Рамочная конвенция по борьбе против табака и ее значение для Украины

21 мая 2003 г. на пятьдесят шестой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения было утверждено соглашение — Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака. Цель Конвенции — защита нынешнего и будущих поколений от разрушительного действия табака на здоровье людей, а также исследование социальных, экологических и экономических последствий табакокурения. На основе полученных результатов рекомендуется создание соответствующих рамок для антиникотиновых мер, которые должны осуществлять стороны (участники соглашения) на национальном, региональном и международном уровнях для того, чтобы неуклонно сокращать распространенность употребления табака и воздействия табачного дыма.

В настоящее время табакокурение — одна из основных причин смерти в мире, которую можно устранить. Ежегодно в мире от болезней, связанных с табакокурением, умирают 4 млн человек. Если такая тенденция сохранится, то к 2030 г. эта цифра увеличится до 10 млн, причем наиболее высокая смертность прогнозируется в развивающихся странах. Если не предпринять решительных мер, табакокурение в ближайшее время станет главной причиной смерти. По этой причине будет умирать больше людей, чем от туберкулеза, пневмонии, желудочно-кишечных заболеваний, а также осложнений при родах, вместе взятых. Размах настоящей и будущей никотиновой эпидемии по всему миру означает, что назрела неотложная всемирная потребность принятия международных мер борьбы с табакокурением.

С 16 по 22 июня 2003 г. в штаб-квартире ВОЗ в Женеве в соответствии со ст. 19 Устава ВОЗ началось подписание Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака. С 30 июня 2003 г. по 29 июня 2004 г. Конвенция будет находиться в центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке. Рамочная конвенция должна стать значительным шагом в продвижении национальных, региональных и международных программ и в глобальном сотрудничестве по охране здоровья людей от разрушительного воздействия потребления табака и табачного дыма во всем мире, особенно в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Согласно Конвенции все государства и уполномоченные региональные организации по экономической интеграции должны рассмотреть вопрос о скорейшем подписании, ратификации, принятии, утверждении, официальном подтверждении или присоединении к этому документу с тем, чтобы он как можно раньше вступил в силу. В положениях Конвенции «звучит» настоятельный призыв к принятию необходимых мер по сокращению потребления табака и воздействию табачного дыма. Переговоры по Рамочной конвенции являются исторической возможностью для глобальных действий в целях ослабления никотиновой эпидемии.

Члены альянса Рамочной конвенции, объединяющего более 170 неправительственных организаций со всех континентов, предлагают рекомендации по процедуре, принципам и содержанию Рамочной конвенции по борьбе против табака.

Относительно процедур Межправительственного органа ведения переговоров (МОВП) они настаивают на следующих положениях:

•?обеспечение участия неправительственных организаций во всех встречах МОВП, рабочих групп, специальных органов и других комитетов, созданных МОВП в целях ведения переговоров по Рамочной конвенции. Запрет на участие в переговорах компаний по производству табачных изделий и их филиалов, их представители не должны работать в каких бы то ни было консультационных, научных и исполнительных органах Рамочной конвенции.

В отношении принципов Рамочной конвенции члены Альянса выступают за то, чтобы:

•?политика контроля за табачными изделиями базировалась на научных данных с использованием методов, эффективность которых доказана, а также на передовом международном практическом опыте;

•?принципиальная цель Конвенции заключалась в существенном и быстром снижении смертности, заболеваемости и инвалидности вследствие курения табака;

•?защита и укрепление здоровья были руководящими принципами для всех решений и действий сторон, участвующих в переговорах;

•?положения Конвенции в сфере общественного здоровья были приоритетными по отношению к другим международным соглашениям;

•?ничто в Конвенции не подрывало существующие инициативы и меры в сфере контроля над табачными изделиями любой из подписавших ее сторон, а также не препятствовало любой стороне предпринять более решительные действия, чем того требует данный документ.

Содержание Рамочной конвенции по борьбе против табака среди прочих мер должно включать:

•?полное запрещение всех форм прямой и косвенной рекламы табака, спонсорства, пропаганды и «продвижения марок»;

•?жесткие меры противостояния контрабандному ввозу табака;

•?запрещение беспошлинных продаж и освобожденного от налогов импорта табачных изделий;

•?наличие полной характеристики табачных изделий, ограничивающейся минимальными стандартами производства, упаковки, которая бы включала состав ингредиентов и дыма, название фирмы-изготовителя;

•?наглядные (с использованием рисунков) предупреждения медицинской тематики, занимающие по крайней мере 50% поверхности пачки с надписью на языке страны, в которой табачное изделие должно продаваться (указание на каждой пачке места производства изделия и страны, куда оно отправляется);

•?запрещение использования на пачках сигарет вводящих в заблуждение терминов, таких, как «легкие» или «мягкие»;

•?механизм технологии, финансирования и знаний в целях помощи странам в их действиях по антиникотиновой борьбе;

•?использование политики налогообложения табачных изделий в качестве инструмента здравоохранения для достижения постоянного сокращения табакокурения.

История Конвенции берет свое начало с 1996 г., когда в мае в целях принятия мер по поводу глобальной табачной пандемии Всемирная ассамблея здравоохранения обратилась к Генеральному директору ВОЗ с просьбой выступить с инициативой по разработке международной Рамочной конвенции по борьбе против табака.

В марте 2000 г. состоялось совещание Рабочей группы по подготовке Конвенции, в котором Украину представляли два члена Координационного совета по борьбе против табака.

Октябрь 2000 г. ознаменован встречей Межправительственного совета по переговорам (МСП) относительно Рамочной конвенции, которая состоялась в Женеве (Швейцария). На ней присутствовали представители неправительственных организаций и журналисты из Украины. В МСП входят представители всех 192 стран — членов ВОЗ.

В мае 2001 г. состоялась вторая встреча МСП, на которой украинскую делегацию представляли первый заместитель министра здравоохранения и генеральный директор ассоциации «Укртабак», объединяющей представителей транснациональных табачных компаний в Украине. В состав делегаций только трех стран (Украины, России и Малави) входили представители частной табачной индустрии.

И наконец, 21 мая 2003 г. на пятьдесят шестой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения Конвенция была единогласно принята. Этот документ накладывает юридические обязательства и предлагает подход, который содержится в многочисленных договорах о правах человека и охране окружающей среды. Важным преимуществом Конвенции является ее гибкость, так как она не преследует цель решить все проблемы в одном документе, а каждый отдельный вопрос решается в рамках отдельного договора. Сначала государства принимают Конвенцию, которая призывает к сотрудничеству для достижения поставленных целей, оставляя для сторон открытой возможность принимать последовательно отдельные протоколы с указанием конкретных мер для осуществления этих целей.

Об отношении Украины к Рамочной конвенции по борьбе против табака мы попросили рассказать члена Координационного совета по контролю над табаком при Кабинете Министров Украины, координатора кампании «Кидаємо курити разом», исполнительного директора Информационного центра по проблемам алкоголя и наркотиков Константина Красовского.

— Каков механизм вступления Конвенции в силу как юридического документа?

Подписание Конвенции в центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке началось с 30 июня 2003 г. и будет продолжаться по 29 июня 2004 г. По истечении этого срока каждое государство, которое ратифицирует, принимает или утверждает настоящую Конвенцию, должно подать на хранение Депозитарию документ о ее ратификации, принятии, утверждении, официальном одобрении или присоединении к ней. Конвенция вступает в силу на 90-й день после даты сдачи на хранение Депозитарию сорокового документа. После вступления в силу Конвенция становится юридическим документом. В любое время по истечении двух лет после даты вступления в силу настоящей Конвенции любая сторона может выйти из Конвенции, направив письменное уведомление Депозитарию. В случае если сторона не соблюдает пункты соглашения в течение пяти лет, на нее могут быть наложены соответствующие санкции. — В чем существенная разница между подписанием и ратификацией Конвенции?

— Подписание Конвенции не принуждает страну выполнять пункты этого документа, поскольку до вступления в силу Конвенция не является юридическим документом и, соответственно, сторона, подписавшая ее, не несет юридической ответственности. После ратификации и вступления в силу Конвенция становится юридически значимым документом со всеми вытекающими последствиями. — Какое отношение Украины к Конвенции в настоящее время?

— На данный момент Украина не подписала Конвенцию, но еще есть время — срок окончания подписания истекает 29 июня 2004 г. Украина планирует подписать данное соглашение, в связи с чем идет подготовка необходимых документов.

Таким образом, участие Украины в Рамочной конвенции по борьбе против табака поможет решить ряд серьезных проблем:

1. Постепенно повышая налоги на табачные изделия, получать дополнительные доходы к госбюджету.

2. Существенно уменьшить объемы контрабанды табачных изделий.

3. Добиться ликвидации негативного влияния рекламы табачных изделий на население, особенно молодежь.

4. Помочь сельскому населению, которое вовлечено в выращивание табака, перейти к выращиванию полезных для здоровья культур.

5. Вовремя получать современную информацию относительно эффективности мер контроля за табачными изделиями.

И самое главное — участие в Рамочной конвенции поможет сберечь здоровье многим гражданам Украины.

Соглашение вступает в силу на 90-й день после даты передачи на хранение Депозитарию, которым является Генеральный директор ООН, документа о ратификации, принятии, утверждении, официальном одобрении или присоединении, поступившего от сорока стран.

В день открытия Конвенции для подписания (16 июня) 28 стран, в частности, Бразилия, Чешская Республика, Дания, Финляндия, Франция, Греция, Венгрия, Исландия, Иран, Италия, Кувейт, Люксембург, Новая Зеландия, Монголия, Швеция, Великобритания и др., проявили интерес к этому документу, а к 20 июня уже около 40 стран его подписали.

Глобальная никотиновая эпидемия не обошла стороной и нашу страну. По данным ВОЗ, в Украине ежегодно от последствий табакокурения умирают около 120 тыс. человек, т.е. каждые 4,5 минуты умирает 1 человек. Табакокурение и связанные с ним проблемы также негативно отражаются на экономике. По подсчетам Всемирного банка реконструкции и развития расходы по преодолению последствий табакокурения для глобальной экономики составляют 200 млрд долл. США. На Украину приходится около 2 млрд. С 1996 г. в Украине разрешена реклама табачных изделий. В 2000 г. производство табачных изделий в Украине увеличилось на 31%.

В тех странах, где налоги на табачные изделия постепенно повышались, одновременно были достигнуты две цели: уменьшение распространенности курения среди населения и увеличение государственного бюджета. Такая политика полностью себя оправдала и в Украине: с 1996 по 1999 г. доходы государства от акцизных налогов на табачные изделия в долларовом эквиваленте возросли в 4 раза. Дальнейшее внедрение такой политики тормозится разницей в размере налогов в Украине и соседних странах (в России они ниже, в Польше — выше), что может способствовать увеличению нелегальных поставок сигарет. Для того чтобы избежать расхождения в ценах между соседними странами, необходима гармонизация налогообложения табачных изделий на международном уровне. Этого можно достичь только при помощи международного договора, в частности Рамочной конвенции по борьбе против табака.

По оценкам экспертов, значительную часть рынка табачных изделий Украины составляет контрабанда. К сожалению, ни одна из стран не может решить эту проблему самостоятельно, и только согласованные действия всех стран могут противостоять этому злу. Разработка механизма контроля перевозки сигарет — одна из целей Конвенции.

В таких странах, как Франция, Новая Зеландия, Норвегия и др., где все виды рекламы табачных изделий запрещены, отмечено значительное уменьшение распространенности табакокурения среди населения. Большинство опрошенных в Украине поддерживает запрет рекламы сигарет. Не исключено, что такая реклама может поступить из других стран (например, через спутниковое телевидение, интернет), поэтому только запрет рекламы табачных изделий во всем мире может остановить поток рекламных материалов в импортных изданиях, а также во время трансляции событий национального и международного характера. Меры постепенного ограничения рекламы табачных изделий в целях полного запрета — предмет еще одного протокола Конвенции.

Поскольку табакокурение одинаково вредит здоровью людей независимо от места проживания, оправданной является постепенная гармонизация во всех странах, в том числе и в Украине, правил, касающихся содержания токсичных веществ в табачных изделиях. При проведении процедур тестирования определенных ингредиентов, входящих в состав табака, необходимо придерживаться принятых в международной практике методик, что позволит потребителям составить четкое представление о том, какие именно вредные вещества поступают в их организм при курении. Гармонизация методов тестирования — еще одно задание Конвенции.

Большие по размеру и разнообразные по содержанию медицинские предупреждения, размещенные на пачках сигарет, уже доказали свою эффективность в Канаде, Австралии, Польше, других странах. Современный дизайн пачек сигарет в Украине не способствует достижению цели общественного здоровья — снижению распространенности курения среди населения. Договоренность в отношении элементов дизайна пачки сигарет на международном уровне будет способствовать улучшению торговых взаимоотношений и укреплению общественного здоровья.

Субсидии, предоставляемые изготовителям табачных изделий в странах ЕС, деформируют рынок этих изделий и в Украине, а также стимулируют потребление при помощи импорта более дешевых сигерет. В планах Конвенции способствовать плавному переходу государств, специализирующихся на выращивании табака, на производство другой, полезной для здоровья продукции.

Тысячи граждан Украины хотят бросить курить. К сожалению, преградой этому является никотиновая зависимость. Эффективность существующих методик избавления от никотиновой зависимости очень низкая. В рамках Конвенции планируется внедрение современных методик лечения никотиновой зависимости во всех странах.

Украина испытывает недостаток информации по проблемам последствий табакокурения для здоровья и эффективных мер предупреждения развития никотиновой эпидемии. Соглашение обеспечит стандартизованные подходы к глобальному мониторингу никотиновой эпидемии и оценке эффективности политики контроля за табачными изделиями.

Участие в Рамочной конвенции не требует от Украины финансовых затрат. Более того, Украина бесплатно будет получать от ВОЗ информационную и техническую помощь. Предусматривается создание специального международного фонда по осуществлению контроля за табачными изделиями. Украина, как и другие страны с развивающейся экономикой, сможет получать финансовую помощь из этого фонда.

Более подробную информацию
можно найти на сайтах:
http://www.fctc.org;
http://www.who.int/toh;
http://www.adic.org.ua/coalition

Елена Кучерук

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті