Товары набирают обороты

Дефицит оборотных средств — это основная проблема, которую испытывает большинство торговых предприятий фармацевтической отрасли. Важным фактором оптимизации управления оборотными средствами при их дефиците является скорость оборачиваемости товарных запасов. Нужно постоянно помнить, что сумма кредита, предоставленного поставщиками, распределяется в виде товарных запасов на вашем складе и продаж в кредит, осуществляемых вашей фирмой своим клиентам. В случае дефицита оборотных средств поддержание ликвидности на должном уровне возможно только при жестком контроле и учете как дебиторской задолженности, так и товарных запасов. Товарные запасы (с точки зрения финансового менеджмента) являются наименее ликвидными краткосрочными активами (по сравнению, например, с дебиторской задолженностью), что создает некоторые опасности для бизнеса. Запасы — это «замороженные» средства, деньги, которыми нельзя пользоваться. Представьте себе, что завтра в вашем распоряжении будут 50–100 тыс. грн. и вы сможете их вложить в новые проекты, закупить товар на более выгодных условиях или, в крайнем случае, погасить затянувшуюся кредиторскую задолженность. К сожалению, многие руководители очень редко рассматривают товарные запасы как резерв высвобождения денежных средств. Более того, немногие знают скорость оборачиваемости товарных запасов на своем складе и каково влияние этого фактора на финансовое положение предприятия в целом. Можно предположить, что процесс в таком случае становится неуправляемым.

Какие же нужно иметь товарные запасы на складе? Существует ли конкретная сумма или хотя бы соотношение суммы товарных запасов к объему продаж? 1:1; 1:1,2 или 1:1,5? Могу сказать, что универсального числа нет. Все зависит от целей, которые стоят перед вашим предприятием. Для аптеки, поддерживающей широкий ассортимент препаратов, это соотношение может колебаться на уровне 1:1,5 или даже выше, для оптовой фирмы с широким ассортиментом — на уровне 1:1,2, для крупнооптовой фирмы текущие товарные запасы должны составлять менее 100% объема продаж. Более того, даже для различных этапов деятельности предприятия это соотношение может быть разным. С началом «сезона продаж», в период открытия региональных складов, освоения новых сегментов рынка и т.п. предприятие может отойти от границ привычного соотношения. Главная проблема — не в конкретном числе, а в возможности и способности регулировать и управлять этим процессом.

На практике часто складывается ситуация, когда менеджеры-провизоры, опасаясь возможной нехватки товара и «недозарабатывания», создают избыточные запасы, чтобы подстраховаться, не задумываясь, что это приводит к излишним расходам, «замораживанию» средств и сокращению прибыли. Грамотный руководитель избегает больших запасов с низкой оборачиваемостью, предпочитая высвобождать ресурсы путем ускорения оборачиваемости товара. Разумеется, идеальной была бы работа «с колес», без всякого хранения. Однако такая торговля лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в связи с широким ассортиментом и большим количеством производителей и поставщиков невозможна. Поэтому на предприятиях сознательно идут на «замораживание» некоторого объема оборотных средств в товарных остатках. Оборачиваемость запасов, таким образом, является важным критерием и подлежит тщательному анализу.

Поскольку оборот товарных запасов находится в прямой зависимости от объема реализации (чем больше оборот, тем больше товара необходимо иметь на складе), руководитель должен использовать методы стимулирования сбыта и ускорения оборачиваемости товарных запасов. Одним из методов стимулирования сбыта является либерализация условий кредита, в которой наиболее преуспел именно фармацевтический рынок. Ценовая война, продолжающаяся на рынке уже несколько лет, разбаловала конечных потребителей оптового рынка — аптеки — не только ценами, но и кредитованием на длительный срок. Просроченная и безнадежная дебиторская задолженность стала неотъемлемой частью фармацевтического бизнеса на всех уровнях — от производителя до аптеки. Поэтому использование метода либерализации условий кредита в настоящее время представляется неоптимальным.

Другим способом ускорения оборачиваемости товарных запасов является вложение оптимальных (минимальных) средств в товарные запасы. Что это означает? На основании данных учета и анализа движения товарных запасов рассчитывают показатели оборачиваемости запасов с тем, чтобы определить, какой темп оборачиваемости является оптимальным для каждой группы товара.

Применяют два показателя оборачиваемости товарных запасов. Первый показатель — это отношение объема реализации к среднему объему товарных запасов; его получают делением месячного (квартального, годового) объема реализации на стоимость товарных запасов:

ОТ =   ОП ?,
       ССЗ

где ОТ — оборачиваемость товара; ОП — объем продаж (мес); ССЗ — средняя стоимость запасов (в день).

Если полученный коэффициент слишком высок (по сравнению с предыдущим периодом или со средними данными), это может указывать на недостаточность запасов. Если же коэффициент слишком низок, то это может означать, что товарные запасы велики или не пользуются спросом. Например, коэффициент, равный 3, означает, что данный товар или группа товаров в течение месяца оборачивается 3 раза. Если количество дней в месяце разделить на этот показатель, то получим скорость оборачиваемости товарных запасов в днях: 30:3 = 10 дней. Приведенное выше значение соотношения 1:1 для оптовых фирм соответствует скорости оборачиваемости в 30 дней, 1:1,5 — в 45 дней. К сожалению, анализ общего объема товарных остатков не позволяет учесть особенности движения разных по ликвидности групп товара. Поэтому необходим более подробный анализ товарных остатков. Деление на группы возможно по различным критериям в зависимости от задач, которые вы ставите перед предприятием. Это может быть деление на основе АВС-анализа по степени ликвидности товара. В этом случае для более ликвидных групп устанавливаются более высокие плановые показатели. Возможно также деление по производителям (в зависимости от условий кредита) или поставщикам (в зависимости от скорости поставок) и т.д. Анализ на основе такого деления позволит вам найти резервы для оптимизации товарных остатков.

Второй показатель — это отношение объема товарных запасов к чистому объему оборотных средств. Его получают путем деления стоимости товарных запасов, указанной в балансе, на чистый объем оборотных средств.

Если это отношение показывает, что высокая доля краткосрочных оборотных средств вложена в товарные запасы, то предприятие может испытывать недостаток оборотных средств и ему будет трудно выполнять взятые на себя обязательства в срок. В литературе встречаются данные о том, что отношение стоимости товарных запасов к объему оборотных средств не должно превышать 80%.

Чем выше оборачиваемость запасов, тем выше ликвидность предприятия, и оно может спокойно проводить операции с более низким коэффициентом ликвидности.

Но высокая оборачиваемость запасов требует более строгого контроля, обеспечивающего оптимальное вложение средств в товарные запасы. Следует отметить, что достижение высокой оборачиваемости — нелегкая задача для работающих на фармацевтическом рынке предприятий. Ведь на складе они вынуждены хранить часть запасов номенклатуры нерегулярного спроса. Если для экономической эффективности торговли необходимо поддерживать высокий уровень оборачиваемости запасов, то для удовлетворения потребностей своих клиентов необходимо хранить широкий ассортимент редко продающихся препаратов, что тормозит оборачиваемость запасов. Основная проблема заключается в том, чтобы установить соотношение между затратами на «замораживание» средств, стоимостью «недозаработанных» денег и неудовлетворенностью клиентов. Только анализ может стать базой для принятия решения в ту или иную пользу.

Учитываются несколько видов оборачиваемости запасов: оборачиваемость каждого наименования товара в количественном выражении; оборачиваемость всего запаса по стоимости; оборачиваемость групп товаров разной степени спроса и т.п.

К каждому виду оборачиваемости запасов предъявляются особые требования. Одной из причин низкой оборачиваемости запасов является большой объем «мертвых» и бездействующих, или «спящих», запасов. Получить точную картину средней оборачиваемости можно, только выявив и те и другие. После избавления от этих запасов оборачиваемость возрастает. Проблема увеличения оборачиваемости товарных запасов перекликается с проблемой формирования оптимального ассортимента. Использование принципа Парето (80:20) позволит направить основные усилия на оптимизацию товарных запасов наиболее значимых для вашего бизнеса товаров и исключение из ассортимента товаров, снижающих оборачиваемость товарных запасов.

Виктория Кидонь

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті