У здравоохранения появляется второе дыхание. Провозглашение 2001 г. годом охраны здоровья открывает перед отраслью новые перспективы

За последние несколько лет в отечественном здравоохранении и в фармации произошли существенные изменения. В особенности они коснулись системы управления отраслью. Были созданы, а затем расформированы Государственный комитет по медицинской и микробиологической промышленности и Комитет по вопросам иммунобиологических препаратов. Было организовано и вскоре ликвидировано Национальное агентство по контролю за качеством и безопасностью продуктов питания, лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Итогом административной реформы в отрасли стало сосредоточение всех управленческих функций в Министерстве здравоохранения и создание в его структуре Государственного департамента по контролю за качеством, безопасностью и производством лекарственных средств и изделий медицинского назначения (Департамент). О том, какие задачи предстоит решать Департаменту и отрасли в целом, каковы приоритеты в области обеспечения населения лекарственными средствами и предполагаемые объемы финансирования, корреспондент «Еженедельника АПТЕКА» беседует с министром здравоохранения Украины Виталием Москаленко.

— Виталий Федорович, только за последние полтора-два года было издано много нормативно-правовых актов, регулирующих работу отрасли. Вместе с тем остались практически без изменения основные законы, относящиеся к этой сфере, в частности закон Украины «О лекарственных средствах». Предполагается ли внесение изменений в этот закон и приведение его в соответствие с реалиями сегодняшнего дня?

— Мы наметили несколько стратегических задач, которые Министерству здравоохранения предстоит решить в самое ближайшее время. Самой важной из них является усовершенствование законодательной базы, потому что без этого невозможно нормальное функционирование отрасли и дальнейшее движение вперед. Как известно, главным законом, которым мы руководствуемся в своей работе, являются «Основы законодательства Украины в здравоохранении», который был принят 7 лет назад. По предварительным оценкам экспертов, около 30% статей этого документа нуждаются в изменении. Для разработки предложений по внесению изменений в этот Закон создана рабочая группа, которую возглавляет первый заместитель министра здравоохранения Ольга Бобылева. Также создана группа, которая занимается разработкой концепции развития здравоохранения в нашей стране, недавно на аппаратном совещании в министерстве состоялось второе чтение этой концепции.

Закон «О лекарственных средствах» также относится к базовым документам, регулирующим функционирование отрасли, и тоже нуждается в корректировке. Рабочая группа по оценке этого закона с точки зрения его соответствия другим нормативным актам и реалиям сегодняшнего дня обязательно будет создана и в ее состав войдут компетентные специалисты.

Кроме того, предстоит работа над другими законодательными актами, которые не являются основополагающими, но также очень важны для решения тех или иных проблем отечественного здравоохранения. В настоящее время завершается разработка закона о борьбе с туберкулезом, уже в сентябре текущего года он будет представлен на рассмотрение Верховной Рады. Все острее в нашей стране стоит проблема лечения онкологических заболеваний, и возможно следует принять специальный закон позволяющий решить ее на государственном уровне.

— После проведения административной реформы возникла неопределенность в разграничении функций между Департаментом и Государственной инспекцией по контролю качества лекарственных средств. Будет ли урегулирован этот вопрос?

— В настоящее время эти структуры действуют в соответствии с Положением о Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств МЗ Украины (Постановление Кабинета Министров Украины № 179 от 16.02.1998 г.) и Положением «О Государственном департаменте по контролю за качеством, безопасностью и производством лекарственных средств и изделий медицинского назначения» (Постановление Кабинета Министров Украины № 917 от 05.06.2000 г.). Возможно, эти документы также нуждаются в корректировке. Ответить на этот вопрос можно только после внимательного изучения и сопоставления обоих положений. Кроме того, мы планируем обратить более пристальное внимание на разграничение функций между структурными подразделениями министерства. Хотелось бы, чтобы наше ведомство работало четко и слаженно, а каждый в нем занимался бы своим делом.

— Какие первоочередные задачи поставлены перед Департаментом?

— Есть несколько серьезных задач. Прежде всего, нам бы хотелось, чтобы Украина имела как можно больше медикаментов отечественного производства. Во-вторых, чтобы эти медикаменты были высокого качества и соответствовали мировым стандартам. В-третьих, чтобы они реализовывались по доступным ценам. Конечно, и сегодня есть лекарственные препараты отечественного производства, цена которых гораздо ниже импортных аналогов. Однако если их стоимость сопоставить с покупательной способностью населения, то картина получается не слишком обнадеживающая. В настоящее время перед Департаментом, Главным управлением организации медицинской помощи населению и Фармакологическим центром поставлена задача разработать перечень из 30–50 жизненно важных лекарственных средств, цены на которые будет регулировать государство, а их производство, возможно, будет освобождено от уплаты некоторых налогов.

p_255_34_030900_moskalenko_.gif (18750 bytes)

Виталий МОСКАЛЕНКО

Министр здравоохранения Украины

— В настоящее время перед Государственным департаментом по контролю за качеством, безопасностью и производством лекарственных средств и изделий медицинского назначения поставлена задача разработать перечень из 30–50 жизненно важных лекарственных средств, цены на  которые будет регулировать государство, а их производство, возможно, будет освобождено от уплаты некоторых налогов.

Например, нитроглицерин в форме таблеток не производит ни одно из отечественных фармацевтических предприятий. Цена на импортируемый из России нитроглицерин постоянно повышается и, несмотря на то, что она сравнительно невысока (2–3 грн.), препарат становится все менее доступен для отдельных слоев населения. В то же время пациентам с некоторыми заболеваниями сердечно-сосудистой системы он необходим как воздух. К сожалению, не всякий пенсионер может себе позволить ежедневно покупать нитроглицерин по 2 грн. А это значит, что если при очередном приступе стенокардии у такого пациента не окажется нужного препарата, он просто умрет. Мы обязаны решить эту проблему во имя здоровья и жизни людей.

— Каково в настоящее время финансовое обеспечение здравоохранения и доля средств, расходуемых на медикаменты?

— Несмотря на то, что с каждым годом бюджет здравоохранения увеличивается (например, в 1999 г. он увеличился на 10%, что составляет около 380 млн грн.), этих средств все равно недостаточно. Сегодня потребности здравоохранения составляют примерно 10–12 млрд грн., а фактически выделяется 4,2 (в 1999 г.) — 4,3 млрд грн. (в 2000 г.) Из них около 2,2 млрд расходуется на заработную плату, 1 млрд — на оплату электроэнергии. На остальные нужды остается совсем немного средств. А ведь обеспечение здравоохранения — это непрерывный процесс. Например, невозможно проводить операцию без наркоза или хирургических инструментов. Процесс обеспечения требует все больших затрат по двум причинам. Во-первых, мы перешли на рыночную экономику, а это значит, что необходимое оборудование, медикаменты и др. мы приобретаем по ценам мирового рынка. Кроме того, с каждым годом расходы на содержание отрасли увеличивается в связи с появлением новых, высокотехнологичных и более дорогостоящих методов диагностики, лечения, лекарственных препаратов.

К сожалению, на медикаменты в настоящее время остается не более 10% от общего бюджета отрасли. Исходя из цифры 4,3 млрд грн., запланированных на 2000 г., около 430 млн грн. расходуется на закупку лекарств. В 1999 г. реальное финансирование было меньше запланированного, и на медикаменты было израсходовано около 350 млн грн.

В текущем году ситуация более обнадеживающая. Впервые за последние несколько лет Министерство здравоохранения объявило о проведении 17 тендеров на закупку медикаментов и оборудования на общую сумму 80 млн грн., в том числе 27 млн — на закупку препаратов для лечения больных туберкулезом. Процедура раскрытия тендерных предложений по ряду позиций уже состоялась. По предварительным данным, цены, которые предложили некоторые участники тендеров, примерно на треть ниже рыночных.

— Получено ли реальное финансирование на оплату договоров по тендерам?

— Эти средства запланированы в бюджете здравоохранения. Учитывая, что в этом году принят бездефицитный бюджет, Министерство здравоохранения имеет все основания рассчитывать на получение этих средств. Мы хотели объявить о тендерах как можно раньше, потому что оставлять их проведение на конец года, когда появляются реальные деньги, непредусмотрительно. Когда все процедурные вопросы будут решены, министерство установит очередность заключения договоров с победителями этих тендеров и начнет выполнять свои финансовые обязательства. Например, выделить из бюджета Министерства здравоохранения 27 млн грн. и сразу оплатить стоимость всех препаратов для лечения туберкулеза сложно. Очевидно, выплаты по «крупным» тендерам будут производиться поэтапно. В то же время тендеры, объем закупок по которым не превышает 3–5 млн грн., можно объединить и произвести оплату одновременно.

— Существует мнение, что действующая процедура проведения тендеров в силу своей длительности не позволяет оперативно закупить медикаменты тогда, когда получено реальное финансирование. Каково ваше мнение по этому поводу?

— У меня достаточно большой личный опыт проведения тендеров. Еще года 4 назад, когда процедура закупки медикаментов путем проведения тендеров не была повсеместно внедрена в отечественном здравоохранении, мы на региональном уровне провели тендер на закупку инсулинов. Для этого было выделено 860 тыс. грн. В результате конкурсного отбора поставщиков реально было приобретено препаратов на сумму 1200 тыс. грн. Привожу этот пример для того, чтобы наглядно продемонстрировать преимущества закупки медикаментов или оборудования посредством тендеров. Они позволяют реально экономить бюджетные средства. Что касается ситуации, когда, получив необходимые средства, тот или иной руководитель не может сразу же закупить необходимое, то могу сказать следующее. Нужно уметь планировать свои закупки и помнить, что процедуру тендера следует проводить заранее, скажем, в феврале или в марте, а потом уже ждать реального финансирования.

— Согласно Указу Президента Украины, 2001 г. в нашей стране объявлен Годом охраны здоровья. Как это отразится на развитии отрасли?

— Действительно, первый год нового тысячелетия, столетия и год, когда Украина будет отмечать 10-летие своей независимости, объявлен Годом охраны здоровья. Этот факт имеет огромное политическое значение. В новое тысячелетие Украина вступает, провозгласив, что здоровье человека является основной государственной ценностью. Такая позиция соответствует гуманитарным нормам, принятым в развитых европейских государствах, и основополагающим принципам Всемирной организации здравоохранения.

Если говорить о развитии отрасли, то у нас появляется уникальная возможность сделать в несколько раз больше, чем в другое время. Без сомнения, в каждом регионе Украины будут проведены различные акции и мероприятия по улучшению здоровья населения. Можно также надеяться, что финансирование отрасли в целом и на региональном уровне не сократится, а увеличится.

— Каковы приоритеты в закупке медикаментов на 2001 г. и будут ли они учитываться в региональных бюджетах?

— Надеемся, что в 2001 г. финансирование отрасли будет в пределах 4,3–4,4 млрд грн. Соответственно на закупку медикаментов будет израсходовано около 10% от этой суммы. Для того чтобы наиболее рационально распорядиться этими средствами, министерство определило приоритетные направления. В первую очередь, это иммунопрофилактика населения. Не менее важно обеспечить закупку препаратов для лечения больных туберкулезом и профинансировать мероприятия, способствующие улучшению эпидемиологической ситуации в отношении этого заболевания. Кроме того, необходимо обеспечить больных сахарным диабетом препаратами инсулина. Есть регионы, в которых обеспечение препаратами инсулина составляет 80–85%, а в некоторых не достигает и 10%. Такое положение недопустимо и требует исправления. В этом году из средств государственного бюджета 5 млн грн. выделено на бестендерную закупку препаратов инсулина отечественного производства. В следующем году мы хотели бы провести тендер на закупку препаратов инсулина, поэтому настраиваем руководство завода «Индар» на то, чтобы при достаточно высоком качестве препаратов их цена была сопоставима со стоимостью инсулинов производства других фирм. И конечно, мы не должны забывать о пациентах с онкологическими заболеваниями и предусмотреть в бюджете средства на закупку специальных лекарственных препаратов.

Кроме того, в 2001 г. министерство планирует более активно задействовать внебюджетные источники финансирования отрасли.

Также возможно получение целевого кредита Всемирного банка на сумму 3,5 млн долларов США. В настоящее время в Министерстве здравоохранения разрабатывается несколько программ реализации этого кредита. В частности, речь идет о 2 пилотных проектах по борьбе с туберкулезом. Может быть, часть этих средств также будет израсходована на борьбу с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Для того чтобы выполнить поставленные задачи, необходимо объединить усилия центра и регионов, сконцентрировать денежные средства на приоритетных направлениях. Мы планируем провести ряд встреч с руководителями органов управления здравоохранения регионов, чтобы обсудить принципы и приоритеты формирования бюджета, а также организацию работы в этом особенном для отечественного здравоохранения году.

Виктория Матвеева
Фото Евгения Кривши


Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*