Чем живет сегодня российская фармация?

Мы уже неоднократно подробно рассказывали читателям о современных тенденциях, новейших мировых достижениях и перспективах в сфере разработки и внедрения в клиническую практику инновационных лекарственных средств. Как отмечалось на XII Российском национальном конгрессе «Человек и лекарство», такие проекты успешно осуществляются и в России. При этом спектр инноваций, разрабатываемых российскими фармацевтами, включает не только синтез принципиально новых молекул, но и ряд нововведений в области производства, контроля качества готовых лекарственных средств (ЛС), маркетинга и реализации фармацевтической продукции. Именно эти вопросы были отражены в докладах участников симпозиума «Инновационные технологии в фармации», состоявшегося при активном содействии Всероссийского научного общества фармацевтов 20 апреля 2005 г. в рамках XII Российского национального конгресса «Человек и лекарство».

ПРИОРИТЕТ – КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА

Открыл работу симпозиума молодой российский ученый, доктор фармацевтических наук Владимир Дорофеев, выступив с докладом, который был посвящен основным приоритетам в развитии фармацевтической химии. Как отметил докладчик, российских специалистов в области фармацевтической химии на сегодняшний день, пожалуй, больше всего интересует вопрос контроля качества ЛС. Это прежде всего обусловлено тем, что в Российской Федерации чрезвычайно остро стоит проблема фальсификации ЛС. Учитывая то, что значительную часть фальсификатов (до 30%) составляют противомикробные препараты, В. Дорофеев, опираясь на результаты собственных исследований, рассмотрел вопрос о стандартизации контроля качества на примере широко применяемого класса ЛС — фторхинолонов. Результатом проведенных исследований стала разработка унифицированной методики анализа готовых ЛС с применением современных методов (ультрафиолетовая спектрофотометрия, жидкостная хроматография, биофармацевтический анализ с помощью теста растворения) и комплексного аналитического подхода к выявлению фальсифицированных лекарственных препаратов и субстанций. Разработанный оригинальный экспресс-метод выявления фальсификатов антибиотиков с использованием достаточно простых качественных реакций был положен в основу создания соответствующих тест-наборов, которые планируется в ближайшем будущем внедрить в практику. Безусловно, чтобы соответствовать современным стандартам качества ЛС, необходимы значительные усилия всех участников фармрынка. Отдавая себе отчет в том, что для этого крайне необходимы унификация фармакопейных методик и принятие действенных мер в отношении фальсифицированной продукции, российские фармацевты принимают активное участие в данном процессе.

ВОЗВРАЩАЯСЬ К ИСТОКАМ…

Еще одна область, стремительно развивающаяся в российской фармации, — углубленное изучение свойств и широкое внедрение в клиническую практику ЛС растительного происхождения, с каждым годом все шире использующихся в медицине и приобретающих все большую популярность у потребителей. Такой интерес к ним обусловлен прежде всего стремлением оптимизировать профиль безопасности фармацевтической продукции, так как заведомо известно, что токсические свойства большинства из них весьма незначительны либо отсутствуют. В настоящее время в различных научно-исследовательских учреждениях Российской Федерации проводятся интенсивные исследования в области фитотерапии. При этом важной задачей является не только изучение не известных ранее потенциальных терапевтических свойств лекарственных растений и создание на их основе новых ЛС, но и разработка новых методик определения примесей в растительном сырье, усовершенствование методов диагностики его происхождения и качества. Об этом направлении научно-исследовательской работы российских фармацевтов участникам симпозиума рассказали Ирина Самылина, заведующая кафедрой фармакогнозии Московской медицинской академии, профессор, доктор фармацевтических наук, и Дарья Муравьева, профессор Пятигорской государственной фармацевтической академии. На основании проведенного анализа завершенных диссертационных работ по фармакологии, защищенных в различных регионах РФ и утвержденных в 2004 г., докладчики выделили ряд лекарственных растений, особенно перспективных с точки зрения создания в ближайшем будущем готовых ЛС. Так, к числу таких растений по праву можно отнести галегу лекарственную (Galega officinalis) и галегу восточную (Galega orientalis), настои которых традиционно применяются в народной медицине, в том числе и в странах Западной Европы, в качестве сахароснижающих средств. Однако из-за недостаточно изученного состава активных веществ, отсутствия исследований по острой и хронической токсичности, адекватной лекарственной формы эти растения не были включены в Фармакопею РФ. В ходе недавних исследований было установлено, что активными компонентами галеги являются флавоноиды, фенилкарбоновые кислоты, аминокислоты, алкалоиды и другие биологически активные вещества, в комплексе оказывающие гипогликемизирующее действие. Их водные извлечения, характеризующиеся низкой токсичностью, перспективны в плане создания растительных ЛС, предназначенных для включения в состав комплексной терапии при сахарном диабете II типа. Продолжают выявлять новые свойства и у уже известных растений: так, в ходе изучения химического состава и свойств травы топинамбура (Heliаntus tuberosus) была разработана технология получения сухого водного экстракта и на его основе создан новый лекарственный препарат в форме геля, оказывающий противовоспалительное и ранозаживляющее действие. В экспериментальных исследованиях с помощью специальных фармакологических моделей выявлено гепатопротекторное, антибактериальное, диуретическое действие водных извлечений различных видов хвоща. Были подтверждены в эксперименте также антимикробные и противоспалительные свойства настойки и настоя полыни астрагон (Artemisia draсunculus), противосудорожные, гипотензивные, антиагрегантные свойства экстракта марьянника лугового (Melampirum pratense).

Следует также отметить, что кроме растений, произрастающих на территории РФ, российские фармакологи в последние годы также активно исследуют многие малоизученные свойства ряда тропических растений различных семейств (гинкго билоба, кошачий коготь, сандал и др.), а также перспективные сырьевые источники для создания гомеопатических средств.

…И СОЗДАВАЯ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Элеонора Степанова Особое внимание российские фармакологи уделяют усовершенствованию уже существующих и разработке принципиально новых лекарственных форм как для синтетических, так и для природных лекарственных веществ. О современных технологических исследованиях в этой области рассказала Элеонора Степанова, профессор кафедры фармацевтической технологии Пятигорской государственной фармацевтической академии. Она отметила, что именно работа по двум указанным направлениям является в настоящее время основной задачей фармацевтической технологии как науки. Так, например, разработаны технологии, позволяющие производить лекарственные вещества, традиционно выпускаемые в форме обычных таблеток, в форме таблеток шипучих. Они более удобны в применении, обеспечивают более быстрое всасывание действующего вещества и соответственно — ускоряют наступление клинического эффекта. В результате модернизации хорошо известной, применяемой у детей лекарственной формы — присыпок — для препаратов, содержащих флавоноиды, создана улучшенная лекарственная форма так называемых иммобилизованных присыпок. Кроме того, активно ведутся работы по усовершенствованию технологий промышленного производства традиционных твердых лекарственных форм, позволяющих сделать его гораздо более экономичным и экологически чистым.

Вместе с тем российскими учеными не оставлено без внимания и второе ключевое направление исследований — создание совершенно новых лекарственных форм, в основе которых лежит принципиально новая система транспортной доставки ЛС. В частности, ими предложены технологии создания липосомальных форм для многих компонентов косметических и дерматологических средств, разработаны инновационные суббукальные лекарственные формы (защечные пластыри), обеспечивающие быстрое высвобождение и всасывание действующих веществ. Для применения при чрезвычайных состояниях в клинике медицины катастроф, на вредных химических производствах предложена еще одна инновационная лекарственная форма — защитные мази-пленки, эффективно препятствующие повреждающему воздействию токсических веществ на кожу.

И ВСЕ ЖЕ ВО ГЛАВЕ УГЛА – ГРАМОТНЫЙ МАРКЕТИНГ И ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

В условиях реформирования российской системы здравоохранения, отсутствия четко выстроенной системы лекарственного обеспечения, федеральных и территориальных стандартов оказания медицинской помощи особое значение приобретают вопросы рационального использования имеющихся ресурсов и выработка научно обоснованных организационных и управленческих решений в сфере лекарственного обеспечения населения. Анализ ситуации, сложившейся в РФ в этой области, свидетельствует, что одной из центральных ее проблем, к сожалению, является несовершенность системы управления: на сегодня это — многоуровневая система, включающая государственный, региональный и муниципальный компоненты.

Людмила Мошкова Каким же направлениям научных разработок, способных повысить эффективность управления отраслью, в РФ отводится приоритетная роль? Людмила Мошкова, профессор, заведующая кафедрой управления и экономики фармации последипломного образования Российского университета дружбы народов отметила следующие тенденции: ведущие места в структуре новых разработок занимают маркетинговые исследования фармацевтического рынка, исследования по созданию территориальных систем лекарственного обеспечения населения и совершенствованию системы управления лекарственным обеспечением населения на различных уровнях, а также фармакоэкономические исследования. Итак, наиболее активно разрабатываемой темой исследований в РФ на сегодня является фармацевтический маркетинг. Как отметила Л. Мошкова, в последнее время среди множества коммуникационных технологий, использующихся на мировом рынке, одним из самых эффективных способов решения многих маркетинговых задач является применение метода интегрированных маркетинговых коммуникаций, которые позволяют при синхронном использовании отдельных способов продвижения объединить и усилить их преимущества, достигнув эффекта «синергизма» и более оптимального конечного результата. На основе метода интегрированных маркетинговых коммуникаций в Российском университете дружбы народов уже разработаны действенные модели оптимальных стратегий продвижения для отдельных субъектов фармацевтического рынка России. Кроме того, значительное внимание уделяется формированию специальных стратегий антикризисного управления фармацевтическими организациями, созданию моделей формирования корпоративной культуры и имиджа организации.

Александр Гришин Современные технологии управления инновационным проектированием в фармацевтической организации осветил Александр Гришин, профессор, доктор фармацевтических наук, заведующий кафедрой фармации Омской государственной медицинской академии. Он отметил, что не все нововведения в фармацевтической практике можно интерпретировать как инновационный процесс. Последний подразумевает внедрение в клиническую практику результатов научных исследований, которые позволяют качественно, в отличие от предшествующих методов, реализовать значительные технологические прорывы в фармацевтической практике. Докладчик выделил 3 основных вида инновационных проектов:

  • базовые инновации — позволяют на основании внедрения принципиально новых технологий обеспечить высокие результаты деятельности;
  • улучшающие инновации — направлены на совершенствование существующих технологий, например, создание новых разновидностей расходных материалов, улучшение качества услуг и др.;
  • псевдоинновации — деятельность по частичному улучшению уже устаревших технологий, характеризующаяся сомнительной результативностью.

К основным мотивирующим факторам, позволяющим фармпредприятиям определиться с целесообразностью осуществления инновационных проектов, относят обострение конкурентной борьбы за рынки сбыта, повышение спроса на новые виды фармацевтической продукции и уровня требований потребителей к качеству, ассортименту продукции, а также быстрые изменения конъюнктуры на фармацевтическом рынке. При этом все компании стремятся достичь так называемого устойчивого конкурентного преимущества (никоим образом не включающего преимущество ценовое) — превосходства над компанией-конкурентом, которое возможно сохранить в течение длительного времени. Применительно к аптечным учреждениям способы завоевания устойчивых конкурентных преимуществ могут быть следующими: формирование лояльности потребителей; оптимизация расположения аптеки; формирование лояльности поставщиков; максимальное повышение эффективности издержек, а не их минимизация; развитие информационной системы фирмы по управлению и распределению.

В президиуме симпозиума (слева направо): Владимир Дорофеев, Санна Сбоева, профессор, доктор фармацевтических наук, президент Всероссийского научного общества фармацевтов, Ирина Самылина, Дарья Муравьева

В президиуме симпозиума (слева направо): Владимир Дорофеев, Санна Сбоева, профессор, доктор фармацевтических наук, президент Всероссийского научного общества фармацевтов, Ирина Самылина, Дарья Муравьева

Особый интерес представляет информационная система управления и распределения — фактор, интегрированно влияющий на все вышеперечисленные условия, позволяющие достичь устойчивых конкурентных преимуществ. Ее компонентами являются минимизация временных потерь при осуществлении бизнес-процессов в аптеке, повышение оперативности и качества контроля эффективности хозяйственной деятельности, освобождение специалистов от рутинной работы по подготовке различных отчетов и справок, ускорение бизнес-коммуникаций, быстрое и качественное реагирование на потребности покупателей.

Что касается инновационного менеджмента, то, опираясь на мировой опыт, можно констатировать, что наиболее адекватным направлением повышения результативности фармацевтической деятельности на современном этапе можно считать так называемый реинжиниринг бизнес-процессов (РБП). Как отметил А. Гришин, этот инновационный метод уже внедрен в некоторых аптечных учреждениях и на фармпредприятиях России. В соответствии с концепцией РБП предприятие должно рассматриваться как некое количество процессов, направленных на достижение определенной цели, а не как количество людей, выполняющих определенные функции. Ключевая роль в РБП отводится информационной технологии, которая должна стать осью менеджмента предприятия, позволяющей реагировать на динамику рынка, минимизировать затраты, поддерживать и углублять достигнутые им преимущества. При этом если традиционно информационная система формируется для выполнения конкретных функций, то в рамках РБП формируются базы данных, которые дают возможность интегрированно управлять всеми технологическими процессами. Это освобождает специалистов от участия в осуществлении рутинных функций, а бизнес-процессы в свою очередь — от влияния субъективного фактора. Элементы модели РБП обеспечивают эффективное воздействие на все бизнес-процессы фирмы, дают возможность формализовать рабочие задания и выстроить четкую систему контроля за организационной структурой, создать систему управления и оценки результативности хозяйственной деятельности каждого сотрудника, сформировать надлежащую организационную культуру аптечного учреждения. Как показал практический опыт, результатами внедрения модели РБП в аптеке становится ускорение формирования заказа, обслуживания клиентов и повышение темпов реализации товара, увеличение выручки, активов и заработной платы сотрудников.

О других мероприятиях, состоявшихся в рамках XII Российского национального конгресса «Человек и лекарство» читайте в последующих номерах «Еженедельника АПТЕКА». n

Елена Барсукова,
фото автора

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті