Защита в делах о нарушении законодательства об экономической конкуренции, оспаривание решений органов АМКУ

22 Червня 2012 11:19 Поділитися
Защита в делах о нарушении законодательства об экономической конкуренции, оспаривание решений органов АМКУВ мае нынешнего года юридической компанией «Правовой Альянс» был проведен мини-семинар на тему «Защита в делах о нарушении законодательства об экономической конкуренции, способы оспаривания решений органов Антимонопольного комитета Украины». В роли докладчика выступила Виктория Пташник, адвокат, ассоциированный партнер юридической компании «Правовой Альянс». Актуальность вызвана активностью органов Антимонопольного комитета Украины (АМКУ), в том числе и на фармацевтическом рынке. Это, прежде всего, проявляется в увеличении количества дел о нарушениях законодательства о защите экономической конкуренции, ужесточении политики штрафов и т.д. В данной статье освещены ключевые вопросы, которые обсуждались на этом мероприятии.

Защита в делах о нарушении законодательства об экономической конкуренции, оспаривание решений органов АМКУПравовые аспекты деятельности АМКУ, подведомственность дел

Согласно ст. 1 Закона Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» АМКУ — государственный орган со специальным статусом, целью деятельности которого является обеспечение государственной защиты конкуренции в предпринимательской деятельности и в сфере государственных закупок.

Итак, напомним, какими нормативно-правовыми актами руководствуются органы АМКУ в своей работе:

Что касается подведомственности дел о нарушении конкурентного законодательства, которые рассматривают органы АМКУ, то:

  • административные коллегии территориальных отделений АМКУ осуществляют свои функции, ограничиваясь соответствующим регионом. Только в случаях, предусмотренных законодательством, и по поручению главы АМКУ такие органы могут осуществлять деятельность вне своего региона. Кроме этого, данные органы принимают решения о наложении штрафов в размерах, которые не превышают 4 тыс. необлагаемых минимумов доходов лиц (не более 68 тыс. грн.);
  • государственные уполномоченные АМКУ возглавляют или входят в состав административных коллегий, имеют полномочия рассматривать заявления и дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, выполняют другие обязанности по поручению главы АМКУ;
  • временная административная коллегия АМКУ может быть создана для рассмотрения определенного дела;
  • постоянно действующая административная коллегия АМКУ по поручению главы АМКУ может рассматривать любое дело, за исключением подведомственных АМКУ.

Стоит отметить, что АМКУ и его постоянно действующая административная коллегия не ограничены в полномочиях определенным регионом, а также в максимальном размере штрафа (в рамках, предусмотренных законом).

В последние годы политика АМКУ в отношении штрафов за нарушение конкурентного законодательства ужесточилась. Размеры штрафов и количество дел существенно увеличились.

Этапы рассмотрения дел о нарушении конкурентного законодательства

В. Пташник выделила такие этапы рассмотрения дел:

  • нулевой — подача заявления о нарушении, установление наличия признаков нарушения и т.д. (докладчик называет данный этап нулевым потому, что он по своей природе еще не относится к рассмотрению дела, поскольку дела о нарушении как такового еще нет; в то же время этот этап является очень важным и от него, по сути, зависит, будет ли возбуждено дело или нет);
  • первый — принятие распоряжения о начале рассмотрения заявления или отказе в его рассмотрении; промежуток времени между подачей заявления о возбуждении дела и принятием соответствующего распоряжения на практике может быть длительным и трудоемким, поскольку АМКУ имеет право подавать много запросов на получение информации, анализировать ее, дабы понять, есть ли какие-либо признаки нарушения в конкретном деле для принятия соответствующего распоряжения;
  • второй — рассмотрение дела (возможно принятие предварительного решения);
  • третий — составление представления с предварительными выводами;
  • четвертый — проведение слушания по делу (факультативный этап);
  • пятый — принятие решения по делу.

Инициирование рассмотрения дел. Рассмотрение дел органы АМКУ начинают по заявлениям субъектов хозяйствования, объединений, организаций о нарушениях их прав; представлений органов государственной власти, местного самоуправления, административно-хозяйственного управления и контроля о нарушениях; по собственной инициативе при условии, что выявлены нарушения, в том числе и их последствия.

Кроме того, органы АМКУ могут отказать в рассмотрении дела в случае:

  • отсутствия признаков нарушения;
  • наличия деяния, которое содержит признаки нарушения, но не имеет существенного влияния на условия конкуренции на рынке, в виду:

1) размера убытков, нанесенных или которые могут быть нанесены обществу или отдельным лицам в результате нарушения;

2) возможности прекращения нарушения и устранения его последствий без возбуждения дела;

3) других факторов.

На рассматриваемом нами этапе органы АМКУ могут давать рекомендации субъектам хозяйствования, в случае выполнения которых может быть отказано в возбуждении дела. Это могут быть рекомендации в отношении проведения мероприятий, направленных на предотвращение нарушений, прекращение действий, которые содержат признаки нарушения, устранения причин возникновения нарушения и условий, которые им способствуют.

Если все-таки признаки нарушения конкурентного законодательства существуют и у АМКУ нет оснований для отказа в возбуждении дела, он выносит распоряжение о рассмотрении дела, которое направляется ответчику в течение 3 рабочих дней с дня принятия такового.

Стоит отметить, что процедура рассмотрения дел в АМКУ отличается от рассмотрения судебных дел.

Права лиц, которые принимают участие в деле, существенно ограничены: право на ознакомление с материалами дела возникает только после получения копии представления с предварительными заключениями по делу, которое, по сути, является предварительным решением по делу. Это существенный недостаток отечественного законодательства. Причем в Законе Украины «О защите экономической конкуренции» есть норма о предоставлении вышеуказанного права без указания того, с какого момента такое право возникает, а ограничение содержится в Правилах рассмотрения заявлений и дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, утвержденных распоряжением АМКУ от 19.04.1994 г. № 5. Копии представления с предварительными заключениями составляются органами АМКУ и не позднее, чем за 10 дней до принятия решения высылаются сторонам, а также третьим лицам. Если такую копию невозможно вручить, органы АМКУ не позднее, чем за 5 дней до дня рассмотрения дела обеспечивают размещение на официальном сайте АМКУ информации о предварительных выводах по делу; дату, время и место рассмотрения дела.

Какие же действия осуществляют сотрудники АМКУ при рассмотрении дел? Это исследование регионального/общегосударственного рынка; получение от сторон, третьих лиц письменных и устных пояснений; изъятие доказательств (документов, предметов, других носителей информации), наложение на них ареста. При необходимости распоряжением органов АМКУ может быть назначена экспертиза, что происходит очень редко.

Слушания по делу. Эта стадия является факультативной. Органы АМКУ приглашают стороны на слушания, которые проводит государственный уполномоченный по делу. О дне, времени и месте проведения слушания органы АМКУ сообщают лицам, которые принимают участие в деле, не позднее чем за 5 дней до слушания. Слушания протоколируются. Раньше они проводились после того, как стороны получали копии представления с предварительными заключениями, сейчас зачастую случается наоборот. То есть раньше стороны после получения копий представления с предварительными заключениями могли ознакомиться с материалами дела, аргументацией и подготовиться к выступлению, чтобы, например, опровергнуть те факты, которые приводит другая сторона или АМКУ. Сегодня же, идя на слушания, ни ответчик, ни заявитель не имеют информации по поводу материалов, предоставленных другой стороной, зато органам АМКУ легче понять, что, возможно какая-то из сторон предоставила недостоверную информацию. Причем в законодательстве не прописана норма относительно того, на каком этапе рассмотрения дела такие слушания проводятся.

Решения по делу. По результатам рассмотрения дела, если все-таки доказано, что нарушение имело место быть, органы АМКУ принимают одно или несколько решений, в том числе о:

  • признании совершения нарушения;
  • прекращении нарушения;
  • признании субъекта хозяйствования таким, который занимает монопольное (доминирующее) положение на рынке;
  • принудительном разделении субъекта хозяйствования, который занимает монопольное (доминирующее) положение на рынке;
  • наложении штрафа;
  • устранении последствий нарушений;
  • предании огласке ответчиком за собственные средства официальной информации АМКУ или его территориального подразделения относительно решения, принятого по делу;
  • закрытии производства по делу.

Кроме того, законодательством предусмотрены случаи, когда рассмотрение дела подлежит закрытию без принятия решения по сути. Такими могут быть случаи, когда:

  • дело не подлежит рассмотрению в АМКУ, его территориальном отделении;
  • не установлен ответчик или его местонахождение;
  • ответчик — юридическое лицо ликвидирован;
  • уже рассматривается органами АМКУ дело на тех же основаниях в отношении одного того же ответчика;
  • не доказан факт совершения нарушения.

Оспаривание решений АМКУ

Не все знакомы с процедурой оспаривания решений органов АМКУ. В частности, не многие знают, что кроме обращения в суд существует еще процедура проверки и пересмотра решений самим АМКУ.

Если проводить параллель между оспариванием решений и их обжалованием, то последнее относится к судебному процессу. Есть еще две процедуры: проверка решений и их пересмотр. Например, если вынесено решение территориальным органом АМКУ, лицо, принимающее участие в деле, и имеющее соответствующие основания, может подать заявление в АМКУ о проведении проверки (таблица).

Таблица

Проверка решений

Орган принятия решения Орган проверки Основания для проверки
Административная коллегия территориального отделения АМКУ

АМКУ;

Административная коллегия АМКУ

Заявление лица, которое принимало участие в деле;

Собственная инициатива на основании представления государственного уполномоченного АМКУ/главы АМКУ

Государственный уполномоченный АМКУ;

Административная коллегия АМКУ

АМКУ

Стоит отметить, что подать заявление о проведении проверки решения можно в течение 2 мес с дня его получения. После этого проводится проверка заявления на соответствие требованиям к его форме и содержанию. На это дается 10 дней со дня его регистрации. На рассмотрение заявления органами АМКУ дается 2 мес.

По результатам проверки решения органы АМКУ имеют право оставить решение без изменений; изменить решение; отменить решение частично и направить дело на новое рассмотрение в этой части; принять новое решение; передать дело на новое рассмотрение; отменить решение и прекратить производство по делу.

Также есть общие основания для прекращения рассмотрения заявления о проверке:

  • лицо отказалось от своего заявления о проверке;
  • юридическое лицо, которое подавало заявление, ликвидировано;
  • решение органа АМКУ, который проверяется, изменено, отменено или признано недействительным в установленном законом порядке в части, касающейся требований заявителя.

Отказ лица от заявления о проверке не является препятствием для продолжения проверки решения по собственной инициативе органов АМКУ.

Пересмотр решений на основании заявления лица, которое принимало участие в деле или по собственной инициативе органа АМКУ, проводится при таких условиях:

  • существенные обстоятельства не были и не могли быть известны органу АМКУ, что послужило причиной принятия незаконного или необоснованного решения;
  • решение было принято на основании недостоверной информации, что привело к принятию незаконного или необоснованного решения;
  • невыполнение участниками согласованных действий, концентрации требований и обязательств, которыми было обусловлено решение;
  • обстоятельств, на основании которых было принято решение о предоставлении разрешения на согласованные действия, концентрацию субъектов ведения хозяйства, уже не существует;
  • при других обстоятельствах, предусмотренных украинским законодательством.

Для подачи заявлений о пересмотре решений также предусмотрены сроки от 3 до 5 лет с момента принятия решения в зависимости от выявленных обстоятельств.

Обжалование решений: административный или хозяйственный суд?

Сегодня существует проблема подведомственности дел. Если дело таки доходит до суда, часто у лиц, принимающих участие в деле, возникает вопрос, в какой же все-таки суд нужно обращаться — хозяйственный или административный. Что касается АМКУ, то он отстаивает позицию, что только хозяйственные суды уполномочены рассматривать вынесенные им решения, а к компетенции административных судов нецелесообразно относить данную категорию дел. Аргументировать и обосновать можно позицию обращения как в хозяйственный, так и в административный суд. Так, согласно ст. 60 Закона Украины от 11.01.2001 г. № 2210-III «О защите экономической конкуренции» решения органов АМКУ можно обжаловать в хозяйственных судах. Также постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Украины от 24.10.2011 г. № 10 дает разъяснения относительно подведомственности дел и содержит норму, которая гласит, что хозяйственные суды на общих основаниях решают все споры между субъектами хозяйственной деятельности, а также споры, связанные с обжалованием в соответствии с частью 1 ст. 60 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» решений (распоряжений) органов АМКУ и взысканием с субъектов хозяйствования штрафов и пени в связи с нарушением конкурентного законодательства.

Подведомственными административным судам являются споры, которые возникают в связи с осуществлением субъектом управленческих полномочий (часть 1 ст. 17 Кодекса административного судопроизводства Украины). Таким образом, существует конкуренция норм Закона Украины «О защите экономической конкуренции» и Кодекса административного судопроизводства Украины. Обосновывая подведомственность данной категории споров административным судам, Высший административный суд Украины считает, что вопросы подведомственности являются процессуальными вопросами, которые могут регулироваться только процессуальными кодексами. Закон же содержит нормы материального права, а поэтому не может устанавливать процессуальный порядок обращения в суды для обжалования решений органов АМКУ. К тому же Кодекс административного судопроизводства Украины был принят позже, нежели соответствующая норма упомянутого выше закона.

Таким образом сегодня существует законодательная коллизия, и при желании можно обосновать как одну, так и другую позицию.

Помнить не нужно забывать

Нужно помнить, что первоочередной задачей АМКУ является создание благоприятных условий для развития конкуренции. Если все-таки АМКУ приходится применять какие-либо санкции (в рамках закона, разумеется), они, прежде всего, являются инструментом влияния, направленным на предупреждение нарушений в сфере конкуренции.

Не нужно забывать предпринимателю, что правила настольной игры «Монополия» проще прописанных украинским законодательством прав и обязанностей субъектов хозяйствования. Их нарушение не предвидит никакой ответственности в отличие от нарушения норм закона. Потому надо понимать, что, играя во взрослые игры и нарушая при этом закон, можно легко проиграть, при этом многое потеряв.

Екатерина Горбунова
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті