Аптечные продажи: регулированное дерегулирование по-итальянски

Аптечные продажи: регулированное дерегулирование по-итальянскиПериод экономического спада заставил правительства даже одних из наиболее благополучных стран сокращать расходную часть бюджета. К сожалению, несмотря на свою социальную значимость, эта судьба не обошла и сферу здравоохранения. Руководство развитых стран традиционно предпочитает экономить за счет уменьшения расходов на лекарственные средства. Однако ответ на вопрос, каким образом добиться снижения этого показателя, в различных странах разный. Это и принудительное снижение цен производителей, и уменьшение торговой наценки как на этапе дистрибьюции, так и розничной реализации — меры, представляющие собой ручное регулирование рынка. Есть и другой подход, смысл которого заключается в создании условий, направленных на активизацию конкуренции на рынке, что должно неизбежно привести к снижению стоимости лекарственных средств и повышению качества обслуживания клиентов. Далее будет рассмотрен опыт Италии, правительство которой в борьбе за сокращение расходов на лекарственные средства и здравоохранение в целом приняло решение воспользоваться сразу двумя подходами.

Фармацевтический рынок Италии входит в пятерку крупнейших рынков ЕС по объему продаж. Объем розничных продаж лекарственных средств в 2011 г. составил 18,62 млрд евро, что на 2,2% меньше по сравнению с 2010 г. (рис. 1). Общие затраты на здравоохранение, включая частный и государственный сегменты, возросли в 2011 г. на 1,9% и достигли 150,6 млрд евро. При этом расходы Национальной службы здравоохранения Италии (Servicio Sanitaris Nazionale — SSN) снизились на 0,7% по сравнению с 2009 г.

Рис. 1
Объем фармацевтического рынка Италии в денежном выражении в 2009–2011 гг. и с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Объем фармацевтического рынка Италии в денежном выражении в 2009–2011 гг. и с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Источники: отчет «Italy Pharmaceuticals and Healthcare Report 2011» компании «Business Monitor»; данные, опубликованные аналитической компанией «IHS»

В соответствии с данными Национальной ассоциации фармацевтической промышленности (Associazione Nazionale dell’Industria Farmaceutica dell’Automedicazione — ANIFA) по итогам 2010 г. в структуре фармацевтического рынка Италии рецептурные препараты аккумулировали 88,6% в денежном и 82,6% в натуральном выражении. При этом отмечается тенденция к увеличению их удельного веса. Доля расходов на препараты, подлежащие реимбурсации, составила 72,5% рынка лекарственных средств Италии в денежном выражении. Этот показатель в натуральном выражении в 2010 г. оценивался на уровне 67%, при этом его прирост по сравнению с предыдущим годом составил 3,2%. Необходимо также отметить, что в последние годы прослеживается четкая тенденция к смещению продаж безрецептурных лекарственных средств из аптек в парааптеки и специальные отделы супермаркетов (рис. 2). Кроме того, динамика объема продаж в натуральном выражении в разрезе различных групп лекарственных средств характеризуется увеличением объема продаж реимбурсируемых рецептурных препаратов и параллельным снижением этого показателя для безрецептурных и нереимбурсируемых лекарственных средств (рис. 3). С 2006 г. и до настоящего времени продажа безрецептурных препаратов в Италии разрешена в специальных отделах супермаркетов и в парааптеках, где также можно продавать косметику и гигиенические средства. Парааптеки могут открывать только зарегистрированные фармацевты. Исключением являются некоторые не очень востребованные и/или очень дорогостоящие рецептурные лекарственные средства, отпускаемые медицинскими учреждениями или напрямую местными государственными органами системы здравоохранения, реимбурсация стоимости препаратов аптечным учреждениям также производится этими органами. В Италии препараты разделены на 3 группы: класс А — препараты, стоимость которых возмещается в полном объеме, В — частично реимбурсируемые лекарственные средства, С — препараты, не подлежащие реимбурсации.

Рис. 2
Структура продаж безрецептурных препаратов в разрезе типов торговых точек в 2007–2010 гг.
Структура продаж безрецептурных препаратов в разрезе типов торговых точек в 2007–2010 гг.
Источник: данные, опубликованные на сайте Национальной ассоциации фармацевтической промышленности (Associazione Nazionale dell’Industria Farmaceutica dell’Automedicazione)
Рис. 3
Динамика продаж препаратов различных групп в натуральном выражении в 2008–2010 гг. (объе­м продаж в 2008 г. принят за 100%)
Динамика продаж препаратов различных групп в натуральном выражении в 2008–2010 гг. (объе­м продаж в 2008 г. принят за 100%)
Источник: данные, опубликованные на сайте Национальной ассоциации фармацевтической промышленности (Associazione Nazionale dell’Industria Farmaceutica dell’Automedicazione)

За ценообразование и составление списков реимбурсируемых препаратов ответственно Агентство по лекарственным средствам Италии (Agenzia Italiana del Farmaco — AIFA), в состав которого входят 2 комитета: комитет по науке (Comitato Scientifico) и комитет ценообразования и реимбурсации (Comitato Prezzi e Rimborso). SSN возмещает расходы на определенное количество циклов лечения в размере 50 или 100% в зависимости от препарата. И если через 6 нед медикаментозной терапии у пациента отмечают наличие позитивной динамики в ходе лечения этим препаратом, SSN реимбурсирует стоимость лекарственного средства. В противном случае назначенное лечение либо отменяется.

Аптеки и дистрибьюторы: как поделить кусок пирога

Аптечное учреждение в Италии может принадлежать либо фармацевту, либо местным властям. При этом одному лицу может принадлежать только одна аптека, что делает невозможным создание в Италии аптечных сетей. Согласно действующему законодательству количество аптечных учреждений строго ограничено: на 4 тыс. жителей города с населением более 12,5 тыс. человек приходится 1 аптека, при населении менее 12,5 тыс. человек — 1 аптека на 5 тыс. человек. Кроме того, действуют и географические ограничения на открытие аптек. По данным организации «Federfarma», представляющей частные аптечные учреждения Италии, по состоянию на апрель 2010 г. в Италии на 3,4 тыс. жителей приходится 1 аптека (рис. 4). Этот показатель почти равен среднему для ЕС — 3,3 тыс. человек на 1 аптеку. Интересно, что за 2007–2010 гг. количество аптек в Италии увеличилось всего на 1%, что еще раз подтверждает сложность выхода на рынок новых аптечных учреждений. Из 17,8 тыс. аптечных учреждений, действующих в Италии, около 16,5 тыс. принадлежат частным лицам, а 1,5 тыс. являются муниципальной собственностью. Лицензии на этот вид деятельности передаются из поколения в поколение и стоимость вхождения в такой бизнес очень высока, что привело к низкому уровню конкуренции на рынке аптечных продаж.

Рис. 4
Количество человек из расчета на 1 аптечное учреждение в некоторых странах ЕС по состоянию на апрель 2010 г.
Количество человек из расчета на 1 аптечное учреждение в некоторых странах ЕС по состоянию на апрель 2010 г.
Источник: данные, опубликованные на сайте ассоциации частных аптечных учреждений «Federfarma»

Слабое конкурентное окружение объясняет очень высокие показатели рентабельности аптечного бизнеса в Италии по сравнению с другими странами — членами ЕС. Так, рентабельность аптечного бизнеса в Италии составляет 15%, что является абсолютным рекордом для ЕС, где среднее значение данного показателя находится на уровне 8,1%.

Следует отметить, что размер розничной торговой наценки в Италии фиксированный и составляет 26,7%, однако часть этих средств в зависимости от стоимости лекарственного средства аптека должна выплатить SSN. Таким образом, размер эффективной торговой наценки варьирует в пределах от 22,95% для низкостоимостных и до 7,7% для высокостоимостных препаратов.

Дистрибьюторы в Италии используют регрессивный подход при установлении торговой наценки на рецептурные лекарственные средства. При этом максимальный размер этого показателя составляет 6,65% для продукции, стоимость которой не превышает 150 евро в ценах производителя. Размер торговой наценки как для дистрибьюторов, так и для аптечных учреждений определяется регуляторными органами, при этом за последние 20 лет ее максимальный размер для дистрибьюторов, к примеру, сократился с 8 до 6,65%. Эти правила не распространяются на препараты ОТС-группы, но и их доля в структуре продаж достаточно низкая. Таким образом, рентабельность дистрибьюторского бизнеса в Италии в среднем составляет 6,7%.

При установлении торговой наценки власти обычно отталкиваются от намеченного снижения конечной стоимости препарата, а затем перекладывают его на плечи дистрибьюторов и представителей аптечного бизнеса в зависимости от достигнутых с ними договоренностей.

Реформы и протесты

В Италии широко внедряются меры, направленные на сокращение расходов посредством ограничения возможностей для роста рынка фармацевтической продукции, в частности в аптечном сегменте. В 2011 г. Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi), бывший премьер-министр Италии, уже начал внедрение мер, направленных на экономию средств государственного бюджета. Планировалось сэкономить 24 млрд евро, 1,3 млрд евро из которых приходится на сферу здраво­охранения, что в конечном итоге позволило бы сократить дефицит государственного бюджета с 5,3% в 2009 г. до 2,7% в 2012 г. Так, среди прочего, была введена плата за консультацию врача в случае назначения лечения — 10 евро, также теперь предоставление специализированной медицинской помощи в травматологии оплачивается в размере 25 евро. При этом следует отметить, что местные власти имеют возможность субсидировать эти расходы или переложить их полностью на пациента. Кроме того, было введено снижение розничной торговой наценки на реимбурсируемые препараты класса А, финансовые потери согласно закону фармацевты и производители распределяют следующим образом: 1,82 и 1,83% соответственно. Так, производители будут выплачивать 1,83% стоимости своей продукции местным властям, а аптеки снизят торговую наценку. Следует отметить, что эти инициативы вызвали бурю протестов как среди игроков рынка, так и среди широкой общественности.

С целью сокращения расходов на лекарственные средства на уровне 600 млн евро AIFA проанализировала расходы на препараты в различных регионах Италии и разработала подходы, которые будут способствовать назначению врачами наименее дорогостоящих лекарственных средств. Также были внесены изменения, согласно которым объем реимбурсации генериков должен определяться в зависимости от его среднеевропейской цены (рис. 5, 6).

Рис. 5
Доля стоимости генерических препаратов от стоимости их оригинаторов в некоторых странах ЕС
Доля стоимости генерических препаратов от стоимости их оригинаторов в некоторых странах ЕС
Источник: данные аналитической компании «IHS»
Рис. 6
Сравнение стоимости генерических версий препаратов в некоторых странах ЕС
Сравнение стоимости генерических версий препаратов в некоторых странах ЕС
Источник: данные аналитической компании «IHS»

В свете этого еще одной важной мерой, направленной на экономию средств, стало снижение на 12,5% цен на генерические препараты в июне 2010 г. Наряду с этим целью правительства является увеличение на итальянском фармацевтическом рынке доли генерических препаратов в натуральном выражении. Несмотря на то что за последние годы наметилась тенденция к увеличению удельного веса генериков в структуре продаж лекарственных средств в натуральном выражении, он остается ниже такового в среднем для ЕС. Так, по данным ANIFA, в 2009 г. генерики аккумулировали 5,9% объема продаж в денежном и 10,8% в натуральном выражении. Для сравнения в 2009 г. этот показатель в денежном выражении согласно данным, приведенным в отчете «World generic Market Report 2010» компании «Espicom», в Германии оценивали на уровне 38,2%, в Великобритании — 20% и во Франции — 11%. При этом доля генериков в структуре продаж препаратов ОТС-группы еще меньше — около 1%. Стоимость генерических препаратов по сравнению с оригинальными в Италии ниже на 16%, что, по-видимому, не является достаточным стимулом для увеличения их продаж (см. рис. 5).

20 января 2012 г. правительство Италии во главе с Марио Монти (Mario Monti), премьер-министром Италии, приняло законопроект, который в том числе направлен на дальнейшее дерегулирование аптечного сегмента фармрынка. Законопроект предусматривает увеличение количества лицензий, выдаваемых местными властями на открытие аптечных учреждений, а также разрешает парааптекам продавать некоторые рецептурные препараты. Ожидается, что это создаст условия для открытия 5 тыс. аптек. Данные меры призваны способствовать повышению конкуренции на розничном рынке лекарственных средств. Теперь этот законопроект в течение 60 дней должен быть одобрен парламентом. Игрокам рынка остается либо ждать, готовиться и в конечном счете приспосабливаться, либо отстаивать свои интересы.

Евгения Лукьянчук,
по материалам www.federfarma.it, www.marketresearch.com, www.centerwatch.com, www.ihs.com, www.inpharm.com, www.espicom.com, www.thepharmaceutical-news.com, www.reuters.com
(©) Barbagianni | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті