Сначала — реформы, потом — страхование

В конце 2001 г. в Академии государственной налоговой службы Украины (г. Ирпень) состоялась научно-практическая конференция «Стратегия реализации государственных гарантий оказания медицинской помощи населению Украины на основе медицинского страхования». Обсуждались такие проблемы, как государственная политика в сфере здравоохранения на современном этапе, анализ состояния здоровья населения Украины, организация медицинской помощи населению на основе всеобщего обязательного медицинского страхования, отечественный и зарубежный опыт реформирования здравоохранения. Особенность конференции заключалась в ее межотраслевом характере. Вопросы здравоохранения обсуждали не только представители медицинских структур, но и экономисты, правоведы, работники налоговой службы.

Слева направо: ректор Академии государственной налоговой службы Украины, заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Петр Мельник, Государственный секретарь Министерства здравоохранения Украины Сергей Шевчук и народный депутат Украины Сергей Тигипко в президиуме конференции

В числе других обсуждалась проблема лекарственного обеспечения населения в условиях страховой медицины. В частности, отмечалось, что в настоящее время во многих странах существуют системы общественного здравоохранения, которые по характеру финансирования являются государственными, платными и системы социального страхования. Практически все они предусматривают оплату большей части расходов на лекарственные средства за счет поступлений из внешних источников (бюджет, страховые фонды и т.п.). Например, в Великобритании, где действует государственная система финансирования, оплачивается до 85% стоимости лекарственных средств, в США (платная система) — более 60%, в Германии, Франции и Швеции (социальное страхование) — 82, 92 и 80% соответственно. В России нормативными актами предусмотрена оплата до 70% стоимости лекарственных средств за счет средств страховых фондов, в том числе 100% для диагностики и лечения в условиях стационара и до 50% — для оплаты рецептов, выписываемых в поликлинике. В России расходы на лекарственные средства в общем объеме медицинских услуг составляют по различным данным 12–48%. Несмотря на сложности, с которыми сталкивается внедрение модели страховой медицины в России, можно говорить об определенном накопленном положительном опыте. В частности, создана база данных, с помощью которой можно определить, кем выписан рецепт, в какой аптеке и по какой цене отпущен лекарственный препарат. Это существенно облегчает контроль использования средств страховых фондов. Кроме того, недавно в России введена новая форма страхования — так называемое фармацевтическое страхование, которая позволяет контролировать полноту оказания лекарственной помощи населению, целесообразность назначения тех или иных лекарственных препаратов, а также обоснованность использования бюджетных средств.

На конференции отмечалось, что анализ зарубежного и отечественного опыта позволяет разработать такую концепцию лекарственного обеспечения населения Украины, которая могла бы успешно интегрироваться в модель медицинского страхования. Такая концепция должна предусматривать определение перечней лекарственных препаратов, стоимость которых возмещается за счет средств страховых фондов, а также разработку эффективных механизмов функционирования этих фондов. В этом направлении уже предприняты определенные шаги. Например, на кафедре организации и экономики фармации Национальной фармацевтической академии Украины с 1990 г. проводятся исследования, цель которых — создание методик составления основных и дополнительных перечней лекарственных препаратов по наиболее распространенным в нашей стране заболеваниям (кардиологическим, онкологическим, гинекологическим, психоневрологическим, эндокринологическим и др.). Эти методики предусматривают расчет показателей потребления лекарственных средств по всем фармакотерапевтическим группам.

Оказание эффективной медицинской помощи в условиях страховой медицины тесно связано с разработкой стандартов медицинских технологий, с помощью которых устанавливаются основные параметры оказания медицинской помощи. По мнению участников конференции, введение стандартов медицинских технологий позволит создать условия для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в качественной и доступной медицинской помощи, а также избежать лишних затрат из-за необоснованного оказания тех или иных медицинских услуг. В настоящее время в Украине действуют «Временные отраслевые унифицированные стандарты медицинских технологий диагностико-лечебного процесса стационарной помощи взрослому населению в лечебно-профилактических учреждениях Украины» и «Временные стандарты объемов диагностических исследований, лечебных мероприятий и критерии качества лечения детей», утвержденные Приказом Министерства здравоохранения от 26.07.1998 г. № 226. Эти стандарты являются правовым документом, который гарантирует объем и виды медицинской помощи, защищает права пациента, а также обеспечивает на правовом уровне принципы равноправия при получении медицинской помощи и контролирует качество ее оказания. Однако не решены вопросы создания стандартов первичной амбулаторно-поликлинической помощи, оказания медицинской помощи как составной части стандартов, а также интеграция стандартов медицинских технологий в страховую медицину.

В принятой резолюции конференции констатировано, что здравоохранение — важнейшая часть государственной социальной и гуманитарной политики. Решение проблем этой отрасли заключается во внедрении в Украине системы всеобщего обязательного государственного социального медицинского страхования. Необходимо принять соответствующий закон, который позволил бы обеспечить поступательное развитие здравоохранения, повысить эффективность использования ресурсов отрасли и обеспечить гарантии оказания медицинской помощи населению.

Определены факторы, от которых зависит сохранение и укрепление здоровья нации: увеличение бюджетных ассигнований на здравоохранение, развитие отечественного производства лекарственных средств и медицинской техники, гармоничное развитие учреждений здравоохранения различных форм собственности, гарантии социальной защиты инвалидов и людей пожилого возраста, сохранение генофонда и др. Отмечено, что основной целью развития системы здравоохранения на современном этапе является создание качественно новых моделей инфраструктуры отрасли и схем управления.

Принято решение обратиться к Президенту Украины, в Верховную Раду и Кабинет Министров с рядом предложений. В частности, отказаться от финансирования здравоохранения по «остаточному» принципу, определить бюджетные отчисления в зависимости от величины социально необходимых затрат, на законодательном уровне фиксировать процент отчислений (не менее 6,5% от ВВП) на содержание государственных и коммунальных учреждений здравоохранения. Кроме того, необходимо утвердить гарантированный объем медицинской помощи, предоставляемой за счет бюджетных ассигнований с их ежегодным пересмотром и возможным расширением и др. По мнению участников конференции, это будет способствовать успешному реформированию системы здравоохранения и ее скорейшему переходу на функционирование в условиях страховой медицины.

Виктория Матвеева
Фото Евгения Кривши

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті