Helicopter View: Аптечный рынок Украины в I кв. 2012 г.

Мы продолжаем периодические аналитические обзоры фармрынка Украины. О том, какой старт задан на аптечном рынке в I кв. 2012 г., читайте в настоящей публикации. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»

Наметившееся в минувшем году замедление динамики рынка аптечных продаж отмечают и в текущем году. Невзирая на то что в денежном выражении в анализируемый период темпы прироста аптечного рынка продолжают исчисляться дву­значными цифрами — +13% по сравнению с I кв. 2011 г., в натуральном выражении динамика практически отсутствует — объем продаж незначительно снизился на 0,3% (рис. 1).

Рис. 1
Динамика розничных продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении, а также долларовом эквиваленте по итогам I кв. 2010–2012 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Динамика розничных продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении, а также долларовом эквиваленте по итогам I кв. 2010–2012 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В абсолютных величинах по итогам I кв. 2012 г. общий объем украинского розничного рынка всех категорий товаров «аптечной корзины» составил 7,5 млрд грн. за 465 млн упаковок. В долларовом эквиваленте этот показатель увеличился на 12,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и достиг 943 млн дол. США.

В анализируемый период почти для всех категорий товаров «аптечной корзины» отмечается схожая динамика — +11–13% в денежном и -3—+1% в натуральном выражении по сравнению с I кв. 2011 г., за исключением сегмента диетических добавок, где зафиксированы опережающие темпы прироста объема аптечных продаж — 23% в денежном и 11% в натуральном выражении. На фоне практически синхронного развития всех сегментов аптечного рынка структура продаж в I кв. 2012 г. осталась практически неизменной по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Так, львиную долю розничной реализации составляют лекарственные средства — 85% в денежном и 66% в натуральном выражении, доля изделий медицинского назначения (ИМН) — 8 и 29% соответственно, а удельный вес парафармацевтической продукции (косметики и диетических добавок) по-прежнему остается невелик — соответственно 7 и 5% (рис. 2).

Рис. 2
Структура розничной реализации всех категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2010–2012 гг., а также темпы прироста/убыли объема их продаж по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Структура розничной реализации всех категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2010–2012 гг., а также темпы прироста/убыли объема их продаж по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» во всех сегментах повышается равномерно — на 10—16% по сравнению с I кв. 2011 г. (рис. 3). При этом максимальный прирост отмечен в наиболее дешевом сегменте — ИМН.

Рис. 3
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки товаров «аптечной корзины» по итогам I кв. 2010–2012 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки товаров «аптечной корзины» по итогам I кв. 2010–2012 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В структуре аптечных продаж во всех сегментах в денежном выражении отмечено превалирование продукции зарубежного производства — более 70%, лишь в сегменте диетических добавок этот показатель несколько ниже — 56%, так как значительная часть продукции здесь представлена украинскими производителями (рис. 4). В натуральном выражении структура продаж представлена в зеркальном отражении — доминируют украинские производители, за исключением сегмента ИМН, где их доля составила 42%.

Рис. 4
Структура аптечных продаж товаров «аптечной корзины» зарубежного и отечественного производства в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2012 гг., а также темпы прироста/убыли объема их розничной реализации по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Структура аптечных продаж товаров «аптечной корзины» зарубежного и отечественного производства в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2012 гг., а также темпы прироста/убыли объема их розничной реализации по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В анализируемый период для большинства категорий товаров «аптечной корзины», за исключением косметики, темпы прироста аптечных продаж продукции отечественного производства опережают таковые для зарубежного (см. рис. 4). В натуральных величинах та же картина характерна для сегментов ИМН и косметики, для лекарственных средств и диетических добавок отмечена противоположная тенденция — опережающую динамику демонстрируют товары зарубежного производства.

Рынок ЛЕКАРСТВЕННЫх СРЕДСТВ

Сегмент лекарственных средств как самой востребованной категории среди товаров «аптечной корзины» заслуживает традиционно детального анализа динамики развития и ее элементов в лице отдельных игроков рынка. В середине минувшего года на рынке лекарственных средств отмечено замедление помесячной динамики аптечных продаж этой категории товаров, причем в текущем году темпы прироста этого рынка сохранились практически на том же уровне, что и во II полугодии (рис. 5).

Рис. 5
Динамика объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам января 2011 – марта 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Динамика объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам января 2011 – марта 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Общий объем розничного рынка лекарственных средств по итогам I кв. 2012 г. достиг 6,4 млрд грн. за 306 млн упаковок, превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 12,6% в денежном и 0,4% в натуральном выражении (рис. 6). Что же движет рынком в денежном выражении при стабильном объеме реализации в упаковках?

Рис. 6
Динамика аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2010 — I кв. 2012 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Динамика аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2010 — I кв. 2012 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Основными драйверами роста выступают инфляционные процессы и перераспределение потребления с дешевых на более дорогостоящие препараты, в частности, инфляционный индекс в анализируемый период составил +5%, а индекс замещения — +6% (рис. 7). Незначительный вклад в прирост рынка в денежном выражении обеспечивается также инновационным индексом — +1,8%, который показывает обновление рынка путем появления новых и ухода старых препаратов. Индекс эластичности спроса в относительно стабильной макроэкономической ситуации в нашей стране, в частности, благодаря отсутствию резких скачков курсов иностранных валют по отношению к национальной, приближен к нулю (-0,3%), что свидетельствует о минимальной чувствительности потребителей к незначительному изменению цен на лекарственные средства.

Рис. 7
Индикаторы темпов прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам I кв. 2010 – I кв. 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Индикаторы темпов прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам I кв. 2010 – I кв. 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Как уже было отмечено, на аптечном рынке лекарственных средств наметилось перераспределение структуры потребления с дешевых на более дорогостоящие препараты, что обусловлено опережающими темпами прироста объема розничной реализации препаратов высокостоимостной ценовой ниши на фоне значительно замедлившейся динамики в остальных сегментах (рис. 8). Так, в анализируемый период по объему реализованных упаковок отмечена отрицательная динамика в сегменте низкостоимостных препаратов, существенная часть которых представлена украинскими производителями.

Рис. 8
Динамика аптечных продаж и средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств в разрезе ценовых ниш по итогам I кв. 2010–2012 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Динамика аптечных продаж и средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств в разрезе ценовых ниш по итогам I кв. 2010–2012 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В рамках топ-5 групп АТС-классификации 1-го уровня максимальные темпы прироста аптечных продаж в I кв. 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года отмечены для препаратов группы С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» — +19% (рис. 9). В это же время для таких востребованных в сезон простудных заболеваний, который зачастую приходится на март, препаратов, как R «Средства, действующие на респираторную систему» и J «Противомикробные средства для системного применения», отмечена замедленная динамика, что обусловлено как отсутствием эпидемической ситуа­ции в этом году, так и значительным всплеском их продаж в I кв. прошлого года.

Рис. 9
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в разрезе АТС-классификации 1-го уровня в денежном выражении по итогам I кв. 2011–2012 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (сортировка по убыли объема аптечных продаж в I кв. 2012 г.)
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в разрезе АТС-классификации 1-го уровня в денежном выражении по итогам I кв. 2011–2012 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (сортировка по убыли объема аптечных продаж в I кв. 2012 г.)

Среди менее продаваемых групп темпы прироста на уровне 19% и более в этот период продемонстрировали препараты групп D «Дерматологические средства», B «Средства, влияющие на систему крови и гемопоэз» и S «Средства, действующие на органы чувств».

Рейтинг брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении в анализируемый период традиционно возглавил АКТОВЕГИН (табл. 1). В рамках топ-20 брэндов лекарственных средств в I кв. 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. значительно улучшил свои позиции (более чем на 30 пунктов) препарат — ЦИТРАМОН (анальгетик).

Таблица 1 Рейтинг брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам I кв. 2012 г. с указанием их позиций в аналогичном рейтинге по итогам I кв. 2010–2011 гг.
2012 2011 2010
АКТОВЕГИН 1 1 1
КОДТЕРПИН 2 16 29
ЭССЕНЦИАЛЕ 3 2 2
КАРДИОМАГНИЛ 4 3 21
НО-ШПА 5 6 4
НАТРИЯ ХЛОРИД 6 10 5
МИЛДРОНАТ 7 4 3
ПРЕДУКТАЛ 8 11 6
АМИЗОН 9 5 7
ТИОТРИАЗОЛИН 10 21 15
ВИТРУМ 11 12 12
ЦЕРАКСОН 12 20 18
КАНЕФРОН 13 17 13
АУГМЕНТИН 14 8 11
ФАРМАЦИТРОН 15 15 31
ЦИТРАМОН 16 51 45
ТРАУМЕЛЬ С 17 22 26
ЛАЗОЛВАН 18 9 9
АНАФЕРОН 19 18 25
АРБИДОЛ 20 7 63

Первая пятерка лидеров среди маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении во главе с компанией «Фармак» в I кв. 2012 г. осталась неизменной по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (табл. 2). За пределами этой топ-5 компаний произошли некоторые перестановки, в частности, значительно улучшили свои позиции в рейтинге компании с максимальным индексом эволюции (Ei; табл. 3).

Таблица 2 Рейтинг маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам I кв. 2012 г. с указанием их позиций в аналогичном рейтинге по итогам I кв. 2010–2011 гг.
Маркетирующая организация 2012 2011 2010
Фармак (Украина) 1 1 2
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) 2 2 1
Sanofi (Франция) 3 3 3
Takeda (Япония)** 4 4 5
Teva (Израиль) 5 5 4
Дарница (Украина) 6 7 6
Артериум Корпорация (Украина) 7 6 7
Servier (Франция) 8 10 10
Gedeon Richter (Венгрия) 9 12 12
Здоровье Группа компаний (Украина) 10 9 11
KRKA (Словения) 11 8 8
Sandoz (Швейцария) 12 11 9
ИнтерХим (Украина) 13 24 28
GlaxoSmithKline (Великобритания) 14 14 14
Heel (Германия) 15 13 15
Борщаговский ХФЗ (Украина) 16 16 13
Actavis Group (Исландия) 17 15 21
Дельта Медикел (Украина) 18 17 23
Abbott Products GmbH (Германия) 19 22 19
Киевский витаминный завод (Украина) 20 20 22
Bayer Consumer Care (Швейцария) 21 18 16
Стада-Нижфарм (Германия-Россия) 22 23 20
ПРО-фарма (Украина) 23 27 26
Boehringer Ingelheim (Германия) 24 21 17
Юрия-Фарм (Украина) 25 33 38
Alpen Pharma (Швейцария) 26 26 36
Bionorica (Германия) 27 25 24
Omega Pharma Group (Бельгия) 28 19 18
Novartis Consumer Health (Швейцария) 29 29 31
Zentiva (Чешская Республика) 30 30 25
Таблица 3 Топ-10 маркетирующих организаций по Evolution Index (нормированный к 100) по итогам I кв. 2012 г. в рамках топ-30 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в I кв. 2012 г.
Маркетирующая организация Ei
ИнтерХим (Украина) 156
Юрия-Фарм (Украина) 122
ПРО-фарма (Украина) 117
Gedeon Richter (Венгрия) 114
Abbott Products GmbH (Германия) 111
Фармак (Украина) 110
Дарница (Украина) 109
Takeda (Япония)** 107
Teva (Израиль) 106
Киевский витаминный завод (Украина) 105

ДИСТРИБЬЮЦИЯ

Общий объем поставок дистрибьюторов лекарственных средств в аптечные учреждения по итогам I кв. 2012 г. составил 5,1 млрд грн. в оптовых ценах за 300 млн упаковок, превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 10,8% в денежном и 0,5% в натуральном выражении.

Гвардию дистрибьюторов стабильно возглавляет компания «БаДМ» (табл. 4). Тройку лидеров в анализируемый период замыкают «Альба Украина» и «Оптима-Фарм». Отметим также, что в исследуемый период в топ-10 дистрибьюторов дебютировала компания «Фармпланета».

Таблица 4 Рейтинг дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении по итогам I кв. 2012 г. с указанием их позиций в аналогичном рейтинге по итогам I кв. 2010–2011 гг.
Дистрибьюторы 2012 2011 2010
БаДМ (Днепропетровск) 1 1 1
Альба Украина (Борисполь) 2 3 4
Оптима-Фарм (Киев) 3 2 2
Фра-М (Донецк) 4 5 5
Вента (Днепропетровск) 5 4 6
Фито-Лек (Харьков) 6 6 9
Фармпланета (Киев) 7
Фармако (Киев) 8 11 15
Центр медицинский
Медцентр М.Т.К. (Киев)
9 15 16
Каскад-Медикал (Киев) 10 9 8

Анализ индивидуального развития дистрибьюторов показал, что удельный вес лидера «БаДМ» в течение последних 8 мес относительно стабилен, а для компаний «Альба Украина» и «Оптима-Фарм» этот показатель изменяется в незначительном диапазоне с переменным успехом. Для остальных игроков этого сегмента в течение последних месяцев значительных изменений в динамике доли в рынке не отмечено (рис. 10).

Рис. 10
 Динамика удельного веса топ-10 дистрибьюторов в общем объеме поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в январе 2010 — марте 2012 г.
Динамика удельного веса топ-10 дистрибьюторов в общем объеме поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в январе 2010 — марте 2012 г.

При этом динамика развития игроков этого сегмента рынка лекарственных средств весьма неоднородна — в рамках топ-10 дистрибьюторов темпы прироста объема продаж колеблются в широком диапазоне — от значительной убыли до стремительного прироста. Среди компаний первой десятки, продемонстрировавших темпы прироста поставок лекарственных средств в денежном выражении свыше 25%, можно отметить «Альба Украина», «Фра-М», «Вента», «Центр медицинский Медцентр М.Т.К.».

На фоне опережающих среднерыночные темпов прироста поставок некоторых крупнейших дистрибьюторов в анализируемый период укрепилась тенденция к усилению процессов консолидации в этом сегменте рынка лекарственных средств. Так, по итогам I кв. 2012 г. суммарная доля топ-10 дистрибьюторов в общем объеме поставок лекарственных средств в аптечные учреждения достигла 89%, годом ранее этот показатель был на уровне 93%.

ИТОГИ

По итогам I кв. 2012 г. общий объем украинского розничного рынка всех категорий товаров «аптечной корзины» составил 7,5 млрд грн. за 465 млн упаковок. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года сохранились двузначные темпы прироста на уровне 13% в денежном выражении, в то время как в натуральном выражении объем розничной реализации фармпродукции остается практически неизменным (-0,3%). В предыдущие годы динамика развития отдельных сегментов фармрынка значительно варьировала, а в анализируемый период практически для всех категорий товаров «аптечной корзины» отмечают схожие темпы прироста продаж, за исключением сегмента диетических добавок, где зафиксированы опережающие темпы прироста реализации.

В сегменте лекарственных средств динамика аптечных продаж практически сохранилась на уровне последнего квартала предыдущего года — +13% в денежном и +0,4% в натуральном выражении. Основу прироста розничной реализации лекарственных средств в денежном выражении в этот период составляют инфляция и перераспределение структуры потребления с дешевых на более дорогостоящие препараты. Эластичность спроса в анализируемый период приближена к нулю, что свидетельствует о минимальном влиянии текущего изменения цен на препараты на спрос.

В рамках топ-5 групп АТС-классификации в анализируемый период опережающие темпы прироста объема аптечных продаж в денежном выражении продемонстрировали препараты группы С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» — +19% по сравнению с I кв. 2011 г.

В сегменте дистрибьюции в текущем году продолжились процессы укрупнения рынка. Так, по итогам I кв. 2012 г. суммарный удельный вес топ-10 дистрибьюторов в общем объеме поставок лекарственных средств в аптечные учреждения увеличился с 89 до 93% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Итак, как показал анализ развития аптечного рынка Украины, в I кв. текущего года в условиях относительно стабильной макроэкономической ситуации в стране динамика его развития довольно устойчива. А как известно, стабильность — признак мастерства.

Анна Шибаева
*В общий объем аптечных продаж ИМН включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.
**Начиная с текущего номера и в последующих аналитических отчетах компания «Nycomed» (Норвегия) будет представлена под названием «Takeda» (Япония).
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті