Товарные знаки и фирменные наименования имеют правовую защиту

?

В последнее время в аптеки часто поступают лекарственные препараты, внешние или внутренние упаковки которых содержат надписи: «изготовлен из субстанции фирмы X», «при научном и техническом содействии фирмы Y», «произведен совместно с компанией Z» и т.п. (Как правило, Х, Y, Z — известные на рынке компании-производители).

Использование на упаковке надписей, содержащих фирменное наименование или товарный знак, принадлежащие другому производителю, в случае заключения лицензионного соглашения может быть правомерным, без такового — неправомерным.

Решение данного вопроса является сложным из-за конфликта интересов изготовителей лекарственных средств и интересов компаний, чье фирменное наименование или товарный знак используют на упаковке, а также из-за неурегулированных правовых отношений по данному вопросу.

Изготовители лекарственных средств нередко используют такие надписи для повышения спроса на свой товар. А известные компании в таких случаях рискуют своим именем и репутацией, так как не могут гарантировать качество произведенной другим изготовителем продукции.

Для более четкого понимания эту проблему условно можно разделить на две: правовое регулирование использования фирменных наименований и товарных знаков.

Комментарии по этому вопросу дают Игорь Китела, сотрудник адвокатской фирмы «Паритет» и Валерий Ризун, президент Всеукраинской ассоциации патентных поверенных.

p_261_40_161000_Kitelo_.jpg (5934 bytes)

Игорь КИТЕЛА

Сотрудник адвокатской фирмы «Паритет»

— Правовое регулирование использования фирменных наименований осуществляется в Украине в соответствии с Парижской конвенцией по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г.), ратифицированной СССР 19 сентября 1968 г., и Положением о фирме, утвержденным Постановлением ЦИК и СНК СССР 22 июня 1927 г.

В соответствии со статьей 8 Парижской конвенции фирменное наименование охраняется без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака. Право предприятия на фирменное наименование возникает с момента регистрации предприятия и в соответствии со статьей 8 Положения о фирме состоит в праве исключительного пользования фирменным наименованием в сделках, на вывесках, в объявлениях, рекламах, на бланках, счетах, товарах предприятия, на их упаковке и т. п.

Поскольку речь идет именно об исключительном праве на фирменное наименование, то ни одно лицо, кроме того, которому принадлежит такое право, не может использовать фирменное наименование, не имея на это соответствующего разрешения (лицензии), за исключением случаев, установленных законодательством.

В соответствии со статьей 18 закона Украины «О защите прав потребителей» от 12 мая 1991 г. № 1023-XII потребитель имеет право на информацию о товарах (работах, услугах). Это право обеспечивается обязанностью изготовителя предоставить потребителю необходимую, доступную и достоверную информацию о товарах (работах, услугах). Информация о товарах (в том числе и лекарственных средствах), кроме прочего, должна содержать перечень основных потребительских свойств товаров.

В соответствии со статьей 12 закона Украины «О лекарственных средствах» от 4 апреля 1996 г. № 123/96-ВР маркировка, которая наносится на этикетку, внешнюю и внутреннюю упаковку лекарственного средства, должна содержать название изготовителя, дозу действующего вещества в каждой единице и количество единиц в упаковке. К каждому лекарственному средству, которое реализуется, прилагается инструкция о применении лекарственного средства, которая должна содержать название лекарственного средства и общую характеристику (химическое название, основные физико-химические свойства, состав).

То есть изготовитель обязан указать на упаковках именно физико-химическую характеристику лекарственных средств (генерическое название активного вещества или нескольких веществ. —?Прим. ред.). Закон не содержит требований о необходимости указывать производителей отдельных субстанций, входящих в состав лекарственного средства. Поэтому несанкционированное указание фирменного наименования другого лица на упаковках лекарственных средств может рассматриваться как посягательство на исключительное право этого лица на фирменное наименование. Поэтому такое лицо может подать иск с требованиями о прекращении неправомерного использования фирменного наименования и возмещении ущерба, если такими действиями он был нанесен.

В случае неправомерного использования фирменного наименования нарушаются правила ведения конкуренции при осуществлении хозяйственной деятельности, что может повлечь за собой административную ответственность. В соответствии со статьей 4 закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» от 7 июня 1996 г. № 236/96-ВР неправомерным является использование без разрешения уполномоченного на то лица чужого имени, фирменного наименования, знаков для товаров и услуг, других обозначений, что может привести к смешению с деятельностью другого хозяйствующего субъекта (предпринимателя), который имеет приоритет на их использование. Таким образом, Закон предотвращает возможность использования средств индивидуализации участников хозяйственного оборота (фирменных наименований, товарных знаков) для введения в заблуждение потребителя относительно истинного производителя товаров (работ, услуг).

p_261_40_161000_RIZYN.jpg (5742 bytes)

Валерий РИЗУН

Президент Всеукраинской ассоциации патентных поверенных

— Все вопросы, связанные с регистрацией и защитой товарных знаков, четко оговорены прежде всего в базовом документе — законе Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» № 3689–12 от 15 декабря 1993 г., который регламентирует права заявителей — граждан или юридических лиц при регистрации знака для товаров и услуг. Также этот закон содержит критерии охраноспособности и меры по пресечению правонарушений в этой области. Вспомогательным документом являются утвержденные приказом Госпатента «Правила составления и подачи заявки на выдачу свидетельства Украины на знак для товаров и услуг» № 116 от 28.07.1995 г., которые регулируют порядок составления заявки на регистрацию товарного знака и процесс ее рассмотрения.

Существуют также международные договора и соглашения, устанавливающие общие международные законодательные нормы по обеспечению защиты товарного знака на территории стран — участниц этих договоров и соглашений. Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20.03.1883 г., а также Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от 14.04.1891 г. регулируют порядок международной регистрации знаков. К этой группе нормативных актов можно отнести также Ниццкое соглашение о Международной классификации изделий и услуг для регистрации знаков.

Согласно закону «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» заявитель, подав заявку о регистрации товарного знака, превентивно вступает во владение прав на него, и следовательно, может полностью реализовывать свои права в административном порядке. Например, передавать право на использование товарного знака другому лицу на договорных условиях. При этом следует отметить, что существуют различные формы договоров. Например, договор о переуступке прав — это документ, в соответствии с которым другому лицу передаются абсолютно все права на товарный знак. Существует также лицензионный договор, который в свою очередь может быть исключительным и неисключительным. Договор, согласно которому права на знак передаются частично, например на определенный срок или объем производства, вид товара, территорию и т.д., является неисключительным. Договор с исключительной лицензией предусматривает передачу всех прав на товарный знак, но только на ограниченный промежуток времени.

Лицензионный договор на использование товарного знака может быть заключен на любой стадии его регистрации и должен быть обязательно зарегистрирован в Госпатенте Украины. Но регистрация лицензионного договора может быть осуществлена только при наличии свидетельства о государственной регистрации товарного знака. Поскольку процедура регистрации товарного знака в Украине достаточно длительная — 3 года, то на стадии рассмотрения заявки заключенный лицензионный договор зарегистрировать невозможно.

Заявитель, подавший заявку на регистрацию товарного знака, претендует на монопольное владение товарным знаком, никто не имеет права без его разрешения использовать товарный знак. Заключенный лицензионный договор без государственной регистрации действует только в тех пределах, которые оговорены сторонами, заключившими этот договор, как предварительное соглашение. Для третьей стороны этот договор является недействительным. До тех пор, пока лицензионный договор не будет официально зарегистрирован в Госпатенте, третья сторона, претендующая на использование знака, будет вынуждена решать все вопросы, связанные с его использованием, только с основным владельцем знака, то есть с заявителем.

Примерная форма лицензионного договора была опубликована в бюллетене «Интеллектуальная собственность». Существуют шаблоны формы, однако они не являются обязательными, их невозможно регламентировать заранее. Нормы взаимоотношений между двумя сторонами (какие делегируются права, обязанности, требования) решаются только в процессе их переговоров. Достигнутые соглашения в обязательном порядке должны быть отражены в заключаемом лицензионном договоре.

В соответствии со ст. 25 закона «О защите от недобросовестной конкуренции» от 7 июня 1996 г. № 236/96-ВР владелец товарного знака, считающий, что его права нарушены, может обратиться в Антимонопольный комитет с ходатайством об изъятии товаров с нанесенным товарным знаком как у производителя, так и у продавца. При этом Антимонопольный комитет вправе применить штрафные санкции в размере до 2000 необлагаемых минимумов заработной платы, если нарушитель не является хозяйствующим субъектом, или до 5000, если нарушитель является таковым. Статья 4 этого закона предусматривает наказание юридического или физического лица за неправомерное использование в своей деятельности имени, фирменного наименования, товарных знаков для товаров и услуг, других обозначений.

В гражданском или арбитражном судопроизводстве размер иска определяет истец, он же включает в него, помимо морального ущерба, и материальный, состоящий из прямого ущерба, недополученной прибыли и т.д. Сумма возмещения ущерба в этом случае законодательными нормами не регулируется. В крайнем случае, сумма морального и материального ущерба может быть определена специальной экспертной комиссией по решению судьи.

Сергей Коловоротный
Фото Евгения Кривши

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті