1 июня 2000 года Верховная Рада приняла закон Украины № 1775-ІІІ «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности».

?

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

1 июня 2000 года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины № 1775-ІІІ «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» (далее — Закон; полный текст Закона см. на с. 56–58), которым определены виды хозяйственной деятельности, подлежащие лицензированию, порядок их лицензирования, установлен государственный контроль в сфере лицензирования, а также ответственность субъектов хозяйствования и органов лицензирования за нарушение законодательства в сфере лицензирования.

Закон опубликован 21 июля 2000 года в Официальном вестнике Украины № 27.

Указанный выше Закон, как и внесенные им изменения в статью 4 закона Украины «О предпринимательстве» (от 07.02.1991г. № 698-ХІІ), вступят в силу через три месяца со дня опубликования, а до того времени выдача лицензий субъектам предпринимательской деятельности будет осуществляться в ранее определенном законодательством Украины порядке.

Со вступлением в силу нового Закона перечень лицензируемых видов деятельности претерпит определенные изменения. Так, действующая в настоящее время статья 19 закона Украины «О лекарственных средствах» (от 04.04.1996г. № 123/96-ВР) предусматривает, что реализация лекарственных средств, которые могут отпускаться без рецепта врача, может осуществляться без получения лицензии.

В соответствии со статьей 9 нового Закона лицензированию будут подлежать производство лекарственных средств, а также оптовая и розничная торговля лекарственными средствами. Исключения относительно реализации лекарственных средств, которые отпускаются без рецепта, Закон не предусматривает.

В соответствии со статьей 24 Закона с момента вступления его в силу и до приведения законодательства в соответствие с этим Законом нормативно-правовые акты будут применяться в части, не противоречащей ему. Поэтому деятельность, связанная с реализацией лекарственных средств, которые могут отпускаться без рецепта врача, должна будет осуществляться с приобретением лицензии.

Вместе с тем необходимо отметить, что не противоречат Закону и до внесения соответствующих изменений будут применяться положения следующих нормативных актов.

  • Согласно пункту 1.9 Инструкции от 22 марта 1996 г. № ЛП-6/60, определяющей порядок выдачи субъектам предпринимательской деятельности лицензий на право розничной реализации медикаментов, без лицензии (поскольку не считаются реализацией) будут осуществляться:

— закупка медикаментов юридическими лицами для собственных нужд, в том числе для обеспечения амбулаторных и стационарных больных через собственные медико-санитарные части, амбулатории, санатории-профилактории и иные учреждения здравоохранения;

— закупка медикаментов юридическими лицами для обеспечения социальных потребностей собственного трудового коллектива, лиц, содействующих выполнению задач данным предприятием, и обеспечения отдельных слоев населения в порядке спонсорской и благотворительной деятельности.

  • Согласно пункту 1.9 Инструкции от 16 июля 1996 г. № ЛП-19/69, определяющей порядок выдачи субъектам предпринимательской деятельности лицензий на изготовление и оптовую реализацию медикаментов, не подлежит лицензированию закупка медикаментов юридическими лицами для потребностей собственного коллектива, благотворительной деятельности, а также выполнения профессиональных обязанностей по  предоставлению медицинской помощи амбулаторным и стационарным больным, проведения оздоровительных мероприятий, санаторно-курортного лечения в учреждениях здравоохранения.

Необходимо также учитывать тот факт, что если в соответствии со статьей 4 закона Украины «О предпринимательстве» без специального разрешения (лицензии) не могло осуществляться лишь производство ветеринарных медикаментов и препаратов, то теперь к этому перечню прибавилась оптовая и розничная торговля ветеринарными медикаментами и препаратами.

Несмотря на то, что после депутатских поправок предложенный на рассмотрение Верховной Рады законопроект претерпел значительные изменения, идея заявительного принципа получения лицензий сохранена. Суть этого принципа заключается в том, что контроль за соблюдением субъектом хозяйствования лицензионных условий, установленных для определенного вида хозяйственной деятельности, а также проверка его возможности обеспечить выполнение таких условий осуществляется после выдачи ему лицензии (статья 20 Закона).

В настоящее время действует порядок выдачи лицензий, который предоставляет возможность органу, выдающему лицензию, в случае необходимости еще до выдачи лицензии проводить проверку состоятельности выполнения заявителем лицензионных условий осуществления определенного вида предпринимательской деятельности. При этом невозможность осуществления заявителем такого вида деятельности является основанием для отказа в выдаче лицензии (пункты 5, 6 Положения о порядке лицензирования предпринимательской деятельности, утвержденного постановлением КМ Украины от 03 июля 1998 г. № 1020 (далее — Положение о лицензировании).

В частности, возможность проведения экспертизы соответствия условий и правил осуществления заявителем деятельности по розничной реализации медикаментов действующим условиям и правилам предусмотрена в настоящее время пунктом 2.8 Инструкции от 22 марта 1996 г. № ЛП-6/60. При этом негативное экспертное заключение также является основанием для отказа.

Несмотря на вышеуказанные новшества, несоответствие заявителя лицензионным условиям, установленным совместно уполномоченным органом по вопросам лицензирования и органом лицензирования для вида хозяйственной деятельности, указанного в заявлении о выдаче лицензии, сохранено в качестве основания для отказа в выдаче лицензии (статья 11 Закона). В то же время такое несоответствие может быть выявлено лишь на основании поданных заявителем документов, а не путем проведения проверки состоятельности выполнения заявителем лицензионных условий, как это предусмотрено действующими в настоящее время нормативными актами.

Также необходимо отметить, что если в настоящее время в соответствии с Положением о лицензировании периодичность и объем проведения контроля за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности лицензионных условий устанавливается органом, выдающим лицензии, и Лицензионной палатой, то теперь порядок осуществления такого контроля определен Законом.

В соответствии со статьей 20 Закона контроль за соблюдением лицензиатом (лицом, получившим лицензию) лицензионных условий осуществляют органы лицензирования и специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования в пределах своих полномочий путем проведения плановых и внеплановых проверок.

При этом плановые проверки осуществляются не чаще одного раза в год, а внеплановые — только в случае поступления в адрес контролирующих органов письменного заявления (сообщения) о нарушении лицензиатом лицензионных условий или в целях проверки выполнения распоряжений об устранении нарушений лицензионных условий.

Хотелось бы обратить внимание, что Законом, в отличие от действующего законодательства, не предусмотрена возможность приостановления действия лицензии в случае нарушения субъектом предпринимательской деятельности лицензионных условий или невыполнения им в установленный срок распоряжений контролирующих органов по соблюдению лицензионных условий.

При этом, если в настоящее время в соответствии со статьей 4 закона Украины «О предпринимательстве» лицензия может быть аннулирована только в трех случаях, а именно: при выявлении недостоверных данных в заявлении на получение лицензии или в прилагаемых к нему документах; при передаче лицензии другому лицу; при повторном или грубом нарушении лицензионных условий, то с принятием нового Закона перечень таких оснований значительно расширился.

Статья 21 Закона содержит исчерпывающий перечень оснований для аннулирования лицензии, в том числе таких, как:

— не уведомление в установленный срок об изменении данных, указанных в документах, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии;

— невыполнение распоряжения об устранении нарушений лицензионных условий;

— невозможность лицензиата обеспечить выполнение лицензионных условий, установленных для определенного вида хозяйственной деятельности.

В то же время не предусмотрено в качестве оснований для аннулирования лицензии грубое нарушение лицензионных условий.

Необходимо также отметить, что если в соответствии с действующим законодательством решение об аннулировании лицензии может быть обжаловано только в судебном порядке, то Законом право рассмотрения такого рода споров предоставлено также Экспертно-апелляционному совету — коллегиальному органу, созданному при специально уполномоченном органе по вопросам лицензирования. При этом если лицензиатом в течение 10 дней с момента принятия решения об аннулировании лицензии будет подана жалоба в указанный выше орган, то действие данного решения органа лицензирования будет приостановлено до принятия соответствующего решения специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования.

Наряду с указанными выше изменениями, Законом также сокращен срок принятия решения о выдаче лицензии или отказе в ее выдаче. В соответствии со статьей 11 Закона орган лицензирования принимает решение о выдаче лицензии или отказе в ее выдаче в срок не позднее 10 рабочих дней от даты поступления заявления о выдаче лицензии и прилагаемых к нему документов. В то же время специальным законом, регулирующим отношения в определенных сферах хозяйственной деятельности, может быть предусмотрен иной срок выдачи лицензии на отдельные виды деятельности. При этом необходимо учитывать, что органу лицензирования запрещается требовать от субъектов хозяйствования иные документы, не указанные в этом Законе и соответствующих перечнях КМ Украины. Кроме того, заявление о выдаче лицензии и документы, прилагаемые к заявлению, принимаются по описи, копия которой выдается заявителю с отметкой о дате принятия документов органом лицензирования и подписью ответственного лица.

Для сравнения, статья 4 Закона Украины «О предпринимательстве» в действующей в настоящее время редакции предусматривает более длительный срок для принятия решения о выдаче лицензии — не позднее 30 дней со дня получения заявления и необходимых документов. Такой же срок предусмотрен и соответствующими Инструкциями при выдаче лицензий на право розничной реализации медикаментов, а также на изготовление и оптовую реализацию медикаментов.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что принятый Верховной Радой Украины Закон Украины «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности», несмотря на имеющиеся в нем недостатки, является еще одним шагом на пути совершенствования правового регулирования в этой сфере.

Наталья Делиева,
адвокатская фирма «Паритет»

В комментарии к Закону Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности», опубликованном в газете «Все о бухгалтерском учете» (№ 70 (495) от 2 августа 2000 г.), также рассмотрены некоторые важные аспекты этого документа. Приводим комментарий с некоторыми сокращениями.

Что делать со старыми лицензиями? Это определено в Законе № 1775 (п. 3 ст. 24). Каких-либо форс-мажорных ситуаций быть не должно: лицензии на осуществление определенных видов деятельности (выданные в соответствии с Законом о предпринимательстве, и если такая деятельность подлежит лицензированию в соответствии с Законом № 1775) действуют до истечения установленных сроков. Бланки этих лицензий подлежат замене на бланки лицензий единого образца в течение года со дня вступления в силу Закона № 1775.

Необходимо обратить внимание, что согласно Закону о предпринимательстве лицензированию подлежат определенные виды предпринимательской деятельности. В соответствии же со статьей 2 Закона № 1775 его действие распространяется на всех субъектов хозяйствования, то есть на всех юридических лиц (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности), которые осуществляют хозяйственную деятельность (кроме органов государственной власти и органов местного самоуправления). Под хозяйственной подразумевается любая деятельность юридических (физических) лиц, связанная с производством продукции, предоставлением услуг, выполнением работ. Именно при такой формулировке сфера применения Закона № 1775 значительно расширяется. Яркий тому пример — учреждения здравоохранения, финансируемые за счет государственного (местных) бюджета. Осуществляя свою деятельность по оказанию медицинской помощи населению, они не должны были иметь лицензию, поскольку не являются субъектами предпринимательской деятельности. После вступления в силу Закона № 1775 всем бюджетным учреждениям здравоохранения необходимо будет получить лицензию в установленном этим законом порядке, дающую право на предоставление медицинских услуг.

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті