“Гедеон Рихтер” – 2004: компоненты инвестиционной привлекательности

Специалисты пяти крупнейших инвестиционных фондов мирового масштаба на основании результатов проведенного ими анализа динамики экономической и  хозяйственной деятельности определили круг компаний, приобретение акций которых в 2004 г. будет наиболее выгодным. В проспективном обзоре на эту тему, который был опубликован известным международным деловым изданием «Форбс» в  середине текущего года, упоминаются 25 компаний, которые будут наиболее привлекательны для инвестиций в будущем году. Лишь три из них относятся к фармацевтической отрасли. Среди них — два признанных гранда мирового фармрынка, мощных транснациональных научно-производственных концерна: «ГлаксоСмитКляйн» (Великобритания) и «Мерк Шарп энд Доум» (США). Первому эксперты прочат весьма удачный бизнес-год–2004 с ROE* порядка 25% (после трех подряд «посредственных», последовавших за образованием компании в результате слияния «Глаксо Веллком» и «СмитКляйн Бичем»). Для «Мерк Шарп энд Доум», несмотря на «временные трудности», связанные с окончанием срока патентных прав и конкуренцией генериков, аналитики прогнозируют в 2004 г. достаточно высокие показатели доходности акций.

Примечательно, что третьей фармацевтической компанией, которую журнал «Форбс» приводит в числе наиболее перспективных с точки зрения прироста рыночной капитализации и  доходности акций, впервые стал восточноевропейский производитель лекарственных средств — компания «Гедеон Рихтер Рт.» (Венгрия), продукция которой хорошо известна украинским потребителям и  специалистам. Этот факт стал поводом для встречи корреспондента «Еженедельника АПТЕКА» с главой представительства компании «Гедеон Рихтер» в  Украине Яношем Сабо.

Янош Сабо демонстрирует репродукции раритетов — первых патентов компании «Гедеон Рихтер» в США и  Великобритании

— Прежде всего, хотелось бы обратиться к первоисточнику и заметить, что в разделе статьи «Бескрайний мир инвестиций» (A Wide World of Investment, журнал «Форбс» от 12 августа 2003 г.), посвященном компаниям, работающим в секторе здравоохранения, «Гедеон Рихтер» дана следующая краткая характеристика: «Венгерский фармацевтический производитель, который поставляет значительное количество высококачественных и доступных по цене лекарственных средств в Россию и другие постсоветские страны. По мере повышения уровня жизни населения этих стран к качеству препаратов предъявляется все больше требований».

— Вашу компанию отметило в числе перспективных одно из самых авторитетных в мире деловых изданий, и этот факт — серьезное свидетельство эффективной деятельности «Гедеон Рихтер» на мировой арене. В чем главная причина успеха?

— По мнению генерального директора нашей компании Эрика Богша, позитивная оценка настолько уважаемым экономическим изданием, как «Форбс», деятельности «Гедеон Рихтер» (наряду с двумя такими гигантами, как «ГлаксоСмитКляйн» и «Мерк Шарп энд Доум») была дана благодаря воплощению одного из главных принципов, на котором базируется вся работа нашей компании: оптимальное соотношение цены и качества, которое делает эффективную медикаментозную помощь доступной для широкого круга пациентов.

Говорить о причинах успеха можно долго: у успеха всегда много составляющих, поскольку для его достижения необходима кропотливая работа во многих направлениях… Сегодня мировой объем продаж лекарственных средств составляет 370–380 млрд дол. США, и около половины этой суммы приходится на рынок США, где доля реализации оригинальных препаратов превышает 90%. Одним из основных факторов, позволивших достичь высокого уровня рыночной капитализации и прибыльности акций «Гедеон Рихтер», стала успешная деятельность компании на рынке США в течение последних лет, особенно в 2003 г. Нашей компанией заключены долгосрочные договоры о поставках в США субстанций и готовых лекарственных средств. Лишь недавно, в сентябре 2003 г. Управление по пищевым продуктам и лекарственным средствам США (US FDA) одобрило реализацию на американском рынке системного антимикотического средства флуконазол (в готовой лекарственной форме для перорального применения — таблетки по 50, 100, 150 и 200 мг) производства компании «Гедеон Рихтер».

Особое место в ассортименте продукции «Гедеон Рихтер» традиционно занимают лекарственные средства, применяемые в гинекологии, в частности широкий спектр препаратов для гормональной контрацепции и заместительной гормональной терапии. Эти лекарственные средства во многом определяют авторитет компании на международном рынке — готовые лекарственные формы и субстанции экспортируются в США, Японию, многие страны Европы и СНГ; с целью совершенствования производства пероральных контрацептивов в 2000 г. на заводе компании «Гедеон Рихтер» в Будапеште был построен новый цех.

— Поделитесь секретом: как восточноевропейскому производителю удалось успешно преодолеть такую высокую планку — доступ на рынок США?

— Историю успеха можно проследить, исходя из более чем вековой истории завода «Гедеон Рихтер». Основатель фирмы — венгерский фармацевт Гедеон Рихтер был человеком стратегического склада ума и осознавал, что лекарственное производство не может быть высокорентабельным при сбыте продукции лишь на внутреннем рынке. Он стал развивать международную торговлю раньше многих мультинациональных компаний, и уже в 30-х годах прошлого века завод «Гедеон Рихтер» имел 10 дочерних предприятий, сеть представителей на пяти континентах. Сегодня компания осуществляет свою деятельность на рынках 30 стран, владеет 4 заводами, имеет 30 представительств и 14 дочерних предприятий и дистрибьюторских компаний.

Прочные деловые связи, налаженные компанией в ходе интеграции на восточных рынках, причем не сегодня и не вчера, а десятки лет тому назад! — послужили мощным плацдармом для завоевания западных рынков. Безусловно, сегодня наиболее выраженная динамика прироста доходности акций компании связана с деятельностью на рынке США, но пятую часть общего оборота компании «Гедеон Рихтер» составляют продажи на рынке стран СНГ. Этот рынок чрезвычайно важен для нас сегодня и не утратит своей актуальности в будущем.

Думаю, немалую роль в успехе играет продуманная инвестиционная политика и структура собственности компании «Гедеон Рихтер», которая является единственным венгерским фармацевтическим предприятием, в управлении которым не задействован зарубежный стратегический инвестор: 62,4% акций компании принадлежат отдельным иностранным инвесторам, 25% — государству, 12,6% — собственность отечественных владельцев. С 1994 г. котировка акций «Гедеон Рихтер» осуществляется на Будапештской фондовой бирже, а в 1995 г. компания первой среди фирм Центральной и Восточной Европы вышла на международный фондовый рынок SEAQ**, представив свои акции на Люксембургской фондовой бирже.

Еще один существенный момент: структура ассортимента «Гедеон Рихтер» никак не позволяет назвать компанию «чистым» производителем генериков, ведь 25% оборота компании составляют оригинальные или принципиально усовершенствованные препараты. Достаточно вспомнить Кавинтон (винпоцетин) — оригинальный препарат, который был разработан специалистами компании «Гедеон Рихтер», производится по оригинальной технологии и вот уже на протяжении четверти века является одним из наиболее применяемых в неврологической клинике лекарственных средств. «Гедеон Рихтер» относится к числу «инновационно мыслящих» компаний, находится в постоянном научном поиске (в том числе — в сотрудничестве с другими компаниями), в процессе неустанного совершенствования своей продукции, и в этом — залог ее «качества на будущее», залог дальнейшего успеха на международном фармацевтическом рынке, в том числе и в Украине.

— Думаю, эта тема — «Гедеон Рихтер» в  Украине — особенно интересует наших читателей…

— Чем дольше я работаю и наблюдаю за развитием событий в Украине, тем больше убеждаюсь: украинский фармацевтический рынок все активнее развивает свой огромный потенциал. Особо хотелось бы отметить стремление к созданию цивилизованной бизнес-среды со стороны руководителей ведущих украинских дистрибьюторских компаний. Для них такой показатель, как цена, постепенно отступает на второй план, а на первый выходит уровень используемых технологий и качество предоставляемого сервиса. В Украине все более прочно внедряется западная схема лекарственной цепочки, когда дистрибьюторские фирмы поддерживают базы данных, пользуясь которыми аптеки (в числе которых — особенно среди входящих в состав аптечных сетей — становится все больше пользователей интернета) осуществляют заказы, стремительно совершенствуется система логистики…

Я с большим интересом и оптимизмом наблюдаю процесс «здорового роста» украинского фармрынка — модернизацию, самосовершенствование, реинвестиции — и могу со всей уверенностью утверждать, что за последнее время фармацевтический бизнес в Украине стал значительно более цивилизованным, а работа его участников — значительно более качественной.

В завершение беседы позвольте воспользоваться случаем и от имени коллектива представительства компании «Гедеон Рихтер» в Украине поздравить всех читателей «Еженедельника АПТЕКА» — то есть всех наших коллег и партнеров по бизнесу на украинском фармацевтическом рынке — с наступающим Новым годом и Рождеством, пожелать им и их близким крепкого здоровья и успехов во всех начинаниях.

www.richter.com.ua

Филипп Снегирев
Фото Евгения Чорного


*ROE (return on equity) — индикатор прибыльности. Определяется делением величины чистого дохода за последние 12 мес на сумму акционерного капитала (обыкновенные акции) с поправкой на сплиты акций (дробление акций на несколько бумаг с меньшим номиналом). Результат выражается в процентах. Инвесторы используют ROE в качестве меры эффективности использования компанией их средств. ROE = доходность активов (ROA) x финансовый левередж (суммарные активы/суммарный капитал).

**SEAQ (The Stock Exchange Automated Quotation system) — автоматическая система биржевых котировок для ценных бумаг Великобритании; непрерывно обновляемая компьютерная база данных, содержащая котировки цен и отчеты по сделкам для ценных бумаг. Посредством SEAQ операторы рынка получают предложения на покупку и продажу ценных бумаг Великобритании. SEAQ International — биржевая электронная система котировки для небританских ценных бумаг.

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті