Компании «Рейнбо» — 8 лет!

8 декабря 2001 г. в ресторане отеля «Лыбидь» состоялось торжественное празднование 8-й годовщины присутствия компании «Рейнбо» на украинском фармацевтическом рынке. Дата не круглая только на первый взгляд. Как в шутку отмечали многие выступающие, каждый год работы на фармацевтическом рынке Украины вполне можно приравнять к 2, 3 или, например, к 6,25, чтобы получилась цифра 50 лет. На празднике присутствовали посол Индии в Украине Видья Бушан Сони, главы представительств индийских и других зарубежных компаний-производителей, друзья-конкуренты, партнеры, компаньоны и, конечно, сотрудники компании «Рейнбо».

Слева направо: директор компании «Рейнбо» Саурабх Шаши Бхушан, посол Индии в Украине Видья Бушан Сони, управляющий компании «Рейнбо» Сергей Коваленко на праздновании 8-летия компании

Видья Бушан Сони в беседе с корреспондентом «Еженедельника АПТЕКА» отметил, что в настоящее время фармацевтическая промышленность Индии развивается быстрыми темпами и перед ней открываются хорошие перспективы. Кроме того, возросла роль, которую в настоящее время играет индийская фармацевтическая промышленность не только в самой Индии, но и во всем мире. Индия и Украина издавна связаны узами партнерства, отметил Видья Бушан Сони, а фармация — это та область, в которой интересы двух наших стран соприкасаются. Украинская экономика переживает сложный этап своего развития в связи с теми переменами, свидетелями которых все мы являемся. К счастью, именно 2001 г. стал годом большого прогресса для украинской экономики. Однако процесс преобразований имеет и негативные стороны. Например, малообеспеченные слои населения вынуждены покупать только те лекарства, которые им доступны. И те лекарства, которые они могут позволить себе приобрести, по мнению господина посла, поставляет Индия. Низкие цены на эти препараты объясняются тем, что в Индии сейчас проживает более 1 млрд человек и в стране дешевая рабочая сила. Однако, по мнению Видья Бушан Сони, качество этих лекарственных препаратов — на уровне мировых стандартов. Он отметил, что компания «Рейнбо» выполняет очень важную миссию, импортируя такие лекарственные препараты и предоставляя гражданам Украины возможность их приобрести по приемлемым для них ценам. Он напомнил, что в этом году компания «Рейнбо» выиграла крупный тендер на поставку лекарственных средств для лечения туберкулеза. Как считает господин посол, компания смогла добиться этого только потому, что во главу угла поставила не столько принцип получения прибыли, сколько желая предложить народу Украины лекарственные препараты по доступным ценам. Естественно, цель любого бизнеса — получение прибыли, но именно людям, занятым в фармацевтическом бизнесе, свойственно проявление человечности. Видья Бушан Сони особо отметил, что в компании «Рейнбо» работают люди, которые об этом не забывают.

Подробнее о перспективах компании «Рейнбо», ее месте на украинском рынке лекарственных средств корреспондент «Еженедельника АПТЕКА» попросил рассказать управляющего компании «Рейнбо» Сергея Коваленко.

— Насколько важна и ощутима для вашей компании поддержка посольства Индии в Украине?

— Безусловно, мы ценим моральную поддержку, и теплые слова, сказанные господином послом на праздновании 8-летия компании. Но мы ощущаем и другую поддержку со стороны дипломатического корпуса. На приеме в честь приезда министра иностранных дел Индии в Украину прозвучала мысль, что еще далеко не все крупные индийские производители лекарственных препаратов представлены на украинском фармацевтическом рынке. Конечно, если сравнивать размеры украинского фармацевтического рынка с индийским, то сравнение явно будет в пользу последнего. Тем более, что индийские компании прекрасно осведомлены как о низкой покупательной способности нашего населения, так и о том, что после кризиса 1998 г. многие иностранные компании понесли большие убытки вследствие неплатежей дистрибьюторов. Индийский дипломатический корпус в Украине намерен способствовать тому, чтобы все крупные индийские компании были представлены на украинском фармацевтическом рынке.

В частности, мы начали сотрудничать с крупной индийской компанией «Панацея Биотек» и в рамках этого сотрудничества продвигаем на украинский рынок новый препарат, НИМУЛИД. Причем мы зарегистрировали НИМУЛИД (нимесулид) как в форме таблеток, так и в форме геля. На сегодня это единственный в Украине препарат нимесулида в форме геля. В дальнейшем планируем внедрить на украинский рынок препараты нимесулида в форме суспензии, предназначенные для применения в педиатрии, и в форме раствора для инъекций, то есть все лекарственные формы нимесулида, который идет на смену препаратам диклофенака.

— Есть ли в прайс-листе вашей компании препараты-хиты, лекарственные средства, которыми вы особенно гордитесь?

— Конечно. Компания «Рейнбо» традиционно поставляет на украинский фармацевтический рынок лекарственные препараты индийского производства. Но в настоящее время в нашем прайс-листе около 800 препаратов, из которых около 120 произведены в Индии. В нашем ассортименте есть такие лекарственные средства, которые стали своего рода визитной карточкой компании «Рейнбо». Наша компания имеет эксклюзивные права на распространение этих препаратов. К ним относятся ФЛЮКОЛД, ЭФФЕКТ, ДОЛАРЕН, КУКА СИРОП ОТ КАШЛЯ. Действительно, на долю этих препаратов приходится значительная часть товарооборота, но наша компания стремится постоянно расширять ассортимент предлагаемых лекарственных препаратов. В настоящее время мы можем предложить препараты всех основных фармакотерапевтических групп ведущих мировых производителей, однако в бизнес-плане на 2002 г. и на ближайшие 5 лет предусмотрено, что мы и далее будем иметь возможность эксклюзивно распространять ряд препаратов. Сегодня мы сотрудничаем с рядом ведущих индийских компаний-производителей и планируем вывести на украинский рынок новые препараты, которые должны стать хитами в ближайшие годы.

Компания «Рейнбо» столкнулась с проблемой реализации комбинированных препаратов, в состав которых входят прекурсоры в невысоких дозах, причем эта проблема является общей для многих производителей и импортеров лекарственных средств. Каково положение дел сегодня?

— Действительно, нам пришлось столкнуться с этим. Мы направили запрос в Министерство здравоохранения Украины и получили официальное подтверждение, что реализация препаратов ЭФФЕКТ и ФЛЮКОЛД может осуществляться при наличии лицензии на оптовую (розничную) реализацию лекарственных средств и не требует получения отдельной лицензии на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств (ответ МЗ на запрос компании «Рейнбо» см. в Интернете на сайте www.apteka.ua (газета «Еженедельник АПТЕКА», №49 (320)).

— На торжественном вечере присутствовали представители медицинских отделов украинских силовых структур. Означает ли это, что компания «Рейнбо» предпочитает работать с организациями, которые используют бюджетные финансовые потоки, не связанные с Министерством здравоохранения Украины?

— Мы действительно успешно работаем, и с Министерством внутренних дел, и с Министерством по чрезвычайным ситуациям, и с учреждениями пенитенциарной системы, с таможенной службой. Однако не надо забывать о том, что компания «Рейнбо» выиграла тендер Министерства здравоохранения Украины на поставку противотуберкулезных препаратов. Это свидетельствует об оптимальном соотношении цены и качества препаратов, поставляемых компанией на украинский рынок и о том, что наши клиенты, которые финансируются за счет бюджета, умеют считать деньги. Но у нас много и других клиентов: аптеки всех форм собственности, крупные и мелкие оптовые дистрибьюторские компании.

— Как ваша компания строит работу в регионах?

— У компании «Рейнбо» есть представительства во всех областных центрах Украины. В настоящее время у нас нет региональных складов, поскольку они были упразднены после кризиса 1998 г. Но компания планирует вновь открыть склады в крупнейших украинских регионах. Мы считаем, что будущее компании связано с развитием внешней инфраструктуры.

— Иными словами, компания «Рейнбо» стремится стать крупным общенациональным дистрибьютором?

— Да, это одно из направлений, в котором развивается наша компания.

— А что вы понимаете под термином «крупный общенациональный дистрибьютор»?

— Однозначного толкования термина нет. Пожалуй, каждый понимает его по-своему. По мнению некоторых компаний, для того, чтоб претендовать на звание крупного общенационального дистрибьютора, необходимо выполнить ряд условий. Мы же считаем, что любой показатель можно оценить по-разному. Думаю, мы составим серьезную конкуренцию нашим коллегам, а уж как нас назовут — не столь важно. Говоря о национальных дистрибьюторах, мы подразумеваем ведущие компании, то есть те, которые определяют лицо украинского фармацевтического рынка. Это компании, с которыми сотрудничает большинство партнеров как в центре, так и в регионах. Компании, которые причисляют себя к национальным, а таковых 5–10, со временем действительно будут определять лицо рынка. Если оценить ситуацию с этой точки зрения, то «Рейнбо» тоже в какой-то мере определяет лицо рынка, особенно если учесть, что ряд препаратов поступает на рынок благодаря усилиям компании «Рейнбо». Кроме того, в нашем понимании, общенациональный дистрибьютор — это компания, которая имеет возможность поставлять товар максимальному количеству конечных потребителей, то есть — аптекам. Чем больше у дистрибьюторской компании клиентов среди представителей розничной сети, тем более прочные позиции она занимает на рынке, тем она менее подвержена влиянию среднего звена, то есть мелкооптовых дистрибьюторских компаний, которые достаточно часто практически не имеют своих собственных оборотных средств и работают «на очень маленькой доходности». По моему мнению, они отрицательно влияют на ситуацию на рынке, поскольку вынуждают демпинговать крупных дистрибьюторов. Это приводит к тому, что даже крупные компании не могут инвестировать средства в развитие собственной инфраструктуры, тогда как, к сожалению, крупные дистрибьюторские компании вынуждены кредитовать аптеки. Для того чтобы получить товар у производителя со скидкой, крупные дистрибьюторы вынуждены делать предоплату. В то же время практически все крупные дистрибьюторы предоставляют товарные кредиты своим покупателям. Аптеки и мелкие оптовые дистрибьюторы избалованы вниманием крупных дистрибьюторов, но, как мне кажется, это не может продолжаться вечно. На мой взгляд, еще одним признаком общенационального дистрибьютора является количество препаратов, которые он предлагает. В идеале дистрибьютор должен предлагать весь спектр лекарственных средств, которые постоянно требуются аптекам. На сегодня это 1500–2500 наименований.

— Сколько человек сейчас работает в вашей компании и как быстро вы можете доставить товар в регионы?

— В штате компании «Рейнбо» насчитывается более 100 человек, а наша транспортная служба позволяет работать по принципу «сегодня на сегодня» в пределах Киева и области и, как правило, по принципу «сегодня на завтра» при обслуживании клиентов в регионах. Возвращаясь к разговору о национальных дистрибьюторах, хочу отметить, что ни количество работающих в компании людей, ни количество автомобилей не являются определяющими показателями. Эффективность использования техники, производительность труда могут существенно отличаться в разных компаниях.

Компания «Рейнбо» продолжает динамично развиваться. Не могли бы вы рассказать о ближайших планах?

— В начале 2001 г. уже было выбрано место для строительства нового офиса компании, складских помещений, которые позволили бы организовать работу в соответствии с принципами GDP. Предполагалось привлечь значительный иностранный капитал под гарантии компании «Рейнбо», однако этот проект пока что не реализован в связи с тем, что, как нам представляется, объем украинского фармацевтического рынка не позволит в короткий срок окупить вложенные в строительство средства. Другой наш проект — организовать собственное производство лекарственных средств. Когда этот проект будет осуществлен, пока что говорить преждевременно. Разумеется, мы начнем с простых лекарственных форм: капсул, таблеток с тем, чтобы потом перейти к производству более сложных форм.

— По вашим словам, размер фармацевтического рынка Украины не позволяет быстро окупить инвестиции. Не могли бы вы рассказать об этом подробнее?

— Рынок сильно изменился за прошедшие годы. Если еще несколько лет назад для того, чтобы прекрасно жить, достаточно было иметь несколько наименований в прайс-листе и право на их эксклюзивную дистрибьюцию, то сейчас это уже невозможно. На рынок очень сильно повлиял кризис 1998 г. За прошедшее после кризиса время ряд крупных компаний ограничили свое присутствие на рынке, появились новые, динамично развивающиеся, с новым, прагматическим подходом к бизнесу. Развиваются мощные региональные дистрибьюторские структуры. Особенно ярко этот процесс выражен в восточных регионах Украины: Донецке, Луганске. Надо сказать, что в настоящее время ситуация на фармацевтическом рынке стремительно изменяется: в течение последних нескольких месяцев мы ощущаем, что конкуренция значительно усилилась. Но компания «Рейнбо» всегда реагировала на все требования рынка. Необходимо было увеличить ассортимент — был создан отдел закупок, систематизировать работу сбыта — был выделен отдел сбыта, возникла необходимость автоматизировать производственные процессы — создана служба технического обеспечения, когда стало ясно, что без знания рынка мы блуждаем в потемках — появился отдел маркетинга. Уверен, что и на вызов сегодняшнего дня будет найден достойный ответ.

Украинский фармацевтический рынок сравнительно невелик. Но стоит его объему превысить, скажем, 1 млрд долларов США, как тут же появятся международные компании с большим капиталом. Это, между прочим, уже произошло в Польше, где в сфере дистрибьюции прочно обосновался немецкий капитал. Не исключено, что этот капитал из Польши или непосредственно из Германии придет и к нам. Я бы не стал исключать и возможность того, что на украинском фармацевтическом рынке появятся российские дистрибьюторские компании.

— Персонал является одной из главных ценностей любой компании. Уверен, что вы захотите сказать несколько слов о людях, которые работают в «Рейнбо».

— Я хотел бы внести уточнение. У нас принято говорить не о персонале, а о коллективе. Мы стремимся создать коллектив единомышленников, а для этого нужны профессионалы, разделяющие и принимающие принципы и правила компании «Рейнбо». В настоящее время в компании работает более 100 человек. Это хорошо подготовленная команда профессионалов, объединенная общей целью. Кстати, одной из отличительных особенностей нашего коллектива является его многонациональность: в компании наряду с украинцами, работают граждане Индии. Сегодня, в условиях жесткой конкурентной борьбы, когда все более важным является не цена предлагаемых препаратов, а качество обслуживания клиентов, для успешного ведения бизнеса особенно важна творческая и слаженная работа коллектива, поэтому трудно переоценить знания и опыт всех сотрудников нашей компании.

Тарас Махринский
Фото Евгения Кривши

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті