Государственные закупки антиретровирусных препаратов: слово общественной организации

Ценообразование на лекарственные средства (ЛС) — наверное, самая актуальная тема этой осени. 17 сентября под стенами МЗ Украины состоялась акция, организатором которой выступила Всеукраинская благотворительная организация «Всеукраинская сеть людей, живущих с ВИЧ/СПИД» (Сеть ЛЖВ). Ее участники призывали отменить государственный тендер по закупке антиретровирусных препаратов для ВИЧ-инфицированных пациентов. Международный опыт использования референтных цен, по мнению представителей общественных организаций, можно и нужно срочно внедрить в практику государственных закупок.

Организаторы акции утверждают, что МЗ Украины на государственных торгах закупает антиретровирусные препараты в несколько раз дороже по сравнению с ценами, по которым приобретаются такие же лекарственные средства (ЛС) реципиентами международных донорских организаций, таких как Глобальный Фонд по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией (далее — Глобальный Фонд).

МЗ Украины опубликовало официальный пресс-релиз, в котором отмечено, что закупка анти­ретровирусных препаратов осуществлялась по процедуре открытых торгов, как это предусмотрено постановлением КМУ от 17.10.2008 г. № 921 «Об утверждении Положения о закупках товаров, работ и услуг за государственные средства». Информация о запланированных торгах была размещена в предусмотренном законодательством Украины СМИ — информационном бюллетене «Вестник государственных закупок», а также в сети Интернет на официальном сайте МЗ Украины www.moz.gov.ua. Одним из главных критериев, учитываемых при выборе тендерных предложений, являлась цена. Победителями были признаны участники, которые предложили наименьшие цены, и предложения которых отвечали установленным требованиям. Жалоб относительно определения победителей не поступало.

Как значится в пресс-релизе, МЗ Украины не формирует ценовую политику в государстве и не может влиять на поставщиков ЛС, которые подают в качестве тендерного предложения перечень препаратов по ценам, экономическое обоснование которых находится в компетенции  Мин­экономики Украины.

О причинах и целях состоявшейся возле МЗ Украины акции рассказывают представители руководства Сети ЛЖВ.

Елена Вагнер, руководитель отдела закупок Сети ЛЖВ, пояснила, что Глобальный Фонд — это финансовый механизм, созданный в 2002 г. как международное государственное партнерство, призванное на глобальном уровне решить проблему эпидемий ВИЧ/СПИДа, туберкулеза и малярии. Его функция — быстрое предоставление крупных объемов дополнительных ресурсов тем партнерам из стран с низким уровнем дохода, которые могут оказать влияние на борьбу с этими эпидемиями. Глобальный Фонд требует определенных доверительных соглашений, если речь идет о гарантиях целевого использования полученных грантов. Е. Вагнер подчеркнула, что Глобальный Фонд регулярно проводит мониторинг и оценку эффективности программы и принимает решение о будущем финансировании.

За получение страной гранта от Глобального Фонда и гарантии, данные ему государством, ответственность несет в первую очередь так называемый Страновой координационный механизм (СКМ). В Украине его возглавляет вице-премьер-министр Иван Васюник. При участии профильных организаций из государственного и частного секторов, гражданского сообщества, а также партнеров по развитию СКМ разрабатывает и предоставляет на рассмотрение в Глобальный Фонд заявку о предоставлении гранта на основании приоритетных потребностей государства для реализации существующих национальных программ. СКМ предлагает Глобальному Фонду одного или нескольких соответствующих реципиентов, которые будут нести юридическую ответственность за выполнение программы, ее результаты и финансовую отчетность.

В Украине в данный момент существует 2 реципиента Глобального Фонда — Сеть ЛЖВ (выполняет соглашения, которыми предусмотрены закупки ЛС и изделий медицинского назначения, обучение врачей, лечение, уход и поддержка для пациентов и их семей) и Международный альянс по ВИЧ/СПИД в Украине (отвечает за программы профилактики). Системы управления финансами и поставкой товаров, приобретенных за счет грантов, полученных от Глобального Фонда, являются прозрачными, поскольку это главное требование донора, и дальнейшее финансирование основано на результатах предыдущего. Существует определенная, разработанная мировыми экспертами, методология предоставления заявки на выделение средств и управления ими. В системе финансовой отчетности предусмотрены отчеты о прогрессе, достигнутом за каждый отчетный период и за фискальный год, а также аудиторские отчеты, которые составляются по результатам ежеквартального аудита программы независимой компанией (сегодня в Украине такой аудит осуществляет «Price Waterhouse Coopers»). На основании предоставленных отчетов о расходах подается заявка на дальнейшее финансирование.

У каждого реципиента могут быть собственные процедуры осуществления закупок препаратов. Сеть ЛЖВ является получателем гранта для выполнения деятельности по внедрению программ лечения ВИЧ/СПИДа среди маргинальных групп пациентов. Сеть ЛЖВ осуществляет свою деятельность в правовом поле Украины, соблюдая политику Глобального Фонда. Принятие решений осуществляется коллективно с привлечением государственных и негосударственных институций. Заявка на получение финансирования и заказы ЛС у поставщиков составляются с учетом рассчитанных экспертами потребностей.

Сеть ЛЖВ имеет долгосрочные партнерские соглашения на поставку ЛС с международной организацией IDA (International Dispensary Association), которая продает антиретровирусные препараты подтвержденного качества по низким ценам. С информацией о данной компании и услугах, предоставляемых ей, можно ознакомиться на сайте www.idafoundation.org.

Сведения о глобальных ценах на антиретровирусные препараты систематически публикуются в открытых источниках. Например, официальные пресс-релизы Инициативы по ВИЧ/СПИДу международного благотворительного фонда (МБФ) «Фонд Уильяма Дж. Клинтона» размещены по адресу www.clintonfoundation.org. Также информацию о ценах и региональных инициативах публикует организация «Врачи без границ» на сайте www.msfaccess.org. С аналогичной информацией можно также ознакомиться на сайте ВОЗ www.who.int.

В 2005 г. ВОЗ основала Службу лекарственных средств и средств диагностики при ВИЧ/СПИДе (AIDS medicines and diagnostics service — AMDS). AMDS проводит оценку закупок и продаж в каждой стране отдельно, а также регулирует процедуры поставок и адекватное финансирование всей операции. В апреле 2005 г. по инициативе AMDS был введен в действие Механизм анализа мировых цен (Global price reporting mechanism). Он представляет собой систематизированную базу данных, которая содержит информацию, включая цены, о ЛС, использующихся в странах с низким и средним уровнем дохода для лечения ВИЧ/СПИДа, туберкулеза и малярии, которые закупаются за счет грантов международных донорских организаций. Е. Вагнер отметила, что в ходе дистрибьюции цена препаратов несколько увеличивается, однако не превышает цену производителя более чем на 20%.

Анализ полученной из открытых источников информации о ценах на антиретровирусные препараты, закупаемые за счет иностранных грантов и бюджета Украины, показал существенную разницу.

Напомним, что 25 мая 2009 г. МЗ Украины объявило о проведении торгов на покупку анти­ретровирусных препаратов. В результате проведенных 18 июля 2009 г. торгов победителями были определены несколько локальных поставщиков, в то время как международные закупочные агентства не принимали в тендере участия. С ценами, по которым были закуплены ЛС, можно ознакомиться в дополнении к приказу МЗ Украины от 27.08.2009 г. № 640 «О распределении анти­ретровирусных препаратов для лечения больных с ВИЧ- инфекцией/СПИДом и профилактики ВИЧ- инфицирования, закупленных за счет средств Государственного бюджета на 2009 год».

Рассмотрим разницу в ценах на отдельные ЛС, закупаемые за счет донорских международных организаций и бюджета Украины, на конкретных примерах. Так, в текущем году цена за единицу препарата ламивудин, раствор для перорального применения (10 мг/мл), закупленного за бюджетные средства, составила приблизительно 0,35 дол. США, в то время как за счет средств МБФ «Фонд Уилья­ма Дж. Клинтона» — 0,08 дол. Цена за единицу препарата эфавиренц, таблетки, капсулы, драже (200 мг), закупленного за бюджетные средства, составила около 0,90 дол., за счет средств Глобального фонда — 0,28 дол. Цена за единицу препарата абакавир, таблетки (300 мг), закупленного за бюджетные средства, составила порядка 1,27 дол. США, за счет средств МБФ «Фонд Уилья­ма Дж. Клинтона» — 0,32 дол. Данный список можно продолжать.

По мнению Владимира Курпиты, директора департамента лечения и закупок Сети ЛЖВ, МЗ Украины может изменить ситуацию. Он констатировал, что, несмотря на пятилетний опыт использования антиретровирусной терапии, в Украине отсутствует логично построенная система или порядок определения потребности в антиретровирусных препаратах. Такая ситуация является следствием особенности ВИЧ- инфекции/СПИДа, когда антиретровирусная терапия назначается не всем ВИЧ- инфицированным, а лишь тем пациентам, которые имеют показания (клинические, иммунологические). Показания для назначения антиретровирусных препаратов взрослым и детям определены клиническими протоколами, утвержденными приказами МЗ Украины от 04.10.2006 г. № 658 и от 13.04.2007 г. № 182. В данный момент потребность в антиретровирусной терапии определяется только на национальном уровне, исходя из наличествующего бюджета, а не потребностей в лечении. Таким образом, регионам приходится подгонять свои запросы под средства, а не обеспечивать средствами потребность. Соответственно, нет объективных сведений о количестве пациентов, нуждающихся в лечении, а также единого механизма расчета потребности в лекарственной терапии на национальном и региональном уровнях. МЗ Украины может утвердить соответствующим приказом механизм расчета потребностей и установить сроки сбора информации на конкретный бюджетный год. При организации закупочного цикла необходимо учитывать, что бюджетный процесс в Украине начинается в марте– апреле предыду­щего года. Поэтому к моменту поступления препаратов в регионы проходит 18–24 мес. Очевидно, что есть необходимость в формировании запаса (буфера) ЛС. Существующая процедура государственных закупок не позволяет обеспечить гибкость и непрерывность процесса антиретровирусного лечения, что является необходимым условием успешной терапии ВИЧ/СПИДа.

Обработка списка ЛС и изделий медицинского назначения осуществляется группой профильного сопровождения государственных программ МЗ Украины. Следует отметить, что она определяет только наименования единиц товаров, в то время как антиретровирусная терапия является комплексной и предусматривает назначение как минимум трех препаратов одно­временно, обес­печение лабораторного сопровождения, лечение побочных эффектов терапии, возможность изменения схем лечения. В условиях мирового финансово- экономического кризиса целе­сообразно регламентировать использование дешевых и дорогих схем лечения, учитывая не только прямые экономические затраты, но и последствия использования этих схем. Как возможное решение обозначенной проблемы предлагается ежегодно приказом МЗ Украины или уполномоченного органа регламентировать соотношение схем для вновь выявленных пациентов, порядок использования препаратов второй линии и лабораторное сопровождение лечения.

Несовершенным в процедуре государственных закупок антиретровирусных препаратов сегодня является этап подготовки технико-экономического обоснования. По мнению В. Курпиты, Управление мониторинга и сопровождения государственных программ МЗ Украины не приняло достаточных мер для внедрения единой, понятной для всех методики планирования. В результате планирование в 2009 г. продолжалось до мая–июня. Потребности регио­нов запрашивались минимум трижды и исправлялись МЗ Украины в ходе защиты региональных потребностей, что, кстати, проводилось без привлечения партнерских организаций и объединений пациентов.

На этапе планирования и проведения закупки важным инструментом является мониторинг цен на антиретровирусные препараты. В Украине ценообразование осуществляется путем индексации исторических цен (как правило предыду­щего года). Такой фактор, как глобальное снижение цен на антиретровирусные препараты, не учитывается. Используемый МЗ Украины подход не учитывает возможности снижения цены при увеличении объемов закупок. Актуальным является внесение изменений в постановление КМУ от 05.09.1996 г. № 1071, для введения понятия «референтная цена» и порядка ее определения, хотя бы в рамках государственных программ борьбы с эпидемиями ВИЧ/СПИДа и туберкулеза.

Главная задача на этапе финансирования — четкое определение финансовых потребностей здравоохранения, необходимых для преодоления эпидемии и возможностей государства удовлет­ворить их. Известно, что повлиять на эпидемию можно при 80% охвате населения страны соответствующими противоэпидемическими мероприятиями. Учитывая, что антиретро­вирусная терапия рассматривается как важная составляющая профилактики ВИЧ- инфекции, то результаты ее внедрения в Украине не позволяют говорить о том, что эпидемия взята под контроль. К сожалению, темпы прироста численности пациентов, нуждающихся в лечении, значительно превышают темпы выделения средств из бюджета Украины как на лечение, так и на диагностику. В. Курпита подчеркнул, что задачей МЗ Украины является координация усилий государственного и частного секторов для удовлетворения финансовых потребностей.

По его мнению, МЗ Украины не осуществляет необходимых мероприятий для обеспечения качества товаров, предложенных для государственной закупки, единственным требованием является регистрация ЛС в Украине. При этом входной контроль качества обеспечивается поставщиками, что делает процесс непрозрачным. Ситуацию можно исправить, ведь МЗ Украины как заказчик имеет право внести специальные требования к участникам торгов и закупаемому товару в тендерную документацию. Для экономии времени можно использовать сертификацию признанными международными программами, такими как преквалификация ВОЗ, регуляторными актами ЕС или США.

Помимо этого, основным отличием закупок в рамках выполнения проекта Глобального Фонда является закупка услуг, а не просто товаров. Закупка определенного перечня товаров, как и вся цепь управления поставкой, — техническая функция, выполнение которой можно закупить как услугу у квалифицированного закупочного агентства. Таким образом, реципиент гранта Глобального Фонда может оперировать всеми доступными на глобальном уровне ценами и торговаться со всеми присутствующими на рынке поставщиками. В процессе закупок на первом этапе выбирается поставщик услуг (закупочное агентство), в контракт с которым вносится требование предоставления заказчику цен всех производителей, которые зарегистрированы в Украине, кроме того, в контракте можно оговорить условия работы (прибыль) выбранного поставщика. На втором этапе поставщик услуг обязан предоставить все ценовые предложения от производителей, а также указать условия, сроки и особенности поставок. Важным условием обеспечения эффективных закупок является мониторинг и преквалификация поставщиков и участников торгов с оглашением анализа их деятельности. На государственном уровне роль закупочного агентства выполняет МЗ Украины.

МЗ Украины может использовать опыт реализации международных проектов и проводить тендерные закупки услуг закупочного агентства, тем более что с 2005 г. Украина является членом консорциума Инициативы по ВИЧ/СПИДу МБФ «Фонд Уильяма Дж. Клинтона».

Распределение и доставка закупленных товаров является этапом цикла и должны осуществляться на постоянной основе. МЗ Украины делегирует эти полномочия ГП «Укрвакцина», которое обеспечивает однократную развозку всей закупленной партии. В рамках реализации проекта Глобального Фонда такую задачу выполняет ГП «Укрмедпостач», которое осуществляет не только регулярную доставку препаратов в регионы, но и хранение резерва на центральном складе для быстрого реагирования на кризисные ситуации или необходимость замены изначально распределенных препаратов, а также регулярную инвентаризацию ЛС на центральном и региональном уровне.

Наконец, на национальном уровне до сих пор не распределены функциональные обязанности по сбору и оценке информации об остатках неиспользованных антиретровирусных препаратов. В условиях хронического дефицита анти­ретровирусных препаратов наблюдается дисбаланс между рассчитанной потребностью и реальным использованием ЛС. Сегодня необходимо инициировать изменения в законодательных актах, которые бы позволили эффективно регулировать государственные поставки ЛС.

Елена Приходько, фото Любови Столяр
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті