деятельности, а также о том, что наиболее эффективный способ противостоять рискам — научиться управлять ими.

Чтобы овладеть этим искусством, прежде всего необходимо изучить «противника».

Рождение риска

Основными источниками предпринимательского риска являются внешние и внутренние неопределенности, связанные с вероятностью наступления событий и явлений, оказывающих влияние на деятельность фирмы.

Предсказать, наступит или нет данное событие, бывает трудно. Именно поэтому возникает неопределенность в прогнозировании последствий, связанных с этим событием. Например, внезапно возникшие осенью 1998 г. трудности с покупкой валюты и запрет на предоплату по импортным контрактам «смешали карты» многим импортерам, что сделало невозможным выполнение ими договорных обязательств перед иностранными партнерами и привело к финансовым потерям. Изменения схемы отпуска продукции и каналов распределения производителями часто ставят оптовые фирмы перед необходимостью пересмотра условий договоров, принятия решения об отказе от сотрудничества и поиска новых партнеров.

Откуда ждать опасности?

Основными причинами возникновения предпринимательского риска являются:

внезапно наступившие непредвиденные изменения во внешней среде, которые отражаются (либо могут отразиться) на  деятельности предприятия (изменения цен, изменения в налоговом законодательстве, колебания валютного курса, изменения социально-политической ситуации и т.п.);

изменения отношений предприятия с контрагентами (возможность заключить более выгодный договор, продление или сокращение срока действующего договора, изменение рыночной стратегии партнеров, изменения условий перемещения товарных, финансовых и трудовых ресурсов между предприятиями и т.п.). Эти изменения могут быть вызваны как самим предприятием, так и его контрагентами, и влекут за собой пересмотр достигнутых ранее договоренностей либо отказ от них;

изменения, происходящие внутри самого предприятия, либо другие причины внутреннего происхождения (несоответствие уровня квалификации работников предприятия запланированным производственным заданиям, текучесть кадров, кризис в коллективе, кризис руководства и т.п.).

Отслеживать сложно, но можно

Все вышеперечисленные события развиваются динамично, поэтому отследить их не всегда возможно в силу ряда причин, которые условно можно разделить на две группы:

причины объективного характера — не зависят от предприятия (политика государства по регулированию предпринимательской деятельности, «скачки» в развитии экономики и  фармацевтического рынка и т.п.);

причины субъективного характера — зависят непосредственно от предприятия (отсутствие квалифицированных специалистов, отсутствие достаточного количества средств на  покупку или сбор необходимой для проведения анализа информации, принятие авантюрных и  непродуманных решений).

Тем не менее, в повседневной деятельности необходимо учитывать и стараться отслеживать все процессы, которые могут каким-либо образом повлиять на деятельность предприятия. Одним из наиболее важных инструментов при этом является постоянно проводимый маркетинг, который позволит фирме «держать руку на пульсе» рынка, прогнозирует и помогает учитывать влияние факторов изменяющейся среды.

Все течет, все изменяется…

Изменения, влияющие на деятельность предприятия, по степени оказываемого воздействия могут быть прямыми и косвенными.

Прямые изменения — изменения, которые происходят во внутренней и внешней среде и непосредственно влияют на поведение предприятия (изменение закупочных цен на препараты, стоимости арендной платы, уровня квалификации персонала и т.п.).

Косвенные изменения (в отличие от прямых) отражаются на поведении предприятия опосредованно через других субъектов рынка (изменение цен на сырье, используемое поставщиками данного предприятия; изменение цен на топливо и как следствие — изменение затрат на транспортировку и т.п.).

Вероятность — неопределенность — риск

Принимая какое-либо решение, предприниматель не должен забывать о логической связке: вероятность — неопределенность — риск. Другими словами, вероятность создает неопределенность, которая приводит к риску. Например, при увеличении отсрочки платежа по импортному контракту (вероятность) может произойти резкий «скачок» курса валюты (неопределенность), который приведет к риску финансовых потерь импортера. В то же время, если в этот период не будет никаких экономических потрясений и курс доллара изменится незначительно, — увеличение отсрочки принесет импортеру дополнительную прибыль (опять неопределенность).

Можно ли убежать от риска?

Постоянно осуществляемый обмен информацией между предприятием и внешней средой дает возможность свести до минимума неопределенность в деятельности предприятия. В свою очередь, на основании аналитического материала может быть выявлено соответствие между политикой, проводимой предприятием, и потребностями рынка, а также изменениями, происходящими на нем. Другими словами, фирма может быть готова к рискам и принять их либо иметь возможность отвергнуть тот или иной риск.

Виктория Кидонь

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті