Сеть аптек «ДЦ»: хотим, чтобы нам доверяли…

Создание аптечных магазинов (фармамаркетов) с сетью киосков является современным и весьма перспективным направлением развития аптечных учреждений. Аптеки с открытой формой торговли в Украине начали создаваться сравнительно недавно, поэтому тем более интересными представляются опыт и идеи, которые принесла в сферу розничной торговли лекарственными средствами компания, развивающая в Украине в течение почти 10 лет сеть магазинов с системой самообслуживания — ООО «ДЦ Украина» («ДЦ»). С февраля 2002 г. семейство «ДЦ» пополнилось новым звеном — начала развиваться аптечная сеть «ДЦ» (ООО «БМТС»). Об этой инициативе и о планах на будущее с корреспондентом «Еженедельника АПТЕКА» беседовали руководитель фармацевтического департамента ООО «БМТС» Вера Догонова (В.Д.), заведующая аптекой № 1 сети аптек «ДЦ» Зоя Чурикова (З.Ч.) и провизор той же аптеки, уполномоченное лицо по контролю качества Оксана Чичирко (О.Ч.).

— ООО «ДЦ Украина» представляет на украинском рынке разветвленную сеть магазинов с широким ассортиментом косметических, парфюмерных товаров, средств личной гигиены и бытовой химии. Что стало причиной возникновения нового для «ДЦ» направления — торговли лекарственными средствами?

Вера Догонова

В.Д.: Красота, хорошее настроение и комфорт — это именно то, что мы стремимся предоставить нашему клиенту с помощью нашей продукции. Удовольствие от покупки также во многом зависит от условий, в которых ее совершают. Поэтому «ДЦ» заботится и о совершенствовании торговых залов и о том, чтобы форма обслуживания максимально соответствовала потребностям клиентов. Все эти принципы мы стремились воплотить и при создании аптечной сети. Сохранив основные ключевые характеристики работы нашей компании — доступные цены, широкий ассортимент и высококачественный сервис, — надеемся, мы смогли стать еще ближе к нашим клиентам именно тем, что всегда приоритетной целью нашей работы является сохранение и укрепление здоровья. Первая аптека была открыта в форме аптечного магазина. Открытая форма торговли — это то, с чем мы давно работаем и отдаем предпочтение. И она имеет массу преимуществ для покупателя: экономию времени, возможность самим выбирать необходимые товары. Постоянное присутствие в зале провизоров и консультантов помогает клиентам сориентироваться в выборе того или иного препарата, косметического средства и пр. Это, естественно, не касается рецептурных лекарственных средств, которые продаются в специальном отделе. Однако даже рецептурный отдел не закрыт от посетителей традиционным аптечным окошком — с провизором можно общаться, как говорится, лицом к лицу.

Фармамаркет — это не только открытая продажа, но и наличие групп товаров, которые не всегда представлены в классических аптеках, специализирующихся на продаже лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Лечебно-косметическая продукция в наших аптеках представлена во всем ее многообразии. Кроме того, мы предлагаем широкий ассортимент биологически активных добавок (БАД), предметов личной гигиены, минеральных вод. Это — те товары, которые в аптеке зачастую находятся на «дальней полке», а мы уделяем им особое внимание. Две наши аптеки представляют собой фармамаркеты, кроме того, мы открыли 4 аптечных киоска в разных частях города. О киосках следует сказать особо: площадь их 35–55 кв. м и работают они в режиме самообслуживания.

— Сеть «ДЦ» известна широким использованием разнообразных методов продвижения продукции…

В.Д.: Да, мы проводим акции, связанные с покупкой определенных брэндовых товаров, розыгрыши призов среди наших постоянных покупателей как в аптеках, так и во всей сети «ДЦ». Акция «Здоровая шара», проводившаяся в аптеках, была направлена на привлечение студенческой аудитории, так как мы располагаем большим ассортиментом продуктов для юношества. Время от времени организуем другие акции. Хочется отметить, что мы не приветствуем акции «тайный покупатель»: они не приносят сколько-нибудь значимых положительных эффектов, только небольшой скачок в увеличении товарного запаса.

— Что для сети аптек «ДЦ» является источником новых идей, технологий?

В.Д.: Открытию аптек предшествовал период, когда мы много ездили, знакомились с организацией фармамаркетов в других странах, не упускаем и сейчас подобных возможностей. Например, в России соотношение аптечных магазинов и классических аптек значительно выше, чем в Украине. Однако уровень их сервиса нередко разочаровывает. Бесценны для работы аптек и собственные наработки сети «ДЦ»: организация работы сотрудников, мерчандайзинг, логистика. Недавно мы открыли новую аптеку «F+F» («Форма+Фарма»), которая отличается от других аптек сети «ДЦ» оформлением торгового зала, большей долей в ассортименте элитных косметических средств, стилем работы консультантов. Там мы апробируем новые для нас и украинского рынка технологии продаж.

— Каковы ваши критерии выбора партнеров-дистрибьюторов?

Зоя Чурикова

З.Ч.: Мы сотрудничаем только с компаниями, которые предлагают полный комплекс услуг, вовремя поставляют качественную продукцию, имеющую всю необходимую сопроводительную документацию. Стараемся работать с дистрибьюторами, представляющими определенные торговые марки. В числе наших постоянных партнеров — около 10 оптовых компаний, но мы пользуемся услугами и других поставщиков. Хочется отметить, что в последнее время все больше радует широким ассортиментом и качеством товара отечественный производитель, намного улучшился стиль работы их медицинских представителей.

— С какими проблемами вы сталкивались при освоении новой и необычной формы работы аптеки — создания фармамаркета?

В.Д.: Мы стояли у истоков создания этого направления нашей деятельности и хорошо помним, что вначале не было понимания со стороны регуляторных и контролирующих органов, для которых в такой форме работы действительно было много неясного. Теперь часть этих проблем решена. Вместе с тем, новые нормативные инициативы тоже являются источником некоторых затруднений в работе. Так, новыми Правилами торговли лекарственными средствами в аптечных учреждениях введен перечень товаров, которые могут продаваться в аптеках. Этот список недостаточно подробный, оставляет возможности для разночтений и, в конечном итоге, создает ограничения в предоставлении полного комплекса услуг по удовлетворению спроса на товары, предназначенные для профилактики заболеваний, сохранения красоты, улучшения качества жизни.

— На чем основана кадровая политика сети аптек «ДЦ», инвестируете ли вы средства в обучение персонала?

В.Д.: К подбору кадров подходим скрупулезно, стараемся выращивать их, расширяем кругозор провизора и фармацевта знаниями о лечебной косметике и товаров других групп. Причем каждый провизор знает весь ассортимент. Постоянно проводим тренинги по темам, касающимся различных аспектов аптечной деятельности.

— Провизор в фармамаркете больше времени, чем в обычной аптеке, беседует с пациентами; соответствует ли это вашему представлению о том, чем должен заниматься провизор?

З.Ч.: При открытой форме торговли провизор может проявить свои профессиональные качества наиболее полно. Общение в менее формальной обстановке, в отличие от аптеки с окошком, раскрепощает провизора, дает возможность наглядно продемонстрировать ассортимент.

Оксана Чичирко

О.Ч.: Я бы хотела затронуть такой аспект, как командный стиль нашей работы. Мы приветствуем творческий подход к деятельности, поиск оригинальных новаторских решений. Члены коллектива мотивированы и в материальном плане: стаж, уровень знаний, отношение к работе сказываются на зарплате. Формированию дружеских, теплых отношений в коллективе способствуют совместные спортивные, развлекательные мероприятия. Направления ассортиментной политики полностью исходят от наших пациентов: при консультировании покупателя у нас не принято руководствоваться какими-либо иными аспектами, кроме его потребностей. Работать вне рамок «сегодня мы продаем то, а завтра — другое» — легко и приятно.

В.Д.: Пациент, с которым хитрят, преследуя собственную выгоду, в конце концов разочаруется и больше не придет. Я часто говорю своим сотрудникам: «Если у человека сложилось хорошее мнение о чем-то, он расскажет об этом пятерым своим знакомым, если плохое — десятерым».

— Чем сеть аптек «ДЦ» отличается от других аптечных магазинов с сетью киосков и аптечных пунктов?

В.Д.: В нашем активе — значительный потенциал, в основе которого коллектив высокопрофессиональных специалистов, а также большой опыт организации сети магазинов по всей Украине, корректная работа с поставщиками, селективность подбора ассортимента и, естественно, большой опыт промоционной активности.

З.Ч.: Мне очень импонируют и стиль, и организация работы аптечной сети «ДЦ», в том числе современное программное обеспечение, которое позволяет за достаточно короткое время удовлетворить потребности покупателя. Мы — одна команда, в которой обязанности четко распределены, но при необходимости каждый может заменить коллегу.

— Каких перемен хотелось бы в экономике и, в частности, на фармацевтическом рынке? Каковы дальнейшие перспективы развития сети аптек «ДЦ»?

В.Д.: Фармацевтический рынок будет развиваться в зависимости от покупательской способности и культуры потребления населения. Надеемся, что в Украине на пути к евроинтеграции улучшится благосостояние людей. Также если произойдут определенные сдвиги в общественном сознании и будет отдаваться предпочтение профилактическому лечению перед симптоматическим, то это будет способствовать расширению и укреплению фармацевтического рынка. Мы планируем расширять сеть аптек, заслужить доверие большего количества людей форматом своей работы, двигаться в направлении расширения спектра услуг для наших покупателей.?n

Дарья Полякова, фото Игоря Кривинского

В торговом зале одной из аптек сети ДЦ

В торговом зале одной из аптек сети «ДЦ»

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті