В ОАО “Киевмедпрепарат” веет ветер перемен

Недавно на одном из старейших фармацевтических предприятий нашей страны — ОАО «Киевмедпрепарат» — в структуре управления произошли изменения. Вячеслав Виноградов (В.В.), занимавший ранее посты председателя правления и генерального директора, стал президентом компании, а ее исполнительным директором — Денис Гарцилов (Д.Г.). Корреспондент «Еженедельника АПТЕКА» обратилась к этим руководителям с просьбой рассказать о причинах таких изменений в  управленческой структуре предприятия и  перспективах его дальнейшего развития.

— Чем вызваны изменения в структуре управления предприятием?

Вячеслав Виноградов, президент ОАО «Киевмедпрепарат»

В.В.: Руководство нашей компании имеет единое мнение относительно изменений, происходящих в фармацевтическом бизнесе на территории СНГ в целом и в Украине в частности, и направления, в котором необходимо продолжать развитие предприятия. Трансформация структуры управления компанией — закономерный, последовательный шаг, направленный на реализацию стратегии развития ОАО «Киевмедпрепарат».

Мы разграничили сферы деятельности президента ОАО «Киевмедпрепарат», который представляет интересы предприятия за его пределами, и исполнительного директора, принимающего решения по всем вопросам текущей деятельности и руководит работой исполнительной дирекции. Это глубоко продуманное и взвешенное решение, которое позволит гораздо более эффективно использовать наши ресурсы для решения как текущих, так и стратегических вопросов.

Хочу отметить, что периодическая ротация руководства компании сама по себе — жизненно важный процесс в деятельности любого предприятия. Обратившись к опыту зарубежных фармацевтических компаний, можно выявить, что обязательным условием обеспечения эффективности работы многих из них является ротация кадров. Например, на некоторых предприятиях должности директора и руководителей ключевых подразделений можно занимать только в течение определенного времени, затем на смену одному руководителю должен прийти другой со своим видением перспектив, стратегии и тактики развития компании.

На ключевых позициях нашего предприятия уже около 4 лет работает команда молодых высококвалифицированных руководителей, которым можно и нужно предоставить больше полномочий и самостоятельности в принятии решений. Это специалисты, которые держат руку на пульсе всех рыночных процессов и способны брать на себя ответственность за изменения, необходимые для успешной деятельности «Киевмедпрепарата» на фармацевтическом рынке в дальнейшем.

Денис Гарцилов, исполнительный директор ОАО «Киевмедпрепарат»

Д.Г.: Для реализации намеченных планов необходим переход к новой модели управления компанией, которую можно условно назвать креативно-динамической. Ключевую роль в ней играет концентрирование внимания на вопросах маркетинга, управления персоналом, развития и продвижения новых продуктов на рынок.

Важное нововведение в организационной структуре предприятия — создание департамента стратегического развития. Мы уверены, что только те предприятия, которые будут уделять серьезное внимание разработке стратегии своего развития, смогут добиться успеха в условиях жесткой конкуренции как со стороны крупнейших мировых производителей, так и со стороны местных фармацевтических компаний.

Структура компании на различных уровнях управления претерпевает некоторые изменения. Прежде всего мы ориентируемся на усиление тех или иных ключевых позиций в компании, учитывая современные требования к данным позициям. Естественно, предпочтение при выборе кадров отдаем персоналу компании, обладающему знаниями в фармацевтической и производственной сфере, однако также привлекаем из других отраслей лучших специалистов, имеющих опыт управления различными бизнес-процессами.

— Как вы оцениваете ситуацию на  украинском фармацевтическом рынке и положение на нем ОАО «Киевмедпрепарат» по итогам работы в первом полугодии 2003 г.?

В.В.: За полтора века существования наше предприятие неоднократно сталкивалось со сложными ситуациями, из которых оно неизменно выходило окрепшим, с новым опытом. В нынешнем году ситуация на фармацевтическом рынке также сложилась непростая. Известно, что в течение многих десятилетий «Киевмедпрепарат» был единственным украинским предприятием, специализирующимся на производстве антибиотиков. Мы всегда стремились расширить свою рыночную нишу путем ввода в производство и продвижения препаратов других фармакотерапевтических групп, однако удельный вес антибиотиков в ассортименте продукции ОАО «Киевмедпрепарат» остается достаточно высоким. Портфель этой группы препаратов нашего предприятия был очень перспективным и всегда вызывал пристальный интерес со стороны других отечественных производителей, со временем они также стали осваивать выпуск антибиотиков. Сегодня в этот сегмент вошло несколько сильных конкурентов из числа местных предприятий, что повлекло за собой определенное сокращение нашей рыночной доли. Безусловно, ни один из этих производителей не имеет такого уникального опыта производства антибиотиков, как «Киевмедпрепарат», однако в данном случае у узкой специализации есть и отрицательные стороны.

Следует упомянуть и о проблеме проникновения на рынок импортной продукции in bulk, которая затем выдается за продукцию отечественного производства, хотя на территории страны происходит лишь ее расфасовка и упаковка. На мой взгляд, необходимо разработать механизм, который защищал бы интересы отечественных фармацевтических предприятий, осуществляющих полный цикл производства. Со стороны государства нам хотелось бы получать более действенную поддержку.

Учитывая обострение конкуренции, итоги деятельности нашей компании в первом полугодии можно оценить как вполне удовлетворительные. Предприятию удалось удержать позиции и создать предпосылки для дальнейшего динамичного развития, в первую очередь это наличие портфеля так называемых именных генериков, по ряду которых мы добились хороших результатов.

Д.Г.: Сегмент антибактериальных средств остается привлекательным для многих производителей. Для развивающихся фармацевтических рынков это — одна из наиболее востребованных фармакотерапевтических групп препаратов, и «Киевмедпрепарат» продолжает оставаться одним из наиболее сильных игроков в этом сегменте.

Под лидерством понимаем прежде всего освоение выпуска новых продуктов. Предприятием накоплен огромный опыт в сфере производства антибактериальных средств, освоен весь сложный технологический процесс, что позволяет нам быть уверенными в качестве выпускаемой продукции. Многолетние традиции, уровень производства и квалификация персонала — несомненные преимущества нашего предприятия.

Вместе с тем планируем развивать производство препаратов других фармакотерапевтических групп, в том числе безрецептурных. Такой шаг позволит диверсифицировать бизнес и минимизировать риски при работе с теми или иными продуктами. При планировании производства новых препаратов более пристальное внимание будем уделять отбору продуктов для освоения. Необходимо более тщательно оценивать потенциал препарата на отечественном рынке, его востребованность, возможную скорость продвижения, а также конкурентную ситуацию.

Хочу подчеркнуть, что независимо от того, производим ли мы уже известные или новые препараты, главное — имидж предприятия, поставляющего на рынок препараты высокого качества по доступной и конкурентоспособной цене, и именно на это направлены все наши усилия. Мы намерены выпускать только качественные и востребованные медикаменты, и только это упрочит имидж ОАО «Киевмедпрепарат», являющегося одним из самых опытных производителей лекарственных средств в Украине.

— Каковы перспективы внедрения стандартов GMP в ОАО «Киевмедпрепарат»?

Д.Г.: В нашей стране представление о стандартах GMP прежде всего связано с инвестициями в оборудование, оформлением производственных площадей и т.п. Однако не следует забывать, что GMP — это и уровень обучения персонала, и качество управления всеми производственными процессами, частью которых является оборудование. Уже в течение нескольких лет ОАО «Киевмедпрепарат» активно инвестирует средства в модернизацию производственной базы, на предприятии есть план внедрения стандартов GMP, в ближайшее время планируется сертифицировать отдельные производственные участки. В частности, в настоящее время активно идет процесс модернизации участка по производству лекарственных средств в форме таблеток, который планируется сертифицировать в первую очередь. Вместе с тем мы считаем, что по сути процесс внедрения стандартов GMP не заканчивается, а начинается с получения соответствующего сертификата, так как это прежде всего качество управления производственными процессами, над повышением которого мы постоянно работаем.

— Не могли бы вы более подробно рассказать о программе стратегического развития предприятия?

Д.Г.: План стратегического развития ОАО «Киевмедпрепарат» был разработан в 2000 г. В настоящее время департамент стратегического планирования координирует работу по разработке новой программы стратегического развития. В процесс формирования стратегии развития вовлекаем ключевых менеджеров и специалистов предприятия. Это кропотливый, трудоемкий, но очень интересный процесс; ведь сегодня мы определяем основные направления бизнеса на ближайшие несколько лет.

— Ваше отношение к началу проведения в Украине исследований на биоэквивалентность лекарственных препаратов?

В.В.: И украинский фармацевтический рынок, и ряд рынков других стран, в том числе европейских, являются преимущественно генерическими. Поэтому проведение исследований на биоэквивалентность можно оценить как позитивный шаг. И введение сертификации GMP, и исследования на биоэквивалентность — естественный процесс интеграции нашей страны в мировое сообщество, предусматривающий соответствие правил «игры» на отечественном фармацевтическом рынке тем, которые установлены в европейских государствах. Наше предприятие к этому готово, и по ряду продуктов уже были проведены подобные исследования. Естественно, практика проведения исследований на биоэквивалентность предполагает некоторое увеличение затрат в начале запуска продукта на рынок, однако впоследствии эти затраты могут быть компенсированы за счет экономии на других этапах продвижения продукта на рынке. Исследования на биоэквивалентность — нормальная международная практика, предоставляющая потребителям гарантию качества генерических препаратов.

— Как вы относитесь к возможности введения НДС на операции по реализации лекарственных средств?

В.В.: Крайне негативно. Процентная ставка НДС на медикаменты в разных странах различна, но, как правило, она все же ниже, чем на операции по реализации основного объема продуктов и услуг. При существующей низкой покупательной способности значительной части населения нашей страны введение высокой ставки НДС на лекарственные препараты сделает многие из них недоступными. После введения НДС цены на медикаменты возрастут автоматически, и пример России это подтверждает. Для нашего предприятия, как впрочем и для других предприятий отрасли, введение высокой ставки НДС вызвало бы сокращение объемов продаж, прибыли и потребовало бы значительной корректировки размера инвестиций в плане стратегического развития.

— Планируются ли изменения в работе внешней службы компании?

Д.Г.: ОАО «Киевмедпрепарат» использует достаточно эффективные технологии управления деятельностью службы медицинских представителей и в целом положительно оценивает результаты ее деятельности. Регулярно проводятся тренинги, увеличивается штат внешней службы. Что касается охвата всей территории Украины, то мы стремимся к поддержанию баланса между привлечением услуг «со стороны» и использованием собственных медицинских представителей.

— Какова политика в области дистрибьюции и будет ли она меняться?

Д.Г.: В настоящее время «Киевмедпрепарат» придерживается политики мультидистрибьюции, предполагающей наличие достаточно широкого круга партнеров среди оптовых компаний. Серьезные изменения были предприняты 4 года назад, когда число клиентов, которым продукция отпускалась непосредственно заводом, значительно сократилось, что имело положительные результаты. В настоящее время в число наших партнеров входит около 40 компаний. Основные принципы сотрудничества — открытость, прозрачность, доверие, нацеленные на перспективу партнерские отношения, четкое выполнение взаимных договорных обязательств.

Что касается ближайшей перспективы, то планируем концентрировать внимание на реализации препаратов, находящихся в активной промоции. В связи с этим возможно некоторое сегментирование клиентов с точки зрения уровня сервиса, который они могут предоставить, и, соответственно, сервиса и условий сотрудничества со стороны «Киевмедпрепарат».

— Существуют ли резервы снижения цены на продукцию вашего предприятия?

В.В.: Прежде всего следует помнить о том, что рентабельность отечественных производителей лекарственных средств гораздо ниже, чем многих зарубежных фармацевтических компаний. Вместе с тем предприятию необходимо развиваться, проводить реконструкцию и модернизацию производства, осваивать новые продукты. «Ценовые войны», приводящие к необоснованному снижению цен, крайне негативно влияют на развитие отечественных производителей фармацевтической продукции.

Что касается снижения себестоимости продукции, то за счет внутренних резервов можно обеспечить лишь несущественное снижение в связи с тем, что значительную часть в структуре себестоимости занимает стоимость субстанций. «Киевмедпрепарат» подходит к выбору поставщиков субстанций очень взвешенно, поскольку от качества субстанции во многом зависит не только цена, но и качество готовой продукции.

— Как бы вы охарактеризовали миссию своей компании?

В.В.: Миссия «Киевмедпрепарата» — обеспечивать практическую медицину эффективными, современными и доступными по цене лекарственными средствами, используя полуторавековые традиции фармацевтического производства.

Виктория Матвеева
Фото Евгения Чорного

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті