Несмотря на политическую независимость стран СНГ, экономические связи между ними, включая реализацию лекарственных средств, остаются достаточно прочными. Однако в последнее время в ведущих странах СНГ наблюдается увеличение импорта лекарственных средств из государств Европейского Союза и других западных стран.
Это обстоятельство создает потенциальные проблемы для правительств стран — членов СНГ, которые пытаются поддержать собственного производителя, чтобы обеспечить производство относительно недорогих лекарственных средств.
В то время как производство и реализация препаратов, изготовленных в странах СНГ, на внутреннем и внешнем рынке неуклонно уменьшаются, реализация лекарственных средств западными компаниями увеличивается.
Что является причиной увеличения импорта лекарственных средств западного производства? В последние два–три года экономика трех крупнейших государств — России, Украины и Казахстана — динамично развивается, этим странам удалось восстановить потери, обусловленные финансовым кризисом 1998 г. Как известно, данный кризис повлек за собой девальвацию рубля (и других валют стран СНГ. — Прим. ред.).
Одним из последствий упомянутого выше экономического кризиса было резкое уменьшение импорта лекарственных средств. Параллельно наблюдалось значительное, хотя и преходящее, увеличение объема продаж препаратов, произведенных на местных фармацевтических предприятиях. С 1998 по 2000 г. фармацевтическая промышленность России, Украины и Казахстана динамично развивалась. Однако в 2000 г. были зафиксированы признаки стагнации.
Правительства стран СНГ безуспешно ищут пути уменьшения зависимости своих систем общественного здравоохранения от импорта. Они поощряют действия местных производителей, направленных на внедрение в производство новых лекарственных средств, которые могли бы вытеснить с рынка препараты западных производителей.
Вместе с тем, отечественным производителям фармацевтической продукции не всегда выгодно осуществлять реализацию государственной программы замещения импортных лекарственных средств. Они зачастую дублируют ассортимент друг друга, запуская на рынок один и тот же препарат, который к тому же не всегда пользуется спросом.
Фармацевтическая промышленность СНГ все еще нуждается в импорте сырья и исходных материалов для производства готовых лекарственных форм. Ряд существующих фармацевтических предприятий создавались в целях производства активных фармацевтических ингредиентов, которые в настоящее время не пользуются спросом. Если же предприятия намереваются наладить производство активных фармацевтических ингредиентов, пользующихся спросом, то по цене они неконкурентны — Китай и Индия аналогичные фармакологические субстанции реализуют по более низким ценам. В связи с этим модернизация таких предприятий не является экономически выгодной.
Контрафактные (фальсифицированные) лекарственные средства — еще одна проблема, с которой сталкиваются производители фармацевтической продукции стран СНГ. Эта проблема обострилась после финансового кризиса 1998 г. в результате повышения цен на импортные препараты.
Некоторые контрафактные лекарственные средства вовсе не содержат активного фармацевтического ингредиента или его количество не соответствует указанному в инструкции по применению. Данные препараты реализуются по более низкой цене, нежели оригинальные лекарственные средства. Другие препараты, возможно, соответствуют стандартам качества производителя фармацевтической продукции, однако выпускаются без соответствующей лицензии.
Россия, Украина и Казахстан прилагают усилия для улучшения качества лекарственного обеспечения населения своих стран, включая предоставление некоторым категориям населения бесплатных лекарственных средств или по сниженным ценам. При этом ощущается нехватка финансовых ресурсов, а также доступных по цене лекарственных средств местного производства. Предполагается, что в настоящее время вышеупомянутые страны СНГ не располагают необходимыми финансовыми ресурсами.
Перевод с английского и публикация осуществлены с любезного согласия редакции британского фармацевтического журнала «Scrip» и автора — Maria Bailey
(CIS countries face new challenges // Scrip. — 2002. — № 2747. — P. 2)
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим