Фармбизнес Украины: ручное регулирование vs принцип невмешательства*

По мнению Адама Смита, одного из основоположников современной экономической теории, собственная выгода для бизнеса достижима через удовлетворение чьей-то потребности. Следовательно, задача бизнеса — честно зарабатывать деньги и платить налоги, а государства — создать равные и прозрачные условия для участников рынка. Если потребность является жизненно важной (например лекарственные средства) — помочь тем, у кого нет возможности ее удовлетворить. Почему в Украине представители власти считают, что именно игроки фармрынка должны решать социальные задачи, — вопрос риторический: его социальная составляющая создает предпосылки для спекуляции темой стоимости лекарственных средств и контроля бизнес-процессов в режиме ручного регулирования. В рамках 4-й международной ежегодной конференции Института Адама Смита «Украинский фармацевтический форум» (далее — форум), который проходил в Киеве с 17 по 19 октября, большинство ведущих представителей всех сегментов фармацевтического рынка подчеркнули свою социальную ориентированность, четкое понимание бизнес-процессов, ответственность, а также желание честно конкурировать и даже отчасти взять на себя функцию государства — помочь тем, кто не может приобрести препараты (с обзорной публикацией о форуме можно ознакомиться в предыдущем номере «Еженедельника АПТЕКА» (№ 41 (812) от 24.10.2011 г.), а также на сайте www.apteka.ua ).

Большинство участников форума считают, что сегодня в Украине сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны даже регуляторные органы не отрицают, что фармацевтический рынок самый зарегулированный, с другой — государство продолжает вводить новые нормы и законы, устанавливающие правила присутствия на нем. При этом смена законодательства происходит очень часто, по поводу чего Жан-Поль Шоер, генеральный директор «Санофи-авентис Украина», отметил: «Просыпаешься утром и не знаешь, на что рассчитывать, поэтому, работая на украинском фармацевтическом рынке, надо иметь быструю реакцию». Однако представители регуляторных органов имеют свою точку зрения.

Регулировать, регулировать и еще раз регулировать

В сессии форума «Регулирование сектора и основные приоритеты правительства по развитию фармацевтической индустрии в Украине» приняли участие Анатолий Максюта, советник Президента Украины, руководитель Управления по вопросам реформирования социальной сферы, Алексей Соловьев, глава Государственной службы Украины по лекарственным средствам (далее — Гослекслужба Украины), Юрий Прокопенко, заместитель директора департамента исследований рынка Антимонопольного комитета Украины (АМКУ).

Фармбизнес Украины:ручное регулирование vs принцип невмешательства*Анатолий Максюта отметил, что Украина взяла курс на создание инновационных препаратов и для этого в стране есть потенциа­л. Ведь производство лекарственных средств именно здесь станет гарантией того, что отечественные потребители будут обеспечены качественными препаратами по доступной цене. Советник Президента Украины также отметил, что сейчас разрабатывается ряд подзаконных актов, которые будут регулировать медицинскую отрасль в целом и фармацевтический сектор в частности. Особое внимание государства, по его словам, уделяется скачкам цен на лекарственные средства, что уже стало политическим вопросом. Докладчик подчеркнул, что сегодня необходимо наладить диалог между представителями власти, фармацевтического сектора и общественными организациями.

Фармбизнес Украины:ручное регулирование vs принцип невмешательства*По словам Алексея Соловьева, обеспечение качества лекарственных средств — стратегическая задача для Украины. Не менее важно, чтобы оно соответствовало европейским стандартам. Докладчик подчеркнул значимость того факта, что Украина присоединилась к международной системе сотрудничества фармацевтических инспекций РIC/S.

А. Соловьев отметил, что сегодня в нашей стране существует проблема неравного доступа отечественных и зарубежных лекарственных средств на рынок: сегодня при регистрации зарубежных препаратов инспектирование их производства на соответствие требованиям надлежащей производственной практики не является обязательным. Кроме того, при ввозе препаратов в Украину осуществляется только посерийный контроль их качества. Очевидно, что эту ситуацию необходимо исправить, потому Гослекслужба Украины разработала соответствующие изменения в отечественное законодательство.

Особое внимание, по словам А. Соловьева, Гослекслужба Украины уделяет вопросам внедрения норм надлежащих практик во все сегменты фармацевтического рынка от производства до розничной реализации лекарственных средств. Докладчик также отметил, что переход на эти стандарты до 2015 г. — одно из приоритетных заданий для украинского фармацевтического рынка. Внесение соответствующих изменений в Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговли лекарственными средствами (далее — Лицензионные условия) — обязательная часть этого процесса.

Глава Гослекслужбы Украины подчеркнул, что в 2011 г. закончилась проверка соблюдения украинскими производителями лекарств Лицензионных условий. 14% лицензиатов не прошли ее.

В свою очередь проинспектировать оптовые компании — непростая задача из-за диверсификации этого сегмента рынка. При этом 10 дистрибьюторов на 90% в денежном и на 85% в натуральном выражении обеспечивают рынок. Таким образом, в Украине есть оптовые компании национального масштаба и они способны обеспечить физическую доступность лекарственных средств для большинства наших соотечественников. Тем более, что именно мелкие дистрибьюторы, которые составляют 5–6-е звено в цепочке поставщиков, по словам А. Соловьева, как правило, являются каналами поступления фальсификата в аптечную сеть. Поэтому назрела необходимость упорядочить этот сегмент рынка.

Докладчик также уделил внимание и розничному сегменту рынка. Он отметил, что в городах такая форма аптечных учреждений, как аптечный киоск будет ликвидирована и останется только в сельской местности.

Глава Гослекслужбы Украины напомнил, что 1 ноября вступят в силу изменения в соответствую­щий закон, предусматривающие усиление административной и введение уголовной ответственности за производство, реализацию и обращение фальсифицированных лекарственных средств. Он подчеркнул, что по данным Гослекслужбы Украины объем некачественных, фальсифицированных и незарегистрированных лекарственных средств в Украине составляет 1%, но предпринимаются все необходимые меры для того, чтобы этот показатель снижался.

А. Соловьев отметил, что фармацевтический рынок является социально ориентированным, поскольку от наличия доступных лекарственных средств зависит не только здоровье, но часто и жизнь наших сограждан. Вот почему государство должно четко контролировать качество препаратов.

Фармбизнес Украины:ручное регулирование vs принцип невмешательства*Юрий Прокопенко сообщил, что АМКУ напрямую не участвует в регуляции фармацевтического рынка. Вместе с тем комитет занимается исследованиями всех рынков, фокусируясь на нарушениях антимонопольного законодательства, недобросовестной конкуренции, а также согласованных конкурентных действиях в сфере государственных закупок.

В предыдущие годы расследования АМКУ коснулись рекламы лекарственных средств. О его работе в этом направлении хорошо известно представителям фармацевтического рынка. Сейчас АМКУ уделяет внимание ценообразованию и, поскольку на украинском фармацевтическом рынке отсутствует ценовая дестабилизация, проводится плановая работа по экономическому анализу.

Кроме того, АМКУ проводит исследование оптового и розничного сегментов рынка. Сейчас разрабатываются методики таких проверок. И прежде всего они будут касаться монополии отдельных компаний и экономической конкуренции.

Подводя итог, можно отметить, что в ближайшее время утро представителей фармацевтического бизнеса будет начинаться с новых, в том числе законодательных инициатив регуляторных органов. Кроме того, количество нормативно-правовых актов не означает, что медицинская отрасль и фармацевтический сектор имеет фундаментальную и качественную законодательную базу.

Доказано — достичь успеха в Украине можно

Эта сессия форума была посвящена вопросам лидерства, успешности на фармацевтическом рынке.

Фармбизнес Украины:ручное регулирование vs принцип невмешательства*Андрей Стогний, генеральный директор «ГлаксоСмитКляйн Фармасьютикалс Украи­на», отметил, что в большинстве развитых стран первый десяток компаний-лидеров представляет инновационные лекарственные средства, эффективность и безопасность которых является залогом их успеха. На украинском фармацевтическом рынке высокий уровень конкуренции отмечен в сегменте брэндированных генериков и ОТС-препаратов, а рынок оригинальных лекарств не является большим. По мнению А. Стогния, чтобы достичь успеха в нашей стране необходимо виденье перспектив (при этом важно, чтобы сотрудники компании также поверили в них); понимание того, что личный успех лидера — это результат успеха всей команды; умение быстро перестраиваться в условиях постоянных изменений рыночного окружения.

Жан-Поль Шоер, генеральный директор ООО «Санофи-авентис Украина», подчеркнул, что каждая компания имеет свой рецепт успеха. Однако основными его составляющими являются ориентация на потребности рынка, и прежде всего, пациентов, высокие адаптационные возможности, гибкая система организации работы в компании. Ключевым фактором успеха для компании «Санофи-авентис Украина» также являются ее сотрудники. Ж.-П. Шоер отметил, что он гордится профессионалами, с которыми работает в Украине, и считает свою команду самой лучшей.

Успех «Санофи-авентис Украина» также определяется диверсификацией — портфель продуктов компании дает ей возможность присутствовать во всех сегментах рынка: инновационном, генерическом, биотехнологическом, товаров для здоровья, а также вакцин.

Ж.-П. Шоер считает, что инвестиции в развивающие фармацевтические рынки, к которым относиться и украинский, дает компании большие возможности для роста и достижения мирового лидерства. Хотя такая стратегия и сопряжена с рядом рисков. Генеральный директор «Санофи-авентис Украина» подчеркнул, что для успеха в каждой конкретной стране необходимо присутствие компании в этом регионе, что позволяет минимизировать риски, меняться и отвечать на вызовы локального рынка. Именно так работает компания «Санофи-авентис Украина». И главное, это дает возможность лучше отвечать потребностям пациентов. Например, локализация производства некоторых препаратов компании в Украине позволила обеспечить наших соотечественников качественными лекарственными средствами по доступной цене.

У каждой успешной компании свой путь к лидерству. Однако тех, кто добился успеха в Украине, объединяет умение быть на шаг впереди, четко определять цели и достигать их, быстрая реакция, рациональное использование собственных ресурсов, согласовывание действий с изменения­ми на рынке, а также профессионализм команды.

Основной плательщик в фармацевтическом бизнесе — пациент

Фармбизнес Украины:ручное регулирование vs принцип невмешательства*Интерес участников форума вызвал доклад Виктора Пушкарева, регионального директора «Орион Корпорейшн» (Финляндия) в России, Украи­не и СНГ, на тему «Оптимизация расходов на медицинское потребление в Европе: применим ли опыт в Украи­не?». Он отметил, что анализ ситуации на фармацевтическом рынке свидетельствует о том, что этот год был нестабильным как в Украи­не, так и в странах Европы.

Докладчик подчеркнул, что ряд стран по-прежнему переживают кризис, извлекая из него уроки. Одним из них для стран СНГ и Украины стали масштабные изменения регулирования фармацевтического рынка в сферах контроля качества лекарственных средств, ценообразования, а также рекламы и промоции такой продукции.

В том числе это связано с повышением стоимости препаратов и объясняется не только увеличением требований пациентов и врачей к их качеству, но и несовершенством системы менеджмента в сфере ценообразования.

В России попытки органов власти взять под контроль ситуацию с ценами формализовались в 61 федеральный закон, который улучшил контроль фармацевтического рынка, но усложнил выведение на него продукции.

Россия — пример страны, в которой ценовое регулирование посредством регистрации цен и фиксации наценок стало болезненным для участников фармацевтического рынка. Украина идет по такому же пути: декларирование цен меняется на их регистрацию. В. Пушкарев считает, что здесь наша страна может столкнуться с теми же проблемами, что и Россия. Так может Украине пора стать мудрее и учиться на чужих ошибках?

Интересно также и то, что изменения в части обращения лекарственных средств в России привели к тому, что законодательство, которое его регулирует, вступило в противоречие с налоговым и таможенным. Производители импортных препаратов, имеющие в своем портфеле жизненно важные лекарственные средства, могут использовать только 2–3% наценку, чего недостаточно даже для покрытия их расходов. Несмотря на активные действия правительства России в части импортозамещения посредством роста инвестиционной привлекательности фармацевтической отрасли ни бизнес, ни государство так и не нашли прозрачной экономической модели размещения в России контрактного производства жизненно важных препаратов, цена и наценка на которые регламентирована. Такая же ситуация может повториться и в Украи­не, если при ценообразовании не будут учтены особенности фармацевтического рынка.

В Грузии и Армении в течение 2 нед на рынок выводятся препараты, зарегистрированные в странах с сильным регуляторным полем — США, Япония, страны ЕС — без адаптации упаковки продукта. Благодаря этому шагу удалось добиться существенного снижения цен на фармацевтическую продукцию. К сожалению, этот механизм нельзя использовать в Украине до тех пор, пока не будет внедрена эффективная процедура подтверждения биоэквивалентности лекарственных средств.

В. Пушкарев также привел опыт Польши, Венгрии и Чехии за 2008–2009 гг. В этих странах несмотря на девальвацию национальных валют не возникло перебоев в лекарственном обеспечении населения. Компании поставляли продукцию в аптечные учреждения при фактическом снижении ее стоимости в твердой валюте (евро, доллар) только потому, что были гарантированы определенные объемы продаж за счет системы компенсации амбулаторного потребления жизненно важных препаратов (реимбурсации). Фиксация цен на реимбурсируемые (в основном рецептурные) лекарственные средства работает только при гарантировании объема их потребления!

Докладчик также рассказал об опыте Финляндии, где с момента введения генерической субституции (утвержденное на законодательном уровне право/обязанность провизора заменять лекарственное средство менее дорогим аналогом) и референтного ценообразования стоимость лечения определенных нозологических форм заболеваний снизилась, несмотря на рост индекса потребительских цен на все товары, в том числе на лекарственные средства. Этот пример говорит о том, что такая система также может быть эффективной. К сожалению, ее использование в Украине осложняется тем, что генерические препараты не всегда идентичны по качеству, а в этих условия идентификация референтной цены и введение системы референтного ценообразования невозможны.

В. Пушкарев подчеркнул, что важным драйвером потреб­ления лекарственных средств являются промоция, в том числе реклама. Не секрет, что в Украине и некоторых странах СНГ применение препаратов не совпадает со структурой заболеваемости.

Попытки властей повлиять на потребление лекарств посредством ограничения рекламы, на которых остановился докладчик, нельзя назвать сбалансированными. Больной и врач должны иметь возможность различать препараты, а индустрия должна иметь возможность их позиционировать. Полезно проанализировать опыт стран ЕС, где реклама безрецептурных препаратов разрешена, и США, где разрешена даже реклама рецептурных лекарственных средств, поскольку за большинство групп препаратов там приходится платить пациентам. А тот, кто платит, имеет право знать больше!

Подводя итог, В. Пушкарев отметил, что основные направления движения по дороге к оптимизации расходов на медицинское потребление так или иначе находятся в плоскости стабилизации цен посредством их регистрации и устойчивости к курсовым рискам, перехода к рынку небрэндированных генериков. Это сопряжено с системными рисками, которые могут быть нивелированы при помощи взвешенной государственной политики в сфере допуска лекарственных средств на рынок и их оборота, создания системы финансирования амбулаторного применения жизненно важных лекарств (реимбурсации), адекватных мер по регулированию рекламы безрецептурных и промоции рецептурных препаратов.

Фармбизнес Украины:ручное регулирование vs принцип невмешательства*В условиях, когда основным плательщиком в фармацевтическом бизнесе является пациент, важно, чтобы он имел возможность для уменьшения своего финансового бремени. Таковыми являются в частности профилактика заболеваний и самолечение (в странах ЕС называемое самопомощью). Именно этой теме был посвящен доклад Станислава Дьяченко, главы представительства группы компаний «STADA» в Украине. Он отметил, что сегодня неинфекционные хронические заболевания (сердечно-сосудистые, респираторные, рак и диабет) являются одной из основных причин смерти, а также увеличивают нагрузку на медицинских работников. Ежегодно от этих болезней умирают около 35 млн пациентов, что составляет 60% всех смертей в мире и 81,3% — в Украине. Важно, что большинство из них можно предупредит­ь, снизив влияние таких факторов риска их развития, как курение, нерациональное питание, низкая физическая активность и злоупотребление алкоголем. С. Дьяченко подчеркнул, что современная система здравоохранения не ориентирована на профилактику заболеваний. По его словам, в Украине именно самопомощь поможет снизить вероятность развития заболеваний.

В этой связи особую роль играет рациональное применение безрецептурных препаратов, которое имеет ряд социальных и экономических преимуществ. Следовательно, экономическая и физическая доступность этих лекарственных средств — важный вопрос.

Глава представительства группы компаний «STADA» в Украине привел результаты исследования Ассоциации европейских производителей, в ходе которого была доказана экономическая выгодность самолечения и переход на применение безрецептурных препаратов. Это позволяет странам ЕС сэкономить в среднем 16 млрд евро ежегодно.

Фармбизнес Украины:ручное регулирование vs принцип невмешательства*Марина Симашова, генеральный директор «Юнифарм Украи­на», отметила, что сегодня отечественная система здравоохранения — это 9 необходимостей и 2 невозможности. Так, сейчас в нашей стране необходимо: улучшить демографическую ситуацию, состояние здоровья нации, обеспечить доступность медицины, качество медицинского обслуживания, ввести возмещение стоимости лекарственных средств, сохранить социальную стабильность в обществе, оптимизировать государственные расходы на здравоохранение при повышении эффективности использования инвестиций, устранить структурную диспропорцию, развивать партнерство между государством и бизнесом. К сожалению, этого нельзя достичь без внесения изменений в Конституцию Украи­ны и увеличения финансирования медицины со стороны государства, что сейчас не представляется возможным.

Фармбизнес Украины:ручное регулирование vs принцип невмешательства*Владимир Долот, исполнительный директор Муниципальной больничной кассы города Киева, рассказал о методах обеспечения членов этой организации лекарственными средствами по цене на более чем 40% ниже их стоимости в аптеке. Этот факт вызвал активную дискуссию среди участников форума.

Народный депутат Лилия Григорович выразила недовольство тем, что украинцы в Венгрии покупают препараты дешевле, чем в Украине.

Стоит отметить, что в Венгрии, как и во многих других странах ЕС, лекарственные средства стоят дороже, чем в Украине. При этом пациент платит только небольшую часть стоимости препарата, за счет различных механизмов, в том числе реимбурсации. Некоторые участники форума уверены, что лекарства в нашей стране будут дорожать. Благодаря этому появиться возможность обеспечить физическую доступность инновацион­ных, качественных, эффективных препаратов. Однако повысить их экономическую доступность в условиях, когда основным плательщиком является пациент с низкой покупательной способностью, не представляется возможным.

Бизнес и регуляторные органы: партнерство или диктатура

Фармбизнес Украины:ручное регулирование vs принцип невмешательства*В рамках этого сессион­ного заседания представители профильных ассоциаций обсудили роль общественных организаций в фармацевтическом бизнесе и то, как его представители влияют на политику в сфере здраво­охранения. Как отметил Юрий Савко, исполнительный директор Ассоциации производителей инновационных лекарств «АПРАД», согласно постановлению КМУ от 03.11.2010 г. № 996 «Об обеспечении участия общественности в формировании и реализации государственной политики» результаты проведения консультаций с общественностью учитываются органом исполнительной власти при принятии окончательного решения или в дальнейшей работе. Также докладчик отметил, что бизнес-ассоциации готовы предложить существенную экспертную помощь органам государственной власти в вопросах реформирования системы здраво­охранения, но для этого нужен открытый диалог с властью и ее готовность к сотрудничеству. Перефразировав Алексиса де Торквилля («Демократия в Америке»), можно сказать, что ассоциации являются именно тем институтом гражданского общества, благодаря которому компании из объекта регуляторной политики государства могут стать ее субъектом.

Однако, к сожалению, ни в одном законодательном акте не предусмотрена мера ответственности того регуляторного органа, который решил не брать во внимание мнение общественности. Поэтому де-юре представители профильных ассоциаций могут влиять на политику, а де-факто — нет. Этот тезис подтвердил тот факт, что на данной сессии форума не было ни одного представителя власти.

Другая проблема, мешающая представителям фармацевтического рынка лоббировать (в хорошем смысле этого слова) свои интересы — несогласованность их действий. Их попытки объединиться для отстаивания своих прав на оптимальное регулирование бизнес-процессов не привели к положительному результату. Поэтому важно, чтобы представители всех сегментов фармацевтического рынка смогли достигнуть консенсуса в этом вопросе.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О НЕИЗБЕЖНОМ… О КРИЗИСЕ

Фармбизнес Украины:ручное регулирование vs принцип невмешательства*Доклад на тему «Украински­й фармацевтический рынок — жизнь между кризисами» представил Сергей Ищенко, директор компании «Proxima Research». Он отметил, что вероятность нового экономического кризиса в Украине высока, однако трудно спрогнозировать, какой силы, и когда он наступит. Для компании-производителя время между кризисами — это возможность справиться с последствиями предыдущей волны нестабильности и подготовиться к новым изменениям экономического климата. При этом необходимо понимать, что повлиять на большинство экономических факторов не представляется возможным. Среди них — ограниченный доступ к источникам внешнего и внутреннего финансирования, низкая инвестиционная привлекательность, снижение спроса на украинскую продукцию на внешних рынках, высокая вероятность сценария удержания курса национальной валюты по отношению к доллару и снижение темпов роста покупательской способности населения.

Докладчик отметил, что в долларовом выражении кризис 2008 г. имеет Nike-образный характер — резкое падение и медленное восстановление экономики (рис. 1), а его последствия для украинского ритейла — гиперинфляция вследствие резкой девальвации национальной валюты более чем на 60%; уменьшение объема розничного рынка в долларовом выражении на 15% и в упаковках — на 8% по отношению к 2008 г.; перераспределение потребления в сторону более низкостоимостных препаратов; уменьшение срока отсрочки платежей и увеличение объемов работы по предоплате во взаимоотношениях субъектов рынка; значимая пере­ориентация промоционных усилий sales-force компаний-производителей на работу с аптечными сетями и точками продаж. Можно предположить, что новая волна кризиса будет характеризоваться подобными процессами.

С. Ищенко подчеркнул, что, исходя из ретроспективного анализа, такие механизмы, как управление ценой, взаимодействие производителей с аптечными сетями и «импорт за гривну» помогут эффективно управлять компанией во время кризиса.

Так, для предотвращения резких колебаний цены гривневую стоимость продукции следует менять в пределах инфляционных ожиданий, независимо от динамики курса: в условиях годовой инфляции не менее 10%, в межкризисный период 2009–2011 г. гривневая стоимость продукции может повышаться в пределах 30–40%.

Динамика объема работы представительств в режиме «импорт за гривну» — сегмент импорта, который осуществляется украинскими филиалами зарубежных компаний с последующей продажей продукции дистрибьюторам в национальной валюте — носит выраженно нарастающий характер, что свидетельствует о действенности данного механизма (рис. 2). Работа в этом режиме — это возможность передать логистические операции в локальное управление; повысить эффективность управления курсовыми рисками; принимать решения на локальном уровне в минимальные сроки.

Одним из решающих факторов успешности производителя является его непосредственное взаимодействие с аптечными сетями. Контроль положения собственных продуктов на фоне конкурентной среды в каждой точке продаж дает возможность быстро и точечно реагировать на действия конкурентов. Структура аптечных сетей в Украине носит слабо консолидированный характер. Доля лидеров рейтинга в этом сегменте по объему продаж не достигает 3% в отличие от оптового рынка, где 87% поставок лекарственных средств в аптеки осуществляет топ-5 дистрибьюторов (рис. 3).

Рис. 1
Фармбизнес Украины: ручное регулирование <em>vs  </em>принцип невмешательства*
Объем розничного рынка лекарств по итогам 2005–2010 гг., а также прогноз на 2011–2012 гг. с указанием темпа прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Рис. 2
Доля «импорта за гривну» в объеме импорта готовых лекарственных средств по итогам 2007–2010 гг., а также I полугодия 2011 г.
Доля «импорта за гривну» в объеме импорта готовых лекарственных средств по итогам 2007–2010 гг., а также I полугодия 2011 г.
Рис. 3
 Удельный вес топ-5 дистрибьюторов в общем объеме поставок лекарственных средств в аптечные учреждения по итогам 9 мес. 2011 г.
Удельный вес топ-5 дистрибьюторов в общем объеме поставок лекарственных средств в аптечные учреждения по итогам 9 мес. 2011 г.

Топ-100 аптечных сетей обеспечивает более 50% розничного рынка лекарственных средств. Таким образом, если производитель желает контролировать положение своих продуктов и управлять ими на уровне аптечных сетей, логистика информационных потоков увеличивается в 20 раз! Для решения таких задач используются BI-решения, которые позволяют организовать оперативный мониторинг ключевых показателей эффективности (Key Performance Indicators) на каждом уровне принятия решений: топ- и продакт-менеджмента, маркетинга, управления медицинскими представителями. BI-решения обеспечивают регулярный оn-line-мониторинг положения компании на фоне конкурентов на уровне территорий, дистрибьюторов, аптечных сетей, включая каждую подотчетную точку продаж.

В современных условиях информационного перенасыщения эффективное управление работой с аптечными сетями без применения BI-решений практически невозможно. Поэтому welcome to BI-club!

Фармбизнес Украины:ручное регулирование vs принцип невмешательства*Сергей Орлик, независимый эксперт, в докладе «Несколько слов о кризисе и одна цитата о рекламе» привел высказывания, которые как нельзя лучше иллюстрируют причину мирового экономического кризиса: «за семью тучными годами следует пару лет кризиса, а за ними — семь лет тюрьмы», «перестаньте столько кушать — у вас уже высокий сахар, а не только холестерин», «внешнее воздействие, выводящее систему из равновесия, вызывает в ней процессы, стремящиеся ослабить результаты этого воздействия», «любой кризис — это кризис пресыщения одних за счет обкрадывания других».

Первое из этих высказываний взято из Библии (Третья Книга Царств). Оно свидетельствует о том, что кризис — закономерное явление для человечества, которое является порождением жадности, присущей природе человека.

Не правда ли цитата Карла Маркса, датированная 1867 г., как нельзя лучше объясняет причину кризиса 2008–2009 гг. в Украине: «Владельцы капитала будут стимулировать рабочий класс покупать все больше и больше дорогих товаров, зданий и техники, толкая их тем самым к тому, чтобы они брали все более дорогие кредиты, до тех пор, пока кредиты не станут невыплачиваемыми. Невыплачиваемые кредиты ведут к банкротству банков, которые будут национализированы государством, что в итоге и приведет к возникновению коммунизма?». Ошибся он только в одном — коммунизм, к счастью или к сожалению, пока не наступил.

По сути, кризис — это естественный отбор, который обеспечивается изменчивостью и наследственностью. Итак, изменчивость нужна для разнообразия, которое необходимо для выбора качества, повышающего выживание вида (брэнда). Наследственность закрепляет это изменение, таким образом брэнд становится более приспособленным, в том числе к новому кризису.

В докладе С. Орлик также коснулся запрета рекламы. Выражение «если больной меньше мочиться, это значит, что он больше потеет» как нельзя лучше характеризует отношение игроков фармацевтического рынка к этому вопросу: ограничьте один информационный поток — появится другой. Ведь запрет рекламы равнозначен запрету информации.

Фармбизнес Украины:ручное регулирование vs принцип невмешательства*Тамарай Пандиан, глава представительства компании «Юник Фармасьютикал Лабораториз» в Украине, также призвал участников фармацевтического рынка не бояться законодательных изменений, касающихся рекламы. Ведь запрет или ограничение одних форм промоции дает возможность внедрить новые, которые могут быть менее затратными и более эффективными.

Участников форума также заинтересовал доклад Сергея Ходоса, директора компании «Фра-М» о рентабельности аптечного бизнеса в Украине.

Участники фармацевтического рынка способны предложить эффективные решения для отраслевого бизнеса. К сожалению, государство в большинстве случаев принимает решения относительно регуляции этого рынка самостоятельно, не учитывая мнений его драйверов. Спекуляция ряда политиков на стоимости лекарственных средств — этого жизненно важного, но все же товара — может привести к негативным последствиям. Тем более, что в рамках форума его участники продемонстрировали высокий профессионализм и понимание проб­лем отрасли здравоохранения. Так не пора ли государству перейти к качественно новой форме регуляции, остановить свой выбор на принципе невмешательства в фармацевтический бизнес, и обеспечить конституционное право украинцев на здраво­охранение и медицинскую помощь?

Дарья Чудутова,
фото Сергея Бека
*Принцип невмешательства — экономическая теория, согласно которой государственное вмешательство в экономику должно быть минимальным. Впервые обоснована в работах экономистов классической школы — политэкономии (в частности, в труде А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», хотя термин был введен не самим А. Смитом)
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті