Качественное управление – успешный бизнес

Можно ли с помощью новых информационных технологий и систем управления решать практические задачи фармбизнеса? Ответу на этот и многие другие вопросы была посвящена конференция «Опыт и  перспективы внедрения современных систем управления на предприятиях фармацевтической отрасли», состоявшаяся 24 сентября в Киеве. Ее инициатором и организатором выступила консалтинговая компания «InnoWare», а для участия были приглашены представители дистрибьюторских и фармацевтических компаний.

Участники конференции с интересом выслушали мнение консультанта компании «InnoWare» Е. Кражана о роли информационных технологий в фармбизнесе

Открыл конференцию исполнительный директор компании «InnoWare» Вадим Уткин, который ознакомил ее участников с деятельностью компании. Он сообщил, в частности, что «InnoWare» специализируется на предоставлении консультационных услуг в области информационного обеспечения и внедрения современных информационных технологий в различных сферах бизнеса. В. Уткин кратко охарактеризовал отечественный фармацевтический рынок как один из сегментов, в котором в настоящее время могут быть особенно востребованы новейшие информационные технологии. Он обратил внимание присутствующих на то, что для украинского фармацевтического рынка в настоящее время характерны прирост объемов и ужесточение конкуренции. Работа в условиях растущего, недостаточно сформировавшегося рынка требует от его операторов организационной эффективности, хорошего прогнозирования, умения быстро принимать решения в условиях недостаточной информации, эффективной финансовой деятельности. О решении этих задач с использованием современных информационных технологий участникам конференции рассказали другие выступающие.

Так, опытом применения современных систем управления поделился с коллегами менеджер по продажам и логистике компании «Рош Консьюмер Хелс» Александр Соснин. Он в основном остановился на том, зачем фармацевтическим компаниям и дистрибьюторским фирмам нужны такие системы и каких результатов можно достичь при их использовании. Рассматривая бизнес-процесс на фармацевтическом рынке, докладчик привел примеры разных уровней взаимоотношений продавца (производителя) и покупателя (дистрибьютора), обратив внимание на то, что высший уровень таких взаимоотношений — партнерский, обеспечивающий всем участникам сторон максимальную прибыль. При этом у каждой из сторон ключевым фактором взаимодействия в виде партнерства и увеличения прибыльности операций является обмен информацией, наличие прозрачных информационных систем, что позволяет партнерам осуществлять эффективное планирование деятельности на основе анализа данных бизнес-процесса в предшествующие периоды деятельности. Для качественного управления товарными потоками проводятся оценка, контроль экономической эффективности каждого звена товаропроводящей цепочки, что позволяет сбалансировать складские запасы производителя и дистрибьютора, а также соблюдать оптимальное распределение товара по различным регионам. Обмен информацией дает производителю и дистрибьютору возможность объединить усилия, направленные на управление процессом продаж в аптеках. Какая же информация более всего интересует производителя? А. Соснин, опираясь на опыт работы представительства компании «Рош Консьюмер Хелс», перечислил основные сведения, которые производитель хотел бы получать от дистрибьютора для того, чтобы эффективно планировать свою деятельность в области организации спроса на продукцию. К таким сведениям прежде всего относится объем продаж лекарственных препаратов в упаковках и денежном выражении за неделю, месяц, квартал, год, причем не только в целом по Украине, но и по филиалам, а в идеале — по отдельным клиентам, включая ежедневные продажи. Производителя также интересуют остатки товара, а также планы продаж лекарств в упаковках и в денежном выражении и процесс выполнения этих планов по Украине и по каждому филиалу дистрибьютора. В заключение А. Соснин еще раз подчеркнул, что обмен информацией позволяет производителю и дистрибьютору совместными усилиями достигать максимальной эффективности и прибыльности своих операций на фармацевтическом рынке.

Консультант по продажам компании «InnoWare» Евгений Кражан рассказал о существующих подходах к построению управленческих систем для предприятий фармацевтической отрасли. Он дал характеристику особенностям фармбизнеса, к которым, в частности, относятся бизнес-контакты в цепочке производитель—дистрибьютор—аптеки, а также внутренние хозяйственные процессы, связанные с требованиями в области сертификации и правил хранения, сложным механизмом ценообразования, необходимостью вести посерийный учет препаратов, ограничение торговой наценки на ряд лекарственных средств и др. Е. Кражан рассказал о возможностях, предоставляемых современными информационными технологиями для повышения эффективности фармбизнеса. В частности, в области финансового учета в единой базе возможно осуществлять поддержку различных моделей учета, проводить бюджетирование и финансовое планирование, контроллинг и анализ задолженностей, вести мультифирменный учет. Для усовершенствования процесса дистрибьюции возможно применение процедур расчета потребности, автозаказа, резервирования, формирования бэк-ордеров, системы ценообразования и скидок. При помощи информационных технологий можно проводить анализ товара, находящегося в пути, вести учет и распределение накладных расходов, договоров, неудовлетворенного спроса, а также управлять подбором товара, упаковкой, доставкой и возвратом. Е. Кражан также предоставил данные об информационных ресурсах оптимизации производственного процесса и складского хозяйства, с помощью которых можно рассчитать плановую и фактическую себестоимость по каждой партии товара, получить в любой момент доступ к управлению загрузкой производственных мощностей, содержать в надлежащем состоянии всю производственно-хозяйственную документацию, вести на складе адресное хранение, учет по серийным номерам и вариантам, управлять транзитными перемещениями товара и между филиалами, проводить процедуры инвентаризации, пересортицы и выявления брака, обрабатывать информацию по недопоставкам и др. Особое внимание выступающий обратил на то, что внедрение современных информационных технологий позволяет получать все необходимые сведения в комплексе, поскольку данные по каждому из параметров интегрированы в общую информационную базу.

Директор по услугам компании «InnoWare» Влад Березин ознакомил участников конференции с организацией проекта внедрения систем управления. Подчеркнув, что всякий проект является единовременным действием, имеющим срок начала и завершения, четко определенную цель или объем работ, бюджет и организацию по внедрению проекта, выступающий дал подробную характеристику ключевым элементам проекта, их значимости и процессам управления каждым из них. Особый интерес у участников конференции вызвала часть доклада, посвященная ключевым рискам и проблемам внедрения проекта. Проблемы — неотъемлемая часть любого проекта, однако знание наиболее распространенных «узких мест» позволит свести эти риски к минимуму. Итак, основными факторами риска, которые могут привести к неполной реализации или даже провалу проекта, являются нечетко сформулированные цели и ожидаемый результат, отсутствие четкого плана или плохой контроль за соблюдением составленного плана, невыполнение методики внедрения проекта, отсутствие выработанной политики мотивации персонала, недостаточная квалификация сотрудников, постоянные изменения в уже согласованных документах, не на надлежащем уровне налаженный процесс коммуникации.

Завершил конференцию менеджер проектов Кирилл Руднев, посвятивший свое выступление отраслевому решению для дистрибьюторов фармпрепаратов. В презентации была раскрыта специфика отраслевого решения и такие его аспекты, как построение системы управления финансами, цепочками поставок, отношениями с поставщиками и клиентами и др. Больше всего вопросов у руководителей компаний-дистрибьюторов вызвала типичная проблема дистрибьюторов — организации складской логистики, оптимизация которой способна в значительной степени снизить издержки компании и освободить оборотные средства. Остановившись на этом вопросе, К. Руднев на основе реального проекта внедрения продемонстрировал различные варианты построения системы управления складом, последние методики управления цепочками поставок — от закупок и хранения до доставки и обработки заказов, а также осветил вопрос формирования себестоимости.

Виктория Матвеева
Фото Евгения Чорного

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті