VII Аналитическая конференция «ФАРМРЫНОК УКРАИНЫ МЕЖДУ КРИЗИСАМИ». Часть 1

Часть 1 Аналитическая конференция «ФАРМРЫНОК УКРАИНЫ МЕЖДУ КРИЗИСАМИ» — ежегодное отраслевое мероприятие, посвященное фармацевтическому рынку Украины, собирающее сотни гостей из нашей страны и из-за рубежа. В этом году конференция состоялась 9–10 февраля в Кие­ве в отеле «Русь». Организаторами конференции выступили компании «МОРИОН», «Комкон Фарма-Украина» и «Proxima Research».

Миссию модерирования конференции взяли на себя Игорь Крячок, директор компании «МОРИОН», Сергей Орлик, руководитель проект­а «Фармконсалтинг», и Владимир Игнатов, исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей.

Первый узел конференции был призван пролить свет на ситуацию, сложившуюся на мировых рынках, с целью примерить потенциальные факторы влияния на украинскую экономику в ближайшем будущем.

Глобальная экономика: быть или не быть?

Почувствовать себя неотъемлемой частью глобальной экономики гостям мероприятия помог Леонид Гуляницкий, доктор технических наук, профессор Института кибернетики им. В.М. Глушкова НАН Украины. Свое повествование о будущем под названием «Глобальная экономика: быть или не быть (кризису)?» докладчик начал с анализа оценок развития мировой экономики ООН, данных в январе текущего года. Так, по оценкам экспертов ООН, мировая экономика находится на грани серьезного спада, а экономические проб­лемы во многих развитых странах являются основным тормозом для ее развития. В это же время развивающиеся страны, невзирая на опережающие темпы экономического развития, остаются уязвимыми к этим негативным тенденциям. Для всех участников мировой экономической системы актуальна проблема высокого уровня безработицы, которая является главным камнем преткновения на пути к восстановлению. Влияние инфляционной составляющей на перспективы дальнейшего развития неоднородно для различных стран — если в развитых странах она не должна вызывать серьезного беспокойства, то для ряда развивающихся стран этот показатель представляет серьезную угрозу. Восстановление мировой торговли замедляется, при этом дальнейшие перспективы торговой политики остаются неопределенными.

Интересен анализ макроэкономической ситуа­ции в США как в одном из флагманов глобальной экономики. Так, в этой стране после кризисного спада с 2010 г. активизировались процессы восстановления экономики, что прослеживается из динамики ее ВВП. При этом следует отметить, что, невзирая на рост личного потребления, накопление сбережений и изменение государственных расходов характеризуются менее радужными перспективами.

Если рассматривать географические особенности притока капитала в долгосрочные активы США, то основными двигателями здесь выступают европейские страны во главе с Великобританией. При этом Китай, напротив, проводит политику избавления от американских облигаций, впрочем, как и Россия.

Приближаясь к нам, взглянем на ситуацию в Европе. Очередной неудачный раунд переговоров в Греции относительно вливания денег в страну негативно отражается на экономических ожиданиях региона. Основным драйвером развития Европы продолжает выступать Германия, хотя и здесь все ярче прослеживается тенденция к экономии на потребительских рынках. В Великобритании государственный долг в процентном исчислении от ВВП за последние 3 года резко рванул вверх. На фоне складывающейся ситуа­ции в европейском регионе курсовые ожидания для евро на 2012 г. не внушают особого оптимизма, хотя в марте возможен некий всплеск его удорожания относительно американской валюты.

Среди стран СНГ прогноз роста ВВП в Украи­не в 2012–2013 гг. застрял где-то посередине и ожидается на уровне около 4%. При этом для многих стран данного региона, в частности Турк­менистана, Узбекистана, Таджикистана, Казахстана, прогнозируются более высокие показатели.

Переходя непосредственно к ситуации в Украине, следует отметить, что реальный ВВП в ценах 1999 г. после кризисного спада так и не восстановился до уровня 2007–2008 гг. При этом государственный долг в течение последних лет имеет тенденцию к увеличению, в частности, требуя безотлагательного погашения своей краткосрочной составляющей в размере 3 млрд дол. США. На фоне сокращения резервов Национального банка Украины возникают сложности с покрытием денежной массы. Несмотря на негативные макроэкономические тенденции, все же есть некоторые оплоты украинской экономики с проблесками света. Так, в разрезе отраслей промышленности опережающими темпами прироста экспорта по сравнению с импортом выделяется металлургическая промышленность и сектор агропромышленного комплекса, в то время как для остальных сфер характерна противоположная тенденция к увеличению отрицательного внешнеторгового баланса.

Такой тренд к ухудшению внешнеторгового баланса напоминает ситуацию 2007–2008 гг., что внушает опасения относительно повторения экономической рецессии в нашей стране на фоне дефицита притока валюты в страну. Более того, по итогам ноября 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года отмечено снижение реального и номинального ВВП, а также реального располагаемого дохода граждан.

В контексте текущей макроэкономической ситуации в Украине закономерен интерес исследователей к собственной оценке обывателями своего благосостояния. Так, опрос широких масс населения Украины относительно их экономических ожиданий показал, что 41% респондентов считают, что им хватает денег только на питание и необходимые недорогие вещи, 38% ответили, что они могут обеспечить свои текущие жизненные потребности, но приобретение вещей длительного пользования, например бытовой техники, вызывает у них серьезные трудности. Около 14% населения еле сводят концы с концами, 6% описали свое благосостояние как обеспеченное, и лишь 0,2% опрошенных заявили, что могут позволить себе приобрести все, что захотят. Такая ситуация для потребительских рынков выглядит не очень оптимистично. Однако, как известно, лекарства — это товар первой необходимости, поэтому фармрынок без покупателей не останется, вопрос лишь в том, что существует острая нехватка ресурсов для значительного увеличения его объема за счет личных средств граждан.

Признаком хорошего тона у аналитиков являе­тся завершение своего выступления прогнозами. Л. Гуляницкий, оценивая перспективы развития украинского рынка лекарственных средств, отметил, что ввиду его инерционности можно сохранить прогноз на 2012 г., данный на прошлогодней конференции, за исключением лишь снижения пессимистического прогноза. Таким образом, в 2012 г. согласно оптимистическому сценарию развития темпы прироста розничного рынка лекарственных средств в денежном выражении ожидаются на уровне 14,6%, а при превалирующем влиянии негативных факторов — на уровне 9,5%.

Сохранение прогноза 2-летней давности возможно также ввиду того, что ключевые факторы, оказывающие влияние на развитие рынка, по-прежнему в силе. Среди этих факторов/рис­ков прежде всего можно выделить:

  • политические:

– политическая нестабильность в государстве → уменьшение поступления/отток иностранного капитала;

– взаимопроникновение бизнеса и власти → подавление внутреннего рынка и среднего бизнеса;

  • внутриэкономические:

– низкий рост реальных располагаемых доходов граждан;

– застой в финансовой системе;

– неурожай зерновых;

– снижение спроса на жилье и здания;

  • инфляционные:

– рост цен на импортируемые газ и нефть;

– существенное повышение стоимости жилищно-­коммунальных услуг;

  • внешнеэкономические:

– проблемы с ростом экономики в странах — основных импортерах украинской продукции;

– неблагоприятная конъюнктура на мировых товарных рынках (металлургия, химия);

– существенный рост мировых цен на нефть;

– кардинальное изменение политической ситуации в мире.

Подводя итоги своего выступления, докладчик отметил: «Все будет не так плохо, но только насколько?».

Более детально об отечественном фармрынке рассказал Сергей Ищенко, директор компании «Proxima Research»

ИТОГИ 2011 г.

На конференции годом ранее были озвучены оптимистические прогнозы роста украинского рынка лекарственных средств в гривневом выражении на 2011 г. на уровне 16% по сравнению с 2010 г. Тогда в посткризисный период эти цифры не внушали доверия на фоне текущей макроэкономической ситуации в стране. Тем не менее, уже сегодня мы видим, что ожидания были оправданными и объем реализации лекарственных средств, включая розничный и госпитальный сегменты, на 16% превысил показатель 2010 г. в гривне и на 15% в долларах. Однако в натуральном выражении прогресс был менее существенным — прирост составил лишь 1%, причем эта тенденция отмечается на украинском фармрынке уже не первый год. Таким образом, в упаковках объем рынка на сегодня едва восстановился на докризисный уровень. По итогам 2011 г. суммарный объем розничного и госпитального сегментов рынка лекарственных средств составил 27 млрд грн. (3,4 млрд дол.) за 1,4 млрд упаковок.

В разрезе помесячной динамики розничной реализации лекарственных средств в 2011 г. с начала года был задан мощный старт, ежемесячно темпы прироста колебались в районе 20%, однако во втором полугодии пошли на спад, составив в декабре менее 10%. Оптимизма в эту динамику добавил январь текущего года с темпами прироста на уровне 15%, что, вероятно, было обусловлено несколько запоздавшим наступлением холодов, ознаменовавших начало сезона острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) и гриппа.

Если рассматривать потенциал развития украинского фармрынка в разрезе розничного и госпитального сегментов, то надеяться на увеличение государственных закупок в краткосрочной перспективе — не самая лучшая стратегия. Так, если еще в 2007 г. удельный вес госпитального сегмента рынка лекарственных средств в денежном выражении составлял 19%, то уже в 2011 г. этот показатель сжался до критической отметки в 14%. То есть, давление на карман потребителя из года в год усиливается.

Что стоит за увеличением объема розничного рынка лекарственных средств в денежном выражении? По состоянию на конец 2011 г. движущей силой рынка выступила инфляция, при этом по сравнению с предыдущим годом отмечается снижение влияния индекса замещения, который свидетельствует об увеличении количества потребляемых упаковок и перераспределении такового с дешевых на более дорогостоящие препараты (рис. 1). Так, в 2011 г. вклад инфляционной составляющей и индекса замещения был равнозначным — 8% для каждого из них. В свою очередь, влияние индекса эластичности спроса, который в кризисный период был отрицательным, в 2011 г. сошло на нет, указывая на отсутствие изменения спроса по мере изменения цен на препараты. Также несущественен вклад в динамику рынка инновационного индекса (1%), характеризующего выход на рынок новых препаратов.

Рис. 1
 Индикаторы прироста/убыли объема розничной реализации лекарственных средств в денежном выражении по итогам января 2008 — декабря 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Индикаторы прироста/убыли объема розничной реализации лекарственных средств в денежном выражении по итогам января 2008 — декабря 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Особый интерес гостей мероприятия вызвал сравнительный анализ динамики входа и выхода товара из аптек. В денежном выражении зазор между этими двумя показателями — это розничная торговая наценка. В натуральном выражении их динамика практически идентична, так как аптечный склад неглубокий и составляет в среднем около 1 мес, то есть продукция, поставленная в аптечные сети, практически в полном объеме находит выход к потребителю. Анализ темпов прироста этих двух параметров свидетельствует, что во втором полугодии 2011 г. темпы выхода товара из аптеки начали превышать темпы входа, а это означает, что товарный запас к концу года сокращался. Такая тенденция указывает на то, что развитие рынка стало замедляться.

ПРОГНОЗЫ 2012 г.

Макроэкономические ожидания и грядущие и события 2012 г. в Украине намекают на некий оптимизм. Ожидается рост реальных располагаемых доходов населения на 7,7% по сравнению с 2011 г. Индекс цен производителей прогнозируетс­я на уровне 14,2%, а потребительская инфляция — 7,5%. Комплекс этих показателей свидетельствует о наличии потенциала для роста фармрынка в денежном выражении. При этом параллельно повышается влияние и негативных макроэкономически­х тенденций — не исключена возможность падения спроса на украинский экспорт на внешних рынках, доступность к рынкам заимствования ограничена. Перспективы удержания курса национальной курса пока неясны. Среди внутрирыночных негативных факторов можно выделить увеличение регуляторного давления.

В контексте вышеприведенных факторов прирост розничного рынка лекарственных средств Украины в 2012 г. в гривневом выражении прогнозируется на уровне около 17% по сравнению с 2011 г. В долларовом выражении ожидания зависят от девальвационной составляющей и в лучшем случае составят 14,6%, при менее благоприятной ситуации — 9,5%. Оптимистичный сценарий развития позволяет предположить прирост потребления в упаковках на 1% по сравнению с 2011 г.

ПРОИЗВОДИТЕЛИ

Сегмент производителей украинского фармрынка включает суммарный объем импорта лекарственных средств и внутреннего производства за вычетом экспортных поставок. Напомним, что вплоть до 2011 г. сегмент украинского производства лекарственных средств демонстрировал опережающую динамику по сравнению с импортом. В прошлом году темпы прироста в этих двух сегментах практически сравнялись и составили в денежном выражении +16% в сегменте производства и +14% в сегменте импорта.

При этом на рынке розничного потребления и в 2011 г. сохранилась тенденция к опережающему росту сегмента отечественных лекарственных средств в денежном выражении по сравнению с зарубежными препаратами, о чем свидетельствует дальнейшее увеличение доли локальной продукции на рынке, по итогам 2011 г. достигшей 28%. При этом в натуральном выражении их удельный вес за последний год, напротив, несколько уменьшился, составив 64,9% и преломив положительный тренд, наметившийся в кризисный период. Чем же обусловлена такая разно­направленная динамика развития сегментов украинских и зарубежных лекарственных средств?

Восстановим картину предыдущих годов. В сегменте отечественных препаратов в кризисный период в 2009 г. удорожание было вдвое меньше, чем в сегменте импортных, что было обусловлено девальвацией национальной валюты. В 2010 г. в сегменте отечественных лекарственных средств отмечена инфляция на уровне 12%, в то время как импортные препараты после столь существенного удорожания годом ранее практически уже не инфлировали. В 2011 г. структура прироста объема розничной реализации в обоих сегментах была схожей, за исключением того, что вклад инфляционной составляющей в сегменте зарубежных препаратов был почти вдвое меньше, чем у отечественных (рис. 2).

Рис. 2
 Индикаторы прироста/убыли объема розничной реализации лекарственных средств отечественного и зарубежного производства в денежном выражении по итогам 2008–2011 гг. по сравнению с предыдущим годом
Индикаторы прироста/убыли объема розничной реализации лекарственных средств отечественного и зарубежного производства в денежном выражении по итогам 2008–2011 гг. по сравнению с предыдущим годом

В разрезе ценовых ниш у отечественных производителей потенциал кроется в среднестоимостном сегменте, в котором средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств отечественного производства на 7 грн. ниже, чем для зарубежных, и составляет 19 грн. В это же время в остальных ценовых нишах ресурс роста цен для отечественных и импортных препаратов уже сравнялся — в низкостоимостной нише в обоих сегментах средневзвешенная стоимость упаковки составляет около 4 грн., а в высоко­стомостной — 96 грн.

Еще одна тенденция на розничном рынке лекарственных средств в разрезе ценовых ниш характеризуется тем, что отечественная продукция интенсивно наращивает свою долю в высоко­стоимостном сегменте и также интенсивно выходит из низкостоимостного, переводя продукты в более дорогостоящие классы (рис. 3).

Рис. 3
 Динамика удельного веса лекарственных средств различных ценовых ниш в разрезе отечественного и зарубежного производства в структуре аптечных продаж в денежном выражении по итогам января 2006 — декабря 2011 г.
Динамика удельного веса лекарственных средств различных ценовых ниш в разрезе отечественного и зарубежного производства в структуре аптечных продаж в денежном выражении по итогам января 2006 — декабря 2011 г.

ДИСТРИБЬЮЦИЯ

Сегмент дистрибьюции на сегодня достиг зрелой стадии — уровень консолидации здесь неуклонно повышается на протяжении последних нескольких лет и по итогам 2011 г. удельный вес топ-5 дистрибьюторов в структуре поставок лекарственных средств в аптечные учреждения достиг 87%.

В динамике топ-10 дистрибьюторов регулярно претерпевает изменения. Накал конкурентной борьбы в низкомаржинальном сегменте дистрибьюции приводит к потере одного из ведущих игроков каждые 2 года, таким образом, освобождая рынок от накопленного напряжения в виде задолженностей, отсрочек и прочего «груза», оказывая положительное влияние на развитие рынка дистрибьюции лекарственных средств.

РОЗНИЦА

Инфраструктура аптечного рынка Украины ежегодно изменяется, что наиболее ярко проявилось в 2010 — 2011 гг. в связи с массовым закрытием аптечных киосков в условиях принятия новых Лицензионных условий (суммарно количество киосков сократилось на 60% за год в период с ноября 2010 по декабрь 2011 г., рис. 4).

Рис. 4
 Динамика удельного веса различных типов торговых точек по состоянию на 01.01.2008 — 15.12.2011 г.
Динамика удельного веса различных типов торговых точек по состоянию на 01.01.2008 — 15.12.2011 г.

В результате произошло сокращение общего количества торговых точек на 10% и, как следствие, уменьшилась длина аптечной полки. Это негативно отражается на доступности лекарственных средств для населения и совокупном объеме потребления.

Аптечный сегмент украинского фармрынка весьма фрагментирован, рыночная доля лидирующи­х аптечных сетей не превышает 3%. А аптечные сети носят резко выраженный региональны­й характер — лидеры в каждом регионе кардинально отличаются. Тем не менее, производители с каждым годом все больше внимания уделяют работе с аптечными сетями.

Топ-100 аптечных сетей обеспечивают более половины объема товарооборота в розничном сегменте фармрынка. И по мере консолидации рынка эта зависимость усиливается с соответствующим повышением этого показателя, который по итогам трех кварталов 2011 г. достиг 56% (рис. 5).

Рис. 5
 Кривая насыщения товарооборота аптечных сетей в зависимости от количества аптечных предприятий по данным за три квартала 2011 г.
Кривая насыщения товарооборота аптечных сетей в зависимости от количества аптечных предприятий по данным за три квартала 2011 г.

В условиях снижающегося потребительского спроса аптечные учреждения не имеют возможности повышать розничные наценки, значение которых за последние 3 года снизилось с 30 до 26% (рис. 6). Рост маржинального дохода аптечных учреждений зависит преимущественно от роста рынка.

Рис. 6
 Динамика валовой маржи аптечных предприятий и средней розничной торговой наценки по итогам января 2009 — декабря 2011 г.
Динамика валовой маржи аптечных предприятий и средней розничной торговой наценки по итогам января 2009 — декабря 2011 г.

Пути повышения прибыльности аптечного розничного бизнеса в условиях замедления роста рынка таковы:

  • оптимизация логистических издержек;
  • категорийный менеджмент;
  • мотивация персонала, в том числе первостольников;
  • взаимодействие с производителями;
  • имплементация современных IT-решений, которая позволит интенсифицировать работу сети.

P.S.

Итак, украинский фармрынок в 2011 г., невзирая на замедление динамики к концу года, оправдал оптимистические ожидания игроков в денежном выражении. В натуральном выражении объем рынка едва восстановился на докризисный уровень. Прогноз прироста розничного рынка лекарственных средств Украины в 2012 г. в гривневом выражении предполагается на уровне около 17% по сравнению с 2011 г. Оптимистический сценарий развития позволяет предположить прирост потребления в упаковках на 1% по сравнению с 2011 г.

Если рассматривать степень зрелости отдельных сегментов украинского рынка с точки зрения уровня консолидации, то максимально консолидированным является сегмент дистрибьюции. Процессы консолидации в сегменте ритейла находятся на начальной стадии. И по мере увеличения рыночной доли аптечных сетей развитие их сотрудничества напрямую с производителями будет приобретать все большие масштабы.

С докладами конференции можно ознакомиться на сайтах www.apteka.ua и www.morion.ua.

Продолжение следует…

Анна Шибаева, фото Сергея Бека
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті