Некоторые аспекты регулирования деятельности представительств

8–9 декабря 2011 г. состоялся специализированный семинар «Фармацевтический бизнес: налогообложение и регулирование». В начале 2011 г. вступил в силу Налоговый кодекс Украины (далее — НКУ), который несколько видоизменил систему налогообложения в нашей стране. Изменения коснулись в частности налога с доходов физических лиц и налога с прибыли предприятий. То, как это отразилось на деятельности представительств нерезидентов в Украине, и другие актуальные вопросы осветили специалисты юридической фирмы «ОМП». Информационным партнером семинара выступил «Еженедельник АПТЕКА».

Некоторые аспекты регулирования деятельности представительств

Деятельность представительств нерезидентов в Украине

Согласно п. 14.1.193 НКУ постоянное представительство — это постоянное место деятельности, посредством которого полностью или частично реализуется хозяйственная деятельность нерезидента в Украине, в частности: место управления; филиал; офис; фабрика; мастерская; состав или помещение, которое используется для доставки товаров. По отношению к норме Закона Украины от 28.12.1994 г. № 334/94-ВР «О налогообложении прибыли предприятий» определение несколько расширено, приведено в соответствие с положением Модельной налоговой конвенции Организации экономического сотрудничества и развития.

С момента принятия вышеупомянутого закона все представительства, которые регистрировались в Украине, априори регистрировались в качестве постоянных представительств. Ситуация несколько изменилась с принятием приказа Государственной налоговой администрации Украины от 22.10.2010 г. № 979, которым был утвержден Порядок учета плательщиков налогов и сборов. Согласно этому документу постоянное представительство до начала хозяйственной деятельности обязано быть зарегистрированным как плательщик налога на прибыль предприятий.

Таким образом, сложилась ситуация, при которой, если представительство не относит себя к субъектам хозяйствования в понимании п. 14.1.193 НКУ, то оно может не становиться на учет в органах налоговой службы как плательщик налога на прибыль. Однако в 2011 г. были прецеденты, когда контролирующий орган в ходе налоговых проверок указывал представительствам на необходимость зарегистрироваться такими плательщиками, исходя из критерия осуществления хозяйственной деятельности.

По своей сути представительство нерезидента в Украине не является юридическим лицом, соответственно фактически — это физическое лицо (глава представительства), которому материнской компанией выдана доверенность на осуществление деятельности по представительству ее интересов. С юридической точки зрения все остальные сотрудники представительства нерезидента работают по договорам с конкретным физическим лицом. Все действия представительство осуществляет от имени материнской компании. По сути подписание договоров главой представительства от имени компании-учредителя должно являться хозяйственной деятельностью, однако исключение из общего правила заложено в п. 14.1.193 НКУ: осуществление деятельности подготовительного и вспомогательного характера по отношению к деятельности материнской компании. Для того чтобы это определить, необходимо исходить из видов деятельности материнской компании по учредительным документам.

Таким образом, если виды деятельности, которые осуществляет представительство, имеют подготовительный или вспомогательный характер, их осуществление не требует образования постоянного представительства. Доходы представительства, полученные от вспомогательной или подготовительной деятельности, не подлежат налогообложению налогом на прибыль. В любом случае некоммерческим представительствам следует внимательно относиться к осуществлению своей деятельности, чтобы не дать налоговым органам возможности найти в ней признаки хозяйственной. В противном случае представительство обяжут изменить форму хозяйствования на постоянное представительство, что уже случалось на практике.

Зоной риска является логистическая деятельность, работа с дистрибьюторами как непрямое участие в коммерческой деятельности, регистрация препаратов, промоционная деятельность (не путать с рекламой), сервисное обслуживание материнской компании и т.д. В каждом конкретном случае необходимо оценивать степень риска, взвешивать положительные и отрицательные стороны при выборе формы хозяйствования в дальнейшем. Возможен вариант, что представительство, осуществив анализ своей деятельности, придет к выводу о необходимости функционирования в качестве юридического лица или создания такового для выполнения отдельных видов деятельности параллельно с существованием представительства.

Удачным решением для устранения рисков, которые могут возникнуть у представительств, является изменение их формы хозяйствования на постоянные представительства. В этом случае необходимо осуществить ряд действий, например, уволить/нанять сотрудников, пере­оформить активы. Часто вопрос лизинга актуален для компаний, которые пользуются автомобилями на таких условиях — в этом случае необходимо будет перезаключать договора с лизинговыми компаниями.

Однако, по мнению Николая Орлова, партнера юридической фирмы «ОМП», более удачным выбором формы хозяйствования для нерезидента в Украине является дочернее предприятие. Во-первых, в НКУ недостаточно четко прописаны вопросы налогообложения и отчетности для постоянных представительств. Во-вторых, представительство (в отличие от дочернего предприятия) ограничено в видах деятельности, например, в оформлении финансового кредита. В-третьих, при заключении договоров покупки/аренды помещений представительствами необходимо согласовывать их с Генеральной дирекцией по обслуживанию иностранных представительств (согласно постановлению КМУ от 27.02.1995 г. № 146 «Об утверждении Положения о порядке размещения дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств, представительств международных и иностранных организаций в Украине»).

Практические вопросы трансформации бизнеса в ходе семинара осветил Дмитрий Михайленко, партнер юридической фирмы «ОМП», вице-президент Ассоциации налоговых консультантов.

Главными минусами представительств, как подчеркнул Игорь Огороднийчук, младший партнер юридической фирмы «ОМП», являются дороговизна их создания (начальное вложение составляет около 2500 дол. США) и затянутость этого процесса во времени (около 60 рабочих дней). Органами, которые регулируют деятельность представительств, являются Министерство экономического развития и торговли, которое регистрирует субъект, и Генеральная дирекция по обслуживанию иностранных представительств (далее — ГДИП).

Плюсом представительств является возможность упрощенного трудоустройства иностранных граждан — без получения разрешения на трудоустройство, стоимость которого составляет 4 минимальных заработных платы. Представительство имеет право принять на работу иностранцев, которым для подтверждения трудо­устройства выдается служебная карточка. Докладчик сообщил, что, поскольку количество таких лиц законодательством не регулируется, есть возможность увеличить стандартную квоту иностранцев в представительстве. Однако такая потребность должна быть надлежащим образом обоснована перед Министерством экономического развития и торговли Украины.

Продвижение лекарственных средств

Евгения Коваль, юрист юридической фирмы «ОМП», представила вниманию присутствующих доклад о юридических аспектах рекламирования и продвижения лекарственных средств в Украине. Согласно закону «О рекламе» реклама — это информация о товаре, распространяемая в любой форме и любым способом, предназначенная для формирования или поддержания осведомленности потребителей (неограниченного круга лиц). В то же время понятие «промоция» закреплено лишь в Правилах надлежащей промоции фармацевтическими компаниями лекарственных средств профессионалам здравоохранения (далее — Правила). Это любая деятельность, которая проводится, поддерживается или организуется фармацевтической компанией, в том числе при помощи СМИ и компаний-посредников, направленная на профессионалов здравоохранения (узкий круг лиц) с целью продвижения, рекомендаций лекарственного средства для его назначения пациенту.

Разница между рекламой и промоцией определяется прежде всего целью, которая должна быть достигнута, целевой аудиторией, а также объемом и характером предоставляемой информации. Заданием промоции является обоснованное, научное, подкрепленное результатами клинических исследований разъяснение особенностей лекарственных средств/товаров медицинского назначения, их клинических (но не рыночных) преимуществ. В связи с этим существует необходимость указывать на промоционных материалах информацию о том, что они не являются рекламными и предназначены для ограниченного конкретного круга лиц. Докладчик также обратила внимание присутствующих на то, что Правила (в отличие от законов) являются обязательными только для тех компаний, которые выразили свое согласие на это путем подписания меморандума о присоединении. В то же время многие иностранные компании в своей деятельности руководствуются нормами, закрепленными в законодательстве страны их материнской компании, или же положениями кодексов маркетинговой практики. Зачастую такие документы оказываются более адаптированными к нуждам рынка, чем национальные нормативные акты.

В ходе семинара поднимался вопрос относительно предоставления на сайтах компаний информации о незарегистрированных в Украине препаратах. Докладчик не рекомендовала предпринимать подобных действий, поскольку такие лекарственные средства запрещены к рекламированию в нашей стране, а подача любой информации о них согласно национальному законодательству может быть признана рекламой. Ограничения, связанные с рекламированием препаратов изложены в ст. 21 закона «О рекламе». При этом в процессе продвижения лекарственных средств на рынке Украины необходимо помнить и об ограничениях антикоррупционного законодательства.

Регистрация баз персональных данных

Персональными данными являются сведения, которые позволяют идентифицировать физическое лицо. Следует обратить внимание на то, что под регулирование законом «О защите персональных данных» подпадают исключительно данные относительно физических лиц.

Екатерина Марченко, юрист юридической фирмы «ОМП», рассказала о том, какие базы персональных данных (далее — БПД) могут быть созданы в фармацевтических компаниях, в том числе и представительствах:

  • сотрудников (пример цели: обеспечение трудовых отношений, управление кадрами и т.д.);
  • контрагентов (пример цели: обеспечение деятельности владельца БПД) — могут быть включены персональные данные всех физических лиц, в том числе физических лиц — предпринимателей, с которыми компания — владелец БПД заключает гражданско-правовые договора (лекторы, консультанты, медицинские представители, арендодатели и другие лица). В то же время при желании компании могут разбить эти базы на несколько в зависимости от вида деятельности контрагентов (например БПД контрагентов по развитию деятельности компании (медицинских представителей, лекторов и т.д.), БПД контрагентов по обеспечению деятельности компании (арендодателей, уборщиков и т.д.));
  • пациентов (пример цели: фармаконадзор, реклама);
  • врачей и фармацевтов (пример цели: реклама и маркетинговые исследования).

Если говорить о представительствах, то в данном случае также следует отметить роль ГДИП. Она должна выступать распорядителем БПД сотрудников представительств иностранных компаний в Украине. На сайте ГДИП опубликовано дополнение к договору между этими двумя субъектами, согласно которому ГДИП как распорядитель после передачи ему владельцем (представительством) БПД работников представительства приобретает право на обработку персональных данных, в частности на любые действия или совокупность действий, связанных со сбором, регистрацией, накоплением, хранением, адаптацией, изменением, использованием, распространением, обезличиванием, уничтожением сведений о физическом лице, используемых во время предоставления услуг представительству в соответствии с ранее заключенным между ними договором.

Стоит отметить, что если следовать букве закона «О защите персональных данных» относительно того, что владельцем БПД может быть физическое или юридическое лицо, то представительства в принципе не должны выступать в такой роли. Однако у представителей Государственной службы по вопросам защиты персональных данных несколько иное мнение по поводу толкования этой нормы.

Согласно информации, размещенной на сайте этой службы, если в составе предприятия есть обособленные структурные подразделения, не имеющие статуса юридического лица и расположенные вне мест нахождения таких юридических лиц, то в заявлении о регистрации БПД необходимо указывать адреса мест нахождения БПД и каждого обособленного структурного подразделения при условии, что эти БПД имеют одинаковое наименование и к их ведению применяются требования одних и тех же нормативно-правовых актов, в том числе и локальных актов владельца. В случае если БПД предприятия и его обособленного структурного подразделения имеют разное наименование и/или их ведение регулируется разными нормативно-правовыми актами, и/или структурное подразделение является отдельным юридическим лицом, такие БПД подразделений должны регистрироваться как отдельные.

Несмотря на то что данное утверждение не соответствует закону ввиду отсутствия судебной и иной разъяснительной практики, существует риск применения ответственности к представительству в случае нерегистрации БПД, степень которой сейчас оценить сложно. Ввиду этого представительства могут: 1) пойти более безопасным путем и зарегистрировать свои БПД; 2) направить официальный запрос в Государственную службу по вопросам защиты персональных данных и получить индивидуальное разъяснение; 3) не регистрировать БПД и в случае расхождения во мнениях с Государственной службой по вопросам защиты персональных данных при проверке отстоять свою правоту в суде.

Мнения представителей рынка

Елена Веремеенко, заместитель директора представительства компании «Евромедекс Франс» в Украине, сообщила, что подобные семинары являются очень полезными, поскольку сейчас довольно сложно самостоятельно отследить все новшества в законодательстве. Весьма важной оказалась информация относительно регистрации баз персональных данных, которой представительство воспользовалось, чтобы выполнить требования закона «О защите баз персональных данных». Доклад о продвижении препаратов помог провести четкую грань между понятиями «реклама» и «промоция», а также определить сферу деятельности медицинских представителей.

Елена Потыльчак, главный бухгалтер представительства компании «Ферросан Интернейшнл А/С» в Украине, отметила, что информация относительно налогового регулирования деятельности представительств была подана на высоком профессиональном уровне, чувствовалось, что докладчики владеют проблематикой. Среди вопросов, которые особо интересуют представителей рынка, она выделила сотрудничество с частными предпринимателями, в частности нюансы налогообложения операций и особенности уплаты налога с доходов физических лиц.

Галина Савина, глава представительства ОАО «Валента Фармацевтика» в Украине, обратила особое внимание на важность вопросов, касающихся налогообложения представительств. Она отметила, что данная тематика интересна не только для бухгалтеров — глава представительства как лицо, действующее в интересах иностранной компании, должен быть в курсе всех аспектов его функционирования.

Наталья Спивак,
фото Сергея Бека
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті