Призрак бродит по Европе… призрак аптечных сетей.

Еще 15 лет назад в европейских странах большинство аптечных предприятий находилось под единоличным руководством и владением аптекаря. Сегодня аптечные кооперации и аптечные сети доминируют в розничном секторе фармацевтического бизнеса Европы.

Призрак бродит по Европе… призрак аптечных сетей.Разновидностями и проявлениями процесса консолидации фармацевтической отрасли являются ее вертикальная и горизонтальная интеграция. Вертикальная интеграция — объединение предприятий разных ступеней производственного цикла продукта и продвижения продукта на рынок под единым менеджментом. Горизонтальная интеграция — объединение предприятий одной ступени производственного цикла продукта и продвижения продукта на рынок под единым менеджментом.

Для фармацевтической отрасли, особенно в последние годы, характерен процесс интеграции в секторе дистрибьюции и розничной продажи, иными словами — полный контроль над реализацией лекарственных препаратов.

В рамках данной статьи будет освещено одно направление этого процесса, а именно — образование и рост крупного субъекта розничного звена — аптечной сети в Европе. Взаимоотношения аптечных сетей с оптовым сектором рассматриваются в той мере, в какой оптовые компании влияют или управляют аптечными сетями, тем самым становятся двигателем вертикальной интеграции отрасли.

Рассмотрим, каковы именно главные признаки современного процесса интегрирования, или вертикальной и горизонтальной интеграции:

  • несколько крупных игроков контролируют европейский рынок оптовой и розничной торговли лекарственными средствами;
  • крупные оптовые компании создают или приобретают розничные сети и контролируют розницу;
  • фармкомпании стремятся контролировать всю цепь реализации;
  • данная сфера деятельности представляет интерес как для крупных торговых компаний, так и для других игроков сферы здравоохранения;
  • появляются новые, альтернативные формы торговли медикаментами, такие как торговля по интернету и адресная рассылка.

Продолжается и процесс горизонтальной интеграции, то есть консолидация внутри производственных, оптовых и розничных звеньев фармацевтической отрасли.

Особенно в последние годы в разных странах Европы появились крупные аптечные сети, то есть конгломераты, которые объединяют под одной хозяйственной единицей 5 или более аптек. Следует отметить, что далеко не во всех европейских странах действующее законодательство разрешает образование аптечных сетей (табл. 1). В таких странах, как Франция, Германия, Испания, Финляндия и Дания на законодательном уровне определены:

  • ограничения в отношении собственника — собственником аптеки может стать только профессиональный аптекарь. Не разрешается иметь аптечные предприятия людям без фармацевтического образования;
  • ограничения числа аптек в сети от 1 до 4.
Таблица 1 Обзор по законодательным ограничениям аптечной сферы в Европе
Страна Общеечисло аптек Чужое владение (разрешено или нет) Владение более чем 1 аптекой (да или нет)
Россия 51686 Да Да
Франция 22460 Нет Нет
Германия 21580 Нет Да до 4 аптек
Испания 21165 Нет Нет
Украина 19713 Да Да
Великобритания 12612 Да Да
Польша 11297 Да Да
Бельгия 5098 Да Да
Венгрия 2429 Да Нет
Швейцария 1750 Да Да
Чехия 2638 Да Да
Нидерланды 2005 Да Да
Сербия 2000 Да Да
Литва 1521 Да Да
Словакия 1721 Нет Нет
Австрия 1252 Да Да
Хорватия 1100 Да Да
Латвия 825 Да Нет c 2011 г.
Швеция 946 Да Да
Финляндия 811 Нет Нет
Норвегия 649 Да Да
Эстония 486 Да Да
Дания 316 Нет Да до 4 аптек
Словения 312 Да Да
Источник: James Dudley report 2011, Pharmexpert Russia, данные синдикативных баз данных «AxiomaTM»

Только в таких странах, как Бельгия, Чехия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Россия, Швеция, Швейцария, странах Прибалтики, Украине и в Великобритании нет никаких законодательных ограничений, и по этой причине отмечают значительный рост аптечных сетей. В целом в Европе ситуация в отношении законодательного допуска владения аптеками отличается (количество аптек в собственности и специальное образование собственника, то есть допускается ли «чужой владелец» — собственник без фармацевтического образования).

Несмотря на законодательные ограничения, в Европе развиваются разные формы кооперирования в области розничной торговли. Особого внимания заслуживают следующие виды:

  • аптечные сети с единым владельцем;
  • виртуальные кооперации самостоятельных аптек;
  • франчайзинг.

Рассмотрим данные формы по характеристикам.

1. Крупные европейские аптечные сети и их контроль оптовыми лидерами

В европейских странах, где одному собственнику разрешается иметь множество аптек, образовались мощные аптечные сети. Одна треть аптечных предприятий, организованных в сети, находится в России. Еще одна треть аптек объединены в аптечные сети в Великобритании, 14% — в Центральной Европе, 6% — в Северной Европе, 83,4% — в Норвегии, 89,3% — в Словении.

Самые крупные европейские аптечные сети находятся под контролем европейских лидеров оптового фармацевтического бизнеса — компаний «Alliance», «Celesio» и «Phoenix». Эти три компании создали свои европейские аптечные сети и развили тем самым вертикальную интеграцию фармацевтической отрасли. Какова ситуация в Европе по аптечным сетям?

Три крупные оптовые компании «Alliance Boots», «Celesio» и «Phoenix» контролируют 7118 аптечных учреждений по всей Европе и таким образом объединяют под крышей своих аптечных сетей 44% всех аптек, объединенных в сети (табл. 2).

Таблица 2 Ведущие европейские аптечные сети
Материнская компания Страна Число аптек География присутствия в Европе
Alliance Boots Великобритания 3 280 Хорватия, Нидерланды, Ирландия, Италия, Литва, Норвегия, Россия, Великобритания, Швейцария
Celesio Германия 2 281 Бельгия, Чехия, Нидерланды, Ирландия, Италия, Норвегия, Великобритания, Швеция
Phoenix/Tamro Германия 1 547 Страны Прибалтики, Венгрия, Италия, Норвегия, Польша, Великобритания
A5 Россия 1371 Россия
Chain 36,6 Россия 1005 Россия
The Co-operative Pharmacy Великобритания 774 Великобритания
Implozia Россия 741 Россия
Rigla Россия 694 Россия
Polska Grupa Farmaceutyczna Польше 512 Польша
Raduga Россия 514 Россия
Mediq (OPG) Нидерланды 424 Нидерланды
Pharmacor Россия 399 Россия
Источник James Dudley Management, OTC distribution in Europe, 2012

Этот факт доказывает, что степень концентрации в розничной сфере уже довольно высока.

Компания «Alliance Boots» объявила результаты хозяйственной деятельности своей дочерней аптечной компании за 2011 г.: оборот составил 9,2 млрд евро (+2%), операционная прибыль — 813 млн евро (+6%).

«Celesio» объединяет 2281 аптеку в таких странах: Великобритания, Норвегия, Италия, Нидерланды, Ирландия, Бельгия, Чехия и Швеция. Этот мощный конгломерат реализовал в 2011 г. препараты на сумму 3570 млн евро. Однако аптечному бизнесу «Celesio» не удалось в 2011 г. продемонстрировать ни увеличения оборота, ни роста операционной прибыли по сравнению с 2010 г.

Немецкая компания «Phoenix»в начале 2012 г. реорганизовала свой аптечный бизнес. Под новым брэндом BENU наряду с известными сетями Великобритании «Rowland», аптеками «Apotek» (Норвегия) сейчас объединены также 700 аптек компании «Phoenix» в таких странах, как Австрия, Нидерланды, Чехия, Венгрия, Швейцария, Италия, Литва, Латвия, Эстония и Польша.

С помощью нового брэнда «Phoenix» планирует существенно усилить свой розничный сегмент и выйти на оборот 2,2 млрд евро.

2. Виртуальные аптечные сети

Виртуальные аптечные сети по своей сути должны сочетать гибкость самостоятельной аптеки с мощностью аптечной сети. Они в первую очередь развиваются в странах, где законодательство не позволяет образовать аптечные сети. Так как виртуальные аптечные сети работают согласно коммерческим договорам с одной или несколькими оптовыми компаниями по льготному снабжению, существует их хозяйственная зависимость от оптовиков. Суть такой формы кооперирования — достижение экономии при закупке за счет больших партий товара, широты ассортимента и выступление под единым брэндом.

Таким образом, под виртуальными аптечными сетями можно подразумевать кооперирование в сфере закупок лекарственных средств. Самая крупная из этих сетей — немецкая MVDA/Linda, объединяющая более 3000 аптек, которая была создана оптовой компанией «Phoenix» 20 лет назад.

Основным недостатком виртуальных аптечных сетей часто является слабая поддержка общего брэнда сети и единого формата со стороны самостоятельных собственников отдельных аптек. Такие собственники обращают большее внимание на свои личные интересы и краткосрочные закупочные предложения для своих аптек, чем на развитие общего брэнда.

3. Франчайзинг

Под франчайзингом следует понимать развитую форму лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) за плату право действовать от своего имени, используя товарные знаки или брэнды франчайзера. Как правило, франчайзер предоставляет франчайзи систему ведения бизнеса, определенное оборудование и определенный товарный ассортимент. Суть системы франчайзинга в том, что компания-франчайзер является собственником брэнда, а не Hard ware, то есть самой аптеки или торговой точки. Однако такая компания строго отслеживает и контролирует пути и методы продвижения своего брэнда.

Концепция франчайзинга очень распространена и широко применяется в области торговли продуктами или ресторации.

В сфере фармации эта форма кооперирования довольно молодая и развита слабо.

В отличие от виртуальной аптечной сети строгий контроль со стороны франчайзера при данной модели обеспечивает и охраняет мощь и силу самого брэнда. Суть концепции франчайзинга именно в представлении отдельной аптекой сильного розничного брэнда с его привлекательностью, опытом продвижения препаратов и покупательной способностью, а не каких-то выгод при закупке препаратов.

Данная модель также нашла свое распространение в тех странах, где существуют ограничения по поводу владения аптеками. Примером этой концепции может служить брэнд DocMorris, который объединяет 160 аптек под так называемую модель «Brand Partnership» и принадлежит компании «Celesio». Такая сеть франчайзинга развилась после приобретения в 2007 г. компанией «Celesio» голландской компании по рассылке лекарственных препаратов DocMorris за 200 млн евро. После этого 160 немецких аптек перешли под крышу брэнда DocMorris. Становление такой формы сетей действительно находится еще на начальном этапе. После нескольких юридических поражений и болезненного бойкота немецких самостоятельных аптек «Celesio» сейчас серьезно задумывается над продажей брэнда DocMorris.

Аптечные сети в России и Украине

Рассмотрим далее ситуацию на российском рынке, где в последние годы процесс консолидации розничного фармацевтического сектора развивался очень бурно (табл. 3).

Таблица 3 Топ-15 российских аптечных сетей по товарообороту в денежном выражении по итогам 2011 г.
Название сети Местоположение Количество аптек Доля рынка в 2010 г. Доля рынка в 2011 г.
1. Rigla Москва 694 2,38 2,55
2. Apteka 36,6 Москва 1005 2,47 2,33
3. A5 Москва 1371 1,61 1,99
4. Alphega Москва 720 0,83 1,56
5. Farmacor Санкт-Петербург 399 1,66 1,51
6. Implosia Самара 741 1,38 1,29
7. Farmimpex Ижевск 288 1,09 1,22
8. Asna Москва 154 0,87 1,11
9. UMG Москва 397 0,86 1
10. Raduga Санкт-Петербург 514 0,79 0,99
11. Starij Lekar/O3 Москва 247 0,94 0,83
12. Samson Pharma Москва 20 0,74 0,82
13. Doktor Stoletov Москва 406 0,81 0,81
14. Vita Самара 370 0,79 0,74
15. Pharmland Уфа 207 0,65 0,70
Источник: Pharmexpert, February,2012
Таблица 4 Оптовые компании, имеющие собственные аптечные сети в России

п/п
Оптовая компания Аптечная сеть, ей принадлежащая
1 Протек РиглаБудь здоров
2 Катрен Мелодия здоровья
3 Роста Радуга
4 Alliance Healthcare Моя любимая аптека
5 Ориола Старый ЛекарьО3
6 Империя Фарма Доктор Столетов

В России отмечают все формы интеграции, однако преобладает форма вертикальной интеграции оптовых компаний (табл. 4). Реальная ситуация такова: оптовая компания «СИА Интернашнл» контролирует виртуальную сеть «Фарммир» и недавно продала 20,9% акций «Аптечной сети 36,6». «Аптечная сеть 36,6» была преобразована в 1998 г. из производственно-оптовой компании «Время». «А5» и «Фармакор» — горизонтально интегрированные сети.

В процессе консолидации активно участвует иностранный капитал. Так, финская оптовая компания «Ориола» в 2008 г. приобрела оптовую компанию «МОРИОН», которой принадлежит аптечная сеть «Старый Лекарь», и добавила в 2010 г. аптечную сеть «03».

Другой иностранный инвестор, британская компания «Alliance Boots», приобрела в 2007 г. российского оптовика «Аптека Холдинг» и сегодня объединяет все свои российские операции под крышей «Alliance Healthcare Russia».

Наряду с собственной сетью «Alliance Healthcare Russia» под брэндом Аlphega развивает франчайзинг.

Интересен тот факт, что аптечные сети России проходили в своем развитии и становлении многочисленные взлеты и падения, а лидеры данного бизнеса до сих пор не в состоянии достичь рубежа самоокупаемости.

«Аптечная сеть 36,6» уже долгие годы борется за выход на точку безубыточности из долгового ига.

По-видимому, в гонке за наибольшим количеством аптек под своим контролем и за рыночной долей некоторые собственники выпустили из поля зрения такие важные параметры выживаемости, как прибыльность и рентабельность. Увы, такие явления не минуют и иностранных инвесторов.

В 2011 г. финской компании «Ориола КД» пришлось списать 33,4 млн евро на свою розничную структуру в России.

В качестве еще одного примера консолидации можно привести розничный сектор фармацевтического рынка Украины (табл. 5), где процесс консолидации уже стартовал, но еще не приобрел таких масштабов, как в России.

Таблица 5 Топ-10 украинских аптечных сетей по товарообороту в денежном выражении (без учета СПД)
Название аптечной сети Количество ТТ в I кв. 2012 г. Доля в I кв. 2012 г. , % Доля в I кв. 2011 г., %
Мед-Сервис групп (Днепропетровск) 314 2,67 2,71
Арника (Донецк) 132 2,04 1,94
Фармастор (Киев) 131 1,91 1,62
Бажаемо здоровья (Киев) 95 1,85 1,58
Фармация ОКП (Луганск) 458 1,79 2,40
Украинский аптечный холдинг (Донецк) 208 1,75 1,78
Аптека-Магнолия (Запорожье) 95 1,69 1,53
Титан (Харьков) 75 1,41 1,36
Фармация КП (Киев) 165 1,40 1,57
Гамма-55 ЧФ (Харьков) 70 1,40 1,14
Доля топ-10 аптечных сетей 17,89 17,63
Источник: данные синдикативных баз данных «AxiomaTM»

Топ-100 аптечных сетей Украины в 2011 г. аккумулировали 57,7% оборота лекарственных средств страны.

Количество торговых точек топ-100 сетей составляет 5997, это означает, что на 30% всех аптечных точек приходится почти 60% всего оборота. Из них топ-10 обеспечивает 18% общего оборота.

Аптечные сети на данном этапе развиваются очень стремительно. При развитии возможна вертикальная интеграция.

Не лишен внимания иностранных инвесторов и украинский розничный рынок. Так, американская компания «WATSON» контролирует по всей Европе 9300 торговых точек в 33 странах. В Украине «WATSON» начиная с 2006 г. инвестировал 13 млн дол. в сеть «ДЦ». Сегодня «WATSON» контролирует 270 торговых точек (не только аптеки) по всей Украине. «WATSON» заявил о своих планах вложить еще 37 млн дол. в расширение числа торговых точек до 500.

Экономическая целесообразность аптечных сетей

Когда процесс консолидации аптек был запущен, государственные органы ожидали таких экономических эффектов, как улучшение уровня и качества снабжения, а также снижение цен.

Исследования, проведенные европейской аптечной ассоциацией (PGEU), показывают, что образование аптечных сетей приведет не только к увеличению числа аптек, но и к территориальной диспропорции их расположения. Например, откроются новые точки в крупных торговых центрах, а в сельской местности количество аптек уменьшится, и этим ставится под вопрос без­опасность лекарственного обеспечения.

Данные исследования также свидетельствуют, что объединение аптек под руководством одной большой оптовой структуры не делает время доставки лекарственных препаратов короче, как это предполагалось.

Именно в тех странах, где запрещено владение более чем 4 аптеками, отмечены самые короткие сроки поставки.

При изучении влияния аптечных сетей на уровень цен выявлено, что создание больших розничных конгломератов не повлечет за собой стабильного снижения цен на препараты. Коммерческая выгода, которую аптечные сети выторгуют у производителя на закупку лекарственных средств, добровольно не будет передаваться конечному потребителю или страховой медицинской компании.

По наблюдениям шведских исследователей, быстрое увеличение количества аптек часто сопровождается заметным повышением дефицита квалифицированного персонала в отдельных точках сети.

Единственное явное преимущество аптечных сетей перед самостоятельными аптеками — это время работы. Учреждения аптечных сетей заметно дольше открыты для покупателей, нежели отдельные аптеки.

Шведский эксперт Anders Anell, анализируя данный процесс, пришел к выводу, что дерегулирование аптечного рынка приводит только к конкурентной борьбе за месторасположение и наилучшую доступность аптек, а не за повышение качества обеспечения или снижение цен.

В целом можно резюмировать, что аптечный рынок в силу своей специфики нельзя полностью выпускать из сферы государственного регулирования и контроля.

На базе изучения полученного в течение последних лет практического опыта следует тщательно и обдуманно определить меры, которые привели к положительным результатам и в общегосударственном масштабе.

По данной причине можно наблюдать очень противоречивые явления и в законодательной сфере. В Польше, например, ввели ограничения по рыночной мощи аптечных сетей на региональных рынках. В Италии в 2005 г. правительство запретило вертикальный процесс интеграции в фармацевтической сфере, так как усмотрело в этом процессе огромный конфликт интересов.

После многих лет абсолютного отсутствия регулирования рынка в Латвии правительство решило запретить дальнейшую его консолидацию начиная с 2011 г. В Германии и во Франции до сих пор правительства отстаивают жесткие правила регулирования рынка.

ВЫВОДЫ

Сегодня продолжается процесс вертикальной и горизонтальной интеграции в фармацевтической промышленности на всех уровнях товаропроводящей цепи. Крупные оптовые и производственные игроки стараются контролировать и даже диктовать свои условия на всех этапах производственного цикла — от производства до конечной реализации лекарственных средств, или, другими словами, — от производственного цеха до аптеки.

Можно констатировать, что в аптечной сфере процесс консолидации происходит как переплетение процессов горизонтальной и вертикальной интеграции. В горизонтальной плоскости это проявляется в форме слияния аптек в аптечные сети. В вертикальном направлении это принимает форму создания крупных сетей на европейском уровне, как, например, тремя крупными оптовыми компаниями «Alliance Boots», «Celesio» и «Phoenix».

В силу законодательного регулирования и даже ограничения данного процесса, консолидация происходит в разных странах разными темпами, в разной форме и с различной степенью интенсивности. По этой причине можно еще наблюдать такие формы кооперирования, как виртуальные аптечные сети и франчайзинг.

Пожалуй, эти три формы — аптечные сети, виртуальные аптечные сети и франчайзинг — главные модели для кооперирования и интегрирования розничного фармацевтического сектора.

В таких странах, как Россия и Украина, где нет никаких законодательных ограничений, процесс происходит быстро, динамично, с участием иностранного капитала, однако и достаточно противоречиво. По-видимому, локальным игрокам не хватает know how, чтобы данный бурный процесс сделать управляемым и прибыльным.

Этот факт позволяет ожидать в будущем более активного проникновения иностранного капитала, который привносит не только капитал, но и know how процессов управления в целях получения прибыли и других положительных результатов деятельности.

Однако процесс интегрирования аптечного сектора еще не доказал самого главного, а именно, что он позволяет достичь и представить положительные эффекты на общегосударственном уровне в форме экономии для системы здравоохранения или, в конце концов, для пациента и потребителя.

Пока это еще показано неубедительно, данный процесс невозможно назвать иначе, как «Призрак бродит по Европе…».

Uwe Stoehr, региональный директор по странам Восточной Европы, компания «Klosterfrau»
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Андрей Рупчев 20.08.2012 12:06
Спасибо за интересную статью. Эта тематика стала все чаще и чаще подниматься в новостных блоках на разных сайтах. Так как являюсь менеджером аналогичного проекта в компании Альба Украина, лично пришлось изучить опыт консолидации аптек в Польше, Германии, Великобритании. Совместно с главой крупнейшей европейской сети разработали стратегию развития подобного проекта в Украине, который стартует в октябре 2012 г. Ключевым моментом проекта является возможность увеличения товарооборота для участника (аптеки или сети) на 45-55%. За более подробной информацией пожалуйста обращайтесь к торговым представителям компании или напрямую в отдел сбыта.
Илья 26.12.2013 10:04
Предсказания сбываются. Алвита предложила франчайзинг для аптек...
Юрий 26.04.2016 4:02
Аптечные сети в том виде, который они приняли у нас, в России, ведут только к обогащению владельца. Ни о каком развитии сервиса обслуживания речь не идет. все направлено только на получение прибыли. Если в сетевой аптеке не предусмотрена должность заведующего, о чем можно говорить?! за ассортимент отвечает менеджер, который не имеет представления о слове "галеника", а коммерческим директором является супруга криминального авторитета... Поэтому весь перечень ЖНВЛП в аптеке присутствует, но продается только дорогостой, или то, что проплачено "этическими" компаниями-производителями. Совершенная незащищенность работников аптеки от от произвола офисного руководства приводит к дискредитации профессии провизора, мы становимся торгашами по неволе. Обидно, но сделать ничего нельзя. Извините, накипело.

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті