|
|
— Айдар Айратович, расскажите, пожалуйста, вкратце о группе компаний «Ремедиум», о ее истории и сегодняшнем дне.
— Группа компаний «Ремедиум» выросла из одноименного издательства, выпускающего журналы и справочники о фармацевтической отрасли («Ремедиум», «Российские аптеки», «Топ-медицина»), и в настоящее время является крупнейшим поставщиком специализированной информации для участников российского фармрынка. В группу компаний входят: Информационно-издательское агентство «Ремедиум»; маркетинговая и консалтинговая компания RMBC; компании «Р-Клифар» и «ЕИС ФФИ» — разработчики программного обеспечения для фармотрасли; GRP — агентство по подбору персонала для операторов фармацевтического рынка; Институт фармацевтического менеджмента, в котором готовят специалистов в сфере обращения лекарственных средств. С недавнего времени холдинг «Ремедиум» активно работает в странах СНГ: с 2003 г. мы предоставляем данные мониторинга аптечных продаж лекарственных средств в Украине, Беларуси и Казахстане, аналогичные мониторингу аптечных продаж и больничных закупок лекарственных средств в РФ.
— Каковы основные закономерности развития фармрынка России на современном этапе?
— На развитие российского фармацевтического рынка оказывают влияние изменения в законодательстве: с начала 2002 г. введен НДС на лекарства, в конце 2002 — новая система сертификации. Тем не менее, потенциал рынка увеличивается, в 2002 г. прирост составил 6% без учета НДС, в 2003 — ожидается на уровне 10%. Рынок в значительной степени финансируется потребителем, на долю государственного финансирования, включая систему льготного обеспечения, приходится около 40%. Таким образом, динамика рынка определяется как увеличением доходов населения, так и размером бюджетных ассигнований на лекарственное обеспечение.
— Как развиваются события в фармацевтической отрасли в свете грядущего вступления России в ВТО?
— Вступление в ВТО прежде всего повысит конкурентоспособность импортных препаратов, что приведет к дальнейшему ослаблению позиций российского производства лекарственных средств. Сейчас на российском фармацевтическом рынке доля импорта составляет около 70% его общего объема, и эта доля имеет тенденцию к росту. Одним из требований при вступлении в ВТО является приведение фармацевтического производства в соответствие с международными стандартами GMP. С внедрением этих стандартов конкурентоспобность отечественной продукции может заметно повыситься. Однако переход на выпуск продукции, соответствующей нормам GMP, потребует значительных средств, а ряду отечественных компаний на данный момент это не по карману.
— Соответствие стандартам GMP для сегодняшней российской фарминдустрии — это экзотика или рутина?
— Сейчас активную деятельность по приведению своих производственных мощностей в соответствие со стандартами GMP могут позволить себе только лидирующие российские компании — «Акрихин», «Отечественные лекарства», «Нижфарм», «Верофарм». Одним из вариантов решения этой проблемы может стать консолидация отечественного производства.
— Принято считать, что российский и украинский фармацевтический рынок во многом сходны. В чем, на ваш взгляд, основные отличия между ними?
— С прекращением существования единого государства украинские предприятия утратили свободный доступ к рынкам сбыта бывших республик, в первую очередь России, что поставило их в более жесткие конкурентные условия по сравнению с российскими фармацевтическими производителями. Это не могло не отразиться на конкурентоспособности украинской продукции.
— С вашей точки зрения, каковы перспективы консолидации фармрынка России и Украины?
— Можно ожидать, что прозрачность границ для экспорта лекарственных средств приведет к усилению конкуренции между украинскими и российскими производителями, фактически работающими в одном секторе. Следствием этого станет повышение конкурентоспособности выпускаемой ими продукции и «вымывание» «отстающих» компаний, что, с одной стороны, оздоровит фармацевтическую отрасль как Украины, так и России, а с другой — на некоторое время ослабит их позиции.
— Как вы оцениваете результаты введения в России НДС на лекарственные средства и что думаете по этому поводу применительно к сегодняшней Украине?
— Рост цен, последовавший за введением НДС на лекарства в России, хотя и затормозил развитие фармацевтического рынка, но не стал для него значительным ударом. Отчасти причиной этого стал отказ от введения 20% ставки налога в пользу значительно менее «критических» 10%, но главное — это значительный потенциал рыночного роста, в частности, поддержанный в тот момент ростом доходов населения в бюджетном секторе.
Если сравнивать с Россией, то украинский фармрынок, несмотря на значительный потенциал, находится на менее высоком уровне развития. С высокой долей вероятности можно предположить, что введение в ближайшее время НДС на операции с лекарственными средствами может оказать более серьезное влияние как на рост рынка в целом, так и на его структуру, в том числе на рост «черных» и «серых» составляющих. Возможно, эти соображения также легли в основу решения Президента Украины отклонить закон, предусматривающий введение 17-процентного НДС на лекарственные средства.
Филипп Снегирев
Фото Евгения Чорного
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим