VIII Ежегодная аналитическая конференция «Фармрынок Украины. ПереФАРМАтирование–2013»

ЧАСТЬ 2. 7–8 февраля состоялась VIII Ежегодная аналитическая конференция «Фармрынок Украины. ПереФАРМАтирование–2013», которая была организована компаниями «МОРИОН», «КОМКОН Фарма-Украина», «Proxima Research» и «УкрКомЭкспо». Генеральным спонсором выступила компания «STADA CIS». В рамках второго и третьего файлов участникам конференции была представлена всесторонняя оценка работы операторов фармацевтического рынка, основные ожидания и прогнозы экспертов сквозь призму регуляторного влияния на 2013 г.

2-Й ФАЙЛ КОНФЕРЕНЦИИ «КАТЕГОРИЙНАЯ МАТРИЦА»

НОВЫЕ ЧЕРТЫ
СТАРОГО ФАРМРЫНКА

Украинский и российский опыт воздействия на профессиональную аудиторию в свете последних тенденций развития фармрынков раскрыл Олег Фельдман, директор подразделения здравоохранения компании «Synovate Comcon». Для эффективного построения маркетинговой стратегии в условиях изменяющейся и непредсказуемой внешней среды необходимо учитывать особенности и характеристики каждого из фармрынков, где и осуществляется деятельность компании.

Так, на локальных фармрынках тренды в основном определяются регуляторными инициативами, а не действиями их операторов. При этом разнообразные и несистематизированные регуляторные вмешательства, как правило, опережают системные реформы. Отсутствие у регуляторов системного подхода к реформированию системы здравоохранения значительно осложняет процесс постановки долгосрочных стратегических целей для операторов рынка.

В контексте маркетинга усилия операторов фармрынка в первую очередь должны быть направлены на разработку легальных и стратегических мер по преодолению созданных ограничений и препятствий, а также на оптимизацию соотношения маркетинговых усилий и результатов. Ввиду наличия ресурсов и благоприятной рыночной среды для разработки новых стратегий продвижения, сегодня важны использование новых каналов коммуникации с целевыми аудиториями и поиск свежих идей для продвижения продукции.

В условиях жесткой конкурентной борьбы на фармацевтических рынках необходимо понимать, как изменится конкуренция внутри продуктовых кластеров. Как отметил О. Фельдман, конкурентная борьба дополняется более активным проявлением на рынке сегмента генерических генериков. В частности, в России это уже произошло в значительной степени в виде роста назначений врачами препаратов по международному непатентованному наименованию, причем как в коммерческом, так и в льготном сегментах в 2012 г.

В России в условиях ограниченного выделения финансовых ресурсов в рамках реформирования системы лекарственного обеспечения государство предпринимает комплекс мер, направленных на контроль цен, — прежде всего в части регулирования торговой наценки во всей товаропроводящей цепочке, а в разрабатываемой концепции лекарственного обеспечения предполагается возможность софинансирования приобретения лекарственных средств со стороны конечных потребителей. Внешнее финансирование фарм­отрасли в России обеспечивается посредством локализации производственных мощностей зарубежных фармкомпаний.

В рамках промоционной деятельности крайне актуальной задачей становится повышение эффективности коммуникаций с различными целевыми аудиториями в целом и в частности за счет расширения digital-коммуникаций, использования интернет-технологий и мобильных устройств. Это особенно важно на фоне увеличения регуляторных инициатив, ограничивающих традиционные контакты фармкомпаний с врачами. В какой-то мере вышеназванные тренды развития фарминдустрии в России могут отразиться и на фармрынке Украины.

Подводя итоги, О. Фельдман представил участникам конференции некоторые прогнозы развития фармацевтического рынка Украины на 2013 г. Так, в текущем году ожидается повышение регуляторных требований при минимизации государственных инвестиций и обязательств, а также неизбежное реформирование всей системы здравоохранения. Повышение роли фармакоэкономики как фактора, способствующего применению оптимальных схем лечения и инновационных препаратов. Ввиду поиска новых возможностей доходности фармбизнеса во всех звеньях, вероятна трансформация моделей продаж и коммуникации с целевыми аудиториями. Прогнозируется повышение уровня взаимодействия фармотрасли с системой управления лечебно-профилактическими учреждениями и системы здравоохранения в целом.

Так, по словам О. Фельдмана, в контексте вышесказанного основными факторами для достижения успеха операторами фармрынка являются:

  • правильное формирование портфеля продуктов, реалистичные и надежные прогнозы;
  • мультисценарный подход к прогнозированию в условиях множества регуляторных неопределенностей;
  • учет фактора грядущих реформ системы здравоохранения;
  • усиление фактора важности решений со стороны конечного потребителя;
  • переосмысление подходов в работе и управлении службой медицинских и торговых представителей;
  • готовность создавать и правильно эксплуатировать новые каналы коммуникаций.

НАЗНАЧАЕМ ПРОДАЖИ

Тему взаимодействия фармкомпаний со специалистами здравоохранения продолжила Надежда Ворушило, генеральный директор компании «Медикал Дата Менеджмент». В докладе были затронуты вопросы влияния регуляторных изменений в 2012 г. как на промоционную активность фармацевтических компаний, так и на врачебные назначения. Представленный доклад основывался на данных исследования промоционной активности и врачебных назначений «RxTest», в котором приняли участие более 16 тыс. врачей различных специальностей, обработаны сотни тысяч врачебных назначений. В Украине в 2012 г. сохранились тенденции к увеличению внешней службы фармкомпаний и зарплат медицинских представителей (по данным агентства «ФАРМА ПЕРСОНАЛ») на фоне сокращения количества воспоминаний специалистов здравоохранения о промоционной активности через этот канал. Таким образом, стоимость «доли голоса» по-прежнему повышается.

Н. Ворушило отметила, что вступление в силу во II полугодии 2012 г. ряда законодательных инициатив о промоции и рекламе лекарственных средств нашло свое отражение в реакции профессиональной аудитории. Так, в этот период произошло значительное уменьшение количества воспоминаний врачей о промоционной активности фармкомпаний по таким каналам, как визиты медицинских представителей, реклама в медицинской прессе, сократились воспоминания о получении образцов. При этом рейтинги компаний, наиболее активно продвигающих свои препараты как среди врачей, так и среди фармацевтов, значительных изменений не претерпели — лидирующие позиции в одной и в другой целевой аудитории сохраняют те же топ-20 компаний, что и в 2011 г.

Докладчиком было отмечено, что законодательные инициативы 2012 г. коснулись и врачебных назначений. По данным исследования «RxTest», в структуре назначений врачей превалируют назначения специалистов поликлиник — 75%. По-прежнему львиную долю составляют назначения препаратов по брэнд-нейму. Однако с введением законодательных инноваций количество врачебных назначений по международному непатентованному наименованию начало увеличиваться. Показательным было влияние Пилотного проекта по внедрению государственного регулирования цен на лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью на врачебные назначения кардиологов и терапевтов, которые генерируют основной поток назначений при артериальной гипертензии. Рост количества назначений препаратов, подпадающих под действие Пилотного проекта, тем не менее показал принципиальные отличия в выборе не только конкретного препарата, но и подходов к терапии артериальной гипертензии врачами этих специальностей.

Лло в россии

Роль государства в финансировании системы лекарственного обеспечения и ее эффективности в странах СНГ раскрыл Иван Глушков, заместитель генерального директора холдинга «STADA CIS». Структура обязательств льготно-лекарственного обеспечения в России делится на обязательства федерального и регионального бюджетов. Обязательства региональных бюджетов рассчитаны на 15,14 млн человек, федерального — на 5,06 млн человек по итогам 2011 г., при том, что общее количество населения России достигает 140 млн. Федеральный центр и субъекты Федерации имеют право устанавливать свои перечни лекарственных препаратов, которые предоставляются в рамках программы определенным категориям населения. В структуру льготно-лекарственного обеспечения входят препараты для лечения сахарного диабета, бронхиальной астмы и онкологических заболеваний. Количество граждан, имеющих право на обеспечение препаратами в амбулаторных условиях за счет бюджетов всех уровней, составляет 24 млн человек или 17% населения. При этом количество пациентов, фактически получивших это обеспечение в 2011 г., составило менее половины.

В разрезе регионального лекарственного обеспечения фактический его уровень значительно варьирует. Сравнение перечней лекарственных препаратов, в рамках которых осуществляется льготное лекарственное обеспечение (ЛЛО) граждан, показывает, что федеральный и региональные уровни покрытия совпадают максимум на 1/3. Таким образом, доступ к льготным препаратам значительно дифференцируется в зависимости от места жительства пациента.

В завершение был представлен краткий анализ доходов населения России, согласно которому процент лиц, вынужденных время от времени или часто отказываться от приобретения лекарственных средств из-за их дороговизны, составляет 69%.

ПИЛОТИРУЕМЫЙ ПОЛЕТ — ПРОЕКТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

В Украине в минувшем году были сделаны пробные шаги по внедрению системы частичного государственного возмещения стоимости лекарственных средств в сегменте антигипертензивных препаратов в рамках реализации Пилотного проекта, анализ которого представил в своем докладе Сергей Орлик, руководитель проекта «Фармконсалтинг».

Среди ключевых целей Пилотного проекта докладчик выделил снижение стоимости упаковки антигипертензивных препаратов, рост их потребления пациентами с артериальной гипертензией, восстановление цепочки «врач — рецепт — аптека».

В рамках доклада С. Орликом были детально проанализированы результаты достижения всех поставленных целей в разрезе каждой молекулы, подпавшей под действие Пилотного проекта. Так, за время его реализации по итогам минувшего года препараты для лечения артериальной гипертензии получили дополнительно более 2 млн больных. В период реализации Пилотного проекта средневзвешенная стоимость участвующих в нем лекарственных средств снизилась на 12%, их потребление увеличилось также на 12%. Причем основной рост потребления пришелся на конец года, когда стартовала система частичного возмещения стоимости лекарственных средств со стороны государства (более детальная информация представлена в «Еженедельнике АПТЕКА» № 6 (877) от 11.02.2013 г.). Наивысшая динамика продаж препаратов, участвующих в Пилотном проекте, была отмечена для активно промотируемых лекарственных средств, вне зависимости от географической локализации их производителей.

Подводя итоги, С. Орлик отметил, что при солидарной ответственности государства и пациента, принятой в большинстве развитых стран, система реимбурсации выполняет не столько дотационную, сколько организационную задачу для пациентов, в том числе с артериальной гипертензией. Реимбурсация стимулирует и связывает воедино все этапы оказания медицинской помощи: страховые компании, фармпроизводителей, товаропроводящую цепочку, пациента и вносит необходимую долю фармакоэкономики в дорогостоящее лекарственное обеспечение. Согласно прогнозам рост потребления антигипертензивных лекарственных средств в 2013 г. будет продолжаться. А восстановление цепочки «врач — рецепт — аптека» ожидается к середине 2014 г.

В ОГРАНИЧЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕКЛАМЫ И ПРОМОЦИЙ –
СТАВКИ РАСТУТ!

Несмотря на государственную инициативу относительно участия в расходах населения на некоторые лекарственные средства, на украинском фармрынке основным плательщиком по-прежнему остается потребитель. С учетом этих реалий успешным опытом использования микс-маркетинга на примерах из собственной практики поделился Станислав Дьяченко, глава представительства компании «STADA CIS» в Украине.

Национальный фармбизнес имеет ряд особенностей, которые тем или иным образом влияют на построение стратегии развития фармкомпании, а также на методы и инструменты промоционной активности операторов фармрынка. К числу таких особенностей на фармрынке Украины относится превалирующая доля розничного сегмента, источником финансирования которого являются личные средства потребителей. Как и прежде, потребление лекарственных средств в Украине на душу населения в разы меньше, чем в развитых странах. Отсутствие национальных обязательных протоколов предоставляет врачам возможность выписывать (рекомендовать) лекарственные средства, в большей степени опираясь на собственный опыт. В случае, если пациент не обратился к врачу и принял решение о самолечении, роль фармацевтического консультирования в аптечных учреждениях практически приравнивается к врачебному назначению.

Как и в других странах, в Украине существует ряд факторов, ограничивающих пространство рекламы и промоции фармкомпаний. В частности, среди недавних государственных инициатив в этой сфере можно выделить ограничение распространения образцов лекарственных средств, частичный запрет рекламы ОТС-препаратов. Также в последнее время усиливается контроль в сфере продвижения фармпродукции со стороны антимонопольной службы и общественных организаций.

В рамках доклада С. Дьяченко представил несколько реальных кейсов, которые стали наглядными примерами построения эффективной маркетинговой стратегии по ОТС-препаратам для укрепления их рыночных позиций. В первом случае маркетологами было принято решение об изменении стратегии продвижения препарата путем дополнения врачебного продвижения прямой рекламой, направленной на пациента. Основными этапами ее реализации стали разработка и производство рекламного ролика, а также ежегодные рекламные кампании на телевидении. Во втором примере в стратегии продвижения препарата акцент был сделан на работу с врачами при сохраняющейся прямой рекламе в СМИ. В ходе ее реализации была расширена линейка брэнда, увеличено количество медпредставителей, промотирующих этот брэнд, а также повышен уровень коммуникаций со специалистами здравоохранения в рамках конференций.

В обоих кейсах по истечении 3 лет объем продаж препаратов показал опережающую динамику. В результате правильного использования маркетинговых инструментов, дополнения или смещения акцентов стратегии продвижения препаратов фармкомпания в условиях высокой конкуренции добилась успеха.

Таким образом, залогом успешного бизнеса в условиях ограничения рекламы и промоции является знание особенностей локального фармацевтического рынка. Вышеприведенные кейсы являются примерами того, что ОТС-препараты можно с успехом продвигать на украинском рынке, используя Rx-технологии, а комбинация различных каналов продвижения (ОТС+Rx) позволяет продлить жизненный цикл продукта и получить дополнительную прибыль.

ДИСКУССИЯ. ЭВОЛЮЦИЯ VS РЕВОЛЮЦИЯ РЫНКА

Макроэкономическими ожиданиями и прогнозами на 2013 г. поделился Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра. По его словам, в текущем году неизбежным станет повышение уровня инфляции, что, безусловно, отразится на потребительских рынках. Курс доллара в 2013 г. будет колебаться в неофициальном валютном коридоре 8,0–8,4 грн. Роль государства повысится. Значительные усилия будут направлены на выведение предприятий из теневой экономики путем упрощения процедуры государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности. Также одним из позитивных прогнозов на 2013 г. является возможное инвестирование в инновационные проекты из государственного бюджета в размере 50 млрд грн.

Александр Бойко, глава представительства компании «Novo Nordisk» в Украине, пролил свет на возможные последствия регуляции в текущем году. Как известно, в 2013 г. планируется внедрение процедуры лицензирования импорта лекарственных средств, что может повлечь за собой ряд негативных последствий. При условии остановки импорта лекарственных средств наибольший урон понесут пациенты, что является основным стимулом для попыток достичь компромисса с государством. По мнению А. Бойко, несмотря ни на что решение по оптимальному внедрению лицензирования импорта будет принято, и выход из сложившейся ситуации найден, вопрос лишь во временных рамках этого процесса.

Андрей Стогний, глава комитета по вопросам здравоохранения Европейской Бизнес Ассоциации, генеральный директор «GlaxoSmithKline Pharmaceuticals Ukraine», подчеркнул, что будущее фармбизнеса напрямую зависит от регуляторной позиции нашего государства. В настоящее время из-за возрастающей роли регулятора известны случаи, в которых успех того или иного продукта не связан с традиционными маркетинговыми методами и инструментами. Прослеживается тенденция, при которой судьба продукта становится неподвластна его производителю — все решает случай, являющийся продуктом государственных инициатив. В 2013 г. производители продолжат инвестировать в промоционную деятельность, пытаясь добиваться поставленных целей. При этом основное преимущество будет принадлежать тем, кто сможет эффективно управлять изменениями и быстро адаптироваться к новым инициативам и реформам, что позволит им остаться успешными, а их бизнес-моделям — прибыльными.

3-Й ФАЙЛ КОНФЕРЕНЦИИ «МАТРИЦА ПРОЗВОДИТЕЛЯ»

«МИРОВАЯ ФАРМА: ФАРМАГЕДДОН, ИЛИ НАЧАЛО НОВОЙ ЭРЫ»

Вестником глобальной Фармы выступил Виталий Гордиенко, глава представительства «Аботт Лабораториз» в Украине, председатель совета директоров Ассоциации производителей инновационных лекарств «АПРаД». Минувший год был наполнен событиями, реформами, экономическими, политическими, экологическими потрясениями, что, безусловно, отразилось на мировом фармацевтическом рынке. Так, в минувшем году из-за окончания сроков действия патентной защиты на некоторые оригинальные препараты и замещения их менее дорогостоящими генерическими копиями потери мирового фармрынка составили 35 млрд дол. США. Европейский рынок в 2012 г. недополучил практически 9 млрд дол. по причине ценового давления на фармкомпании со стороны регуляторных органов. Прогнозируется также, что в период 2011–2020 гг. совокупный рынок наиболее подверженных экономической рецессии стран — Греции, Ирландии, Италии, Португалии и Испании — сократится практически на 16 млрд дол.

Невзирая на все потрясения, мировая фармацевтическая отрасль продолжает развиваться. Так, объем мирового фармрынка в 2013 г. составит 732 млрд дол., что на 3,3% больше по сравнению с показателем предыдущего года. В последующие периоды ожидается продолжение планомерного увеличения мирового рынка в размере 3–4%, вплоть до 2018 г.

В ближайшие годы прогнозируется активное развитие сегмента специальных препаратов. Так, к 2018 г. крупнейшим сегментом мирового фармрынка может стать сегмент препаратов для лечения онкологической патологии на фоне увеличения количества пациентов с этим заболеванием и выведения на рынок новых продуктов, компенсирующих падение, связанное с окончанием действия патентов на ряд оригинальных препаратов.

В сегменте препаратов для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, по данным EvaluatePharma®, в 2011–2018 гг. активное развитие прогнозируется для антикоагулянтов при среднегодовых темпах роста на уровне +11% за счет выведения на рынок новых пероральных препаратов для профилактики инсультов, инфарк­та миокарда и тромбозов. Предполагается также, что среднегодовой рост продаж антиревматических средств сократится на 2,6% в ближайшие 5 лет из-за растущей конкуренции и появления биопрепаратов.

По прогнозам экспертов, общемировые затраты на R&D будут увеличиваться в среднем на 1,5% в год и к 2018 г. составят около 149 млрд дол. Топ-5 по R&D-затратам к этому периоду сформируют компании «Novartis», «Roche», «Merck&Co», «GlaxoSmithKline» и «Pfizer» с темпами прироста 0–3%. Как было отмечено докладчиком, инновации продолжают играть ключевую роль в увеличении продолжительности жизни в Европе. Так в исследовании, проведенном в 15 странах ЕС (Eurostat 2009), отмечено среднее увеличение продолжительности жизни у мужчин на 2,7 года и у женщин на 2 года за 9-летний период с 1997 по 2006 г. в основном благодаря инновационным терапевтическим подходам. Так, по данным профессора Колумбийской бизнес-школы Франка Лихтенберга, вклад инновационных препаратов в эту положительную динамику оценивается от 40 до 59% в 52 странах.

В Украине в последние годы отмечаются тенденции к сокращению населения, старению нации, росту распространенности онкологической патологии и заболеваний сердечно-сосудистой системы. Учитывая низкий уровень доходов населения, госзакупки остаются чуть ли не единственной возможностью для пациента получить доступ к инновациям. Ожидается, что при условии развития гос­питального сегмента украинского фармрынка и внедрения системы реимбурсации общий рост рынка ускорится. Внедрение систем реимбурсации и медицинского страхования придаст рынку «европейское лицо». Продолжение реформирования системы здравоохранения, с одной стороны, будет способствовать более рациональному использованию имеющихся ресурсов, с другой — приведет к усилению ценового давления со стороны государства. Дальнейшее зарегулирование рынка повысит уровень «ручного» административного управления во всех его проявлениях.

По мнению докладчика, генерические препараты продолжат играть центральную роль, оставаясь основным двигателем фармрынка Украины. Усиление ценового давления и контроля со стороны государства станут дополнительными причинами укрепления позиций генерических компаний/продуктов, прежде всего производимых локально.

В рамках прогнозов для R&D-сегмента отмечено, что новые данные об этиологии и патогенезе заболеваний, равно как и изменения терапевтических подходов будут оставаться основными двигателями исследований и развития в фармсекторе. При этом увеличенные потребности в современных методах лечения наравне с неразвитостью R&D локальных производителей будут оставаться необходимыми условиями для новых успешных лончей мультинациональными компаниями.

ПРАКТИКА УКРАИНСКИХ ФАРМИНВЕСТИЦИЙ–2012

Об опыте инвестирования фармпроизводителя с позиции финансового инвестора рассказал Константин Магалецкий, принципал компании «Principal at Horizon Capital». Оценивая фармрынок Украины, докладчик представил основные его прерогативы, которые могут позитивно отразиться на решении инвесторов о вложении средств в украинский фармбизнес.

Так, сегодня Украина имеет быстрорастущий фармрынок, объем которого начиная с 2007 г. активно увеличивается с дву­значными темпами прироста. По итогам 2012 г. его объем достиг 27,1 млрд. грн. при среднегодовых темпах прироста на уровне 22%. Вместе с тем рынок имеет потенциал для увеличения госпитального сегмента, а также развития системы государственных компенсационных выплат в течение следующих 3–5 лет, что обеспечивает дополнительные возможности для увеличения продаж.

Уровень потребления фармпродукции на душу населения низкий по сравнению с другими странами Европы. Отрасль до сих пор остается фрагментированной. Так, доля 10 крупнейших компаний в объеме розничного рынка составляет лишь 29%, это обеспечивает возможность для дальнейшей консолидации рынка. На рынке отмечена тенденция к импортозамещению. Так, за период 2010–2012 гг. доля рынка местных игроков увеличилась на 2% и достигла 31% в денежном выражении, что создает дополнительную мотивацию для глобальных стратегических игроков в покупке локальных производителей.

Со стороны стратегического инвестора наиболее важным фактором для приобретения компании в первую очередь является ее продуктовый портфель и только во вторую — производственные мощности. При относительно небольшом объеме украинского рынка большая численность населения формирует значительный потенциал для развития фармбизнесса на территории Украины. Согласно экспертному мнению докладчика, стратегические инвесторы, которые еще не представлены в Украине, часто готовы заплатить высокую цену за местного игрока, чтобы получить возможность выйти на рынок Украины.

По мнению финансового инвестора, наиболее важным фактором при оценке стоимости компании является показатель EBITDA (Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization — объем прибыли до вычета расходов по уплате налогов, процентов и начисленной амортизации). Большой потенциал роста и сильная команда менеджмента играют важную роль, поэтому финансовые инвесторы готовы брать на себя больше рисков, чем стратегические. Особенностью работы с финансовыми инвесторами является то, что они редко покупают 100% акций компании, так как хотят разделять риски с менеджментом с и/или местным соинвестором. Присутствие финансовых инвесторов во многих случаях приводит к увеличению мультипликаторов, используемых для оценки стоимости компании при ее продаже стратегическим инвесторам, а следовательно — и к увеличению оценочной стоимости самой компании.

Подводя итог, К. Магалецкий отметил, что практически половина российских крупнейших фармацевтических производителей уже имеет западных инвесторов, в Украине — только один (инвестиция «HorizonCapital» в компанию «Биофарма»), что свидетельствует о высокой вероятности совершения сделок по слиянию и поглощению (М&A) в украинской фармацевтической отрасли.

ИННОВАЦИИ В СТРАТЕГИЯХ РАЗВИТИЯ УКРАИНСКОГО ФАРМПРОИЗВОДИТЕЛЯ

Тему инноваций и их значения для оте­чественной фарминдустрии продолжил Анатолий Редер, генеральный директор ОДО «ИнтерХим». Говоря об инновациях, необходимо понимать, что подразумевается под этим так часто применяемым термином. Инновации, реализуемые в том числе отечественными фармпредприятиями, могут быть различными по степени новизны, масштабу, объекту применения, причинам и целям их внедрения. Результаты внедрения инновации (в виде нового или усовершенствованного продукта или процесса) должны быть востребованными и, как следствие, повысить эффективность бизнеса.

Зачастую компании развивают инновационную деятельность для получения конкурентных преимуществ в отдаленной перспективе (стратегические причины) или с целью обеспечения «выживания» фирмы, что представляет собой реакцию на нововведения, осуществленные конкурентом (реактивные причины).

Все этапы стратегического инновационного процесса очень трудоемки, требуют значительных капиталовложений, растянуты во времени и сопровождаются большим количеством рисков. Так, лишь 40% инновационных препаратов имеют успех в клинической апробации, из них менее 10% попадают на рынок, 50% которых не оправдывают вложенных затрат, и только треть становится прибыльными. В настоящее время инновации украинского фармрынка можно охарактеризовать как улучшающие продуктовые инновации в масштабах государства, отрасли или предприятия с реактивным характером возникновения, направленные на получение социального и экономического эффекта.

Ключевой вопрос: а каково же состояние и перс­пективы стратегического направления инновационных процессов в нашей стране? Финансирование фундаментальной науки в Украине очень ограничено, его размеры сегодня составляют менее 1% ВВП. При этом стоимость инновационной деятельности с каждым годом увеличивается, в результате чего реализация процесса все больше усложняется. Тем не менее в фармотрасли новые проекты постепенно внедряются, участники этого процесса, преимущественно крупные производители, инвестируют в инновации собственные средства и своими силами поступательно двигаются вперед. Достигнутый результат очевиден: внедрение инновационных технологических процессов в собственное производство и, как следствие, уровень и качество выпускаемой продукции, позволяет поставить украинских фармпроизводителей в один ряд с ведущими европейскими компаниями. Сложнее с оригинальными продуктами. Их за годы независимости в нашей стране создано не более десятка. «ИнтерХим» относится к числу тех немногих фармпроизводителей, имеющих в своем портфеле реальные инновационные средства, на которые компания возлагает большие надежды. Одним из них является инновационный снотворный препарат, который был выведен на рынок в 2011 г. Но дальнейшая перспектива создания инновационных продуктов в нашей стране, увы, туманна. Украина сегодня «доедает» то, что оставила нам в наследство фундаментальная наука СССР.

Диалоги лидеров рынка

В рамках дискуссии фокус экспертов был сосредоточен на обсуждении основных аспектов локализации производства в Украине. Кшиштоф Седлецки, глава представительства компании «Астелас Фарма» в Украине, задался вопросом относительно преимуществ и недостатков локализации производства на территории Украины. Среди факторов, способных привлечь зарубежные инвестиции, он выделил большую численность населения, значительную емкость и динамичность украинского фармрынка, наличие дешевой квалифицированной рабочей силы. Однако риски, характерные для украинского фармрынка, в частности, непредсказуемость регуляторных нововведений, создают препятствия для локализации производства зарубежными компаниями.

К. Седлецки также отметил потенциал для дальнейшего развития украинского фармрынка в отношении увеличения средней продолжительности жизни населения посредством адекватного лекарственного обеспечения.

Юрий Комаров, начальник отдела стратегического маркетинга компании «Фармак», отметил основные функции украинских участников фармрынка. Так, главной задачей отечественных производителей является совокупное развитие фармотрасли путем производства базовых лекарственных средств, что делает страну менее зависимой от импорта, развития и расширения инфраструктуры фармацевтического сегмента, а также обеспечения рабочих мест и выплаты налогов. По его мнению, локализация производственных мощностей зарубежных компаний в Украине может привести к изменениям бизнес-среды, дальнейшему обострению конкуренции и усилению государственного влияния.

Владимир Митин, региональный директор компании «Актавис» в СНГ, поделился мнением относительно перспектив локализации производства в Украине, в частности, о стратегических планах компании «Актавис». По словам докладчика, компания не рассматривает локализацию производства в краткосрочной перспективе. В числе основных целей компании он выделил выведение новых продуктов на рынок. В заключение В. Митин поделился оптимистическими ожиданиями относительно дальнейшего развития отечественного фармрынка и компании «Актавис» на нем.

Игорь Герасимчук, глава представительства «Софарма» в Украине, считает, что в Украине есть значительный потенциал для привлечения иностранных партнеров, а также для увеличения экспорта, что, безусловно, является одним из основных драйверов развития фармацевтической отрасли. При этом важная роль должна отводиться эффективному взаимодействию государства и бизнеса, в частности в сфере развития R&D-сегмента.

Олег Фельдман очертил несколько основных, по его мнению, факторов, негативно влияющих на приток иностранных инвестиций в украинский фармрынок посредством локализации производства зарубежными компаниями. Во-первых, фактический объем рынка Украины является недостаточным для крупных иностранных инвестиций. Во-вторых, государство не создает стимулирующих условий для привлечения зарубежных инвестиций, хотя бы в виде гарантированного госзаказа на закупки производящихся лекарственных препаратов.

О. Фельдман на примере России рассказал о привлечении иностранных инвестиций в фармацевтическую отрасль страны. Так, на территории России формируются кластеры с вертикальной интеграцией, которая в идеальном варианте подразумевает объединение всех этапов производства продукта, начиная с научных исследований и заканчивая реализацией препаратов. Точка приложения инвестиций, которая может быть выгодна в этом контексте крупным мультинацио­нальным компаниям, — это в том числе и использование интеллектуального потенциала для проведения научных исследований. Результатами данного процесса в ожиданиях может стать развитие в целом фармацевтической инфраструктуры страны, увеличение финансирования отрасли, открытие новых образовательных курсов и т.д.

Таким образом, в процессе привлечения международных инвестиций в фармацевтическую отрасль Украины, в развитие ее инфраструктуры, в сегмент R&D, важным аспектом является формирование определенных условий, которые будут интересны и перспективны как международным компаниям, так и локальным производителям. Создание реальных преференций в отрасли здравоохранения в Украине откроет новые возможности для участников фармрынка и будет способствовать интеграции украинского фармсектора в мультинациональное пространство.

Благодаря ежегодной аналитической конференции диалоги и дискуссии лидеров рынка об основных аспектах, проблемах, ожиданиях и прогнозах на будущее перспективной фармацевтической отрасли в Украине были услышаны. Предупрежден — значит, вооружен… 

Продолжение следует…

Юлия Гицман, фото Сергея Бека
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті