Своевременная рокировка — выигрышная партия

29 августа в Любляне состоялась совместная пресс-конференция главы компании «Новартис Генерикс» Кристиана Сивалада и президента компании «Лек» Метода Драгонья, на которой было объявлено о том, что переговоры о создании партнерского бизнес-альянса между двумя крупными производителями фармацевтической продукции завершены успешно. В результате достигнутых договоренностей на мировом рынке генерических (непатентованных) лекарственных средств (ЛС) появится новый мощный игрок.

В настоящее время рынок препаратов-генериков занимает основной сегмент мирового фармацевтического рынка и продолжает расширяться. По оценкам International Marketing Service (IMS), в 2002 г. общая сумма продаж составит 68 млрд евро. Повышение спроса на генерические копии ЛС объясняется прежде всего их более доступной ценой и обусловлено социально-демографическими изменениями, дефицитом бюджетов здравоохранения. Кроме того, в течение ближайших 5 лет предвидится снижение брендовых продаж на 46 млрд евро (данные IMS) в связи с истечением сроков действия патентов.

Сегодня высокофрагментированный мировой рынок генериков активно консолидируется. Завоевание рынков США и стран — участниц ЕС представляется хлопотным и дорогостоящим заданием для новичков, в то время как быстро растущие потребительские запросы стран Юго-Восточной и Центральной Восточной Европы привлекают все большее внимание авторитетных гроссмейстеров фармацевтического рынка.

СИЛЫ СТОРОН

Компания «ЛЕК» со штаб-квартирой в Любляне (Словения) является международной группой компаний по производству генерических ЛС и стоит в ряду ведущих поставщиков фармацевтической продукции на рынки Юго-Восточной, Центральной Восточной Европы и стран СНГ. Высокое качество выпускаемых ЛС обеспечивается строгой экспертизой химической структуры и производственного процесса. В портфеле компании представлены антибиотики, препараты, применяющиеся в кардиологии и гастроэнтерологии, а также ЛС для ветеринарной медицины. «Лек» обеспечивает около 3600 рабочих мест в пределах региона, в 2001 г. общая сумма продаж составила 78,5 млрд словенских толларов (360,3 млн евро), чистая прибыль — 9,6 млрд словенских толларов (38,4 млн евро). По состоянию на 22 августа 2002 г. рыночная капитализация компании составила около 129 млрд словенских толларов (567,7 млн евро).

Компания «Новартис Генерикс» — лидирующий производитель генерических ЛС с глобальным присутствием на мировом фармацевтическом рынке, подразделение концерна «Новартис АГ», объединяет ряд компаний, производящих генерические копии препаратов, активные субстанции для фармацевтической и биотехнологической промышленности, предлагает потребителям широкий ассортимент ЛС высокого качества по конкурентоспособным ценам. Обеспечивает более 7000 рабочих мест во всех странах, в 2001 г. общая сумма продаж составила 2,6 млрд швейцарских франков (1,7 млрд евро).

Концерн «Новартис АГ» со штаб-квартирой в Базеле (Швейцария) — один из мировых лидеров по производству товаров медицинского назначения. В 2001 г. общая сумма продаж составила 32 млрд швейцарских франков (21,8 млрд евро), сумма чистой прибыли — 7 млрд (4,8 млрд евро), инвестиции в разработки и исследования составили 4,2 млрд швейцарских франков (2,9 млрд евро). Штат сотрудников концерна «Новартис АГ» насчитывает 74 тыс. в 140 странах мира.

ПРИНЦИПЫ ИНТЕГРАЦИИ

По условиям соглашения «Лек» должен сохранить свою корпоративную целостность и продолжить деятельность как самостоятельная словенская компания. При этом компания «Лек» станет значимым и полноправным членом группы компаний «Новартис», играющим ключевую роль в реализации региональной стратегии «Новартиса» в Центральной Восточной и Юго-Восточной Европе, а также в странах СНГ. Стратегической целью альянса является расширение присутствия на региональных рынках, поэтому сокращения объемов деятельности и рабочих мест не предвидится, кадровая политика останется прежней.

Планируется широкое участие компании «Лек» в научно-исследовательской деятельности, инновационных разработках, вопросах производства и продвижения продукции. Производственная марка «Лек» — знак высокого качества, и в рамках интеграции с «Новартис Генерикс» его сохранение и преумножение будут гарантированы. Что касается увеличения объема инвестиций как в Словении, так и за ее пределами, «Новартис» стремится поддерживать стратегические намерения «Лека». Кристиан Сивалад считает, что компании «Лек» удалось завоевать прочные позиции на рынках региона не только благодаря высокому качеству и строгой экспертизе производимых ЛС, но и построению эффективной модели продвижения своей продукции.

Таким образом, управленческие, кадровые, региональные наработки компании «Лек» станут весомым вкладом в совместную деятельность. За М. Драгонья останется должность главы компаний группы «Лек», и вместе со своей управленческой командой он и далее будет руководить фармацевтическим бизнесом в регионе. К тому же руководство компании «Лек» войдет в состав управленческих органов «Новартис Генерикс», в том числе в ее Исполнительный комитет.

Таблица

Динамика деятельности компаний “Лек” и “Новартис Генерикс” (по данным сайта www.novartis.com)

Показатель

“Лек”

“Новартис Генерикс”

2000 г.

2001 г.

Процент роста

2000 г.

2001 г.

Процент роста

Общий объем продаж (млн евро)

287

360

26

1377

1746

27

Общая прибыль от производственной деятельности (млн евро)

31

44

41

156

187

20

Количество рабочих мест

2901

3429

18

5712

7230

27

ВЗАИМНЫЕ ВЫГОДЫ

Каждая компания имеет собственную специфику присутствия на рынке, и объединение их деловых усилий дает немало преимуществ для обеих (см. рисунок). Так, «Новартис» видит в «Леке» не только партнера с мощным производственным и торговым потенциалом, но и идеальной платформой для внедрения на быстрорастущие европейские рынки. Благодаря альянсу «Новартис» сможет значительно расширить доступ пациентов и врачей из Юго-Восточной и Центральной Восточной Европы, а также стран СНГ к своим ЛС.

p_356_35_090902_ris.gif (6201 bytes)

Рисунок. Соотношение объемов продаж компаний «Лек» и «Новартис Генерикс» на рынках разных стран в 2001 г. Общая сумма экспортных продаж двух компаний в 2001 г. составила около 2,1 млрд евро

Сотрудничество с «Новартисом» за счет использования его маркетинговых и торговых ресурсов для «Лека» открывает дверь на рынки США и ЕС. Это связано с перспективой существенного расширения сбыта как готовых форм ЛС антибактериального, кардиологического и гастроэнтерологического профиля, так и активных субстанций на крупные западные рынки. Таким образом «Лек», не только упрочивает свои позиции флагмана по производству ЛС в Словении и лидера по производству генериков в регионе, но и делает заявку на статус инновационной компании, способной выдержать растущую конкуренцию в масштабах глобального рынка.

М. Драгонья считает компанию «Новартис» партнером выбора для компании «Лек». По его мнению, их объединяют общая корпоративная культура, приверженность инновационной стратегии и стремление к поступательному росту.

Итак, благодаря достижению взаимных выгод обе компании приблизятся к своим стратегическим целям, а мировой рынок высококачественных генерических препаратов существенно пополнится.

Филипп Снегирев

При подготовке материала использованы материалы сайта www.novartis.com

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті