«Встреча на липках»: роль фармацевта возрастает

26 апреля состоялась очередная конференция фармацевтов Украины. Такие встречи стали уже традиционными и проводятся в течение 5 лет, а их генеральным спонсором постоянно выступает корпорация «Пфайзер». Первые 4 года конференции проводились в помещении киевского театра на Липках, именно этим обусловлено их название — «Встречи на Липках». Однако интерес к этому событию постоянно возрастает, и в этом году было принято решение провести встречу в помещении Международного Центра культуры и искусств профсоюзов Украины, известном под названием Октябрьский дворец, вместимость зала которого позволяет принять большее количество участников конференции. Нынешние «Встречи на Липках» проходили под эгидой ГП «Государственный фармакологический центр» МЗ Украины и Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств. В работе конференции приняли участие фармацевты из всех регионов нашей страны, а среди выступавших были руководители различных учреждений и организаций, имеющих отношение к реализации лекарственных средств. В центре внимания участников были проблемы, наиболее актуальные для фармацевтической отрасли и, в частности, для работников аптек. Предлагаем вашему вниманию тезисы некоторых выступлений.

Александра Кужель:

Александра Кужель, председатель Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и  предпринимательства.

— В первый раз с вопросами фармацевтического бизнеса мы столкнулись, когда начали разрабатывать лицензионные условия. В этот период мы часто встречались с представителями различных ассоциаций, оптовой и розничной торговли, с производителями лекарственных средств. Стремления нашего комитета были направлены на упрощение тех регуляторных механизмов, которые, на наш взгляд, тормозили предпринимательство в сфере производства и реализации лекарств. Это и сейчас является нашей главной задачей.

Если рассматривать историю проблем отечественного фармацевтического производства, то, думаю, его спад в основном был вызван тем, что своевременно не было обращено внимание на тарифы и ставки, которые платили украинские фармацевтические заводы в процессе экспорта продукции, в частности, в Россию. В результате отечественные производители фармацевтической продукции практически потеряли огромный российский рынок и значительно сократили объемы экспорта, а значит, и потенциальные объемы производства.

В процессе разработки лицензионных условий сложилась своеобразная ситуация. Крупные производители и дистрибьюторы лоббировали свои интересы для того, чтобы уничтожить мелкие фирмы. Их предложения в отношении лицензионных условий были направлены на то, чтобы сделать невозможным функционирование малых форм бизнеса в фармацевтическом секторе. В свою очередь, небольшие компании также стремились отстоять свои интересы. Мы постарались соблюсти паритет интересов и тех, кто производит лекарственные средства, и тех, кто занимается их реализацией, а также создать приемлемые условия для развития малых, средних и крупных форм бизнеса. На наш взгляд, чем больше в Украине аптечных учреждений, тем выгоднее это потребителю, поскольку высокая конкуренция обеспечит все более качественный сервис и в конечном счете — снижение цен.

Важным в развитии украинского фармацевтического рынка является возрастающая роль рекламы. Вместе с тем, отечественные потребители не всегда воспринимают рекламу с должной степенью критичности. Возможно, было бы целесообразным осуществлять более тщательный государственный контроль в сфере рекламы лекарственных препаратов. Тогда возросло и стало бы более обоснованным доверие к рекламе лекарств.

В интервью корреспонденту «Еженедельника АПТЕКА» Александра Кужель отметила как позитивный тот факт, что отечественная фармацевтическая промышленность развивается, а среди украинских производителей лекарственных средств есть действительно крупные, современные предприятия.

— Считаете ли Вы, что с появлением новых лицензионных условий проблема взаимоотношений контролирующих учреждений и  инстанций с операторами фармацевтического рынка полностью решена?

— Действительно, в настоящее время лицензионные условия упрощены, а сама процедура получения лицензии стала прозрачной. Вместе с тем, постоянно делаются попытки создать подзаконные акты, различные правила и предписания и тем самым зарегулировать лицензионные условия. Государственный комитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства стремится не допустить этого. Одной из существенных проблем в сфере фармацевтического бизнеса является проведение огромного количества различных проверок, контроля со стороны многочисленных инстанций. Все эти мероприятия, как правило, оплачиваются за счет самих предпринимателей. В конечном счете это отражается на стоимости лекарств, которые становятся менее доступными для населения. Поэтому работа нашего комитета заключается в том, чтобы как можно более тесно сотрудничать с ассоциациями в фармацевтическом бизнесе. Мы всегда открыты для деловых контактов и готовы поддержать тех предпринимателей, которые сталкиваются с необоснованными претензиями со стороны контролирующих органов. В частности, мой заместитель курирует вопросы лицензирования и готов оказывать помощь в случаях, когда руководство аптек или оптовых фирм, производители сталкиваются с проблемами в вопросах лицензирования.

— Существует мнение, что наличие большого количества оптовых фирм приводит к  удорожанию продукции за счет увеличения звеньев цепочки движения товара от производителя к  потребителю. Каково Ваше мнение на этот счет?

— Все определяет рынок. Сколько фирм необходимо рынку, столько их и должно быть. Все, что невыгодно и неэффективно, умирает само по себе. В этих вопросах регулирование невозможно. Государственное регулирование можно осуществлять только в направлении упрощения тех или иных процедур, например, снизить стоимость регистрации, получения лицензий и др. Все эти действия должны быть направлены на то, чтобы лекарства стали максимально доступными для большей части населения.

— Как вы относитесь к идее реализации безрецептурных препаратов в  супермаркетах?

— В принципе, это неплохо. Все зависит от того, какой препарат реализуется в неспециализированном учреждении и не может ли он нанести вред здоровью при бесконтрольном применении. В США, например, существуют такие магазины, в которых можно приобрести все: от спичек до ацетилсалициловой кислоты. Однако приобрести там какой-либо препарат рецептурной группы просто невозможно. Более того, даже в обычной аптеке без рецепта врача вам не отпустят рецептурный препарат. Это очень жесткая система, может быть, даже более жесткая, чем необходимо.

— Каково Ваше отношение к  предоставлению льгот в области налогообложения отечественным производителям фармацевтической продукции?

— Отрицательное. На мой взгляд, для отдельных отраслей не может существовать особых льгот. Все производители должны работать в равных условиях, независимо от того, производят они детскую обувь, продукты питания или лекарства. Все это бизнес, а он не может быть льготным. Отечественных производителей нужно не защищать, а создавать им равные, нормальные, прозрачные условия для работы. Если же какие-либо права производителей нарушаются, то они должны отстаивать их в суде.

Владимир Загородний:

Владимир Загородний, Советник премьер-министра Украины

— Хотелось бы поприветствовать всех участников конференции и отметить, что проблемы, волнующие работников фармацевтической отрасли, не являются локальными. Они касаются каждого из нас, поскольку трудно найти человека, который бы не пользовался услугами аптечных учреждений. И с каждым годом роль фармацевта и провизора в процессе лекарственного обеспечения возрастает. Только за последние несколько лет значительно расширился ассортимент лекарственных средств, представленных в отечественных аптеках. Помочь пациенту ориентироваться во всевозрастающем количестве наименований медикаментов является задачей врачей и провизоров. От того, насколько квалифицированно и слаженно действуют эти специалисты, во многом зависит успех медикаментозной терапии. Это особенно важно в условиях, когда все более агрессивной становится реклама лекарственных препаратов в средствах массовой информации, а потребитель слишком доверчиво относится к тем или иным рекламным утверждениям.

Виталий Варченко:

Виталий Варченко, первый заместитель Главного государственного инспектора Украины по контролю качества лекарственных средств

— За 10 лет независимости нашей страны многое изменилось в разных областях жизни, в том числе и в фармацевтическом секторе экономики. Прежде всего, хотелось бы отметить, что наша профессия — профессия фармацевта и провизора — стала более востребованной. Это свидетельствует о том, что фармацевтический рынок в Украине развивается в соответствии с мировыми тенденциями, поскольку для большинства развитых стран также характерно возрастание роли провизора и фармацевта в системе здравоохранения. В нашей стране сформированы необходимая нормативная база и система регуляторных органов, ориентированные на европейские стандарты. Это позволяет осуществлять регистрацию лекарственных средств и контроль их качества. В настоящее время в нашей стране зарегистрировано около 20 000 различных структур, которые занимаются реализацией лекарственных средств. Не могу согласиться с той точкой зрения, что следует максимально упрощать условия их деятельности. Лекарственные препараты — особый вид продукции, поскольку они имеют непосредственное отношение к здоровью человека, поэтому подход к условиям их реализации также должен быть особым. Учреждение, которое берет на себя ответственность обеспечивать население лекарствами, должно соблюдать все условия надлежащего хранения и реализации этого вида продукции.

Выступление Виталия Варченко вызвало оживленную реакцию в зале, к нему было обращено немало вопросов от участников конференции. В частности, руководителей аптечных учреждений интересовало, почему ответственность за некачественный или фальсифицированный лекарственный препарат, выявленный сотрудниками Госинспекции на прилавках аптек, лежит исключительно на аптечном учреждении, а не на поставщике или производителе. Отвечая на этот вопрос, В. Варченко обратил внимание на то, что работники аптеки осуществляют входной контроль препаратов, которые будут впоследствии представлены на прилавках аптеки. Соответственно, на данном этапе можно предъявлять претензии поставщику. Если же препарат уже принят аптечным учреждением, то установить, кто из поставщиков ответствен за появление некачественной продукции, практически невозможно. Работников аптек также волновал вопрос, почему аптечное учреждение должно оплачивать проведение анализа качества того или иного лекарственного средства. В. Варченко признал, что такое положение обусловлено недостатком бюджетных средств на финансирование лабораторий по анализу качества лекарственных средств. Если эта проблема будет решена на государственном уровне, то анализ качества препаратов будет проводиться бесплатно.

Френк Керрико:

Френк Керрико, торговый атташе Посольства США в Украине

— Хотелось бы поблагодарить компанию «Пфайзер», которая является одной из ведущих фармацевтических корпораций США, за предоставленную возможность обратиться к украинским фармацевтам с этой трибуны. Украинский фармацевтический рынок растет и в 2001 г. его объем достиг почти 600 миллионов долларов. Это достигнуто как благодаря увеличению объемов импорта, так и росту внутреннего производства. Мне, как представителю Посольства США в Украине, приятно отметить, что в вашей стране работают такие американские фармацевтические компании, как «Пфайзер», «Бристон Майерс Сквибб», «Элай Лили», «Мерк Шарп Доум», «Фармация», «Шеринг Плау».

Коммерческий отдел Посольства США активно сотрудничает с Медицинским Комитетом Американской Торговой Палаты со времени его создания в 1998 году. Медицинский Комитет неоднократно обсуждал вопросы регистрации лекарственных препаратов, и хотелось бы отметить, что в настоящее время в этом направлении достигнут значительный прогресс. В частности, принятые в последнее время законодательные акты и нормативная документация в области регистрации фармацевтических продуктов соответствуют мировым стандартам.

Хотелось бы отметить, что для того, чтобы помочь Украине привести ее регуляторную систему в соответствие с мировыми стандартами, Департамент Торговли США совместно с Министерством здравоохранения Украины в апреле 2000 г. организовали в Киеве 2-дневный тренинг, посвященный американской и европейской регуляторным системам для товаров медицинского назначения и лекарственных средств. Этот тренинг проводили специалисты из FDA, Британского Агентства по медицинской технике, профессионалы из частных компаний США и Европы. Его посетили более 200 украинских специалистов, мы были бы рады и в дальнейшем организовывать подобные мероприятия.

Владислав Страшный:

Владислав Страшный, глава представительства компании «Пфайзер» в Украине

— Сегодня, как и на протяжении прошедших нескольких лет, мы встречаемся с вами в эти весенние дни. Хотелось бы напомнить, что девиз компании «Пфайзер» звучит так: «Жизнь — это дело нашей жизни», а одной из неотъемлемых особенностей жизни является ее изменчивость. Поэтому в рамках каждой нашей встречи мы стремимся ознакомить вас с чем-то новым в развитии мировой и отечественной фармацевтической мысли. Как известно, и мировой, и отечественный фармацевтический рынок растет. Например, в Украине зарегистрировано более 7000 наименований лекарственных препаратов, в Германии — более 40 000, и это не является пределом. В этих условиях неизмеримо возрастает та роль, которую играют знания, информированность врачей и провизоров. Ведь для того, чтобы помогать пациентам, необходимо постоянно развиваться профессионально, повышать уровень своих знаний. Существует известное изречение: «Таблетка сама по себе не меняется. Изменяются только знания о ней». Поэтому именно знания становятся основой фармацевтического бизнеса. Фармацевты и врачи должны иметь право выбора сами и предоставлять это право пациенту. Украинские фармацевты являются неотъемлемой частью мировой фармацевтической отрасли, поскольку научная информация не имеет границ, а технологии не могут быть локальными. Это подтверждает и тот факт, что согласно положению ВОЗ срок патентной защиты оригинального лекарственного средства не может быль более 20 лет. В то же время, как правило, на создание нового препарата требуется потратить около 15 лет и израсходовать сотни миллионов долларов. Высокая стоимость создания новых лекарственных средств вследствие всевозрастающей наукоемкости фармацевтической отрасли является одной из основных тенденций, существующих на мировом фармацевтическом рынке. Она обусловливает другие явления, характерные для современного состояния рынка. В частности, отмечается постоянное увеличение финансовых средств, которые крупные фармацевтические компании вкладывают в научные исследования. Например, в настоящее время компания «Пфайзер» инвестирует в развитие науки около 20% от объемов продаж в денежном выражении. Кроме того, получило распространение создание альянсов ведущих фармацевтических компаний для совместных исследований в той или иной области, а также для промоции отдельных лекарственных препаратов. Процесс поглощения и слияния производителей лекарственных средств также является современной тенденцией фармацевтического рынка, а управление портфелем лекарственных препаратов, как правило, заключается в том, что каждая из ведущих мировых фармацевтических компаний специализируется на создании препаратов отдельных фармакотерапевтических групп. Однако все усилия производителей не привели бы к цели, если бы информация о препаратах, а значит, и сами препараты, не доходили бы до пациентов. И в этом процессе решающую роль призваны сыграть врачи и работники аптечных учреждений. Компания «Пфайзер» уделяет огромное внимание информационной работе среди врачей, фармацевтов и провизоров, расходуя на это значительные средства. Надеюсь, что конференции, которые мы ежегодно проводим в Украине и которые уже стали традиционно известными под названием «Встречи на Липках», станут еще одним связующим звеном в цепочке распространения передовой информации о лекарственных средствах.

Виктория Матвеева
Фото Евгения Кривши

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті