До чего дошел прогресс, или более чем просто приятный цвет

В эпоху современных, доведенных почти до совершенства информационных технологий, на фоне возрастающей международной интеграции и глобализации фармацевтического рынка особенно остро стоит проблема фальсификации лекарственных средств (ЛС). Для разрыва цепочки «фальсификат — потребитель» применяют новые технологии, которые обеспечивают защиту от фальсификатов, уменьшают количество медицинских ошибок и улучшают имидж брэнда. Об этом рассказано в статье директора по регуляторным вопросам организации «Colorcon»* Дэвида Шонекера (David R. Schoneker) «More than just a pretty color», опубликованной в мартовском выпуске 2005 г. журнала «Pharmaceutical Executive».

По мнению Дэвида Шонекера, в идеале методы борьбы с фальсификацией должны обеспечивать адекватную защиту препаратов на всем протяжении их канала поставки, легкую идентификацию их подлинности врачами, фармацевтами и пациентами, что способствует улучшению имиджа брэнда и увеличению объемов продаж. Хотя большинство современных противофальсификационных мер, таких, как технологии упаковки (голограммы, типографская краска, штрих-код и др.), гарантируют определенную степень защиты, но не обеспечивают целостность канала поставки лекарственных препаратов, поскольку последние не остаются в оригинальных упаковках. Повторная упаковка препаратов на законных основаниях обычно происходит в аптеках или в каком-либо другом месте, в результате чего подлинная заводская упаковка — утилизированная или похищенная может использоваться для фальсифицированных ЛС, которые небезопасны для здоровья пациентов и наносят экономический ущерб фармацевтическим компаниям. Выходом из такой ситуации может быть модификация самого препарата посредством использования технологий нанесения отличительных знаков на поверхность таблеток, вследствие чего их станет трудно фальсифицировать, а подлинность легко установить. Эти технологии оправдывают затраты, поскольку нанесенные отметки сохраняются на препарате во время долгого пути от завода-производителя к пациенту.

Огромное количество фальсификатов было обнаружено самими пациентами и фармацевтами, заметившими, что цвет, форма, размер или вкус таблетки отличались от принимаемых ранее. В индивидуальную систему определения вовлечены зрительный, обонятельный, вкусовой и тактильный анализаторы, поэтому такие уникальные характеристики, как внешний вид, запах, привкус или текстура препарата, очень важны.

Многие пациенты, особенно пожилого возраста, принимающие ЛС в основном перорально, часто, читая этикетку, затрудняются определить подлинность препарата. Поэтому сенсорная идентификация помогает защищать пациентов от приема ЛС. Каждая отличительная характеристика таблетки, определяемая с помощью органов чувств, значительно повышает вероятность обращения пациента к производителю, врачу или фармацевту на предмет подлинности применяемого препарата.

Прочие визуальные и сенсорные средства определения подлинности лекарственного препарата являются гарантией безопасности. Стандартизированная система нанесения обозначений на поверхность таблеток, например с указанием дозировки и названия препарата, вместе с доступными для пациентов и фармацевтов информационными ресурсами позволяют избежать многих медицинских ошибок.

Обзор Фармакопеи США по стандартным наносимым кодам сформулировал следующие примечания фармацевтов:

  • Необходимо создать систему, с помощью которой пациент сможет легко идентифицировать оригинальный препарат.
  • Затруднения возникают при распознавании таблеток или капсул без опознавательных знаков. Такая ситуация касается безрецептурных препаратов или генериков — обычно круглых, белого цвета, двояковыпуклых.
  • Отсутствие стандартизированного и легко опознаваемого кода на большинстве препаратов делает процесс идентификации оригинала слишком громоздким. Поэтому возникает необходимость в разработке национальных стандартов.

НА ПЛЕЧАХ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ

Автор статьи обращает внимание, что в США наиболее безопасное обеспечение ЛС в мире — в случае приобретения их через общепринятые каналы дистрибьюции. Однако в последнее время возросли активные продажи через интернет, которые выпадают из традиционного канала поставки врач/фармацевт и представляют собой рынок сбыта для фальсифицированных ЛС. Фактический размер распространения фальсификатов через интернет точно не известен. Но согласно отчету Управления по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами США (FDA) от 29 сентября 2003 г. около 80–90% этих препаратов не соответствуют требованиям регуляторных органов США и более 40% препаратов, поступивших на рынок страны через интернет из таких стран, как Мексика, являются подделками.

В настоящее время FDA и Конгресс США высказывают надежды, что фармацевтические компании разработают дизайн упаковки и препаратов таким образом, что смогут сдерживать производство фальсификатов. Ответственность за открытие инновационных методов, гарантирующих безопасность поставляемых ЛС населению возложена на плечи самих производителей ЛС.

В то же время FDA планирует опубликовать руководство по процедуре уведомления изменений по препаратам и их упаковке с целью выявления и сдерживания распространения фальсифицированных ЛС.

Ни одна отдельно взятая противофальсификационная технология не может обеспечить адекватной защиты. И поэтому перед фармацевтической отраслью поставлена цель — разработать препарат и его упаковку с нанесением особых, трудно поддающихся подделыванию деталей. Радует тот факт, что уже существует множество испытанных технологий, усложняющих фальсификацию препарата и облегчающих его идентификацию. Эти технологии включают следующие виды идентификации:

  • визуальную — уникальный цвет, форма, размер и логотип;
  • электронную — штрих-код;
  • химическую — безопасные при пероральном приеме маркеры, входящие в состав оболочки, покрывающей таблетку;
  • сенсорную — уникальные специфические привкус и запах.

Круглые белые, не покрытые оболочкой таблетки легко копировать и дешево производить. Все, что для этого необходимо, — пресс для изготовления таблеток. В то же время уникальные цвет, размер, форма и четкий выразительный логотип способствуют быстрому и безошибочному узнаванию оригинальных таблеток и чрезвычайно затрудняют их фальсификацию. Чем больше технологий используется при производстве, тем сложнее подделать препарат.

Новая технология нанесения покрытия с перламутровым эффектом позволяет визуально различать оригинальные препараты от подделанных. Уникальные яркие красители, созданные с помощью этой технологии, соответствуют современным требованиям и изготавливаются в соответствии с нормами GMP. Поскольку производство с использованием указанной технологии находится под жестким контролем, несанкционированный доступ к красителям с перламутровым эффектом невозможен.

Покрытие с перламутровым эффектом обеспечивает многообразие цветов. Их можно в точности воспроизвести, только зная особые комбинации оттенков краски и точную последовательность технологий, применяемых при производстве ЛС. В настоящее время несколько препаратов, изготовляемых посредством указанной технологии, находятся на этапе клинических исследований. Их выведение на фармацевтический рынок ожидается к 2007 г.

Может быть получено любое количество цветов и образцов с одинаковой химической стабильностью, нейтральностью, светопреломляющими ингредиентами как в качественном, так и в количественном отношении. Существуют различные технологии нанесения оболочки, что может дать аналогичный перламутровый эффект, при этом соответствующие регуляторные требования определенной страны не будут нарушены.

Затраты на использование этой технологии минимальны и колеблются в пределах 0,02–0,04% доходов от реализации ЛС. Таким образом, для препарата-блокбастера с объемом продаж в 1 млрд дол. США ежегодные номинальные расходы на использование этих технологий составят 200 000–400 000 дол. Это означает, что инвестиции в них составляют около 0,001 дол. на одну таблетку из расчета стоимости 3 дол. за таблетку.

ЭЛЕКТРОННАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ

Инновационные электронные технологии сегодня позволяют производителям использовать обыкновенные чернила для нанесения двухмерного штрих-кода непосредственно на поверхность таблетки. Двухмерные штрих-коды могут использоваться для кодирования особой информации, например национальных кодов ЛС, которые обеспечивают контроль узнавания оригинала на всех этапах оборота препарата. Кроме того, уникальную технологию нанесения штрих-кода, применяемую в этом процессе, трудно воспроизвести. Нанесение штрих-кода на поверхность таблеток ограничивает возможность ошибки, даже после распаковывания для выдачи пациенту или смены упаковки. Использование изображений с высокой разрешающей способностью сейчас предоставляет широкий выбор новых вариантов определения подлинности. Таблетки могут содержать изображения со штрих-кодами размером 2,5 мм, что легко распознается специальными сканерами. Посредством технологии нанесения изображения с высокой разрешающей способностью закодированные изображения могут быть внесены в логотипы, что значительно затрудняет воспроизведение (принцип отпечатка пальцев). Изображение может сочетаться с числовыми кодами, в результате чего оригинал лучше распознается, а фальсификация еще более усложняется. Мультикодированные таблетки легко узнаются на всем протяжении канала поставки препарата. В настоящее время несколько препаратов, изготовляемых посредством этих технологий, находятся на ІІ фазе исследований.

ХИМИЧЕСКИЕ ПРЕПАРАТЫ, ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА, ВКУС, АРОМАТ, ЗАПАХ

Включение в состав оболочки для покрытия таблеток скрытых химических маркеров усиливает защиту от фальсификаций. Тагганты (taggants) — простые, инертные, органические химические соединения, присутствующие в препарате в следовых количествах, — добавляются в раствор оболочки для покрытия таблеток под строгим контролем в процессе производства препарата. Неопределяемые органами чувств человека, тагганты почти невозможно выявить с помощью обычных аналитических методов. Также невозможно их воспроизведение или изъятие из лекарственной формы. Производители ЛС могут включать тагганты в новые препараты или в уже существующие при минимальных регуляторных требованиях.

Так как эти вещества определяются с помощью особых молекул опознавания и количественно измеряются при использовании недорого оборудования, тагганты применяются в качестве химических штрих-кодов. Применяя эту технологию, производители ЛС могут кодировать дополнительную информацию (например, местоположение производства), которая не указывается в электронном двухмерном штрих-коде на поверхности упаковки.

Специально разработанные вкусы и запахи, которые включены в оболочку для покрытия таблеток, также могут обеспечить уникальные характеристики, узнаваемые пациентами.

Указанные технологии изготовления таблеток не только защищают от фальсификации, но и улучшают имидж брэнда, что увеличивает объем его продаж. В качестве примера можно привести 2 из наиболее известных рецептурных препаратов — Нексиум (таблетки пурпурного цвета) и Виагру (голубые ромбовидные таблетки). По примеру Кока-Колы, бутылка которой стала первой торговой маркой США, рецептурный препарат с уникальным дизайном может получить статус всемирной торговой марки.

ПРАВИЛА И ДИРЕКТИВЫ

Автор статьи подчеркивает значение регуляторных вопросов, поскольку перед внедрением этих технологий при изготовлении лекарственных препаратов представители фармацевтических компаний могут задать вопрос: какие требования будут поддерживаться FDA?

Здесь представлено краткое изложение информации регуляторных органов по каждой технологии:

Оболочка для покрытия таблеток с перламутровым эффектом: руководство FDA относительно изменений после одобрения препаратов предусматривает полное или частичное удаление красящего вещества, а также увеличение/уменьшение массы оболочки для покрытия таблетки на 1% ее массы. Использование покрытия с перламутровым эффектом, увеличивающее массу таблетки менее чем на 1%, возможно, повлечет за собой количественное изменение, но не повлияет на растворимость таблеток.

Высокая четкость, графический логотип и штрих-код: FDA в отношении внесения изменений в новое или дополнительное показание к применению ЛС разрешает добавление или модификацию отпечатанного кода в том случае, когда компоненты печатной краски были ранее использованы на уже одобренных лекарственных средствах.

Невидимые, скрытые химические маркеры (тагганты): FDA сообщает, что маркеры в следовых количествах могут быть добавлены в оболочку для покрытия существующей твердой лекарственной формы для перорального приема только согласно тем требованиям, которые установлены FDA. Маркеры должны быть безопасными веществами или инертными ингредиентами, уже присутствующими в одобренных препаратах. Добавление указанных дополнительных веществ в оболочку для покрытия препарата не повлияет на его растворяемость. n


*Colorcon — подразделение «Devision of Pharmaceutical Serviсes Inc.» — мировой провайдер фармацевтических технологий и производитель специальных химических продуктов и вспомогательных веществ для соответствующих отраслей фармацевтической промышленности. Основная деятельность компании сосредоточена на разработке и техническом обеспечении современных систем нанесения покрытия на лекарственные формы.

Татьяна Власюк, по материалам www.pharmexec.com

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті