Лети с лекарством, вернись с прибыльюПерспективы бесконтактного аптечного бизнеса

Доставка лекарственных препаратов потребителю. Этот технологический процесс является сравнительно новым для украинского фармацевтического рынка. Мы приглашаем всех заинтересованных лиц высказать свое мнение и предложить оптимальные, на их взгляд, способы решения проблемы и такой организации обеспечения лекарствами потребителей, которая была бы удобной, прибыльной для аптечного учреждения и полностью соответствовала бы требованиям отечественного законодательства.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ: ЕСТЬ ДИРЕКТИВА — ЕСТЬ ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ БИЗНЕС

Одной из самых впечатляющих в бизнесе считается карьера, которую сделал человек, первым организовавший в США доставку пиццы на дом. Идея кардинально отличалась от существовавшей системы коммивояжерства прежде всего тем, что клиента не убеждали приобрести тот или иной товар, а предоставляли возможность заказать именно то, что ему нужно, и получить это в кратчайший срок. Идея оказалась настолько плодотворной, что со временем оформление заказов и доставка тех или иных товаров на дом или в офис приобрело широкий размах в самых разных странах. Новый виток этого вида сервиса начался с развитием интернет-технологий, позволяющих потребителю выбирать тот или иной товар и заказывать его с помощью компьютера и, в частности, электронной почты. Фармацевтический рынок не остался в стороне. Стало появляться все больше интернет-аптек, в которых пациент может заказать лекарственные препараты и оговорить возможность их доставки. Например, только в 1998 г. в США с помощью электронной почты было реализовано лекарственных препаратов на сумму 11,2 млрд долларов (приблизительно это составляет 20 объемов современного украинского фармацевтического рынка). По данным проведенных в этом же году исследований, услугами интернет-аптек чаще всего пользуются американцы в возрасте старше 55 лет, а доля препаратов рецептурной группы в общем объеме заказов составляет 9%. Вместе с тем только 17% опрошенных высказались положительно о таком способе приобретения лекарственных препаратов, а 56% были категорически против.

Как сообщает журнал «Ремедиум» (2001. — № 10), законодательство различных стран по-разному относится к виртуальному фармацевтическому бизнесу: в Китае он категорически запрещен, а в ряде европейских государств на некоторые способы доставки введены ограничения. Например, в Германии запрещена реализация лекарственных препаратов путем пересылки. Согласно результатам проведенного в Швейцарии исследования, среднее время доставки лекарств с помощью интернет-аптек составляет 3 недели, при этом значительное количество заказанных препаратов клиенты получают в испорченных упаковках, без инструкций по применению или с другими признаками нарушений принятых в этой стране стандартов качества.

Не далее, как в прошлом году по Европе прокатилась волна судебных процессов, связанных с правомочностью нового вида аптечного бизнеса. В большинстве случаев их инициаторами были традиционные аптечные учреждения и фармацевтические ассоциации, которые боролись не только за строжайшее соблюдение правил отпуска медикаментов, но и за свое место под солнцем, поскольку почувствовали в «интернет-коллегах» серьезных конкурентов. Проблему удалось урегулировать юридически, опираясь на Директиву Совета ЕС 2000/31 об электронной торговле. В результате была создана Европейская ассоциация электронной фармацевтической службы, членами которой могут стать добросовестные предприятия, которые имеют лицензию на розничную реализацию лекарственных средств на территории стран Европейского Союза и строят свою деятельность в соответствии с юридическими и корпоративными нормами. От организаций, которые принимают заказы и осуществляют доставку медикаментов в Европе, помимо лицензии требуется строгое соблюдение правил отпуска рецептурных лекарственных средств, обеспечение качества препаратов во время транспортировки, предоставление квалифицированной консультации по применению.

УКРАИНСКИЕ РЕАЛИИ: ЕСЛИ ПАЦИЕНТУ ХОРОШО, ТО КОМУ ОТ ЭТОГО ПЛОХО?

Украинский фармацевтический рынок начал развиваться в условиях острого дефицита лекарственных препаратов. Естественно, что в первые годы его становления происходило наполнение товарами прилавков аптек и ареной конкурентной борьбы являлись преимущественно ассортимент и цены. Когда этот этап остался позади, на первый план выступил качественный сервис, под которым подразумевалось не только наличие в аптеке широкого спектра препаратов по конкурентоспособным ценам, но и дополнительные услуги: консультации специалистов, справочная служба, работа «под заказ», доставка лекарств на дом или в офис.

Сегодня многие аптеки принимают заказы на те или иные лекарственные препараты от пациента лично, по телефону или (некоторые) через Интернет. Способы доставки также бывают разные. Пациент может лично приобрести заказанный препарат в аптеке (такой вид сервиса предлагает большинство аптек) или получить, воспользовавшись услугами службы курьерской доставки. В Одессе для доставки лекарств используют муниципальные такси. В ряде областей Украины недавно началось осуществление проекта «Лекарства — почтой», в котором реализатором медикаментов выступают фармацевтические фирмы, а в качестве курьера — почтовая служба.

Что касается отечественного законодательства в области реализации лекарственных средств, то в основном вопросы, касающиеся лицензирования, правил хранения и отпуска медикаментов, урегулированы. В то же время ни один нормативный документ не предусматривает возможности дополнительного сервиса, предоставляемого аптечными учреждениями. В частности, не разработаны правила, которые необходимо соблюдать при осуществлении доставки лекарственных препаратов клиенту, а точнее, алгоритма доставки, который позволил бы выполнить все требования законодательства.

Когда клиент получает лично заказанные в аптеке лекарства, то при этом ни у кого не возникает вопросов, а вот с доставкой лекарств курьером, такси или почтовым работником не все так просто. По сути, мы имеем дело с двумя моделями осуществления доставки лекарственных препаратов. Первая, когда курьерская служба входит в состав фармацевтической фирмы или аптечного учреждения. Такая модель позволяет соблюсти все требования законодательства в области реализации медикаментов: фирма или аптека имеет лицензию на розничную реализацию медикаментов, она же несет ответственность за обеспечение надлежащих условий хранения и соблюдение правил отпуска. Пожалуй, единственное слабое звено при таком способе доставки — образование и уровень квалификации курьера. Поскольку курьер фактически является представителем аптеки, реализующим лекарственные средства потребителю, то, согласно законодательству, он обязан иметь фармацевтическое образование и квалификацию, позволяющую консультировать пациента в отношении приема лекарств. Соблюдается ли это на практике? Вопрос почти риторический.

Другая модель заключается в привлечении к процессу доставки медикаментов отдельной службы. В этом случае аптечное учреждение или фармацевтическая фирма заключают договор с курьерами, почтовыми и транспортными организациями и т.п. Проблема заключается в том, что законом не предусмотрено существование промежуточного звена между аптечным учреждением и пациентом; не урегулированы вопросы, касающиеся ответственности посредника за качество лекарственного препарата, соблюдения правил хранения и транспортировки, наконец — гарантий, что доставленный препарат адекватен выданному в аптеке и не подменен подделкой. Вопрос профессиональной консультации относительно правил приема препарата при такой модели доставки также остается открытым.

Другая важная проблема — отпуск лекарственных препаратов рецептурной группы. Каким образом курьер или почтовая организация может получить в аптеке рецептурный лекарственный препарат, если у них нет в наличии рецепта? Допустим, факт покупки оформляется в аптечном учреждении после того, как препарат доставлен пациенту, от которого в момент доставки получен рецепт. Тогда возникает вопрос, как документально оформить отсутствие данного препарата в аптеке, если он фактически еще не приобретен? Если оформить его как «товар в пути», то служба курьерской доставки автоматически включается в процесс реализации лекарственных препаратов, а такая деятельность, как известно, требует лицензии.

Казалось бы, все изложенное выше подводит нас к привычному способу решения проблемы: запретить. Однако посмотрим на ситуацию с другой стороны, а именно с точки зрения потребителя. Как правило, человеку требуется лекарство, когда он нездоров, причем очень часто нездоров настолько, что соблюдает постельный режим. Логично предположить, что он не может лично отправиться в аптеку за необходимыми препаратами. Попутно заметим, что и законодательством не предусмотрено, чтобы пациент в обязательном порядке самостоятельно приобретал медикаменты, в том числе рецептурной группы и подлежащие специальному контролю. На практике такое противоречие разрешается просто: больной просит родственников или соседей приобрести для него медикаменты в аптеке. Таким образом, фактически мы постоянно сталкиваемся с посредничеством в вопросах приобретения медикаментов, причем вопросов об ответственности таких посредников за сохранность лекарственных препаратов или достоверность информации о правилах приема не возникает.

Кроме того, не следует забывать о тех, кто проживает в сельской местности, в особенности в отдаленных районах, где аптеки не всегда располагают широким ассортиментом медикаментов и оформление заказа с последующей доставкой является для некоторых пациентов единственной возможностью получить необходимый лекарственный препарат.

ЗАКОН НЕ «ПРОТИВ», НО И НЕ «ЗА»

Как известно, «правила игры» на фармацевтическом рынке определяются следующими основными нормативными документами: законами Украины «Об основах законодательства в сфере здравоохранения», «О лекарственных средствах», «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности», а также рядом постановлений Кабинета Министров и приказов Министерства здравоохранения Украины. Нормами, установленными в этих документах, руководствуются фармацевтические фирмы и аптечные учреждения, тогда как посредники, участвующие в процессе доставки лекарственных препаратов потребителю, как правило, — другими нормативными актами, регулирующими деятельность тех ведомств, к которым они относятся. В частности, деятельность почтовых организаций на территории Украины осуществляется в соответствии с «Правилами пользования услугами почтовой связи», утвержденными постановлениями Кабинета Министров № 1446 от 22.12.1997 г. и № 1515 от 4.10.2000 г. Согласно этим Правилам, которые распространяются как на физических, так и на юридических лиц, в почтовых отправлениях (посылках, бандеролях и др.) разрешено пересылать «лекарства, медицинские препараты и медикаменты». Исключение составляют только наркотические вещества, их аналоги и прекурсоры, включенные МЗ Украины в отдельный перечень и подлежащие специальному контролю.

По мнению заместителя директора по эксплуатации Киевской городской дирекции «Укрпочты» Натальи Князевой, правила в отношении пересылки лекарственных препаратов по почте нуждаются в конкретизации. В частности, отсутствуют четкие требования к упаковке лекарств, что ставит работников почты в затруднительное положение. Например, лекарственные препараты в форме раствора или порошка могут быть упакованы в негерметичные емкости, и никто не может поручиться за то, что содержимое флакона соответствует маркировке. Вместе с тем, определение «лекарства», «медпрепараты» не предусматривает различий в правилах пересылки различных лекарственных форм. Работники почтовых организаций настроены на сотрудничество с законодательными органами и надеются на помощь организаций, участвующих в регуляции оборота лекарственных препаратов в нашей стране. Со своей стороны, почтовая служба совершенствует методы работы и сокращает сроки доставки почтовых отправлений. Так, срок доставки бандероли на территории Украины в среднем составляет 3–4 дня, а специальная курьерская почтовая доставка может осуществляться в течение суток и даже нескольких часов.

По мнению заместителя Главного государственного инспектора Украины по контролю качества лекарственных средств Сергея Сура, можно долго спорить о том, насколько хороши законы, однако соблюдать их следует неукоснительно. Оперативная доставка медикаментов пациенту — доброе начинание и востребованная услуга. Однако при оказании такого вида услуг необходимо соблюдать все требования законодательства в отношении реализации лекарственных препаратов. В частности, доставка должна осуществляться в условиях, необходимых для поддержания необходимого качества лекарственных средств. Кроме того, любая деятельность, связанная с реализацией лекарственных средств, должна быть лицензирована.

Как отметил С. Сур, реализация лекарств через интернет-аптеки, осуществление доставки любыми способами — это только форма работы на фармацевтическом рынке и, какова бы она ни была, следует помнить, что этим должны заниматься специалисты. Система лицензирования, защитных механизмов, которая «работает» на рынке, в целом дает уверенность в том, что получаемое пациентом лекарство соответствует требованиям, установленным законодательством. Если же какое-либо звено выпадает из сферы лицензирования и контроля, то возникает риск в первую очередь для пациентов. Вместе с тем, С. Сур выразил готовность Государственной инспекции принять участие в разработке, экспертизе нормативных документов, регулирующих условия организации новых видов сервиса в аптечном деле, однако инициативу следует проявить тем, кто заинтересован, чтобы этот бизнес был не только прибыльным, но и легитимным.

Виктория Матвеева

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

лаврик александр 25.05.2010 8:09
так можно или нельзя осуществлять доставку лекарств лицензированным аптекам,использующих своих штатных курьеров-фармацевтов?

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*