|
Вначале необходимо установить, что представляют собой нематериальные активы с точки зрения бухгалтерского и налогового учета. Согласно пункту 4 П(С)БУ 8, утвержденному приказом Министерства финансов Украины № 24 от 18.10.99 г., нематериальный актив — это немонетарный актив, который не имеет материальной формы, может быть идентифицирован и содержится предприятием в целях использования более одного года (или иного операционного цикла, если он превышает один год) для производства, торговли, в административных целях или для предоставления в аренду другим лицам. К нематериальным активам относятся различные права.
Среди них:
-
права пользования природными ресурсами (недрами, другими ресурсами природной среды, геологической и прочей информацией о природной среде и т.п.);
-
права пользования имуществом (земельным участком, зданием, право на аренду помещений и т.п.);
-
права на знаки для товаров и услуг (товарные знаки, торговые марки, фирменные названия и т.п.);
-
права на объекты промышленной собственности (на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, ноу-хау, защиту от недобросовестной конкуренции и т.п.);
-
авторские и смежные с ними права (на литературные и музыкальные произведения, программы для ЭВМ, базы данных и т.п.);
-
гудвилл (активы и капиталы фирмы, не поддающиеся материальному измерению, то есть престиж торговой марки, репутация фирмы);
-
прочие нематериальные активы (использование экономических и других привилегий и т.п.).
В налоговом учете нематериальные активы — это стоимость объектов промышленной и интеллектуальной собственности, а также другие аналогичные права, признанные объектом права собственности конкретного предприятия (закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» № 283/97-ВР от 22.05.97 г., далее — Закон о прибыли).
Проводя экспертизу, испытания и исследования медицинского оборудования, предприятие не приобретает, не создает и не получает каких-либо прав, а только разрешение на его продажу на территории Украины в течение 5 лет. Поскольку расходы на проведение этих процедур осуществлены для ведения хозяйственной деятельности, их, безусловно, нужно включить в состав валовых расходов. Кстати, эту позицию подтверждает и п. 5.4.7 Закона о прибыли, согласно которому в состав валовых расходов включаются «любые расходы на приобретение лицензий и других специальных решений, выданных государственными органами для ведения хозяйственной деятельности, включая плату за регистрацию предприятия в органах государственной регистрации, в частности, в органах местного самоуправления, их исполнительных органах, кроме расходов на приобретение торговых патентов, установленных законом Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности».
В бухгалтерском учете эти расходы нужно аккумулировать на счет 39 «Расходы будущих периодов» и списывать в состав расходов на сбыт (счет 93) пропорционально сроку действия разрешения (см. газету «Все о бухгалтерском учете», № 95 от 16 октября 2002 г.).
Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим