Как реформируют заводы: рассказывает генеральный директор ОАО «Гемопласт» Богдан Подгорный

ОАО «Гемопласт» (г. Белгород-Днестровский) — одно из крупнейших отечественных предприятий — производителей изделий медицинского назначения. В свое время завод обеспечивал потребности учреждений здравоохранения в шприцах, системах для переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов, разнообразных зондах и катетерах, другой подобной продукции на всей территории Советского Союза.

Изменения в экономике, необходимость эффективно работать в условиях рынка, поставили перед ОАО «Гемопласт» новые задачи. После приватизации заводу удалось сохранить свои позиции на рынке, хотя не обошлось без трудностей объективного и субъективного характера. Однако акционеры завода, а среди них есть как представители отечественного бизнеса, так и зарубежные инвесторы, настроены оптимистично. Качество продукции ОАО «Гемопласт», его технологический потенциал, почти 30-летний опыт работы позволяют в перспективе не только занять доминирующие позиции на рынке Украины, но и превратиться в одного из крупнейших экспортеров нашей страны.

Именно поэтому в середине апреля текущего года на общем собрании акционеров было избрано новое руководство ОАО «Гемопласт». Особенностью команды менеджеров — людей, которым в ближайшее время доведется определять дальнейшие пути развития завода, является молодость. Пожалуй, впервые на украинском рынке лекарственных препаратов и товаров медицинского назначения крупнейший завод-производитель возглавили люди, профессиональная карьера которых началась уже в условиях обновленной экономики. Корреспондент «Еженедельника АПТЕКА» встретился с генеральным директором ОАО «Гемопласт» Богданом Подгорным, который рассказал о сегодняшнем дне завода и о планах на ближайшее будущее.

— Чем вызвана смена руководства на предприятии? Можно ли говорить о серьезном конфликте или все произошло, что называется, «в рабочем порядке»?

— В последние годы в Украине сложился определенный стереотип в отношении смены руководства на крупных заводах любой отрасли. Принято считать, что назначение новых топ-менеджеров свидетельствует о начале передела собственности, крупном конфликте внутри самого предприятия и т.д. Так происходит потому, что во многих случаях директора заводов одновременно являются крупными акционерами.

В случае с ОАО «Гемопласт» ситуация иная. Акционеры предприятия нанимают директорат и судят о его работе по фактическим результатам, достигнутым за тот или иной период времени. Во всем мире акционерные общества работают именно так. Если наемный менеджер управляет предприятием эффективно, заключенный с ним контракт может продлеваться в течение продолжительного времени, если же его работа не устраивает владельцев, то на его место приходят новые управленцы.

Смена руководства ОАО «Гемопласт» не выходит за рамки обычной деловой практики. Сегодня завод готовится к серьезной экспансии на рынки Украины и ближнего зарубежья. Для реализации этой политики понадобилось новое видение, серьезные знания и опыт прежде всего в сфере финансов и маркетинга. Это и стало причиной формирования и назначения новой команды топ-менеджеров.

— Почему выбор акционеров пал именно на вас? Согласитесь, в 28 лет стать генеральным директором завода с многомиллионными оборотами — случай сам по себе примечательный…

— Думаю, что на выбор кандидатуры повлиял ряд факторов. До избрания генеральным директором я занимал должность финансового директора ОАО «Гемопласт» и успел хорошо изучить положение дел на предприятии. Кроме того, я — финансист. Карьеру аудитора начинал в украинском офисе компании «PriceWaterhouseCoopers», мирового лидера в сфере аудиторских услуг и управленческого консультирования. Позже работал в банковской системе, также специализируясь в области аудита, финансового менеджмента и контроллинга.

В начале этого года акционеры ОАО «Гемопласт» пригласили меня и моих коллег на завод для того, чтобы изучить, насколько эффективно работает предприятие. Проанализировав процесс закупки сырья и политику сбыта готовой продукции, мы обнаружили, что во многих случаях руководство завода принимало, мягко говоря, сомнительные решения. В результате страдали прежде всего интересы собственников предприятия. Мы изложили результаты анализа в отчете, естественно, указав возможные пути повышения эффективности. А вслед за этим поступило предложение занять пост генерального директора, чуть позже — официальное решение собрания акционеров.

p_248_27_100700_Gemoplast.gif (12172 bytes)

Богдан ПОДГОРНЫЙ

Генеральный директор ОАО «Гемопласт»

— Главной задачей, которая сегодня уже решена, было повышение эффективности и прозрачности работы в сфере маркетинга и продаж. Менее чем за 100 дней поступления денежных средств увеличились на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Мы отказались от «выборочных» скидок и других льгот, которые практиковались ранее. Если дистрибьютор берет продукцию завода со скидкой, предположим, 10%, зная что кто-то может взять товар на ту же сумму со скидкой 30%, надолго ли хватит «энтузиазма» такого дистрибьютора? Поэтому действующая сегодня система предоставления скидок зависит от суммы заказа. В  то же время мы расширили базу предоставления скидок: помимо единоразовых, предоставляем накопительные скидки и др.

— Каковы были ваши первые шаги на посту генерального директора?

— Главной задачей, которая сегодня уже решена, было повышение эффективности и прозрачности работы в сфере маркетинга и продаж. Менее чем за 100 дней поступления денежных средств увеличились на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Мы отказались от «выборочных» скидок и других льгот, которые практиковались ранее. Если дистрибьютор берет продукцию завода со скидкой, предположим, 10%, зная что кто-то может взять товар на ту же сумму со скидкой 30%, надолго ли хватит «энтузиазма» такого дистрибьютора? Поэтому действующая сегодня система предоставления скидок зависит от суммы заказа. В то же время мы расширили базу предоставления скидок: помимо единоразовых, предоставляем накопительные скидки и др.

Убежден, что грамотная и честная политика продаж, знание и понимание законов развития рынка являются залогом успеха в любом бизнесе. Что же касается поставок сырья, то за неполных 3 месяца работы новой компании менеджеров удалось повысить рентабельность по всем, без исключения, видам продукции. Этот факт говорит сам за себя. При выборе поставщиков нас прежде всего интересует суть предложения, принесет ли оно реальный эффект заводу.

— Готовы ли сотрудники завода к кардинальным изменениям в работе?

— Конечно, новые принципы работы потребовали в первую очередь изменения организационной структуры предприятия. Старая структура не позволяла вести эффективную хозяйственную деятельность, оперативно принимать решения, контролировать их выполнение. На предприятии отсутствовали подразделения, без которых работать в современных условиях просто невозможно. В настоящее время создаются новые отделы, в частности служба маркетинга, отдел внешнеэкономической деятельности, отдел финансового анализа и контроля, служба внутреннего аудита. Мы стремимся создать по-настоящему современное предприятие, где функции каждого структурного подразделения четко определены, поставленные перед ним задачи согласуются с общей, генеральной целью всего завода.

Особенно хочется подчеркнуть, что нам удалось сформировать команду, в которую органично вписались и новое поколение управленцев, и те, кто работает на заводе со дня его основания. Без их опыта, помощи, преданности предприятию невозможно было бы наладить работу по-новому.

— Какие требования предъявляют на заводе к качеству выпускаемой продукции?

— Качество для нас — приоритет № 1. Еще два года назад лаборатория качества завода была преобразована в испытательный центр, который аттестован Госстандартом Украины и Министерством здравоохранения. Аттестация, во-первых, подтвердила профессионализм наших специалистов, а во-вторых, мы получили право на проведение экспертной проверки изделий медицинского назначения, выпускаемых другими предприятиями. Именно на основании результатов испытаний профильной продукции в нашем центре Госстандарт выдает сертификат соответствия.

При проверке продукции используются современные методы контроля токсичности и пирогенности с использованием клеточного тест-объекта. Контроль стерильности осуществляется методом мембранной фильтрации на оборудовании фирмы «Миллипор».

Шприцы производства ОАО «Гемопласт» комплектуются иглами ведущих мировых производителей. Высокое качество игл обеспечивает незначительное усилие прокола — для наших шприцев 0,22–0,27 Н. Наличие равномерного силиконового покрытия позволяет игле безболезненно, равномерно и атравматически проникать в ткань. Особенно хочу отметить инсулиновые шприцы производства ОАО «Гемопласт», которые считаются одними из лучших среди предлагаемых на рынках стран СНГ.

Кроме того, большое значение имеют характеристики упаковки: цветовая кодировка (каждый вид шприца обозначен отдельным цветом), гарантированное сохранение качества в течение 5 лет. Для упаковки шприцев применяется газопроницаемая бумага и пленка компании «Вихури АО Випак» (Финляндия). Эти материалы не только придают упаковке привлекательный внешний вид, но и исключают образование так называемой ворсы, которая может попасть на иглу и внутрь шприца.

Что касается систем для переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов, могу сказать, что и здесь имеется ряд особенностей в технологии, которые создают дополнительные преимущества как для потребителей, так и для самого завода. Так, ручная сборка, с одной стороны, делает готовую продукцию несколько дороже, но с другой — такое производство более мобильно в отношении ассортимента.

Для шприцев, систем, катетеров очень важна стерильность. Сегодня мы используем стерилизацию газом (шприцы) и гамма-излучением (системы для переливания инфузионных растворов). В последнем случае стерилизация происходит с применением цветовых индикаторов, что позволяет гарантировать ее эффективность. В настоящее время наши специалисты работают над освоением технологии газовой стерилизации систем.

— Можно ли ожидать в ближайшее время, что политика сбыта ОАО «Гемопласт» активизируется?

— Безусловно. Кстати, уже за первые три месяца работы новой команды нам удалось увеличить объемы реализации по Украине на 15%.

Рынок пока еще не насыщен нашей продукцией. В то же время ниша, на которую мы претендуем — качественные отечественные шприцы по разумным ценам, — относительно свободна. Я преднамеренно не пользуюсь словосочетанием «низкие цены», потому что мы не станем конкурировать исключительно за счет цены. Выпуск действительно высококлассной продукции требует постоянных затрат, в первую очередь связанных с контролем ее качества и безопасности.

Завод давно работает на украинском рынке и этим выгодно отличается от зарубежных конкурентов. Напомню, что после осеннего кризиса 1998 г. многие зарубежные компании «заморозили» активную деятельность в Украине. ОАО «Гемопласт» — отечественный производитель и в любой ситуации остается таковым, а значит, мы никуда не «уйдем» с этого рынка, а будем работать в нашей стране.

Шприцы, системы для переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов — это товар аптечного ассортимента. Он не пользуется таким спросом, как, например, ацетилсалициловая кислота или йод, но покупателю удобнее приобретать все, что необходимо для лечения, в одной аптеке. Это утверждение справедливо и для дистрибьюторского бизнеса — наша продукция является отличным сопутствующим товаром, который можно продавать практически любой аптеке независимо от ее местонахождения и специализации. Мы также собираемся более активно продвигать на рынок изделия медицинского назначения, которые обычно продаются малыми партиями, но спрос на них всегда стабилен — это всевозможные катетеры, зонды, ингаляторы и др.

Денис Олейников
Фото Евгения Кривши


БИЗНЕС-СПРАВКА

В  настоящее время ОАО «Гемопласт» производит:

· шприцы инъекционные однократного применения «Луер» вместимостью 1, 2, 5, 10, 20 мл;

· устройства для переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов (ПК);

· устройства для вливания инфузионных растворов и кровезаменителей (ПР);

· устройства для взятия крови у донора;

· медицинские катетеры, зонды, в том числе детские;

· полимерные контейнеры с контролем первого вскрытия для упаковки лекарственных средств и витаминов вместимостью 50, 70 и 100 мл;

· товары народного потребления из пластмасс.

Шприцы с торговой маркой «Гемопласт» отвечают требованиям ГОСТ 24861-91 «Шприцы инъекционные однократного применения», а также международному стандарту ISO 7886. Изделия изготавливаются на импортном оборудовании по  технологии немецкой фирмы «Браун».

Устройства ПК и ПР могут производиться в 20 модификациях, что допускает их использование как со стеклянными флаконами, так и с полимерными контейнерами. Все функциональные и эксплуатационные характеристики соответствуют международным стандартам ISO, а также требованиям ГОСТ.

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*