Комментарий юридической компании «Правовой альянс»

20.10.2009 г. Верховной Радой Украины был принят Закон Украины «О моратории на повышение цен и тарифов на лекарственные средства и изделия медицинского назначения».

После того как 06.10.2009 г. соответствующий законопроект был принят в первом чтении, мало кто из представителей фармацевтической отрасли верил, что за такой абсурд депутаты проголосуют в окончательной редакции. Тем не менее закон был принят, и принят с нарушением Конституции Украины.

На сегодня существуют два вступивших в силу решения Конституционного Суда Украины по аналогичным ситуациям.

Так, 2 марта 1999 г. Конституционный Суд вынес решение № 2-рп/99 по делу о коммунальных услугах. В своем решении Конституционный Суд достаточно четко указал на то, что в соответствии с п. 3 ст. 116 Конституции Украины обеспечение проведения ценовой политики Кабинетом Министров Украины обозначает реализацию им основных начал установления цен и тарифов. Таким образом, принимая закон, направленный на непосредственное регулирование цен и тарифов в отдельной сфере, Верховная Рада Украины выходит за пределы полномочий, определенных ст. 85 и 92 Конституции Украины.

Кроме того, Конституционный Суд Украины в решении от 10.02.2000 г. по делу № 2-рп/2000 указал на то, что Верховная Рада Украины, осуществляя непосредственное регулирование цен и тарифов, по сути вмешалась в сферу полномочий соответствующих органов исполнительной власти.

Введение какого-либо моратория предусматривает временный период его действия. Однако принятый закон связывает окончание моратория на повышение цен на лекарственные средства с наступлением неопределенных обстоятельст­в: окончанием финансового кризиса, погашение­м задолженности по заработной плате и т.д. Такое положение не соответствует ст. 19 Конституции Украины и является дополнительным основанием для признания в установленном порядке закона не соответствующим Конституции Украины.

В сложившейся ситуации у фармацевтов есть несколько возможностей для реагирования. Перво­очередной задачей является привлечение внимания общественности, международных организаций, организация массовых акций с целью убеждения Президента Украины наложить вето на принятый закон. Аргументация заключается в том, что принятый закон приведет к ситуации, когда пациенты останутся без лекарств, поскольку в убыток себе их завозить в Украину никто не собирается, более 200 тыс. людей, занятых в отрасли, останутся без рабочих мест. Закон по целому ряду положений противоречит Конституции Украины, что в цивилизованном государстве стояло бы на первом месте.

В случае наложения вето Президентом, необходимо убеждать депутатов из различных политических сил, чтобы не было набрано 300 голосов при голосовании по преодолению вето.

Если закон все-таки будет подписан Президентом, остается собирать подписи минимум 45 народных депутатов для обращения в Конституционный Суд относительно признания закона не соответствующим Конституции Украины. В таком случае существует проблема в том, что действие закона не приостанавливается до рассмотрения Конституционным Судом. Однако, если закон в последующем будем признан не соответствующим Конституции Украины, то он будет признан таковым с момента принятия. Таким образом, с юридической точки зрения в случае принятия положительного решения Конституционным Судом ни о каких штрафах или санкциях за нарушение дисциплины цен не может быть и речи.

Дмитрий Алешко, старший партнер юридической компании «Правовой альянс»
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті