Борщаговский ХФЗ: работать честно и плодотворно

ЗАО НПЦ «Борщаговский химико-фармацевтический завод» в рейтинге «Еженедельника АПТЕКА» по привлекательности для сотрудничества занял второе место среди ведущих компаний — производителей лекарственных средств как по опросу персонала фирм-дистрибьюторов, так и по опросу работников аптек. В чем заключается секрет такого успеха? Какие проблемы волнуют предприятие? Для того чтобы получить ответы на эти и другие вопросы, корреспондент «Еженедельника АПТЕКА» направился на завод.

В трудное время на рынке главное — выжить

В 1999 г. «Борщаговский ХФЗ» реализовал более 75 млн упаковок лекарственных препаратов, что составило около 70 млн грн. в стоимостном выражении. Из них более 12 млн грн. перечислено государству в виде различных налогов и сборов, в том числе налог на прибыль составил 6 681 696 грн.

По сравнению с 1998 г. объем товарооборота в долларовом эквиваленте снизился на 25%, что обусловлено кризисными явлениями в экономике и общим сокращением объема отечественного фармацевтического рынка.

Уровень рентабельности составил в среднем 30–40% (в прошлом году — 50%), по некоторым позициям он несколько выше, однако в номенклатуре завода есть и практически нерентабельные препараты, которые предприятие продолжает выпускать из-за их социальной значимости (например, стрептоцид, настойка валерианы и другие препараты, которые пользуются спросом у малоимущих слоев населения).

Уровень отпускных цен за год возрос в среднем на 100%, это было вызвано подорожанием импортного сырья и упаковочных материалов. Попытка предприятия резко повысить цену осенью 1998 г. не увенчалась успехом, поскольку это привело к резкому сокращению объема продаж. Это заставило «Борщаговский ХФЗ» более осторожно относиться к формированию отпускной цены и действовать «с оглядкой» на конкурентов.

Снижение отпускных цен позволило сохранить объем реализации, однако уровень рентабельности производства при этом снизился.

Следует отметить, что в целом цена лекарственных средств, выпускаемых «Борщаговским ХФЗ», продолжает оставаться невысокой по сравнению с другими отечественными препаратами, что в значительной степени определяет их постоянный спрос на рынке и помогает в конкурентной борьбе.

Будущее — за изменением ассортимента

Вопросы конкуренции очень актуальны для «Борщаговского ХФЗ». После приватизации в 1994 г. в ассортименте предприятия насчитывалось всего 20 наименований лекарственных препаратов. В то время перед «Борщаговским ХФЗ» была поставлена задача расширить ассортимент. Она была решена, и сегодня завод выпускает более 130 наименований препаратов, относящихся к 16 фармакотерапевтическим группам. Однако такая универсальность ассортимента в определенный период стала проблемой: многие из производимых «Борщаговским ХФЗ» лекарственных средств в настоящее время выпускаются другими отечественными предприятиями. Значительные сложности возникают с теми препаратами, которые выпускают фармацевтические фабрики. Их себестоимость ниже и, как следствие, они намного дешевле. Данная ситуация побуждает руководство «Борщаговского ХФЗ» изменять ассортимент за счет освоения позиций, которые не выпускают другие отечественные производители, а также за счет отказа от производства морально устаревших препаратов (таких, например, как борная мазь).

В первом полугодии 2000 г. предприятие планирует выпустить на украинский рынок 10 новых наименований лекарственных средств. Среди них генерические препараты и лекарственные средства на основе растительного сырья, разработанные украинскими учеными.

Предприятие поэтапно осуществляет переоборудование завода в соответствии с требованиями GMP. Одним из первых шагов в этом направлении является сертификация и валидация контрольно-аналитической лаборатории завода. Планируется, что уже в текущем году оснащение лаборатории будет завершено и, возможно, она станет лучшей из подобных лабораторий в Украине. Кроме того, в соответствии с требованиями GMP уже переоборудованы участки по производству стерильных антибиотиков и капсул.

Людмила Безпалько

Генеральный директор «Борщаговского ХФЗ»

— Выпуск оригинальных препаратов даст возможность отечественным предприятиям восстановить рынок сбыта продукции за пределами нашей страны. В настоящее время экспортируется лишь очень незначительное количество отечественной фармацевтической продукции

Людмила Безпалько, генеральный директор «Борщаговского ХФЗ»:

— Мы стремимся постепенно изменять свой ассортимент за счет освоения производства новых препаратов. Так, в конце 1999 г. «Борщаговский ХФЗ» выпустил на украинский фармацевтический рынок 3 новых лекарственных средства.

Прежде всего мне хотелось бы назвать препарат АТФ-ЛОНГ, который является первым оригинальным украинским препаратом нового класса кардиотоников. Препарат разработан учеными украинской фирмы «ФаРкос». Он оказывает кардиопротекторное, мембраностабилизирующее, энергосберегающее и метаболическое действие. По своей химической структуре это лекарственное средство не имеет аналогов в мире и защищено патентами Украины и Российской Федерации. Этот препарат актуален, поскольку заболевания сердечно-сосудистой системы очень распространены во всем мире и, в частности, в Украине. Кроме того, возможность принимать его перорально выгодно отличает его от других препаратов АТФ, которые выпускают исключительно в форме растворов для инъекций.

Препарат ЙОХИМБЕКС-ГАРМОНИЯ также является актуальным. Все более ускоряющийся ритм жизни, постоянные стрессы обусловливают развитие нарушения эректильной функции у части мужчин даже молодого возраста.

ЙОХИМБЕКС-ГАРМОНИЯ — это первый отечественный комплексный фитопрепарат, все компоненты которого оказывают стимулирующее и тонизирующее действие, а также нормализуют эректильную функцию.

Препарат ФИТОН-СД в форме бальзама является результатом многолетних усилий ученых Украины (научно-производственная фирма «Фитотаум»), которые на основе старинных рецептов разработали его уникальный состав. Бальзам является биологически активным продуктом, в состав которого входят экстракты растений (ромашка, мята, череда, подорожник, липа, крапива, зверобой и др.), выращенных в экологически чистых регионах Украины. ФИТОН-СД способствует повышению аппетита, оказывает противовоспалительное и желчегонное действие.

Этот препарат могут применять лица молодого возраста, но особенно он показан людям пожилого возраста. В условиях низкой покупательной способности именно этой возрастной категории мне приятно отметить, что наше предприятие смогло выпустить не только эффективный, но и доступный по цене препарат.

В настоящее время у нас в процессе разработки находится много лекарственных средств. Среди них есть генерические и совершенно новые оригинальные препараты, которые не имеют аналогов не только в нашей стране, но и в мире.

Моя мечта — расширять ассортимент за счет новых оригинальных препаратов. Это позволит избежать неразумной конкуренции с отечественными предприятиями, дублирующими ассортимент друг друга, а также с западными производителями.

Кроме того, выпуск оригинальных препаратов даст возможность отечественным предприятиям восстановить рынок сбыта продукции за пределами нашей страны. В настоящее время экспортируется лишь очень незначительное количество отечественной фармацевтической продукции. Мы лишились основного внешнего рынка сбыта — России — в 1998 г., когда там были созданы нормальные условия для развития российской фармацевтической промышленности. Теперь Россия производит и экспортирует в страны Средней Азии все, что ранее ввозилось из Украины. Завоевать вновь этот рынок и выйти на новые рынки поможет только выпуск новых препаратов, которые не имеют аналогов, а также сертификация производства в соответствии с требованиями GMP.

Евгений Сова

Коммерческий директор   «Борщаговского ХФЗ»

— Через украинских дистрибьюторов реализуется 70% выпускаемой продукции. Общее число дистрибьюторских фирм, включая региональные, достигает 50. Среди них такие крупные фирмы национального масштаба, как «ВВС-Лтд», «Фра-М», «Оптима-Фарм», «Артур К», «Биокон», «Фалби» и др.

Евгений Сова, коммерческий директор «Борщаговского ХФЗ»:

— Около 30% продукции мы реализуем через собственные каналы сбыта: специальный отдел на заводе, а также склады и представительства в регионах. Мы продаем продукцию всем желающим, в том числе напрямую сотрудничаем с аптеками. Размеры контрактов не ограничены, прямо на заводе можно купить даже одну упаковку любого препарата.

Через украинских дистрибьюторов реализуется 70% выпускаемой продукции. Общее число дистрибьюторских фирм, включая региональные, достигает 50. Среди них такие крупные фирмы национального масштаба, как «ВВС-Лтд», «Фра-М», «Оптима-Фарм», «Артур К», «Биокон», «Фалби» и др. Практически все ведущие оптовые компании Украины являются нашими партнерами.

В настоящее время предприятие продолжает отпускать продукцию на условиях отсрочки платежа и оборачиваемость средств в среднем составляет 60 дней. Могу отметить, что в 1999 г. количество фирм, занимающихся реализацией медикаментов, практически не увеличилось.

Вместе с тем, при реализации нашей продукции с помощью оптовых компаний мы столкнулись с определенной проблемой. Дело в том, что некоторые оптовые фирмы реализуют аптекам нашу продукцию по цене, на 5–10% ниже отпускной.

Мы просим своих дистрибьюторов не устанавливать цену на медикаменты ниже той, которая указана в нашем прайс-листе. Однако мы не можем никак реально повлиять на то, по какой цене дистрибьютор будет продавать нашу продукцию аптекам.

Мы — производители, и нам не свойственны контрольно-карательные функции. Наша основная задача — производить качественные медикаменты и способствовать их продвижению на украинском фармацевтическом рынке.

И в этом направлении мы действуем все активнее: более 40 наших сотрудников работают в регионах. Примерно половина из них являются торговыми представителями и налаживают сотрудничество с аптеками, другая половина — медицинские представители, контактирующие непосредственно с врачами. Они информируют специалистов о наших новых препаратах. Например, в прошлом году была проведена большая информационная работа среди педиатров областных центров по продвижению препарата АМБРОКСОЛ в форме сиропа.

В настоящее время планируется подобная акция по информированию участковых врачей и кардиологов о препарате АТФ-ЛОНГ. Реклама безрецептурных препаратов проводится преимущественно в средствах массовой информации, в том числе на радио и телевидении.

Нашу деятельность значительно затрудняют существующее налоговое и таможенное законодательство, а также различные контрольно-разрешительные меры по регулированию отечественного фармацевтического рынка. Например, процедура лицензирования ввоза субстанций для производства лекарственных препаратов занимает не менее 15 дней с момента подачи документов в соответствующие органы.

Однако и в этих условиях можно выжить, если работать честно, а главное — плодотворно.

Виктория Матвеева
Фото Евгения Кривши

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті