Что роднит и отличает фармрынки Украины и России: взгляд эксперта

Группа компаний «Ремедиум» работает на фармацевтическом рынке России в области информации, маркетинга, консалтинга, аналитики и информационных технологий — выпускает ряд медико-фармацевтических журналов и справочников по лекарственным средствам, проводит маркетинговые и аналитические исследования, поддерживает интернет-порталы о фармации и  лекарственных средствах, предоставляет услуги по подбору и повышению квалификации персонала. Аудиторию пользователей информационной продукции группы компаний «Ремедиум» составляют специалисты в области фармации и медицины: врачи различных специальностей, провизоры и  фармацевты, менеджеры компаний — дистрибьюторов и производителей лекарств, руководители органов здравоохранения, сотрудники медицинских научно-исследовательских учреждений, студенты профильных учебных заведений — все те, кого интересуют вопросы охраны здоровья в Российской Федерации.

На днях в гостях у редакции «Еженедельника АПТЕКА» побывал председатель Совета директоров группы компаний «Ремедиум», главный редактор журнала «Ремедиум», доктор медицинских наук, профессор Айдар Ишмухаметов. Воспользовавшись случаем, корреспондент «Еженедельника АПТЕКА» задал несколько вопросов одному из наиболее авторитетных экспертов российского фармацевтического рынка.

Айдар Ишмухаметов, доктор медицинских наук, профессор, председатель Совета директоров группы компаний «Ремедиум», главный редактор журнала «Ремедиум»

— Айдар Айратович, расскажите, пожалуйста, вкратце о группе компаний «Ремедиум», о ее истории и сегодняшнем дне.

— Группа компаний «Ремедиум» выросла из одноименного издательства, выпускающего журналы и справочники о фармацевтической отрасли («Ремедиум», «Российские аптеки», «Топ-медицина»), и в настоящее время является крупнейшим поставщиком специализированной информации для участников российского фармрынка. В группу компаний входят: Информационно-издательское агентство «Ремедиум»; маркетинговая и консалтинговая компания RMBC; компании «Р-Клифар» и «ЕИС ФФИ» — разработчики программного обеспечения для фармотрасли; GRP — агентство по подбору персонала для операторов фармацевтического рынка; Институт фармацевтического менеджмента, в котором готовят специалистов в сфере обращения лекарственных средств. С недавнего времени холдинг «Ремедиум» активно работает в странах СНГ: с 2003 г. мы предоставляем данные мониторинга аптечных продаж лекарственных средств в Украине, Беларуси и Казахстане, аналогичные мониторингу аптечных продаж и больничных закупок лекарственных средств в РФ.

— Каковы основные закономерности развития фармрынка России на современном этапе?

— На развитие российского фармацевтического рынка оказывают влияние изменения в законодательстве: с начала 2002 г. введен НДС на лекарства, в конце 2002 — новая система сертификации. Тем не менее, потенциал рынка увеличивается, в 2002 г. прирост составил 6% без учета НДС, в 2003 — ожидается на уровне 10%. Рынок в значительной степени финансируется потребителем, на долю государственного финансирования, включая систему льготного обеспечения, приходится около 40%. Таким образом, динамика рынка определяется как увеличением доходов населения, так и размером бюджетных ассигнований на лекарственное обеспечение.

— Как развиваются события в  фармацевтической отрасли в свете грядущего вступления России в ВТО?

— Вступление в ВТО прежде всего повысит конкурентоспособность импортных препаратов, что приведет к дальнейшему ослаблению позиций российского производства лекарственных средств. Сейчас на российском фармацевтическом рынке доля импорта составляет около 70% его общего объема, и эта доля имеет тенденцию к росту. Одним из требований при вступлении в ВТО является приведение фармацевтического производства в соответствие с международными стандартами GMP. С внедрением этих стандартов конкурентоспобность отечественной продукции может заметно повыситься. Однако переход на выпуск продукции, соответствующей нормам GMP, потребует значительных средств, а ряду отечественных компаний на данный момент это не по карману.

— Соответствие стандартам GMP для сегодняшней российской фарминдустрии — это экзотика или рутина?

— Сейчас активную деятельность по приведению своих производственных мощностей в соответствие со стандартами GMP могут позволить себе только лидирующие российские компании — «Акрихин», «Отечественные лекарства», «Нижфарм», «Верофарм». Одним из вариантов решения этой проблемы может стать консолидация отечественного производства.

— Принято считать, что российский и  украинский фармацевтический рынок во многом сходны. В чем, на ваш взгляд, основные отличия между ними?

— С прекращением существования единого государства украинские предприятия утратили свободный доступ к рынкам сбыта бывших республик, в первую очередь России, что поставило их в более жесткие конкурентные условия по сравнению с российскими фармацевтическими производителями. Это не могло не отразиться на конкурентоспособности украинской продукции.

— С вашей точки зрения, каковы перспективы консолидации фармрынка России и  Украины?

— Можно ожидать, что прозрачность границ для экспорта лекарственных средств приведет к усилению конкуренции между украинскими и российскими производителями, фактически работающими в одном секторе. Следствием этого станет повышение конкурентоспособности выпускаемой ими продукции и «вымывание» «отстающих» компаний, что, с одной стороны, оздоровит фармацевтическую отрасль как Украины, так и России, а с другой — на некоторое время ослабит их позиции.

— Как вы оцениваете результаты введения в России НДС на лекарственные средства и что думаете по этому поводу применительно к  сегодняшней Украине?

— Рост цен, последовавший за введением НДС на лекарства в России, хотя и затормозил развитие фармацевтического рынка, но не стал для него значительным ударом. Отчасти причиной этого стал отказ от введения 20% ставки налога в пользу значительно менее «критических» 10%, но главное — это значительный потенциал рыночного роста, в частности, поддержанный в тот момент ростом доходов населения в бюджетном секторе.

Если сравнивать с Россией, то украинский фармрынок, несмотря на значительный потенциал, находится на менее высоком уровне развития. С высокой долей вероятности можно предположить, что введение в ближайшее время НДС на операции с лекарственными средствами может оказать более серьезное влияние как на рост рынка в целом, так и на его структуру, в том числе на рост «черных» и «серых» составляющих. Возможно, эти соображения также легли в основу решения Президента Украины отклонить закон, предусматривающий введение 17-процентного НДС на лекарственные средства.

Филипп Снегирев
Фото Евгения Чорного

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті