Реклама ЛС: вне закона или здравого смысла?

Помимо того, что господствующие классы должны конституировать свою силу в виде государства, они придают своей воле всеобщее выражение, возводя ее в закон, содержание которого всегда дается отношениями этого класса (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, соч., 2-е изд., т. 3, с. 322).

Реклама ЛС: вне закона или здравого смысла Надежно загнав в «подполье» игорный бизнес, Кабинет Министров, видимо, твердо решил отправить туда же и фармацевтический, сначала зарегулировав цены на лекарственные средства, а теперь пытаясь еще и ограничить информацию о них, запретив их рекламу.

Видимо, эта инициатива оказалась заразительной: сейчас уже рассматриваются несколько вариантов «судьбы» рекламы лекарственных препаратов: тотально запретить упоминания в средствах массовой информации о таком «опасном» для народа товаре, как лекарства, частично разрешить такие «упоминания» только в специализированных изданиях, а также сопровождать их страшилками на тему, к чему может привести самолечение.

Начнем с того, что согласно определению статьи 1 Закона Украины «О рекламе» реклама — информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная для формирования или поддержания осведомленности потребителей рекламы и их интереса к таким лицу или товару.

Статьей 34 Конституции Украины каждому гарантируется право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно либо иным способом — по своему выбору.

Осуществление этих прав может быть ограничено законом в интересах национальной безопасности, территориальной целостности либо общественного порядка с целью предупреждения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения, для защиты репутации или прав других людей, для предупреждения разглашения информации, полученной конфиденциально, либо для поддержания авторитета и непредвзятости правосудия.

Трудно представить, что данную поправку можно применить к добросовестной рекламе безрецептурного лекарственного средства, поэтому с правовой точки зрения представляется достаточно проблематичным доказать обоснованность таких ограничений (о чем, кстати, свидетельствую­т и пояснительные записки к данным законопроектам) — проще доказать обратное. Цель же достаточно прозрачна: в процессе предвыборного обострения и без того неустанной заботы о благе народа последнему найден очередной враг — Фармацевт, «коварно» наживающийся на гриппе и других «народных» болезнях.

СНАЧАЛА БЫЛО СЛОВО… (ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ)

Следует заметить, что тема рекламы лекарственных средств всегда была популярна у наших субъектов законодательной инициативы. Но такого радикального способа «лечения» этой «головной боли», который содержит предложенный Кабинетом Министров Украины законопроек­т № 5339 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно запрета рекламы лекарственных средств», зарегистрированный в Верховной Раде 12 ноября 2009 г., наверное, не было со времен военного коммунизма: в информационном пространстве их предлагают ликвидировать «как класс»:

Собственно, ничего реорганизовывать и не предлагают — скорее, ликвидировать «как класс»:

1. Часть третью статьи 26 Закона Украины «О лекарственных средствах» исключить.

2. В Законе Украины «О рекламе»:

1) часть первую статьи 8 после абзаца второго дополнить новым абзацем такого содержания:

«распространять информацию о лекарственных средствах».

В связи с этим абзацы третий — двенадцатый считать соответственно абзацами четвертым — тринадцатым;

2) статью 21 изложить в такой редакции:

«Статья 21. Реклама медицинской техники, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации» (лекарственные средства исключены).

Менее радикальные методы борьбы с «засильем» рекламы лекарственных средств предложены в предыдущей и последующих «версиях»:

  • 23.11.2009 г. в Верховной Раде Украины был зарегистрирован законопроект № 5339-1 (субъектам­и законодательной инициативы выступили народные депутаты Украины Андрей Павловский (БЮТ), Елена Бондаренко (БЮТ) и Владимир Карпук (НУНС), в котором предлагается путем внесения изменений в статью 21 Закона Украины «О рекламе» разрешить рекламу лекарственных средств, медицинской техники, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации исключительно в специализированных изданиях, предназначенных для медицинских учреждений и врачей, а также на семинарах, конференциях, симпозиумах по медицинской тематике.
  • 30.11.2009 г. за № 5339–2 в Верховной Раде был зарегистрирован проект Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О рекламе» (авторы: И.В. Геращенко и О.В. Герасимьюк (Блок НУНС), которым предусмотрен запрет размещения рекламы лекарственных средств в блоках детских и подростковых передач, сведений о том, что лекарственное средство является новым, если оно реализуется на местном рынке свыше 2 лет. Также проектом предлагается внести положение о запрете употребления в рекламе лекарственных средств глаголов в повелительном наклонении.
  • 02.12.2009 г. состоялось заседание Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения, на котором, в частности, был рассмотрен более ранний проект Закона о внесении изменений в статью 21 Закона Украины «О рекламе» (относительно сопровождения рекламы лекарственных средств предупреждением об угрозе самолечения, регистр. № 4708), представленный народными депутатами Олегом Зарубинским (Блок Литвина) и Александром Шепелевым (БЮТ) и зарегистрированный 24.06.2009 г.

Проектом предложено к части 4 статьи 21 Закона Украины «О рекламе» добавить новый пункт (четвертый) и изложить его в такой редакции: «текст предупреждения такого содержания: «Самолечение может быть вредным для вашего здоровья», который занимает не менее 15% площади (объема) всей рекламы». В заключении главного научно-экспертного управления относительно этого законопроекта обращае­тся внимание, в частности, на то, что реклама лекарственных средств, медицинской техники, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации согласно Закону Украины «О рекламе» может распространяться не только средствами внешней рекламы, а и на телевидении и радио. В связи с этим положение законопроекта о том, что сообщение о вредности самолечения для здоровья человека должно занимать «не менее 15% площади (объема) всей рекламы» нуждается в определенной редакционной доработке (слово «объема» следует заменить словом «продолжительности»).

Как сообщили средства массовой информации, в процессе обсуждения заместитель министра здравоохранения Украины Валерий Бедный напомнил, что во время предыдущего заседания Комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения народный депутат Вячеслав Передерий внес предложение рекомендовать Верховной Раде проголосовать за Закон о полном запрете рекламы лекарственных препаратов во всех средствах массовой информации, и это предложение было поддержано членами Комитета. Заместитель министра также высказал пожелание, чтобы в этот законопроект был включен и запрет рекламы изделий медицинского назначения.

В результате народные депутаты приняли решение отклонить проект № 4708 и поддержать предложение Министерства здравоохранения Украины, поручив разработку соответствующего документа народному депутату В. Передерию.

Таким образом, нам остаются только законопроекты №№ 5339, 5339-1 и 5339-2.

«ЗЛОБРО» ИЛИ ПРАВО НА БЕСПРАВИЕ

Прежде чем перейти к попытке правового анализа этих продуктов нормотворческой жизнедеятельности, признаюсь, что не являюсь активным потребителем рекламы вообще и рекламы лекарственных средств в частности. При этом, как любой живой человек, являясь пациентом, стараюсь быть пациентом информированным: с закрытыми глазами таблетки не глотаю, как бы ни настаивали на этом врачи.

Учитывая свой богатый опыт общения с представителями самой гуманной профессии, могу без ложной скромности заявить, что мои «самоназначения» и самостоятельно выбранные схемы лечения отнюдь не всегда были дилетантскими, а их эффективность находилась в прямой зависимости от 2 факторов: правильно установленного диагноза и наличия доступа к реестрам лекарственных средств, в частности, Компендиуму.

Поэтому, мой «скромный» опыт самолечения (причем не только себя, но и своих близких) позволяет мне сделать довольно мрачный прогноз в плане последствий ограничения доступа к такой информации (поскольку он может быть ограничен «исключительно профессиональной средой медиков»). И давайте говорить откровенно: если мне и грозит какой-то вред от самолечения, то он обусловлен отнюдь не массированной и бесконтрольной рекламой лекарственных средств, а дефицитом компетентной и своевременной медицинской помощи.

И уж совершенно непонятно, что плохого в том, если видеосюжеты с «истинными патрио­тами», стучащими пивными кружками, на нашем телевидении будут иногда сменяться (или дополняться) рекламой того же Мезима (неужели он им повредит !) 

Но это, конечно, эмоции. Объективно же мы имеем:

Законопроект № 5339 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно запрета рекламы лекарственных средств», зарегистрированный Верховной Радой 12 ноября 2009 г.

Как уже отмечалось, этот запрет действительно полный.

Остановимся на некоторых его положениях:

1) часть первую статьи 8 Закона «О рекламе» после абзаца второго дополнить новым абзацем такого содержания:

«распространять информацию о лекарственных средствах;».

Действующая редакция пункта 1 части 1 статьи 8 Закона гласит: «В рекламе запрещается: распространять информацию относительно товаров, производство, обращение или ввоз на таможенную территорию Украины которых запрещено законом». На 2-м месте идет запрет на использование в рекламе утверждений дискриминирующего или дискредитирующего характера.

Совершенно логичным в таком случае представляется запрет рекламы бытовой техники: ее использование без минимума соответствующих знаний тоже может нанести непоправимый вред жизни и здоровью ее потребителей!

Поскольку предусмотренный законопроектом запрет на рекламу лекарственных средств стоит на 2-м месте (сразу за 1-м пунктом), возникает вопрос: какое ко всему этому отношение имеют препараты, в установленном Законом «О лекарственных средствах» порядке зарегистрированные в Украине ! Складывается впечатление, что у авторов этой «новеллы» понятие «лекарство» прочно ассоциируется с понятием «наркотик», а возможно и является неким атрибутом подрывной деятельности.

2) Статья 21 Закона «О рекламе» просто «освобождена» от упоминания лекарственных средств и называется «Реклама медицинской техники, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации».

Следует отметить, что согласно определению статьи 1 Закона «О рекламе» товар — любой предмет хозяйственного оборота, в том числе продукция, работы, услуги, ценные бумаги, объекты права интеллектуальной собственности. Действительно, лекарственные средства являю­тся особым видом товара, применение по назначению которого требует определенных знаний, а главное — четкого соблюдения инструкции. Абсолютно логичным является ограничение распространения информации о рецептурных лекарственных средствах профессиональной аудиторией медиков в действующей редакции Закона. Но позвольте, зачем презюмировать тотальную неграмотность рядовых пациентов? Другого объяснения для запрета рекламы безрецептурных препаратов у меня нет.

Совершенно логичным в таком случае представляется запрет рекламы бытовой техники: ее использование без минимума со­ответствующих знаний тоже может нанести непоправимый вред жизни и здоровью ее потребителей! Опять же, хрестоматийный пример использования бытовых приборов не по назначению: «в инструкции по использованию СВЧ-печи не было написано, что там нельзя сушить кошек»!

Законопроект № 5339-1. Проектом Закона меняется статья 21 Закона Украины «О рекламе», а именно: размещение и распространение рекламы лекарственных средств ограничивается исключительно профессиональной средой медиков…

У меня сразу возникает «видеоряд» 12-летней давности: участковый врач, честно порекомендовав моему бронхиту калинку-малинку, «списывает» с упаковки лекарственного средства, стоящег­о у меня на тумбочке, его название: «Лазолван»… Самое неприятное, что с тех пор в моей районной поликлинике мало что изменилось, а именно: у меня уже никто ничего не «списывает», а «залогом» получения раз в 3 года совершенно обоснованного больничного листа является покупка чудодейственных американских БАДов. В противном случае: «а зачем Вам больничный? Вы же не хотите лечиться!».

Поэтому, для меня весьма «оптимистичен» пункт 6 пояснительной записки к этому законопроекту (Прогноз социально-экономических и других последствий принятия акта): «принятие предложенного проекта Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О рекламе» (относительно ограничения рекламы лекарственных средств)» позволит гарантировать прекращение недобросовестной рекламы для широкой неподготовленной аудитории сомнительных лекарственных средств, медицинской техники, методов профилактики, диа­гностики, лечения и реабилитации и будет побуждать граждан чаще обращаться за консультацией к врачу, пользоваться услугами заведений здравоохранения всех форм собствен­ности, что в конечном счете будет способствовать улучшению общего состояния здоровья людей в государстве».

(Относительно «побуждения» обращения к врачам: это мы уже проходили 4 года назад, когда Минздравом предпринималась попытка перевести большинство безрецептурных лекарственных средств в рецептурные).

Законопроект № 5339-2. В предложенной редакции проекта предусмотрен запрет размещения рекламы лекарственных средств в блоках детских и подростковых передач, запрет размещения сведений о том, что лекарственное средство является новым, если оно реализуется на местном рынке свыше 2 лет. Также проектом предлагается внести положение о запрете использования в рекламе лекарственных средств глаголов в повелительном наклонении.

У меня сразу возникает вопрос: программы новостей, музыкальные каналы — это исключительно «взрослые» передачи? И как насчет тех же пивных кружек, «друзів, що можуть зробити для тебе більше» и других «істинно українських» духовных ценностей? (Специально посмотрела вчера рекламный блок в «детское» время и просто цитирую). Поэтому, применительно к нашим реалиям, лично мне данная законодательная инициатива представляется чем-то вроде лекции о деловом этикете для сомалийских пиратов.

Ожидаемые с точки зрения авторов дан­ного проекта социально-экономические последствия (пункт 6 пояснительной записки): «Предложенные проектом изменения будут содействовать лучшему регулированию рекламы лекарственных средств, медицинской техники, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, приближению качества такой рекламы к мировым стандартам».

…Наверное, эти законотворческие золотые слова вызывают у их авторов ассоциации с «так говорил Заратустра!» или «с нами Бог!». У меня же какое-то дежавю (вспомните недавнее «загоним человечество к счастью!») и другая ассоциация: «злобрО» (один из неологизмов 2009 года) — «добро, которое оборачивается злом и даже хуже зла, потому что маскируется под добро»…

ФИНАЛЬНАЯ РЕПЛИКА

…лет «…надцать» назад мне рассказали «чисто французский» анекдот:

«Если тебе 20 лет и ты не голосуешь за социалисто­в, то у тебя нет сердца.

Если же тебе 40 лет и ты голосуешь за социалистов, то у тебя нет мозгов…».

(Я не призываю за кого-то (не)голосовать, я просто предлагаю повзрослеть настолько, чтобы не зависеть от результатов чьих-то «сердцеизъявлений»…).

Сумели же некоторые наши нардепы (кстати, независимо от своего партийного большинства) взять на себя непопулярное решение не проголосовать за преодоления вето Президента на Закон «О моратории на повышение цен и тарифов на лекарственные средства и изделия медицинского назначения»!

И еще: свою статью я хотела назвать «Право на бесправие», но «пробив» это название через Интернет, обнаружила, что оно уже активно использовалось, и не раз, хотя «поводы» у всех были разные. Однако, авторы, как правило, приходили почти к одинаковым выводам и прогнозам.

Поэтому, в завершение считаю необходимым привести цитату из одноименной статьи С. Бабаевой: «…Система не кипит, система медленно томится… Мы подходим к тому, что Ортега-и-Гассет описывал как правление, которое «сводится к тому, чтобы постоянно выпутываться, не решая проблем, а всеми способами увиливая от них и тем самым рискуя сделать их неразрешимыми». Нельзя сделать свободным и современным то, что существует вымученно, не благодаря, а вопреки, распадается на две неравные части, одна из которых думает, как «выжить», другая — как «зажечь». Morituri te salutant…».*

*Ave Caesar morituri te salutant — «Здравствуй, Цезарь! Идущие умирать тебя приветствуют» — возглас гладиаторо­в, когда они проходили мимо императора.

Ирина Кириченко, юрист юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры»
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті