Всеукраинский фармацевтический рейтинг «Еженедельника Аптека»«Программа партнерства»Кто есть кто, или дистрибьюторы сами о себе

Сегодня мы подводим итоги заключительной части рейтинга «ФармЭксперт» — «ПРОГРАММА ПАРТНЕРСТВА», который, как и в прошлом году, составлен на основании данных анализа анкет, самостоятельно заполненных компаниями-дистрибьюторами. Большинство крупных дистрибьюторских компаний с энтузиазмом восприняли рейтинг «ПРОГРАММА ПАРТНЕРСТВА» («Еженедельник АПТЕКА», № 9 (330) от 4 марта 2002 г.). Участие в рейтинге «ПРОГРАММА ПАРТНЕРСТВА» свидетельствует о стремлении к открытости компании-дистрибьютора, что, в свою очередь, способствует большей прозрачности и структурированности отечественного фармацевтического рынка.

Мы являемся свидетелями развития украинского фармацевтического рынка и перемен, которые происходят на нем, например концентрации рынка дистрибьюции лекарственных средств. Поэтому как производителей, так и дистрибьюторов интересует, «кто есть кто» на этом рынке. Организаторы рейтинга «ПРОГРАММА ПАРТНЕРСТВА» стремились максимально достоверно и точно определить место, занимаемое компанией-дистрибьютором.

Методология проведения рейтинга, анкета для заполнения и способ обработки полученных данных не отличаются от тех, что использовались в прошлом году, — это обеспечивает сопоставимость данных. Напомним: в разработке анкеты и методологии обработки данных принимали участие специалисты маркетинговой компании «SC Dom», издательства «Морион» и ряда ведущих компаний-дистрибьюторов Украины. Сбор и обработку информации осуществляли компании РА «Мединформ» и «Софтинформ». По сравнению с прошлым годом в нынешнем рейтинге отсутствует деление дистрибьюторов на общенациональных и локальных. В итоговых данных указаны все дистрибьюторы, а территориальный охват стал одним из показателей, который использовали при составлении сводного рейтинга.

МЕТОДОЛОГИЯ

Из 53 поступивших анкет учтено 45. Рейтинговая комиссия исключила из рассмотрения анкеты, в которых отсутствовали сведения об объеме реализации за год (пункт 1), так как этот показатель являлся непременным условием для участия в рейтиге.

В рейтинг были включены компании — владельцы лицензий на оптовую реализацию лекарственных средств. Не опрашивались компании, основная деятельность которых связана с производством лекарственных средств, несмотря на то, что они также являются владельцами лицензий на их оптовую реализацию. Достоверность предоставленных данных оценивали на основе официальной информации, а также сведений из открытых источников.

ИТОГИ

В ходе обработки анкет удалось выявить ряд интересных закономерностей. Так, оказалось, что количество клиентов, обслуживаемых одним менеджером по продажам, наиболее велико в компаниях, которые осуществляют главным образом крупнооптовые поставки продукции. В компаниях с развитой собственной инфраструктурой (склад, региональные подразделения, автопарк) показатель, характеризующий отношение оборота к общему числу штатных работников, сравнительно невысокий, а доля специалистов с фармацевтическим образованием больше в компаниях, имеющих собственную розничную сеть.

При составлениии сводного рейтинга (табл. 2) учитывали наиболее весомые показатели. Основной показатель, характеризующий работу предприятия, — «Деньги» (табл. 1). Вклад в сводный рейтинг внесли и другие показатели. Наглядным примером является распределение компаний в разделе «Ассортимент» (табл. 3), учтенном в сводном рейтинге.

Таблица 1

Рейтинг дистрибьюторов по разделу «Деньги»

Место

Название

1

Оптима-Фарм

2

ВВС-ЛТД

3

Альба Украина

4

БаДМ

5

Областная аптечная холдинговая компания

6

Фалби

7

Элегант-Фарм

8

Артур-К

9

Фармако

10

Луганское ОКПП «Фармация»

11

Фра-М

12

Медфарком

13

Вента

14

Фармвест

15

МедОПТ-АВС

16

Гледфарм

17

Юнифарма

18

Себ-Фармация

19

Интерфарма-Киев

20

Фармация-2000 (Киев)

21

Рейнбо

22

Аптека Биокон

23

Фалвест-Фарм

24

СБС-Фармация

25

Аптечные склады Фарма Киев

26

Бизнес Центр Фармация

27

Интерфарм

28

Зеленый Крест

29

Галафарм

30

Хмесил

31

Торговый дом «Витамины»

32

Кимед

33

Аксис

34

Стиролоптфармторг

35

Игар

36

Лакс ООО

37

Мегаком

38

Медикус МК

39

ЮЛГ

40

Фармресурс

41

Старлинг Интернешнл

42

Марта медика

43

Синтез

44

Украинская фармацевтическая компания

45

Сфан

Таблица 2

Сводный рейтинг дистрибьюторов

Таблица 3

Рейтинг дистрибьюторов по разделу «Ассортимент»

Место

Название

1

Вента

2

Луганское ОКПП «Фармация»

3

ВВС-ЛТД

4

БаДМ

5

Оптима-Фарм

6

Фармако

7

Медикус МК

8

Областная аптечная холдинговая компания

9

Элегант-Фарм

10

Артур-К

11

Себ-Фармация

12

Альба Украина

13

Фалби

14

Юнифарма

15

Фра-М

16

Интерфарма-Киев

17

Фармресурс

18

Лакс

19

Фалвест-Фарм

20

Аптека Биокон

21

СБС-Фармация

22

Аптечные склады Фарма Киев

23

Галафарм

24

Аксис

25

Мегаком

26

Медфарком

27

Фармвест

28

ЮЛГ

29

Гледфарм

30

Фармация-2000 (Киев)

31

Торговый дом «Витамины»

32

Интерфарм

33

МедОПТ-АВС

34

Хмесил

35

Кимед

36

Зеленый Крест

37

Рейнбо

38

Марта медика

39

Игар

40

Бизнес Центр Фармация

41

Старлинг Интернешнл

42

Стиролоптфармторг

43

Сфан

44

Украинская фармацевтическая компания

45

Синтез

В целях сохранения конфиденциальности не приведены абсолютные значения в рейтингуемых категориях. Таблицы составлены следующим образом: значения по каждой из рейтингуемых категорий приведены к 100, при этом за 100 принимали максимальные значения в данной категории. Каждому значению присвоено соответствующее место (например, значению 100 присвоено 1-е место, значению 0,98 — 2-е, значению 0,90 — 3-е место и т.д.). Приведенные значения суммировали, их сумма определяла место, занимаемое компанией в итоговой таблице рейтинга (см. табл. 2). В свою очередь, эту сумму приводили также к 100 по максимально набранной сумме баллов, следовательно, она косвенно отражает абсолютные показатели, приведенные компаниями — участницами рейтинга «ПРОГРАММА ПАРТНЕРСТВА».

АНКЕТА

Анкета для заполнения компаниями-дистрибьюторами включала ряд разделов, в каждом из которых были сформулированы вопросы, характеризующие тему раздела. Вопросы подразделялись на обязательные для ответа и дополнительные (последние приведены курсивом). В конце каждого вопроса полужирным шрифтом выделены единицы измерения. Предложенные вопросы были сгруппированы в соответствующие разделы.

Раздел «Деньги»

1. Объем реализации компании за год, включая филиалы, представительства и дочерние предприятия, в отпускных ценах компании, тыс. гривень.

2. В том числе объем реализации импорта за год, включая филиалы, представительства и дочерние предприятия, в отпускных ценах компании, % к сумме в строке 1.

Раздел «Ассортимент»

3. Количество ассортиментных позиций в предложении компании на момент опроса (лекарственные препараты, которые можно купить немедленно; каждая форма лекарственного препарата считается отдельной позицией), количество строк в прайс-листе.

4. Изменение объема ассортимента за год как разница числа строк актуального (в момент опроса) прайса и прайса на начало года, в числе строк со знаком «+» или «–», обозначающим соответственно увеличение или уменьшение числа строк, количество строк в прайс-листе.

Раздел «Работа с поставщиками»

5. Количество прямых контрактов с производителями за 2002 г., как отечественными, так и зарубежными (зарубежными считаются также поставщики из стран бывшего СССР), количество контрактов.

Раздел «Работа с клиентами»

6. Количество активных клиентов за IV квартал 2002 г. (активными считаются клиенты, осуществившие хотя бы одну покупку за указанный период), количество клиентов.

7. Количество исполненных заказов (заказом считается одна отгрузка независимо от числа товарных накладных) в течение всего 2002 г., количество заказов.

8. Средняя стоимость одного исполненного заказа (заказом считается одна отгрузка независимо от числа товарных накладных) в течение всего 2002 г., гривень.

Раздел «Территория, охват»

9. Географическое территориальное покрытие: число областей, в которых за IV квартал 2002 г. произошло не менее одной продажи), количество областей.

10. Географическое территориальное покрытие: число областей, в которых за IV квартал 2002 г. произошло не менее десяти продаж), количество областей.

11. Совокупные складские площади на момент опроса, квадратных метров.

12. В том числе за пределами центрального склада (склада в месте расположения центрального офиса), квадратных метров.

13. Число региональных представительств (представительством считается работающий офис со штатом), количество представительств.

Раздел «Штат»

14. Количество штатных сотрудников в компании на момент опроса, количество сотрудников.

15. В том числе имеющих фармацевтическое образование (фармацевт или провизор), количество сотрудников.

16. В том числе сотрудников, непосредственно занятых продажами (менеджеры по продажам, торговые представители, агенты и др.), количество сотрудников.

Редакция «Еженедельника АПТЕКА» поздравляет победителей рейтинга «ФармЭксперт» и желает успехов в бизнесе и процветания!

Выражаем признательность всем, кто внес свою лепту в создание рейтинга: работникам аптек, сотрудникам компаний-дистрибьюторов, работникам фармацевтических предприятий. Рейтинг «ФармЭксперт» увидел свет благодаря вашему активному участию, уважаемые коллеги!

Особая благодарность компаниям «SC Dom», РА «Мединформ» и «Софтинформ» за техническую поддержку.

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті