Транспортировка товаров: основные тенденции, возможности и перспективы

Залогом успеха компании на фармацевтическом рынке является грамотная организация всех бизнес-процессов с целью максимального повышения их качества и экономической эффективности. Естественно, эта философия применима ко всем игрокам фармацевтического рынка — производителям, дистрибьюторам и ритейлерам. В связи с этим одним из инструментов обеспечения экономической эффективности бизнеса можно назвать внедрение оптимальных подходов к организации фармацевтической цепочки поставок, которая в этой отрасли характеризуется рядом особенностей, связанных с высоким уровнем требований к каждому участнику упомянутого процесса. Каким же образом оптимизировать поставки фармацевтической продукции? Каковы тенденции на рынке транспортных услуг? И как защитить себя от убытков на каждом из этапов поставок?

Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, интересующие владельцев грузов, представителей логистических и транспортных компаний, дистрибьюторов и других участников рынка и был организован практический семинар — круглый стол «Перспективы развития транспортного сектора в Украине. Решение транспортных задач и эффективное управление транспортным бизнесом», который состоялся 28 ноября 2011 г. при поддержке компаний «3e consultants» и ООО «МОРИОН».

Мероприятие собрало признанных экспертов отрасли и представителей ведущих отечественных компаний в сегменте предоставления логистических услуг, которые обсудили ключевые вопросы развития рынка, возможности расширения бизнеса, оптимизации расходов на транспортные услуги, составления бюджета в сфере перевозок товаров и т.д.

Вступительная часть семинара была посвящена перспективам развития транспортной отрасли в Украине. В частности планами на будущее поделилась Екатерина Михайличенко, руководитель департамента Министерства инфраструктуры Украины, и Терезия Бабич, руководитель департамента «Укравтодор», которые рассказали о грядущих реформах в транспортной отрасли и уже имеющихся достижениях. Инвестиционную привлекательность данного сектора экономики Украины оценил Константин Магалецкий, принципал «Horizon Capital», который обозначил позитивные факторы, стимулирующие инвестирование в транспортную отрасль, а также отметил некоторые ее проблемы.

Поделились своим опытом в решении транспортных задач Лариса Гайшук, заместитель генерального директора по операционной деятельности компании «УВК», и Кирилл Руднев, директор по продажам компании «SMART Business», который рассказал о роли IT-технологий в организации процесса доставки.

Л. Гайшук отметила, что в процессе разработки стратегии доставки необходимо учитывать приоритеты клиента, специфику транспортируемой продукции, объем груза, сроки доставки, гео­графию получателей, наличие складских помещений и ограничения по обращению товара.

Следует подчеркнуть, что для владельца груза передача логистичиских функций на аутсорсинг приводит к экономии на уровне 30% их стоимости. Однако в этом случае он не принимает участия в выборе маршрута транспортировки, не взаимо­действует напрямую с заказчиком и непосредственно не контролирует процесс доставки.

Логистические компании при транспортировке грузов используют такие системы, как кросс-докинг и доставка круговым маршрутом, которые позволяют снизить стоимость перевозки 1 логистической единицы. Однако в этом случае необходимо проводить мониторинг времени забора груза на всех точках погрузки, а в случае возникновения задержки — решать эту проблему посредством отсрочки выхода машин на магистральные маршруты, переноса сроков доставки или заказа дополнительного транспорта.

Детально вопросы доставки и управления автопарком осветил Сергей Романенко, директор транспортной компания «Богдан».

О состоянии вопроса транспортировки товаров с точки зрения грузоотправителя рассказал Владислав Карпец, руководитель отдела дальних перевозок «Coca-Cola Hellenic Ukraine», который поделился с присутствующими основными наработками компании в разрезе эффективного управления затратными статьями бюджета применимо к транспортировке продукции. В частности среди ключевых факторов, влияющих на тарифы при грузоперевозках, докладчик выделил принадлежность к определенному брэнду, объе­мы перевозок, условия оплаты, сотрудничество с крупными перевозчиками. Кроме того, действенным механизмом достижения экономии при грузоперевозках может быть консолидация объемов, например, при помощи кооперации в рамках разных отделов компании, проведение тендеров и заключение долгосрочных гарантированных контрактов, диверсификация поставок с использованием альтернативных видов транспорта. Следует отметить, что заключение гарантированных контрактов имеет смысл только в случае работы с крупным перевозчиком из-за сложностей взыскания штрафа с мелких транспортных компаний. Оптимизация обратных рейсов, как за счет своих ресурсов, так и с помощью компаний-партнеров позволяет значительно сэкономить. Таким образом, если компания-партнер перевозит в обратном направлении сопоставимый объем груза, то стоимость транспортировки для обоих предприятий сокращается. Также снижению стоимости транспортировки товаров может способствовать оптимизация схемы их загрузки и максимальная утилизация автопарка. Большое значение для сокращения расходной части транспортного бюджета имеет внедрение современных технологий, таких как электронные ежедневные торги, на которых отправитель груза сообщает о его объеме, направлении и дате транспортировки, а компании-грузоперевозчики ведут торги о стоимости доставки.

Тему использования онлайн-ресурсов в логистическом бизнесе раскрыл Михал Малохвей, менеджер проекта «Транспортная биржа «TRANS». Он сообщил, что в последние годы в Европе (а сейчас и в Украине), появилось много онлайн-аукционов, на которых перевозчики и отправители груза могут договориться о сотрудничестве в режиме реального времени и по наиболее привлекательным ценам.

При составлении годового бюджета на транспортировку продукции, как отметил В. Карпец, следует учитывать как сезонные факторы, так и региональные особенности, характерные для рынка транспортных услуг. В частности летом может повышаться стоимость фрахта автотранспорта в силу роста спроса на южном направлении из-за необходимости вывезти урожай сельскохозяйственных культур. В декабре та же тенденция характерна уже для страны в целом и связана с закрытием планов продаж. По той же причине стоимость перевозки может несколько возрастать в конце рабочей неделе.

В послекризисный период в сфере перевозок наметился ряд тенденций, оказавших значительное влияние на перераспределение акцентов. В частности в первую очередь перевозчики и экспедиторы делают ставку на получение дохода по гарантированным контрактам, а также от сезонных заказов по более высоким ценам.

Негативно отобразиться на стоимости перевозки продукции компании может близость крупных предприятий с аналогичными сезонными пиками отгрузок, что приведет к значительному росту конкурентного давления, а значит — и стоимости услуг перевозчиков. Также некоторую угрозу расширения расходных статьей транспортного бюджета несет растущий в последнее время тренд дефицита транспорта, обусловленный кредитными обязательствами перевозчиков, повышением налоговой нагрузки, перераспределением ресурсов транспортных компаний в пользу рынков СНГ и Европы, а также нежеланием перевозить продукцию на такие отдаленные направления, как АР Крым и северо-восток страны.

Как правильно выбрать оператора грузоперевозок, исходя из информации, указанной в прайс-листах и о том, как их правильно читать, рассказала Юлия Агличанова, менеджер по развитию бизнеса «Fiege Ukraine».

Одним из подходов, способствующих решению проблемы дефицита транспорта, может стать использование услуг лизинговых компаний. О преимуществах этого подхода по сравне­нию с банковским кредитованием, арендой и приобретением за счет собственных свободных средств, рассказала Людмила Золотарева, генеральный директор «VAB Лизинг». Уровень проникновения лизинга (доля средств, выделенных на основании лизинговых договоров от общего объема капитальных инвестиций в целом в стране) в экономику Украины составляет 2–3%. Для сравнения, в Европе этот показатель находится на уровне около 15%.

Согласно данным Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины (ГКРРФУ) и Ассоциации «Украинское объединение лизингодателей», последние 2 года в нашей стране отмечается позитивная динамика относительно изменения объема лизингового портфеля. При этом по итогам І полугодия 2011 г. в структуре лизингового портфеля преобладает транспортная отрасль, которая аккумулирует более 57% рынка. В Украине доля легкового автотранспорта, приобретаемого в лизинг, составляет 2,4%, коммерческого автотранспорта — 13%, а этот показатель в целом для автотранспорта равен 3,1%. Следует отметить, что, например, в Великобритании эта цифра достигает 80%, Латвии и Швеции — более 60%, Болгарии и Словакии — около 50%.

При приобретении транспорта в лизинг сумма авансового платежа составляет 25–30% его стоимости. При этом максимальный срок, на который заключается договор, достигает 5 лет. Эффективная ставка в этом случае может быть на уровне 12–17% годовых в долларах США или 23–31% годовых в гривне. Следует отметить, что многие банки готовы предоставлять кредиты в иностранной валюте только в случае, если часть дохода предприятия поступает в этой валюте, что не характерно для лизинговых компаний. Обязательным условием приобретения транспорта в лизинг является его страхование, ставка которого оценивается на уровне 2–5%. Лизинговые компании предлагают своим клиентам широкий спектр возможных графиков погашения лизинговых платежей: классический (процент начисляется на тело кредита, то есть платеж в течение всего периода кредитования будет уменьшаться), аннуитетный (одинаковые платежи), а также индивидуальные (например, сезонные).

Согласно расчетам, проведенным Л. Золотаревой, лизинг является наиболее выгодным инструментом получения в пользование автомобиля по сравнению с кредитом, арендой и приобретением за счет свободных средств компании, исходя из его общей стоимости для предприятия за анализируемый период.

Еще одним позитивным аспектом, имеющим место при приобретении автотранспорта в лизинг, является налоговый эффект. Так, в случае приобретения автомобиля в лизинг при его получении и подписании акта приема-передачи предприятие получает налоговый кредит на всю стоимость этого транспорта. Кроме того, вся сумма комиссии лизинговой компании относится на валовые затраты и не облагается НДС. В этом случае автомобиль находится на балансе предприятия, что позволяет начислять амортизацию и относить 100% расходуемого топлива на валовые затраты.

Поскольку многие перевозчики ориентированы на зарубежные рынки, то особую важность приобретают особенности порядка использования транспорта, находящегося в лизинге, при выезде за территорию Украины. Так, для выезда за границу следует поставить автомобиль на временный учет в Межрайонном регистрационно-экзаменационном отделе Государственной автоинспекции по месту регистрации предприятия (для этого необходимы копия договора лизинга и акта приема-передачи транспортного средства). Затем необходимо расширить покрытие договора страхования на территорию страны, в которую выезжает автомобиль, получить лицензию и разрешение на выезд согласно процедуре TIR по аналогичной процедуре, предусмотренной для автомобилей, которые находятся в собственности предприятия.

Большой интерес участников семинара вызвал доклад Егора Муратова, партнера страхового брокера «Консорис», о страховании грузов и ответственности экспедиторских служб. Деятельность любого предприятия сопряжена с некоторыми рисками. Следует отметить, что многие из них подлежат страхованию. В частности грузоперевозчики могут застраховать риски, касающиеся потери или повреждения материальных ценностей во время их транспортировки или хранения.

Среди разнообразия полисов, предлагаемых страховыми компаниями, Е. Муратов, выделил открытый грузовой полис как наиболее подходящий для компаний, которые производят большое количество грузоперевозок. В этом случае во время составления договора между владельцем груза и страховой компанией необходимо указать ожидаемое количество перевозок за год с указанием объемов и маршрутов. Затем, согласно договору, грузоперевозчик выплачивает минимальную депозитную премию, которая может быть разделена на несколько частей. В конце года сравнивается реальное количество перевозок с ранее прогнозируемым, и грузоперевозчик доплачивает оставшуюся депозитную премию, рассчитанную на тех же условиях. Такой механизм позволяет избежать разногласий в будущем, поскольку в таком случае депозитная премия всегда является оплаченной. Следует отметить, что согласно Закону Украины «О страховании» для получения возмещения по страховому полису необходимо, чтобы премия была выплачена до возникновения страхового случая.

Логистическим компаниям целесообразно страховать риски, связанные с профессиональной ответственностью перед клиентом за качество предоставляемых услуг. При этом при составлении страхового полиса следует исходить из списка таковых в соответствии с договором между владельцем груза и логистической компанией.

Существует 2 подхода к составлению договоров страхования: «Claims Occurrence Basis» и «Claims Made Basis». При заключении договора на основе «Claims Occurrence Basis» проводится возмещение только по тем страховым случаям, которые имели место в период действия договора. При этом в договоре можно прописать, что в течение некоторого периода после его истечения (обычно 3–6 мес) компания продолжит возмещение средств по страховым случаям.

Транспортировка товаров: основные тенденции, возможности и перспективы

При заключении договора на основе «Claims Made Basis» проводится выплата по претензиям, которые поступили в период действия договора, независимо от времени возникновения страхового случая.

Страховые договоры также отличаются по механизму заявления страховых случаев: при получении претензии; при наступлении страхового случая. Первый способ особенно удобен для экспресс-перевозчиков в случае, когда возникает большое количество мелких страховых случаев. При использовании такого механизма нет необходимости останавливать перевозку — достаточно сфотографировать повреждение и продолжить транспортировку, а затем, после поступления претензии, соответствую­щим образом оформить возникновение страхового случая. Однако при крупных повреждениях более целесообразно сразу сообщать о возникновении страхового случая.

Е. Муратов порекомендовал логистическим компаниям страховать свою профессиональную ответственность и акцентировал внимание на том, чем этот вид страхования отличается от страхования грузов. Так, при потере груза по причинам, не связанным с профессиональной деятельностью логистической компании (например в него ударила молния), его стоимость не возмещается. При этом логистическая компания не имеет права страховать сам груз, поскольку, согласно Закону Украины «О страховании» страхование не может приносить доход. Страхование груза логистической компанией является правомерным только в том случае, если это прописано в договоре между ней и владельцем груза.

Докладчик рассказал о преимуществах использования услуг страхового брокера — это позволяе­т сэкономить время и средства, создать индивидуальную программу страхования, учитывающую особенности бизнеса. Затем страховой брокер проводит тендер среди страховых компаний.

Темы, освещенные в каждом докладе, вызвали оживленные дискуссии среди участников семинара относительно наиболее актуальных вопросов транспортного бизнеса.

Евгения Лукьянчук,
фото Сергея Бека
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті