|
|
— На заседании обсуждались многие вопросы, актуальные для фармации. В частности, вопрос о возможном и необходимом участии профессиональных ассоциаций в решении проблем, касающихся таких важнейших аспектов деятельности фармацевтического рынка, как аттестация, аккредитация и лицензирование, обсуждается уже достаточно давно, буквально с момента создания таких ассоциаций. В то время, когда в Украине еще не было фармацевтического рынка и все вопросы медикаментозного обеспечения населения решались централизованно, проблемы профессиональной подготовки, выполнения аптечными учреждениями нормативных требований и многие другие регулировались государственными органами. Переход фармации из государственного сектора в частный произошел довольно быстро и в настоящее время фармация является одной из наиболее «разгосударствленных» отраслей здравоохранения. С одной стороны, это способствовало довольно быстрому формированию рынка, увеличению количества наименований зарегистрированных лекарственных средств (ЛС), предоставлению аптечным учреждениям возможности развиваться и быть независимыми от указаний «сверху». С другой стороны, многие вопросы, касающиеся непосредственно практической деятельности аптечных учреждений, если можно так выразиться, «повисли в воздухе», поскольку их некому решать. В большинстве случаев они были отданы на откуп коммерческим структурам, что повлекло за собой возможность непрофессионального и необъективного подхода в принятии тех или иных решений.
Если обратиться к опыту развитых государств, в частности Европейского Союза, об ориентации на законодательство которого так много говорится, то станет понятной значимая роль профессиональных ассоциаций. В нашей стране пока что отсутствуют законодательные акты или нормативные документы, согласно которым можно было бы четко предусмотреть участие профессиональных ассоциаций в решении важных вопросов в сфере здравоохранения. В частности, порядок лицензирования в области розничной реализации ЛС регулируется законом Украины «О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности», положения которого не предполагают участия в процедуре лицензирования общественных организаций, в том числе профессиональных ассоциаций.
Не предусмотрено также участие ассоциаций в решении таких важных вопросов, как аккредитация аптечных учреждений и аттестация специалистов. На заседании Совета Федерации было предложено обратиться в МЗ Украины и Кабинет Министров с тем, чтобы в Постановление Кабинета Министров № 765 от 15.07.1997 г. «Порядок государственной аккредитации учреждения здравоохранения» внести такой пункт: «Включить в состав Главной и региональных аккредитационных комиссий, а также комиссий, которые проводят аккредитацию фармацевтических (аптечных) учреждений, специалистов профессиональных Ассоциаций Федерации в количестве не менее 50% числа членов комиссии».
Также были высказаны предложения о включении специалистов профессиональных ассоциаций в состав аттестационных комиссий.
— Если говорить об аттестации, то в чем недостатки существующего положения дел?
— Прежде всего в том, что в состав региональных аттестационных комиссий, которые аттестуют провизора или фармацевта, зачастую входят люди, не имеющие фармацевтического образования. Как известно, функции по проведению аттестации на местах возложены на региональные управления здравоохранения. В большинстве из них нет специального отдела, курирующего фармацию и, соответственно, достаточного количества специалистов, которые входили бы в состав аттестационной комиссии и оценивали бы профессиональный уровень фармацевтов и провизоров.
— Какое решение было принято на заседании Совета Федерации?
— Было принято решение обратиться в органы государственной власти с предложением рассмотреть вопрос о передаче профессиональным ассоциациям Федерации некоторых функций, связанных с деятельностью МЗ Украины в сфере негосударственного сектора.
Однако на деле реализовать все это непросто. Существующая нормативно-правовая база не готова к тому, чтобы профессиональные ассоциации заняли в отечественном здравоохранении и, в частности в фармации, то место, которое они занимают в развитых европейских странах. Не разработан механизм участия ассоциаций в тех или иных процессах (например, в аттестации). Да и нормативная документация в сфере фармации пока еще далека от совершенства. Приведу один пример. Не так давно издан приказ МЗ Украины № 385 от 28.10.2002 г. «Об утверждении перечней учреждений здравоохранения, врачебных, провизорских должностей и должностей младших специалистов с фармацевтическим образованием в учреждениях здравоохранения». Согласно приказу, к перечню фармацевтических (аптечных) учреждений отнесены базы (склады) медицинской техники, контрольно-аналитические лаборатории, лаборатории анализа качества ЛС и магазины (медицинской техники, медицинской оптики). Согласно закону Украины «Основы законодательства о здравоохранении», установлено, что население обеспечивается ЛС через аптечные учреждения. Следуя логике этих двух документов, магазин медицинской техники может получить лицензию на реализацию ЛС. И подобных «нестыковок» в существующем законодательстве, увы, немало.
— Какой же выход из создавшегося положения Вы видите?
— На наш взгляд, следует более активно привлекать специалистов к обсуждению и экспертизе готовящихся нормативно-правовых документов. Со своей стороны Всеукраинская аптечная ассоциация сделает все возможное для того, чтобы отечественный фармацевтический рынок стал цивилизованным, условия работы на нем — прозрачными и комфортными, а потребитель — получал только качественный сервис.
Виктория Матвеева
Фото Евгения Кривши
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим